Научная статья на тему 'Влияние информационной продукции на эмоциональную сферу подростка'

Влияние информационной продукции на эмоциональную сферу подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / АГРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сморжевская А.А.

В данном исследовании рассматривается вопрос о возможности влияния различных видов информационной продукции на эмоциональную сферу подростка. Произведен теоретический анализ смысловой нагрузки информационной продукции и различных факторов влияния. Выявлена возможность анализа количественного влияния информационной продукции на проявление повышенной тревожности и агрессивности в подростковой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационной продукции на эмоциональную сферу подростка»

Влияние информационной продукции на эмоциональную сферу подростка Influence of information products on the emotional sphere of a teenager

Сморжевская А.А.

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград e-mail: volgograd989@mail.ru

Smorzhevskaya A.A.

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: volgograd989@mail.ru

Аннотация.

В данном исследовании рассматривается вопрос о возможности влияния различных видов информационной продукции на эмоциональную сферу подростка. Произведен теоретический анализ смысловой нагрузки информационной продукции и различных факторов влияния. Выявлена возможность анализа количественного влияния информационной продукции на проявление повышенной тревожности и агрессивности в подростковой группе.

Annotation.

This study examines the possibility of the influence of different types of information products on the emotional sphere of a teenager. Made a theoretical analysis of the meaning of the information of the product and various factors influence. The possibility of analyzing the quantitative influence of information products on the manifestation of increased anxiety and aggressiveness in the adolescent group is revealed.

Ключевые слова: информационная продукция, психическое здоровье, подростковый возраст, эмоциональная сфера, агрессивность, тревожность.

Key words: information products, mental health, adolescence, emotional sphere, aggressiveness, anxiety.

Актуальность данной темы исследования состоит в том, что в современном мире широко распространяется, различная по своему содержанию, информационная продукция, которая может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на психическое, физическое и нравственное здоровье ребенка.

С помощью средств массовой информации, фильмов, онлайн игр, социальных сетей и книг на человека может оказываться психологическое воздействие, с целью изменения его установок, мотивов и целей. Взрослый, психически зрелый человек способен анализировать поступающую информацию. Но ребенок не всегда способен правильно оценивать информацию, принимая все без исключения. Примеры поведения, мировоззрений он примеряет к себе, часто не до конца отдавая отчет в нравственности и последствиях. Поэтому информация, несущая деструктивный или противоправный характер может стать образцом для подражания. В частности в группе риска находятся подростки, так как именно этот период является важным в формировании личности в целом [8, 13].

На данный момент со стороны взрослых часто наблюдается слабый контроль просмотров онлайновых компьютерных программ (в частности, речь идет о компьютерных играх) и материалов, которые могут причинить вред психическому здоровью ребенка. Бесконтрольный массив данных влияет на мотивационно - смысловую сферы подростка, нервно - психические процессы посредством различной психологической нагрузки, что часто приводит к антисоциальному поведению и развитию различных расстройств всех сторон функционирования личности [4, 10, 11].

Вред, который может нести в себе информационная продукция, может проявляться в появлении: морально-нравственной деформации, эмоционально-волевой зависимости, повышенного уровня агрессивности (агрессивное

поведение, криминальное поведение, девиантное поведение), «патологизации» имеющейся клинической основы и обострении психического расстройства. Также возможно искажение социализации незрелой личности, формирование психопатий, сохранение незрелости психической сферы и проявление необратимых или мало обратимых последствий для здоровья, такие как суицид. В особенности информационная продукция оказывает воздействие на подростка, так как они более впечатлительны, чем взрослые. Им не хватает тонкого понимания моральных норм. Например, частое наблюдение за сценами насилия в телевидении может привести к желанию подражать, что приводит к девиантному поведению, «подражательному суициду» и другим противоправным поступкам. Нанесение вреда может быть не только по отношению к окружающим, но и своему психическому и физическому здоровью. Для подростка в целом характерна противоречивость в поступках и остальных сферах, «несформированность» личности, неустойчивость эмоциональной сферы, вследствие этого информационная продукция может привести к негативным установкам в поведении подростка [1, 2, 5, 6, 12].

В результате исследования влияния информационной продукции на эмоциональную сферу подростка в зависимости от частоты использования наиболее распространенных видов - кинематограф, социальные сети, компьютерные игры, было выяснено:

- различные виды информационной продукции (качественного и количественного характера) оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу подростка в виде повышенного уровня агрессивности и тревожности.

