Научная статья на тему 'Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета'

Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1082
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫЕ ПОДРОСТКИ / ИГРОМАНИЯ / PSYCHO-EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS / INTERNET ADDICTION / INTERNET-DEPENDENT ADOLESCENTS / GAMERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Ольга Витальевна, Ванюхина Надежда Владимировна

В работе рассматривается психоэмоциональная сфера подростков, зависимых от интернета. Сравниваются различные аспекты агрессивности, уровень личностной и ситуативной тревожности, а также уровень депрессии у подростков трех групп с зависимости от различных видов деятельности в интернете: подростков с познавательной зависимостью от интернета, игроманов и подростков, зависимых от общения в чатах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Григорьева Ольга Витальевна, Ванюхина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS WITH INTERNET-ADDICTION

The paper considers the psycho-emotional sphere of adolescents addicted to the Internet. It compares various aspects of aggressiveness, the level of personal and situational anxiety, and depression in adolescents divided into three groups depending on the different activities in the Internet: Teens with cognitive dependence on the Internet, gamers and teenagers-dependent on chatting in the Internet.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета»

Е.Ю. Голохвастова, А.А. Коростелев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ .

с различной профессиональной направленностью // 23. Боброва Н.Г. Деятельностный подход в систе-

Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 58-61. ме биологического образования // Самарский научный

22. Власенко С.В. Управление мотивацией профес- вестник. 2013. № 4. С. 27-30. сионального самоопределения и профессионального 24. Соловьева И.К. К вопросу о профессиональ-

развития // Вектор науки Тольяттинского государствен- ном самоопределении студентов вуза // Вектор науки

ного университета. Серия: Педагогика, психология. Тольяттинского государственного университета. Серия:

2012. № 3. С. 49-51. Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193.

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF GENERAL COMPETENCES

OF STUDENTS ECOLOGIST

© 2014

E.Yu. Golokhvastova, postgraduate student of department «Pedagogy and methods of teaching» А.А. Korostelev, doctor of pedagogical sciences, professor of department «Pedagogy and methods of teaching»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Article is devoted to the analysis of ecological education, justification of need of application of competence-based approach for professional education of ecologists, identification of pedagogical conditions for increase of efficiency of formation of the general competences of students ecologists at institions of secondary professional education.

Keywords: general competence, ecological education, students-ecologists, continuous ecological education, competence-based approach.

УДК 159.9:316.6

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ С ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ ИНТЕРНЕТА

© 2014

О.В. Григорьева, кандидат биологических наук, доцент заведующий кафедрой «Психология развития и психофизиология» Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В работе рассматривается психоэмоциональная сфера подростков, зависимых от интернета. Сравниваются различные аспекты агрессивности, уровень личностной и ситуативной тревожности, а также уровень депрессии у подростков трех групп с зависимости от различных видов деятельности в интернете: подростков с познавательной зависимостью от интернета, игроманов и подростков, зависимых от общения в чатах.

Ключевые слова: психоэмоциональная сфера подростков, интернет-зависимость, интернет-зависимые подростки, игромания.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь Методы исследования: с важными научными и практическими задачами. - логико - теоретический анализ; Стремительно развивающиеся компьютерные техно- - опрос для выявления пристрастий в интернете; логии и средства практически мгновенной передачи - тестирование: 1. Критерии Иван Голдберга. 2.

информации на значительные расстояния влияют на Тест эмоций (тест Басса - Дарки в модификации Г.В.

психику человека. Сеть интернет привлекает своей до- Резапкиной); 3. Шкала оценки уровня реактивной и лич-

ступностью, безопасностью и возможностью общаться ностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); 4.

с большим количеством людей практически одновре- Шкала депрессии (Т.И. Балашова); менно [1]. В наибольшей степени данное утверждение - методы математической статистики: t-критерий

касается молодежи, которые ищут и находят в интерне- Стьюдента.

те разрешение возрастных проблем. Однако чрезмерное Экспериментальная база: испытуемые в возрасте от

пристрастие к интернету разрушающе действует на под- 14 - 15 лет в количестве 60 подростков, обучающиеся

ростка, вызывает отрицательное воздействие на психику в лицее.

