Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ'

ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
265
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / ПРЯМОЙ ДОХОД / КОСВЕННЫЙ ДОХОД / ИНДУЦИРОВАННЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Докашенко Л.В.

В статье рассматривается влияние индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики. В представленной работе обоснована структура регионального дохода, включающая в себя прямой доход, косвенный доход, индуцированный доход и общий доход индустрии путешествий и туризма на экономику.В представленном исследовании выявлены и обоснованы факторы устойчивого развития экономики региона, такие как рост внутреннего потребления продукта индустрии путешествий и туризма, развитие инфраструктуры туризма, поддержка государством сферы туризма и увеличение инвестиций. Встатьестатистическиобоснованарольиндустриипутешествийитуризмавсозданииновыхрабочих мест и обеспечении занятости населения региона и страны в целом, а также показан количественныйвклад индустрии путешествий и туризма в развитие региона и в ВВП Российской Федерации в целом.На основе статистических данных представлена динамика развития отрасли путешествий и туризма Российской Федерации, а также перспективы на ближайшие 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TRAVEL AND TOURISM INDUSTRY ON SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

The influence of travel and tourism industry on sustainable economic development is considered in the article. The presented work explains the structure of regional income, including direct income, indirect income, induced income and total income of travel and tourism industry.The author revealed and justified the factors of region sustainable economic development, such as growth of domestic consumption of a travel and tourism product, tourism infrastructure development, government support of the tourism industry, and increase in investments.The paper presents and statistically justifies the role of travel and tourism industry in creation of new job places and employment security of a region and the country as a whole. It shows quantitative contribution of travel and tourism industry not only for regional development, but also for national Gross Domestic Product.Based on statistical data, the development dynamics of travel and tourism industry in Russian Federation, as well as prospects for the next 10 years are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ»

УДК 338.482:311 (470)

Л.В. Докашенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: dokashenko@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

В статье рассматривается влияние индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики. В представленной работе обоснована структура регионального дохода, включающая в себя прямой доход, косвенный доход, индуцированный доход и общий доход индустрии путешествий и туризма на экономику.

В представленном исследовании выявлены и обоснованы факторы устойчивого развития экономики региона, такие как рост внутреннего потребления продукта индустрии путешествий и туризма, развитие инфраструктуры туризма, поддержка государством сферы туризма и увеличение инвестиций.

В статье статистически обоснована роль индустрии путешествий и туризма в создании новыхрабочих мест и обеспечении занятости населения региона и страны в целом, а также показан количественный вклад индустрии путешествий и туризма в развитие региона и в ВВП Российской Федерации в целом.

На основе статистических данных представлена динамика развития отрасли путешествий и туризма Российской Федерации, а также перспективы на ближайшие 10 лет.

Ключевые слова: индустрия путешествий и туризма, прямой доход, косвенный доход, индуцированный доход.

Индустрия путешествий и туризма активно развивается, показывая более высокие темпы по сравнению с другими отраслями экономики, такими как промышленность, финансовые услуги и здравоохранение, быстрее, чем мировая экономика в целом. Это проявляется в открытии туристских предприятий, создании новых рабочих мест, развитии инфраструктуры туризма, стимулировании торговли, привлечении инвестиций, защите всемирного наследия и мировых культурных ценностей [10].

При устойчивом развитии экономики наблюдаются высокие темпы производства продукции, инновационная активность, самообеспеченность и положительные индикаторы финансовой составляющей предприятий, устойчивость к негативным внешним и внутренним факторам, способность к саморегуляции и самовосстановлению [1].

Выявление принципов устойчивого развития индустрии туризма, представление показателей эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала региональной системы туризма являются индикатором устойчивого развития не только отрасли туризма, но и экономики в целом [4].

На протяжении последнего десятилетия туризм является одной из динамично развивающихся и высокодоходных отраслей экономики для многих государств. Туристская индустрия является сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом. В связи с этим обострение геополитической и социально-экономической обстановки в мире существенно сказывается на сфере туризма. Данная тенденция характерна и для отечественного туристского бизнеса. Структура туристских потоков в России значительно изменилась за последние два года [5].

Исследованию актуальных вопросов развития туризма посвящены работы следующих ученых: В.А. Квартальнова, Е.Л. Писаревского, М.В. Ко-бяк, А.С. Кусковой, М.Ю. Лайко, Н.С. Мироненко, Б.В. Мусатовой, В.В. Никишкиной, Д.В. Нюренбер-гер, А.Н. Петровой, Л.А. Поповой, Т.П. Розановой, А.Д. Чудновского и других.

Целью данного исследования является рассмотрение влияния индустрии путешествий и туризма на устойчивое развитие экономики.

При исследовании влияния туристкой отрасли на устойчивое развитие экономики, прежде всего, необходимо определить, что мы будем понимать под индустрией путешествий и туризма.

В различных научных, справочных и учебно-методических источниках можно обнаружить множество определений туризма, что позволяет сделать выводы, что термин «туризм» самый расплывчатый и неопределенный. Характеризуя понятие «путешествие», можно отметить наличие определений, взаимозаменяющих друг друга. Некоторые авторы склонны ставить знак равенства между терминами «туризм» и «путешествия», другие не разграничивают определения «путешествие» и «перевозки», а к «туризму» относят все виды туристской деятельности, не связанные с транспортировкой. Третьи утверждают, что термин «туризм» означает «путешествия с целью отдыха и развлечений», так как образ туриста у них ассоциируется только со стремлением к получению удовольствия, а не с бизнесом, образованием или научными исследованиями. Некоторые зарубежные специалисты во избежание разногласий и научных споров вокруг понятия «туризм» предлагают использовать совокупный термин «путешествия и туризм» без вне-

сения разграничений между двумя составляющими его компонентами [9].