- существует связь: чем больше подросток уделяет времени на определенные виды информационной продукции (компьютерные игры, социальные сети, фильмы), тем выше у него будет наблюдаться уровень агрессивности и тревожности.

В исследовании приняли участие 50 учеников 14 - 16 лет средней общеобразовательной школы.

В изучении проблемы влияния информационной продукции на эмоциональную сферу подростка были применены следующие методы исследования: анализ научной литературы, метод тестирования и статистический анализ данных. Применялись следующие психодиагностические методики:

1. Авторская анкета «Выбор информационной продукции».

2. Исследования уровня агрессивности: опросник Басса - Дарки.

3. Исследование уровня тревожности: шкала ситуативной тревожности Ч.Д.Спилберга- Ю.Л.Ханина

Обследуемым раздавались буклеты, в которые были включены все вышеуказанные опросники и инструкции по

работе с ними. Свои ответы респонденты отмечали в специальных бланках ответов. Для оценки достоверности полученных результатов вычислялся параметрический критерий достоверности t Стьюдента и непараметрический и Манна - Уитни.

Анкета «Выбор информационной продукции» содержала два основных блока. Первый блок (вводный) с информацией о том, кто, с какой целью проводит исследование, предоставлялись гарантии конфиденциальности данных и приводились инструкции по работе с инструментарием. Второй блок (основной) включал в себя несколько вопросов по частоте просмотров той или иной информационной продукции и выбор наиболее значимого вида информационной продукции (компьютерные игры, фильмы, социальные сети).

Перед началом психологической диагностики предлагалось ответить на вопросы, с целью выявления предпочтений в выборе информационной продукции (СМИ, фильмы, компьютерные игры) и установление частоты использования данных видов информационной продукции.

В результате обработки ответов были получены среднее арифметическое (М) и процентное распределение подростков в зависимости от времени использования одного из видов информационной продукции (компьютерные игры, фильмы, социальные сети).

Данные, приведенные в табл. 1., свидетельствуют о том, что 32 % подростка уделяют 1- 2 часа своего времени за мультимедийными предметами, 48 % - 3-4 часа и 20 % - от 5 часов и более.

Таблица 1. Результаты исследования

1 группа (время/ч) 2 группа (время/ч) 3 группа (время/ч)

Среднее и стандартная ошибка

Компьютерные игры 1,7±0,1 2,3±0,3 3,8±0,4

Фильмы 1±0 2,1 ±0,3 1,7±0,3

Социальные сети 1,5±0,2 2,5±0,2 2±0,1

Из таблицы мы видим, что на первом месте по количеству уделяемого времени, являются социальные сети, на втором месте - компьютерные игры, третье - фильмы.

50

40

К 30

Я

а 20

И

10

0

Компьютерные игры Фильмы

Социальные сети

1 группа 2 группа 3 группа

Группы подростков

Рисунок 1 - Средние значения каждой информационной продукции по времени В среднем, для подростка время проведения за компьютером и другими мультимедийными предметами должно

составлять не более трех часов в день. Следовательно, вторая и третья группы подростков могут попасть в зону риска по

выявлению нарушений в эмоциональной и других сферах личности.

С целью выявления уровня тревожности был проведен опросник Спилберга - Ханина. Для тестирования была

выбрана одна шкала: ситуативная тревожность, так как шкала личностная тревожность может не дать достоверных

результатов связей, и формируется под влиянием других социальных факторов.

Данные представленные в табл.2., свидетельствуют, что из 16 подростков, предпочитающих уделять 1- 2 часа

времени на информационную продукцию 75 % имеют низкий уровень ситуативной тревожности и 25 % умеренный

уровень ситуативной тревожности. Из 24 подростков второй группы 8,3 % имеют низкий уровень, 54,17 % имеют

умеренный уровень и 37,5 % подростков составляют с высоким уровнем ситуативной тревожности. Из 10 подростков

третьей группы наблюдается умеренный уровень (20 %) и высокий (80 %) уровень ситуативной тревожности.