и психо-эмоциональную сферу [2-8]. Из 60 респондентов 50 подростков зависимы от

Анализ последних исследований и публикаций, в ко- Интернета, им свойственно постоянное нахождение в

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на интернете, для них он является главной особенностью

которых обосновывается автор; выделение неразре- жизни.

шенныхраньше частей общей проблемы. Исследователи У 10 подростков зависимость не выявлена. То есть

отмечают, что интернет является удобным средством для них интернет не является главной особенностью

ухода от реальности, анонимных социальных интерак- жизнедеятельности, они вполне могут обходиться и без

ций, реализации фантазий с обратной связью, получения него.

неограниченного количества информации. В подростко- Для более детального анализа особенностей психо

вом возрасте чрезмерное увлечение интернетом опасно - эмоциональной сферы подростков в зависимости от

как возникновением социальной дезадаптации, так и пристрастия к интернету, респондентам был задан уточ-

разрушающим воздействием на психоэмоциональную няющий вопрос «Что Вас больше всего привлекает в

сферу подростка. Интернете?» Из 50 подростков, у 20 обнаружена игровая

Формирование целей статьи (постановка задания). зависимость, у 15 главной целью посещения Интернета

Целью данного исследования являлось выявление осо- является удовлетворение познавательной потребности,

бенностей психо-эмоциональной сферы подростков в остальные 15 человек зависимы от общения в интернете.

зависимости от пристрастия к интернету. Дальнейшее тестирование проводилось лишь с зависи-

Объектом исследования являлась психо-эмоциональ- мыми подростками, разделенными на три группы: под-

ная сфера подростков. ростки с познавательной зависимостью от интернета,

Предметом исследования являлись особенности пси- игроманы и подростки, зависимые от общения в чатах. хо-эмоциональной сферы подростков в зависимости от Изложение основного материала исследования с полпристрастия к интернету. ным обоснованием полученных научных результатов. 32 Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3

По тесту эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г. В. Резапкиной), у подростков трех групп были получены следующие результаты исследования, рис.1.

□ Подростки с познавательной зависимостью от интернета

□ Игроманы

□ Зависимые от общения в чатах

Рис.1. Сравнительный анализ результатов по тесту эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г. В.

Резапкиной) у подростков трех групп

По параметру «физическая агрессия» достоверных различий не обнаружено. Вне зависимости от пристрастий к интернету подростки не используют физическую силу против другого лица. Вероятно, у подростков появление сильной агрессии, выраженной в стремлении и желании применить физическую силу по отношению к другим людям, утихает за проведением некоторого времени за компьютером, которое позволяет отвлечься от накопленных негативных эмоций, не дав перерасти в нечто большее, не зависимо от вида занятий в интернете.

В показателе «косвенная агрессия» обнаружены достоверные различия между подростками с познавательной зависимостью от интернета и представителями двух других групп £ =2,69; р < 0,01; t =3,02; р < 0,001). Так, у подростков игроманов и зависимых от общения выявлен высокий уровень косвенного агрессивного поведения, то есть они используют скрытую агрессию против своих близких и друзей, которая может выражаться в сплетнях, обидных шутках.

В показателе «склонность к раздражению» выявлены достоверные различия между играманами и представителями двух других групп ^ =1,87; р < 0,05; t =1,93; р < 0,05). Это говорит о том, что игроманы при малейшем возбуждении проявляют резкость, грубость. Это связано с тем, что игро-зависимые подростки играют в очень агрессивные и правдоподобные игры, в которых для победы нужно стрелять и убивать соперников, часто такие подростки сидят за компьютером по 12- 14 часов в день, порой теряя настоящую реальность, могут переносить свою злобу в реальный мир и вымещать ее на своих близких и друзьях, все это стимулирует к развитию агрессии и раздражительности. Любые неудачи остро переживаются такими подростками.

В показателе «негативизм» выявлены достоверные различия между подростками, имеющими зависимость от общения, и представителями двух других групп ^ =2,33; р < 0,01; t =2,12; р < 0,01). То есть негативизм более характерен для подростков предпочитающих играть в интернете и искать информацию, это оппозиционная форма поведения обычно направлена против окружающих и может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов. Негативизм возникает у подростков как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям субъекта. Поэтому отказ от выполнения требования или принятия совета является способом выхода из внутреннего конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Негативизм усиливается в состоянии перевозбуждения нервной системы и при утомлении.

