Научная статья на тему 'Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна'

Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.И. Карпович, О.Д. Чабан

Инсомния у подростков является причиной эмоциональной лабильности, раздражительности, нарушений поведения (несдержанности, взрывчатости, агрессивности). Следствием нарушений сна является нарушенный уровень бодрствования, характеризующийся повышенной утомляемостью, длительными и интенсивными головными болями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.И. Карпович, О.Д. Чабан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна»

пшшиим

Р И в с л

№ 2 (132) март, 2015

[КОНСИЛИУМ. НЕВРОЛОГИЯ)

Е.И. КАРПОВИЧ, О.Д. ЧАБАН, ЛДЦ МИБС, г. Н. Новгород

Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна

Инсомния у подростков является причиной эмоциональной лабильности, раздражительности, нарушений поведения (несдержанности, взрывчатости, агрессивности). Следствием нарушений сна является нарушенный уровень бодрствования, характеризующийся повышенной утомляемостью, длительными и интенсивными головными болями.

Средняя продолжительность ночного сна у подростков колеблется от 7 до 8 часов, хотя потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет от 9 до 10 часов. Подростки испытывают дефицит сна по многим причинам: изменение времени засыпания (сдвиг ночного засыпания с 21.00 до 23.00); школьное расписание (во многих школах занятия начинаются в 8.30, и если школа расположена далеко, ребенку приходится вставать очень рано); школьные обязанности (домашнее задание, занятия спортом и т.д.).

К психологическим факторам нарушения сна относятся различные стрессовые и фрустрирующие ситуации, в которых оказывается подросток. Причиной нарушений сна является увеличение тревожности, являющейся субъективным проявлением неблагополучия личности и развившейся ее дезадаптации. В подростковом периоде, являющимся кризисным и сенситивным в развитии личности, тревожность представляет собой эмоциональное состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития. Типичный способ бегства от тревоги - проявление агрессии в различных ее видах. Еще одним психическим состоянием, приводящим к нарушениям сна, является фрустрация. Подросток в состоянии фрустрации может испытывать агрессивные чувства, беспокойство и напряжение. Уменьшение тревожности и фрустрации является важным этапом в терапии инсомнии и головной боли у подростков.

Целью исследования явился анализ ситуативной и личностной тревожности, агрессии и фрустрации у подростков с инсомнией и головной болью.

Обследованы 28 подростков в возрасте 14 - 16 лет, из них 12 мальчиков и 16 девочек. Группа контроля состояла из 28 здоровых подростков, учащихся среднеобразова-тельных школ. Критериями включения в исследование явились жалобы больных, характерные для диагноза первичной психофизиологической инсомнии, сохраняющиеся более одного месяца (ICSD-2, 2005).

У подростков исследовался уровень ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера - Ханина), анализировалась степень фрустрации, тревожности, агрессивности (опросник Айзенка), степень выраженности агрессии (опросник Басса-Дарки). Всем пациентам проводился ночной видео-ЭЭГ-мониторинг с анализом структуры сна (фазы быстрого и медленного сна, соотношение стадий медленного сна), скорости засыпания.

В результате анализа жалоб было отмечено, что трудности засыпания отмечались у 19 (67,2 %) детей, раннее утреннее пробуждение у 12 (42,8%), частые пробуждения у 10 (35,7%) детей, ощущение тревожности и наплыв агрессивных мыслей перед сном у 11 подростков (39,2%), невозможность расслабиться перед сном отмечена у 8 детей (28,5%). На головные боли жаловались более половины подростков (68,2%).

В группе подростков с инсомнией низкий уровень личностной тревожности отмечен у 4 (14,3%), средний уровень у 8 (28,6%) и высокий уровень тревожности у 16 (57,1%) больных. В группе контроля данные показатели составили соответственно для ситуативной и личностной тревожности 14,3% и 7,1% для низкого уровня тревожности, 71,4% и 50% для среднего уровня и 14,3% и 48,8% для высокого уровня тревожности.

Анализ результатов опросника Басса-Дарки в группе подростков с диссомнией

выявил достоверное повышение уровня раздражения (8,36±2,18). Кроме того, у подростков с нарушениями сна был отмечен высокий уровень негативизма (6,18±1,13) и вербальной агрессии (6,24±2,36). Значительно повышенным в данной группе подростков явился показатель, характеризующий степень выраженности чувства вины (6,24±1,18).

Анализ показателей, полученных с помощью опросника Айзенка в исследуемой группе, выявил также достоверное повышение показателей по шкале тревожности и агрессии, которые составили соответственно 10,24±2,91 и 14,23±3,17 баллов.

По результатам анализа видео-ЭЭГ-мониторинга, преобладанием 1-2 стадий сна (отсутствие стадий глубокого сна) отмечалось у 54,3% пациентов, длительное засыпание (более 40 минут) у 67% , прерывистый сон у 35%, нечеткое формирование физиологических паттернов сна - у 39,1% детей.

Таким образом, по результатам проведенного обследования было отмечено, что более половины подростков с инсомнией предъявляют жалобы на головные боли. У таких детей отмечается высокий уровень тревожности, как следствие - развития психосоматических и соматопсихических расстройств. В данной группе подростков был также отмечен значительно повышенный показатель по шкале фрустрации, отражающий наличие постоянных внутренних переживаний, повышение уровня напряжения из-за наличия нереализованных внутренних и внешних потребностей. Всё это неразрывно связано с высокой частотой у таких детей функциональной головной боли (психалгий).

Соблюдение гигиены сна (ограничение просмотра телепередач, компьютерных игр, прослушивания музыки перед сном, употребления кофеинсодержащих продуктов), а также своевременная диагностика помогает в большинстве случаев решить проблемы инсомнии, повышенной утомляемости и головных болей в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.