Научная статья на тему 'Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья'

Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1461
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ КАК ИНДИКАТОР ПРОБЛЕМ В ЗДОРОВЬЕ / УТОМЛЕНИЕ И ИПОХОНДРИЧНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ / ТРЕВОЖНОСТЬ-АГРЕССИВНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ / PERSONALITY TRAITS OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS AS AN INDICATOR OF HEALTH PROBLEMS / FATIGUE AND HYPOCHONDRIA SYMPTOMS OF URBAN ADOLESCENTS / ANXIETY AND AGGRESSIVENESS OF RURAL ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хван Андриан Андрианович

Представлены материалы изучения личностных особенностей городских и сельских подростков. Установлено, что городские и сельские подростки, с учетом пола и возраста, качественно различаются между собой. Городские подростки реагируют на окружающую среду формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности. Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. Полученные данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации, позволяют отнести старших подростков (городских и сельских) к группе риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TRAITS OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

This article describes the results of our research of personality traits of urban and rural adolescents. It has been established that there are qualitative differences between urban and rural adolescents, with the account of their gender and age. Urban teens react with the formation of resistant forms of various types of fatigue and increased hypochondria symptoms. Rural adolescents adapt to their environment through the development of high levels of anxiety and aggression. The data obtained, taking into account the peculiarities of the socio-cultural situation, indicate that older teens (urban and rural) can be assigned to the risk group.

Текст научной работы на тему «Особенности личности городских и сельских подростков в контексте психологического здоровья»

182

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, N° 2 (38), с. 182-189

УДК 371.78

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

© 2015 г. А.А. Хван

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского госуниверситета andrian-khvan@mail. ru

Поступила в редакцию 28.01.2015

Представлены материалы изучения личностных особенностей городских и сельских подростков. Установлено, что городские и сельские подростки, с учетом пола и возраста, качественно различаются между собой. Городские подростки реагируют на окружающую среду формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности. Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. Полученные данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации, позволяют отнести старших подростков (городских и сельских) к группе риска.

Ключевые слова: личностные особенности городских и сельских подростков как индикатор проблем в здоровье, утомление и ипохондричность городских подростков, тревожность-агрессивность сельских подростков.

Постановка проблемы

В настоящее время социальный институт детства - школа - испытывает колоссальные изменения и во многих случаях не в состоянии обеспечить адекватную социализацию подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют показатели суицидального поведения подростков, которые традиционно рассматриваются как индикатор социально-психологической дезадаптации [1]. Наиболее опасный возраст завершенных суицидов - с 14-15 лет и выше. При этом среди сельской молодежи показатели смертности от самоубийств выше в 2.2 раза [2]. Огромную роль в этом процессе играют социально-экономические факторы, а именно - бедность семьи; и риск попадания в бедные у сельских жителей выше, чем у городских [3].

Добавим, что за короткое время число сельских школ, по данным Росстата, сократилось с 45 тыс. до 30.6 тыс. и этот процесс продолжается. Отнесение к группе неперспективных твоей школы (а значит, в какой-то мере и тебя самого) не может не сказаться на психологическом состоянии подростка.

Как совершенно справедливо считает Д.И. Фельдштейн, мы просто обязаны изучать, в какой мере и в какую сторону изменяются ранее устойчивые характеристики личности подростков под влиянием «социально -культурной ситуации российского социума в целом до различных отдельных макро- и микросред, в которые включен ребенок» [4, с. 9].

Подросток - это будущая рабочая сила, от качества развития которой во многом зависит благосостояние общества. Поэтому представляется важным изучение личностных особенностей подростков (как психологических индикаторов возможных проблем со здоровьем) в связи с меняющейся социальной ситуацией.

Именно с этих позиций мы провели ряд взаимосвязанных исследований городских и сельских подростков в 2004-2012 гг. Были обследованы три территориально независимые выборки городских и сельских подростков.

Методика, результаты и их обсуждение

В первом случае (2004-2007 гг.) использовался опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса - А. Дарки, во втором (2007-2009 гг.) - опросник А. Басса - А.Дарки, опросник эмоциональной напряженности Е.С. Романовой, опросник Гиссенский опросник (регистрирует жалобы респондентов, классифицированные по определенным симптомо-комплексам различных заболеваний) и Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина. В третьем исследовании (2009-2012 гг.) к данному набору были добавлены Шкала астенического состояния Л.Д. Мойновой и три опросника диагностики физического, умственного и хронического утомления А.Б. Леоновой. Все методики были предварительно стандартизированы на других выборках подростков. В общей сложности было об-

следовано более 2000 городских и сельских подростков в возрасте 12-18 лет.