По параметру «обида» выявлены достоверные различия между игроманами и представителями двух других групп д =2,2; р < 0,01; t =2,54; р < 0,01). По результатам

средних значений можно сказать, что подростки, имеющие зависимость от игр в Интернете, проявляют зависть и ненависть к окружающим, обусловленным чувством гнева. Так как игромания влечет за собой психологическую зависимость от игр, эмоциональные расстройства и появление депрессивного состояния, возникшего на их почве, то, возможно, поэтому у подростков, зависимых от игр в Интернете, возникшие раздражительность, негативизм и нервозность влекут замкнутость, отчужденность от людей, сопровождающиеся чувством недопонимания со стороны других, предвзятого отношения, обиды.

В показателе «подозрительность» выявлены достоверные различия между подростками, зависимыми от общения, и представителями двух других групп ^ =2,72; р < 0,01; t =2,54; р < 0,01). Так наиболее подозрительными и осторожными по отношению к окружающим являются подростки, зависимые от общения, возможно, что повышенный уровень подозрительности является следствием неуверенности и низкой самооценки подростков. Чаще всего такие подростки не умеют строить взаимоотношения, ищут понимания и признания через интернет, сомневаются в том, что их личность может быть интересна для окружающих.

По шкале «вербальная агрессия» выявлены достоверные различия между подростками, зависимыми от общения, и представителями двух других групп ^ =2,64; р < 0,01; t = 2,65; р < 0,01). То есть игроманы и зависимые от постоянного поиска информации в интернете очень часто выражают негативные чувства через содержание словесных обращений к близким и друзьям. Как у подростков, зависимых от игр, так и у зависимых от постоянного поиска информации в случае ее трудного нахождения или долгого времяпрепровождения, может наблюдаться смена психологического состояния в сторону раздражительности, апатичности, агрессивности, в результате чего, возможно, перенаправление своих отрицательных чувств на других людей при помощи криков, угроз, слов.

Таким образом, у подростков, имеющих зависимость в виде постоянного поиска информации показатели физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, подозрительность низкие, то, по-видимому, возникшее агрессивное состояние у них проявляется в форме негативизма и вербальной агрессии. У таких подростков может прослеживаться накопление раздражительности, нервозности, если не могут что-то найти или это требует большого количества времени, они устают, утомляются от постоянного поиска, в результате чего появившееся напряженное психологическое состояние влечет агрессию по отношению к другим людям в виде криков, протестов, угроз.

Подростки, зависимые от общения, вследствие низкой самооценки и самоуверенности излишне подозрительны и порой проявляют косвенную агрессию в виде злых шуток, сплетен.

У игрозависимых подростков общий фон развития показателей агрессивности в сравнении с остальными группами испытуемых существенно отличается. Они имеют низкие показатели физической агрессии и подозрительности, но по всем остальным шкалам выявлены достаточно высокие значения.

Игроманы, играющие в довольно враждебные игры, раздражительны, обидчивы, при этом проявляют косвенную и вербальную агрессию, негативизм по отношению к окружающим. Такое яркое агрессивное состояние объясняется нарушением психологического состояния подростка, происходит как бы «выпадение» из реальной жизни, она вытесняется виртуальной, в итоге рушатся социальные связи - семейные, дружеские. В результате подросток становится все более неуправляемым, отстраненным, вспыльчивым.

Далее рассмотрим полученные результаты ситуативной и личностной тревожности у подростков трех групп

4,6

4,5 4,5

4,5

(тест-опросник Спилбергера—Ханина), рис.2.

Подростки с познавательной зависимостью от интернета

Игроманы Зависимые от общения в

чатах

виде разговоров, обсуждений.

Далее рассмотрим полученные результаты по шкале депрессии (Т. И. Балашова), у подростков трех групп, которые представлены на рис.3.