Шкала 1 - 2 часа (16) 3-4 часа (24) Более 5 часов (10)

До 30 баллов 31 - 44 баллов Больше 45 баллов До 30 31- 44 Больше 45 До 30 31- 44 Больше 45

Ситуативная тревожность 12 4 - 2 13 9 2 8

Таблица 3. Среднегрупповые значения по методике Спилберга- Ханина

Шкала 1 группа 2 группа 3 группа

Средние значения и стандартное отклонение

Ситуативная тревожность 28,6±0,8 39, 1±1,4 49,3 ±0,7

Рисунок 2 - Средние значения показателей ситуативной тревожности по группам (методика Спилберга - Ханина) Таким образом, ситуативная тревожность наиболее выражена у подростков третьей группы, предпочитающих

уделять на различные виды информационной продукции более трех часов. Тревожности в первой и второй группах

выражено не сильно.

Для исследования агрессивности подростков была проведена методика Басса - Дарки. Данные представленные в табл.4., свидетельствуют о том, что в целом, уровень различных видов агрессивности выражены у третьей группы.

Шкала 1 группа 2 группа 3 группа

Средние показатели агрессивности (в стенах)

Физическая агрессия 1,9 2,8 5,2

Косвенная агрессия 1,8 3,1 5,2

Раздражительность 2,4 3,5 5,3

Негативизм 3 3,1 5,1

Обида 1,9 1,7 2,1

Подозрительность 2 1,7 2,1

Вербальная 2 3,9 5,3

Чувство вины 1,6 1,4 1,3

3 группа

2 группа

1 группа

I чувство вины вербальная подозрительность обида негативизм раздражительность косвенная I Физическая

Рисунок 3 - Среднегрупповые показатели ответов респондентов ( по методике Басса- Дарки)

Индекс 1 группа 2 группа 3 группа

Средние значения

Агрессивность 2,2 3,7 4,2

Враждебность 2,3 2,6 3,5

Таким образом, был сделан вывод, что подростки, уделяющие меньше времени на информационную продукцию имели низкую и среднюю ситуативную тревожность. Подростки, которые предпочитающие больше трех часов уделять на компьютерные игры, социальные сети, фильмы имели повышенный уровень тревожности и агрессивности.

Результат по шкале «негативизм» по опроснику Басса - Дарки высокий для всех групп - это может объясняться особенностями подросткового возраста, при котором одной из реакций поведения является негативизм и протест. Результаты по шкалам «обида», «подозрительность» и «чувство вины» не выражено не в одной группе.

Для установления достоверности различий полученных показателей методики Спилбкерга - Ханина был проведен параметрический критерий t Стьюдента для независимых выборок. Подростки были разделены на две группы: первая группа - уделяемое время 1-3 часа, вторая группа - более 4 часов. Полученные результаты представлены в таблице № 6.

Выборка N М ±т Значимость (2-сторонняя)

1 группа 21 31,04±1,47 ,000

2 группа 29 42,48±1,34 ,000

По результатам выяснено, что p <0,05, следовательно, различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости.

Для установления достоверности различий полученных показателей методики Басса- Дарки был проведен непараметрический критерий U Манна - Уитни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные, полученные в ходе статистической обработки результатов, представлены в таблице 7.

Шкалы Средний ранг Значимость (2- сторонняя)

1 группа 21 2 группа 29

Физическая агрессия 14,19 33.69 0,000

0

1

2

3

4

5

6

Косвенная агрессия 12,60 34,84 0,000

Раздражительность 17,00 31,66 0,000

Негативизм 22,40 27,74 0,001

Обида 25,02 25,84 0,058

Подозрительность 26,52 24,76 0,012

Вербальная 11,74 35,47 0,000

Чувство вины 25,71 25,34 0,227

По шкалам агрессивности в исследуемых группах выявлены достоверные различия между следующими показателями: физическая, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, подозрительность и вербальная агрессия. Данные показатели наиболее выражены у второй группы, где подростки предпочитали большее время проводить за компьютерными играми и социальными сетями. Из всех реакций у второй группы наиболее выражена вербальная агрессия (средний ранг = 35, 47). По сравнению со второй группой, у первой более выражена «подозрительность» (средний ранг = 26, 52)

Таким образом, гипотеза исследования подтверждается, чем больше подросток уделяет времени на информационную продукцию (в данном случае это компьютерные игры, социальные сети и фильмы) тем больше наблюдается уровень ситуативной тревожности и некоторые виды агрессивности, чем у подростков, которые меньше смотрят информационную продукцию.

Данное исследование отражает следующие результаты:

1. Большинство подростков предпочитает уделять внимание информационной продукции больше положенной нормы (более 3 часов).