По стандартизированному опроснику А. Басса и А.Дарки было обследовано более 500 городских и сельских подростков в возрасте 1215 лет. Опросник диагностирует следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм (оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства); раздражение; обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева за действительные или мнимые страдания); подозрительность, чувство вины (угрызения совести, степень убеждения обследуемого, что он совершает плохие поступки).

Анализ показал определенные различия в особенностях проявлений агрессивности и враждебности городских и сельских подростков. Установлено, что у сельских подростков намного выше (р < 0.01) подозрительность и, по сравнению с городскими, они более (р < 0.05) склонны к физической агрессии.

В структуре форм агрессивности у городских подростков с большим отрывом лидирует чувство вины, далее идут, с минимальным разрывом между собой, негативизм и вербальная агрессия. У сельских подростков лидер тот же -чувство вины, далее с минимальными разрывами следуют подозрительность и физическая агрессия.

Выяснилось, что городские мальчики и девочки меньше похожи друг на друга, нежели сельские. Так, городские мальчики «предпочитают» физическую агрессию, переживают чувство вины и, по-видимому, реагируют на него через вербальную агрессию. У городских девочек также ведущая форма - чувство вины, которую подкрепляют обида и подозрительность.

У сельских мальчиков и девочек структура предпочитаемых форм агрессии практически идентична. Так, у мальчиков доминируют физическая агрессия, чувство вины и подозрительность. У сельских девочек эти показатели меняют очередность, но их состав совпадает: на первом месте чувство вины, далее - подозрительность и физическая агрессия.

Сравнительный анализ показывает, что имеются определенные различия в проявлениях агрессивности как интегрального показателя поведения (по А. Бассу - А. Дарки) по стандартизированным данным. Установлено, что с возрастом происходит значительная дифференциация в уровне проявления агрессивности. Так, на уровне 5-7 классов выявлено примерное равенство между городскими (43% с «высоким»

уровнем агрессии) и сельскими подростками (27.3% с «высоким» и 14.3% с «очень высоким» уровнем агрессивности). А уже на уровне 89 классов у городских подростков выявлено 29% лиц с «высоким» уровнем агрессивности, а у сельских подростков - 27% лиц с «высоким» и 15% лиц с «очень высоким» уровнем агрессивности. Очевидно, что у городских подростков происходит определенная социализация через купирование крайних форм проявления агрессивности, а у сельских подростков уровень агрессивности с возрастом не меняется.

Анализ показал, что агрессивность у сельских мальчиков и девочек выше, чем у городских: более 40% сельских мальчиков демонстрируют «высокий» и «очень высокий» уровень агрессивности, у городских мальчиков этот показатель составляет только 25%. Аналогично среди сельских девочек 44% показывают «высокий» и «очень высокий» уровень проявления агрессивности, а среди городских - выявлено только 27% с «высоким» уровнем агрессивности. Интересно, что сельские девочки проявляют агрессивность практически наравне с сельскими мальчиками, аналогичная картина наблюдается при сопоставлении городских мальчиков и городских девочек, что лишний раз подчеркивает особенности социоадаптации в городских и сельских условиях.

Приведенные данные показывают, что сельские подростки по сравнению с городскими, более склонны к проявлению агрессии. Это проявляется как в уровне агрессии, так и в ее специфических особенностях (все рассмотренные различия достоверны на уровне р < 0.001).

Полученные результаты не совсем тривиальны. Тот факт, что сельские подростки более агрессивны, чем городские, возможно, связан с восприятием диссонанса между возможностями большого мира, представленного средствами массовой информации, и реальностью, окружающей этих подростков. Некоторые основания думать таким образом дают материалы пилотного обследования группы сельских подростков.

Всего было обследовано 60 подростков 1315 лет и 16-17 лет (по 30 человек в каждой группе) по следующим методикам: опросник А. Басса - А. Дарки, Гиссенский опросник, опросник эмоциональной напряженности Е.С. Романовой, шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина. Поскольку нас интересовали прежде всего взаимосвязи между различными показателями, использовался известный метод корреляционных плеяд.

Рис. 1. Состояние старших подростков

Анализ показал наличие существенных различий в формировании корреляционных плеяд в разных возрастных группах. В среднем подростковом возрасте мы регистрируем две изолированные плеяды, включающие, соответственно, два и три показателя: «личностная тревожность - обида» и «истощение - ситуативная тревожность - эмоциональная напряженность». Совершенно другая ситуация выявлена в старшем подростковом возрасте (рис. 1).