Рис.2. Сравнительный анализ результатов по тесту-опроснику Спилбергера—Ханина у подростков трех групп

В показателе «личностная тревожность» обнаружены достоверные различия между подростками, зависимыми от общения в чатах, и представителями двух других групп (1=1,4; р < 0,05; 1=1,82; р < 0,05). То есть игрома-ны и подростки, зависимые от постоянного поиска информации, испытывают повышенную тревожность, нервозность, озабоченность на определенные стрессовые ситуации, любая ссора может спровоцировать боязнь негативной оценки. Такая тревожность может меняться с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее. У зависимых от общения результат расположен значительно ниже, то есть незначительные, обыденные неприятные ситуации, ссоры с друзьями и близкими не вызывают сильных переживаний у респондентов, возможно, что любые проблемы они могут обсудить в чатах со своими знакомыми и найти определенные решения в сложных ситуациях.

В показателе «ситуативная тревожность» достоверные различия не обнаружены. У подростков трех групп результаты имеют высокие значения. Они склонны к беспокойству, озабоченности, нервозности, напряженности, вызванные текущими проблемами и переживаниями. Вероятно, это связано с подростковыми особенностями, такими как чуткое и острое реагирование на стрессовые ситуации, возникающие вследствие агрессивных игр, чрезмерного увлечения Интернет-общением, большого объема информации различного характера.

Таким образом, игроманы и подростки, зависимые от постоянного поиска информации, имеют личностную тревожность и ситуативную, которые характеризуются устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Можно предположить, что высокая тревожность у подростков является следствием влияния негативных и агрессивных игр у первых и большого поступления информации различного характера у вторых. Личностная тревожность является составляющей личности и формируется с ранних лет, именно поэтому можно сказать, что у подростков игроманов и зависимых от поиска информации в чатах, тревожность носит более глубокий и серьезный характер. Несомненно, сам подростковый возраст является наиболее сложным периодов в жизни и зависимость от интернета только усугубляет процесс социализации, снижая при этом качество и количество живого общения.

Подростки, зависимые от общения в чате проявляют тревожность только лишь на сложные ситуации, они переживают эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием неблагополучия и предчувствием грозящей опасности. Возможно, это связано с тем, что во время общения они боятся негативного отклика, агрессивной реакции, а также опасаются потерять что-то значимое в

Рис.3. Сравнительный анализ результатов по шкале депрессии (Т. И. Балашова) у подростков трех групп

В показателе «депрессия» обнаружены достоверные различия между игроманами и представителями двух других групп (1=9,12; р < 0,001; 1=8,14; р < 0,001). Это говорит о том, что у игроманов состояние диагностируется как субдепрессивное (замаскированная депрессия). Подростки данной группы убеждены в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Им характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Можно предположить, что такие распространенные явления, как зависимость от игры, агрессивность, проявляемая в них, служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностного развития и формирования неврозов у подростков.

У подростков, зависимых от общения и поиска информации в Интернете, диагностируется легкая депрессия, характеризующаяся быстрой утомляемостью, возбудимостью, жалобами на головные боли, раздражительностью, огорчениями. Возможно, такие состояния связаны с чрезмерным монотонным пребыванием за компьютером, либо же с постоянным ожиданием следующего выхода в Интернет, когда не имеется доступа к нему.

Таким образом, обнаружено, что подростки, зависимые от игр в Интернете, имеют субдепрессивное состояние, характеризующееся пессимистичностью, снижением интересов и чувства удовольствия практически во всех других сферах деятельности, отстраненностью от общения с людьми. Все это можно связать с погружением подростков в мир игр и с их восприятием виртуального мира за реальный. Подростки, зависимые от общения и поиска информации в Интернете, склонны к легкой депрессии. Их частое пребывание за компьютером и постоянное желание выйти в Интернет порождают раздражительность, огорчение, печаль, возбуждение.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

1. Интернет-зависимость характеризуется психическим расстройством, навязчивым желанием подключиться к Интернету и болезненной неспособностью вовремя отключиться от Интернета. Подростковый возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, частые перепады эмоций, настроения.

2. Из 60 опрошенных подростков всего 10 человек

3,8

2,5

1,5

(17%) оказались независимы от интернета. Остальные 83% проявили те или иные формы зависимости: 34% подростков оказались зависимы от интернет-игр, по 25,5% - имеют познавательную зависимость и зависимы от общения в чатах.