2. Подростки различаются по степени выраженности агрессивности и тревожности: 1 группа (1 - 3 часа) имеет средний и низкий уровень изучаемых характеристик; 2 группа (4 и более часов) имеет повышенный и высокий уровень тревожности и агрессивности. Различия статистически значимы.

3. Исследовательская гипотеза подтверждена, но требуется дополнительное исследование, для выявления личностных особенностей подростков, социальной ситуации развития. Необходимо указать не только частоту получения информационной продукции, но и характер, направленность выбираемой информационной продукции.

В связи с вышесказанным становится вопрос об информационной безопасности детей, которая определяется как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, нравственное развитие. Необходимо создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. При ознакомлении с теорией по данной проблеме, наблюдается много работ указывающих на связь между акцентуацией характера и выбором информационной продукции. То есть, если личность обладает агрессивными наклонностями, то соответственно выбирать будет агрессивно направленные программы. Другими словами, личность уже имеет наклонность, направленность на частоту и выбор информационной продукции и, следовательно, информация не влияет на человека, а оказывает стимулирующее действие для развертывания патологических черт характера [3, 9].

Данные полученные при теоретическом и эмпирическом исследовании отражают актуальность исследования влияния информационной продукции на психическое благополучие личности и возможность своевременно проследить негативные последствия от воздействия информационной продукции, вовремя провести профилактику, коррекцию или определить показания к направлению к врачу (неврологу или психиатру).

Список используемой литературы:

1.Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.psychologos.ru - Загл. с экрана

2.Вихристюк, О.В. Средства массовой коммуникации в системе предикторов суицидального поведения в подростковом возрасте, 2013, № 1. psyjournals.ru

3.Дорогова, Е.В. Юридическая сущность информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей / Е.В. Дорогова// Правопорядок: история, теория, практика. - 2014.- № 1(2). - С. 3 - 6.

4.Жмуров, Д. В. Сценарная агрессия подростков / Д.В. Жмуров// Экономико-юридический журнал. - 2001. - № 3. - С.253 - 255.

5.Кабизулов, В.С. Просуицидные и антисуицидальные факторы информационной сети Интернет/В.С. Кабизулов // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2013. - № 1 (1). -С.1 - 30. - Режим доступа: medpsy.ru - Загл. с экрана.

6.Любов, Е.Б. СМИ и подражательное суицидальное поведение / Е.Б. Любов// Суицидология: электрон. науч. журн. - 2012. - № 3 (8). - С.20 - 29. - Режим доступа: www.psychiatr.ru - Загл. с экрана.

7.Рыдченко, К.Д., Лукина, Е.В. Правовая защита детей от вредоносного воздействия информации, оправдывающей противоправное поведение /К.Д. Рыдченко, Е.В. Лукина// Вестник Воронежского института МВД России: электрон. науч. журнал. - 2014. - № 3. - С. 1- 6. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru - Загл. с экрана

8.Скрипкарь, М.В. Манипулятивные технологии кинематографа / М.В. Скприпарь// Вестник Бурятского Государственного Университета: электрон. науч. журнал. - 2009. - № 6. - С. 288 - 290. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru - Загл. с экрана.

9.Тазин, И.И. Правовое обеспечение информационно - психологической безопасности несовершеннолетних /И.И. Тазин// Вестник ТГПУ: электрон. науч. журнал. - 2012. - № 6 (121). - С. 220 - 226. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru - Загл. с экрана.

10.Тарасов, К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино» / К.А. Тарасов// Социологические исследования: электрон. науч. журнал. - 1996. - № 2. - С. 35 - 41. - Режим доступа: www.ecsocman.ru - Загл. с экрана.

12.Цурко, А.М. Влияние насилия на телевидении на психику у детей / А.М. Цурко// Молодежный сборник научных статей «Научные стремления»: электрон. науч. журнал. - 2012. - № 4. - С. 45 - 47. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru - Загл. с экрана.

13.Чурсинова, О.В. Влияние телевидения на содержание представлений подростков об агрессивном поведении / О.В. Чурсинова// Научные проблемы гуманитарных наук: электрон. науч. журнал. - 2010. - № 10. - С.3- 11. - Режим доступа: www.cyberleninka.ru - Загл.с экрана.

14.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология - М.: Гардарика, 2007. - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.