На рисунке хорошо видно, что формируется жестко сцепленная, замкнутая структура (все связи на уровне р < 0.01; р < 0.001), включающая взаимосвязанные показатели тревожности, агрессивности, ипохондричности (жалобы на здоровье), астенизации и эмоционального напряжения. Минимальное количество связей — по две - обнаружено у показателей «сердечные жалобы», «истощение и подозрительность». Лидируют показатели эмоционального напряжения (8 связей) и личностной тревожности (8 связей). Эти два показателя являются своеобразными центрами притяжения, системообразующими факторами состояния напряженности (стресса) сельских старших подростков.

Вероятно, подобные состояния связаны с социальной ситуацией развития сельских подростков: необходимость выбора жизненного пути и объективно ограниченные возможности этого выбора. Так или иначе, имеющиеся данные позволяют предположить, что и городские, и сельские подростки находятся в состоянии стресса («тяжело быть молодым!»), но проявления этого

стресса имеют свою специфику, в зависимости от места проживания.

Проверке этого предположения было посвящено дальнейшее исследование. Было обследовано 620 городских и 580 сельских подростков 13-18 лет. Исследование проводилось на юге (Новокузнецкий, Прокопьевский и Беловский районы) и севере (Кемеровский район) Кемеровской области и в гг. Новокузнецк и Междуре-ченск.

Полученные результаты показали, что городские подростки больше устают (как физически, так и умственно) и значительно чаще высказывают жалобы относительно состояния своего здоровья. Сельские школьники, как и в предыдущем исследовании, значительно более агрессивны в своем поведении, за исключением косвенных форм агрессии. По индексу враждебности сельские школьники значительно опережают городских. Аналогично, сельские подростки являются более тревожными по сравнению с городскими сверстниками. Все выделенные различия являются достоверными (на уровне р < 0.01; р < 0.001).

Дополним количественную характеристику некоторыми качественными показателями. На рис. 2 представлены (в процентах) доли школьников с высоким уровнем выраженности того или иного параметра.

Обращают на себя внимание следующие обстоятельства. Почти половина городских школьников характеризуется высоким уровнем физического (45%) и умственного (39%) утомления.

Рис. 2. Доля школьников с высоким уровнем выраженности личностных качеств

Условные обозначения: ФУ - физическое утомление; УУ - умственное утомление; П - подозрительность; Об. - обида; ЧВ - чувство вины; Аст. - астеническое состояние; СТ - ситуативная тревожность; ЛТ - личностная тревожность

60 50 40 30 20 10 0

Iе?!

□ Город

□ Село

ФУ УУ П Об. ЧВ Аст. СТ ЛТ

Среди сельских школьников эта доля меньше, но тоже достаточно велика (почти треть). Очень настораживает ситуация с такими характеристиками, как подозрительность, обида и чувство вины. Практически каждый второй городской и сельский школьник испытывает эти чувства в сильной степени. Можно предположить, что повседневная жизнь дает постоянную «пищу» для переживания и проживания указанных чувств.

Особая роль в формировании этих внутренних и внешних форм поведения принадлежит тревожности. Тревожность может сначала стать следствием определенных внешних обстоятельств, а затем фактором отбора этих обстоятельств и расширительного толкования их как объективных причин тревожности. В детстве мы испугались собаки, затем мы стали бояться собак, потом других животных, потом просто бояться. Мы видим, что более половины всех обследованных городских и сельских подростков характеризуется высоким уровнем развития ситуативной тревожности. То есть более половины наших школьников на очень широкий круг ситуаций склонны реагировать прежде всего реакцией тревоги. Почти у половины обследованных это становится ярко выраженной личностной чертой. Неудивительно, что до 37% обследованных подростков предъявляют высокий уровень претензий к состоянию собственного здоровья: высокий уровень жалоб на работу сердечно-сосудистой системы демонстрируют 31% городских и 22% сельских школьников; желудочные жалобы, соответственно, 36% и

22%; жалобы на астеническое состояние у 37% городских и 30% сельских подростков.

Установлено, что у городских юношей гораздо более выражена физическая агрессия и меньше выражена косвенная агрессия и личностная тревожность, по сравнению с городскими сверстницами (все различия достоверны на уровнер < 0.01).