3. В зависимости от типа зависимости от интернета, у подростков различаются особенности психо-эмо-циональной сферы. У подростков, зависимых от игр в Интернете, могут наблюдаться частые агрессивные состояния в виде косвенной и вербальной агрессии, негативизма, раздражительности, обидчивости, также они имеют достаточно выраженную личностную и ситуативную тревожность, не редко впадают в депрессии.

Подростки, зависимые от общения в Интернете, подозрительны и порой проявляют косвенную агрессию, для них характерна личностная и ситуативная тревожность, они склонны к легкой депрессии.

Подростки, зависимые от поиска информации в Интернете, возникающее агрессивное состояние выражают в виде негативизма и вербальной агрессии, имеют достаточно выраженную ситуативную тревожность и редко испытывают депрессивное состояние.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егоров А.Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью / Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. / Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т.5. № 2.С. 20-27

2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / Войскунский А.Е. /

Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС. 2007 С. 251-253.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Крюкова Е.Н. Интернет-зависимость как один из показателей нарушения межличностных отношений // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 87-92.

4. Шумков Д.В. Интернет-среда как фактор трансформации образа жизни молодежи. отношение родителей к вовлеченности современной молодежи в интернет-среду // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 333-335.

5. Серебреникова Ю.В. Влияние компьютерных игр на агрессивность у подростков 14-15 лет // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 192-196.

6. Лукина Н.А. К вопросу о значимости интернет-общения в юношеском возрасте // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 103-108.

7. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 140-144.

8. Гудси Ф.Б. Проблемы психологической зависимости от интернета в современный период // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 100-103.

PSYCHO-EMOTIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS WITH INTERNET-ADDICTION

© 2014

O.V. Grigoryeva, candidate of biological sciences, associate professor, head of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»

N.V. Vanyukhina, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair

«Developmental psychology and psychophysiology»

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The paper considers the psycho-emotional sphere of adolescents addicted to the Internet. It compares various aspects of aggressiveness, the level of personal and situational anxiety, and depression in adolescents divided into three groups depending on the different activities in the Internet: Teens with cognitive dependence on the Internet, gamers and teenagers-dependent on chatting in the Internet.

Keywords: psycho-emotional sphere of adolescents, Internet addiction, Internet-dependent adolescents, gamers.

УДК 37

СЕМЬЯ И ПРИРОДА

©2014

Л.П. Дидуренко, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры» Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается проблема преодоления кризиса современной российской семьи через упрочение связей последней с живыми энергоемкими потоками сил природы.

Ключевые слова: семья, природа, биосфера, экологические связи, демографическая политика.

Современной семье брошено много вызовов. Стало уже ритуальной привычкой их перечисление... Но, как это ни парадоксально, заключенные в многажды повторяемые формулы беды семьи в этом случае просто адаптируют к себе общественное сознание. Они становятся подобием шума ветра или вороньего крика. Но привыкать к этому нельзя! Стало быть, необходима радикализация в определении этих вызовов и действий по отношению к ним.

Согласно немецкому философу Карлу Шмитту, действие и борьба начинаются там, где выявляются отношения «друг - враг» (3). О том, что враждебно семье, мы знаем. Это алкоголь, наркотики, порнография, нищета и т.д. Мы знаем также, что семья сама должна сконцентрироваться для борьбы за свое будущее.

Но мы также знаем, что в одиночку со своими вра-

гами семье не справиться. А если семья не справится и начнёт угасать, то тогда на горизонте - бессемейное человечество. И есть три изобретения, которые подоспели вовремя: клонирование, гибридизация и деление клетки.

И если люди перестанут рожать, то тогда получится, что гораздо удобнее искусственное производство человека.

Если же мы не согласны с такой перспективой, тогда мы должны искать союзников семьи.

Ключевой союзник семьи обозначен в названии статьи. Это природа. Все, что нас окружает, да и мы сами, находится в координатах природы: в системе ее пространственно-временных характеристик, элементного состава, частот и энергий.

В системе этих координат находится и семья.

Приведу несколько цифр. С 1811 по 1913 год насе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.