Сельские юноши и девушки отличаются друг от друга намного сильнее, по сравнению с городскими: различия (р < 0.01; р < 0.001) обнаружены по 10 параметрам в сельской выборке и только по 3 в городской выборке. Сельские девушки характеризуются более высокими значениями хронического утомления, вербальной и косвенной агрессии, ситуативной и личностной тревожности, большим количеством жалоб на свое здоровье и более высоким уровнем чувства вины.

При анализе выяснилось, что городские и сельские девушки-подростки также значительно различаются между собой (достоверность различий по 8 параметрам на уровне р < 0.001).

Более высокий уровень физического и умственного утомления городских жителей встречается в наших данных постоянно. Удивляет степень выраженности этих видов утомления. Установлено, что девушки-горожанки с высоким уровнем физического и умственного утомления составляют почти половину (46% и 39% соответственно) от всех городских девушек-подростков. В сельской местности эти показатели ниже, особенно физического утомления

(только 29% и 34%). Традиционно городские подростки, как юноши, так и девушки, высказывают больше жалоб на состояние здоровья, чем селяне.

Сельские девушки демонстрируют более высокую степень ситуативной и личностной тревожности. Причем показатель личностной тревожности выглядит более проблемным. Дело в том, что это устойчивая личностная характеристика и более половины сельских девушек (55%) имеют этот показатель на уровне высокой степени развития. У городских девушек доля таких лиц ниже (39%), но также достаточно высока.

У сельских девушек в структуре личностных характеристик доминирует чувство вины. Почти половина (48%) сельских девушек испытывает значительные угрызения совести. Среди городских девушек этот показатель значительно меньше (38%).

Сравнительный анализ городских и сельских подростков-юношей показал уже известные вещи. Городские юноши больше устают, предъявляют больше жалоб по всем зарегистрированным параметрам. Сельские юноши намного более агрессивны. Несколько неожиданным оказалось появление параметра «Обида», по которому впервые были выявлены значимые различия. Причем среди сельских юношей высокий уровень развития обиды был выявлен у 53%, а среди городских - у 36%.

Анализ показал, что существенно больший уровень личностной тревожности сельских подростков обеспечивается развитием личностной тревожности именно среди старших подростков-девушек (у 69% обследованных лиц выявлен «высокий» уровень тревожности). Этот высокий уровень личностной тревожности у сельских девушек 16-18 лет сочетается с высоко развитым чувством вины (51% обследованных девушек характеризуется «высоким» чувством вины).

Интересно, что у городских юношей чувство вины с возрастом практически не изменяется. У девушек-горожанок это чувство с возрастом увеличивается, но в 16-18 лет его уровень у них ниже, чем у сельских девушек в возрасте 13-15 лет. У сельских девушек чувство вины в 13-15 лет намного выше, чем у сверстников во всех остальных трех поло-возрастных группах, и выше, чем у городских юношей и девушек 16-18 лет. С возрастом оно продолжает расти и становится максимальным во всех четырех группах. Наибольший рост демонстрирует чувство вины у сельских юношей. Начав с минимальных значений, по сравнению со

сверстниками (в 13-15 лет), в 16-18 лет сельские юноши и девушки практически совпадают по уровню этого параметра. Заметим, что в городе и деревне выявлены разнонаправленные процессы по этому параметру. В городе юноши и девушки, начав с одинаковых значений, с возрастом начинают различаться. В деревне мы видим обратный процесс.

Очень интересно соотношение показателей обиды в рассмотренных группах. В городе, и у девушек, и у юношей, с возрастом этот показатель несколько снижается. В селе он только растет и достигает максимума у 16-18-летних подростков. Причем стартовые показатели в 1315 лет у сельских подростков выше аналогичных показателей у городских.

Похоже, что сложность и неопределенность внешней ситуации вызывает у сельских школьников устойчивую тревожность, которую они пытаются компенсировать агрессивным поведением в различных формах. При этом у старших подростков-юношей ведущей формой является обида с последующими вариантами поведения, а у девушек - чувство вины.

Сравнительный анализ подростков 13-15 лет показывает, что городские подростки, по сравнению с сельскими сверстниками, большее испытывают физическое утомление и предъявляют гораздо больше жалоб на состояние здоровья (нарушение давления, деятельности сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта). Сельские подростки намного более склонны к проявлениям физической агрессии, по сравнению с городскими (р <

< 0.001). Эти различия находят свое отражение в количестве лиц с высоким уровнем развития определенного качества. Так, практически половина (44%) городских подростков 13-15 лет испытывает высокий уровень физического утомления, в то время как у сельских подростков таких только 31%. Это соотношение сохраняется и по другим параметрам: почти каждый третий городской подросток предъявляет высокий уровень жалоб на работу желудка, сердца, нарушения давления; у сельских подростков только каждый пятый дает аналогичный уровень жалоб.

Установлено, что с увеличением возраста резко (в два раза) увеличиваются количество и номенклатура параметров, по которым выявлены значимые различия между старшими городскими и сельскими подростками. При этом сохраняются основные тенденции, выявленные в среднем подростковом возрасте. Городские подростки больше устают, как физически (р <

< 0.001), так и умственно (р < 0.01), и предъяв-

ляют больше жалоб на состояние здоровья (р < < 0.01).

Сельские подростки проявляют достоверно большую агрессивность (р < 0.01) и тревожность (р < 0.001). Причем агрессивность приобретает качественно другую окраску. Это уже не банальная физическая агрессия, но интегральное чувство враждебности к окружающему миру, базирующееся на выраженной обиде. Враждебный мир является постоянным источником угрозы, что находит выражение в увеличении тревожности сельских подростков.

Качественный анализ показывает, что количество городских подростков с высоким уровнем физического и умственного утомления в 1.5-2 раза превышает аналогичное число сельских подростков (47% и 22%, 38% и 26% соответственно). Более половины сельских подростков (54%) характеризуется высоким уровнем развития обиды, у городских подростков этот показатель составляет 33%.

Совершенно особая ситуация наблюдается с развитием тревожности. Так, до 90% сельских подростков характеризуются высоким уровнем развития ситуативной тревожности и более половины из них (52%) высоким уровнем развития личностной тревожности. Аналогичные результаты городских старших подростков значительно ниже (63% и 40% соответственно), но также очень велики сами по себе.

В целом с возрастом у городских подростков увеличиваются все показатели утомления. Доля лиц с высоким уровнем утомления возрастает в группе 16-18 лет до 47% по физическому утомлению, до 38% по умственному утомлению и до 20% по хроническому утомлению. Последний вид утомления, при высоких уровнях развития, представляет собой пограничную форму, переходную между нормой и болезнью. Значительная доля старших городских подростков (36%) с высоким уровнем жалоб на истощение, упадок сил, общую астенизацию также говорит об опасных тенденциях в развитии городских подростков.

В группе сельских подростков с возрастом начинают доминировать два важных процесса. Во-первых, резко увеличиваются, по сравнению с городскими подростками, показатели обиды и враждебности, при этом явная физическая агрессия отходит на второй план. Во-вторых, у старших сельских подростков резко увеличиваются показатели тревожности: количество подростков с высоким уровнем развития ситуативной тревожности возрастает более чем в два раза (с 41% в группе 13-15-летних до 89% в группе 16-18-летних). Это означает колоссаль-

ную базу роста людей с высоким уровнем личной тревожности в более старших возрастных группах.

Проведенный анализ показывает, что городские и сельские подростки, с учетом пола и возраста, качественно различаются между собой. Городские подростки реагируют на окружающую их ситуацию формированием устойчивых форм различных видов утомления и увеличением ипохондричности (жалобы на состояние здоровья, иногда, без объективных признаков болезни). Сельские подростки адаптируются к окружающей среде через формирование высоких уровней тревожности и агрессивности. При этом у сельских подростков-юношей доминирует обида, у сельских подростков-девушек - чувство вины.

Фактически мы видим, что подростки выбирают различные способы адаптации к ситуации. По-видимому, это означает, что в городе и селе мы имеем принципиально различные социокультурные ситуации, которые объединяет только одно - школа, институт образования.

Именно город как система стал источником резких социальных, экономических, политических и психологических изменений, в том числе и в школе. Город и городское население, как более динамичная система, в значительной степени адаптировались к этим изменениям, например через дифференциацию образования и создание непересекающихся школьных сообществ, стратификацию самого городского сообщества и создание системы корпоративных норм. Требования города к своим жителям (и подросткам тоже) достаточно понятны, но довольно жестки. Поэтому их выполнение в повседневном режиме вызывает вполне естественное утомление. Вопрос только в величине и качестве этого утомления, становится оно опасным для здоровья человека или еще нет. Кроме того, материальное положение горожан выше, чем у сельских жителей, а мы показали, что уровень социально-экономического положения влияет на агрессивность школьников скорее отрицательно [5].

Село образует совсем другую социальную систему. Во-первых, в большинстве случаев действует принцип «одно село - одна школа», т.е. у школьников нет возможности выбрать учебное заведение. После известных образовательно-экономических новаций на три-пять окрестных сел приходится одна школа. Школьники проводят в дороге ежедневно до двух-трех часов, большинство из них оказывается в статусе постоянных «новеньких», вынуждено повторно адаптироваться к сверстникам, учителям

и условиям обучения, что не может не вызывать напряжение адаптационных механизмов и развитие стрессовых состояний.

Во-вторых, довольно часто село - это скорее замкнутая система (затруднены физические контакты с внешним миром в связи с отдаленностью, неразвитостью транспортных коммуникаций и т.д.). В-третьих, в селе ограничен набор вариантов реализации себя как личности, как человека. Это касается и школьников, и взрослых (как в плане трудоустройства, так и в плане организации досуга, образования и т.д.).

Очевидно, что сельские территории оказались более подвержены социально-экономической и культурной деградации. Проблема укрупнения школ и возникла в связи с неспособностью малокомплектных школ, по мнению организаторов образования, обеспечить нормальное, качественное образование и социокультурную адаптацию сельских подростков. Именно неспособность сельских подростков адаптироваться к дифференцированной социально-экономической ситуации проявляется в повышенном уровне суицидальной смертности, по сравнению с городскими подростками [3]. При этом вектор «неблагополучные сельские поселения - благополучные областные центры», актуальный практически на всем пространстве российских территорий, однозначно свидетельствует о детерминированности подростковой суицидальной смертности прежде всего социально-экономическими факторами [2].

Добавим, что социальная ситуация сельских подростков, особенно старших, в связи с наступлением этапа профессионального и личностного самоопределения, характеризуется высокой степенью неопределенности, что объясняет развитие тревожности. Взрослый человек может трансформировать тревожность в конкретные реальные действия, снимающие или уменьшающие неопределенность, хотя тоже далеко не всегда. Подросток же, в силу зависимого, не взрослого состояния, далеко не всегда может это сделать. В этом случае он трансформирует тревожность в агрессивные действия, направленные как во вне (на других), так и на себя (аутоагрессия). Это хорошо видно на примере сельских подростков. В более старшем возрасте они, по-видимому, лучше понимают свое место в жизни, свои желания, свои реаль-

ные возможности и разницу между желаниями и возможностями. Осознание этой разницы находит выражение в показателях возрастающей агрессии, и прежде всего обиды (по сравнению с городскими подростками).

Заключение

Полученные данные, с учетом особенностей социокультурной ситуации, позволяют отнести старших подростков, как городских, так и сельских, к группе риска. Существующая проблема приобретает еще большую актуальность в связи с социальным и материальным неравенством молодежи в плане доступа к качественному образованию [6]. Как показывает опыт инновационного строительства в образовании в последние годы, это неравенство будет только увеличиваться, порождая соответствующие психологические проблемы. Игнорирование личностных особенностей школьников как субъектов образовательных реформ будет снижать эффективность инноваций и, возможно, увеличивать риски нарушений соматического и психологического здоровья подрастающего поколения.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Боргельсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 51-60.

2. Смертность российских подростков от самоубийств / А.Е. Иванов, Т.П. Сабгайда, В.Г. Семенова и др. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. 132 с.

3. Смертность подростков в Российской Федерации / В.Ю. Альбицкий, А.Е. Иванова, А.Г. Ильин, Р.Н. Терлецкая. М.: БЭСТ принт, 2010. 64 с.

4. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4 (29). С. 3-12.

5. Хван А.А. Изменения социокультурной ситуации, инноваций и психологическое здоровье субъектов образовательного процесса // Тенденции развития образования: Образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе: М-лы VII Междунар. научно-практ. конф. М.: Дело, 2011. С. 243-248.

6. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М.: Центр социального прогнозирования, 2008. 552 с.

PERSONALITY TRAITS OF URBAN AND RURAL ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH

A.A. Khvan

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

This article describes the results of our research of personality traits of urban and rural adolescents. It has been established that there are qualitative differences between urban and rural adolescents, with the account of their gender and age. Urban teens react with the formation of resistant forms of various types of fatigue and increased hypochondria symptoms. Rural adolescents adapt to their environment through the development of high levels of anxiety and aggression. The data obtained, taking into account the peculiarities of the socio-cultural situation, indicate that older teens (urban and rural) can be assigned to the risk group.

Keywords: personality traits of urban and rural adolescents as an indicator of health problems, fatigue and hypochondria symptoms of urban adolescents, anxiety and aggressiveness of rural adolescents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.