На наш взгляд правомерно рассматривать термины «путешествие» и «туризм» в сочетании, поскольку индустрия туризма - это производственный комплекс путешествий и поездок, который включает в себя компании, занимающиеся развитием туризма и создающие условия для путешествий и отдыха. При этом берется во внимание то, что индустрия путешествий и туризма производит туристический продукт, который может быть востребован как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Индустрия путешествий и туризма включает в себя широкий спектр агентств по продажам туров и экскурсионных поездок, дилеров по продаже билетов, компаний, занимающихся пассажирскими перевозками. Сюда можно отнести санатории, лечебно-профилактические центры, курорты, турбазы, отели, пансионаты, экскурсионные бюро, государственные органы, регулирующие туристический бизнес. Все представленные составляющие индустрии путешествий и туризма определяют, на наш взгляд, более глубокое, объемное и всестороннее влияние определение туризма как отрасли экономики.

Всемирный Совет по туризму и путешествиям (ВСТП) на основе ежегодных финансовых отчетов 184 стран провел оценку экономического влияния индустрии путешествий и туризма в 25 регионах мира за последние 25 лет. По статистическим данным ВСТП в 2014 году на индустрию путешествий и туризма приходилось 7,6 трлн долларов, что составило 10% от мирового ВВП. Данная отрасль экономики стимулировала в этом году создание 277 млн рабочих мест. Это значит, что каждое 11-е вновь созданное рабочее место в мире приходится на индустрию путешествий и туризма. В 2014 году вырос поток международных туристских прибытий,

при этом путешественники потратили больше, чем за соответствующий период предыдущего года -1,14 млрд долларов США [3].

Необходимо отметить, что доля туристов из стран с развивающейся экономикой в 2015 году составила 46 %, при этом наблюдается рост, относительно 2010 года, когда эта цифра была равна 38 %. Прогнозируется, что общий доход в ВВП до 2025 года увеличится на 3,7 %. Это обусловлено тем, что туризм становится все более доступным в развивающихся странах, то есть расширяются возможности людей в путешествиях, это повлечет за собой открытие новых привлекательных региональных кластеров, возникновение новых объектов для инвестиций.

Однако, несмотря на устойчивый рост, практически ежегодно сектор туризма сталкивается с трудностями. В 2015 году отмечались следующие сдерживающие факторы: слабость и изменчивость национальных валют относительно доллара США; снижение количества российских туристов как ключевого фактора развития рынка туризма в мире; падение мировых объемов торговли нефтью; терроризм; инфекционные болезни.

Индустрия путешествий и туризма как важная составляющая экономики большинства стран мира оказывает на нее как прямое, так и косвенное воздействие. Статистический отдел ООН в сфере туризма использует методологию бухгалтерского учета ЦА: РМФ-2008, которая учитывает только прямой вклад в мировую экономику индустрии путешествий и туризма. Что касается ВСТП, то в рамках своего ежегодного исследования был сделан акцент на прямом доходе от индустрии путешествий и туризма, выделены при этом косвенный, индуцированный доход и общий доход, последний отражает влияние индустрии путешествий и туризма на ВВП и занятость населения (рисунок 1).

Прямой доход индустрии туризма

Товары

Размещение

Транспорт

Развлечения

Достопримечательное

ти

Отрасли

Услуги размещения Услуги питания Розничная торговля Транспортные услуги Культурные, спортивные, рекреационные услуги Источники доходов Отечественных и иностранных туристов Предприятий Непосредственный доход индустрии туризма

Косвенный доход

Доходы

инвесторов

Доходы

правительства

Доходы

поставщиков

Индуцированный доход

Питание Размещение Развлечения Товары для туристов

Общий доход Рост ВВП Создание рабочих мест

Рисунок 1. Структура и источники дохода индустрии туризма региона

Прямой доход в ВВП от индустрии путешествий и туризма отражает внутренние расходы индустрии путешествий и туризма в пределах конкретной страны резидентами и нерезидентами, также расходы туристов, осуществляющих поездки с целью отдыха или с деловыми целями, затраты государства на индустрию путешествий и туризма в целом.

Индуцированный доход - это инвестиционные вклады в индустрию путешествий и туризма; приобретение новых средств перемещения, строительство гостиниц и дорог; расходы государства на маркетинг и продвижение туристских услуг, поддержка авиакомпаний, правовое регулирование туризма, строгие нормативы безопасности туризма, охрана курортной зоны, активность санитарно-гигиенической службы; внутреннее потребление товаров и услуги секторов, напрямую связанных с туристами, таких как кейтеринговые компании, клининго-вые компании, компании по предоставлению энергетических ресурсов и транспортных услуг.

Прямой доход индустрии туризма в ВВП РФ в 2014 году составил 1060,5 млрд руб. или 1,5 %. Несмотря на некоторый спад, в 2015 году прямой доход составил 1005,6 млрд руб. В первую очередь это связано с ростом количества отелей, активностью туристических агентств, транспортных компаний, ресторанного бизнеса и индустрии досуга и развлечений. Общий доход индустрии путешествий и туризма в ВВП, включающий косвенный и индуцированный доход, в 2014 году составил 4356,9 млрд руб. или 6,0 % ВВП. К 2025 году прогнозируется рост прямого дохода на 3,0 % до 5507,8 млрд руб., что составит 6,3 % ВВП.

Индустрия путешествий и туризма оказывает непосредственное влияние на занятость населения, стимулируя на создание новых рабочих мест. Непосредственно в 2014 году в нашей стране было создано 982500 новых рабочих мест, что составило 1,4 % от общей занятости населения. В это число входит количество людей занятых в отелях, турагентствах, авиакомпаниях, на предприятиях транспорта. Также в статистических данных учтено количество заня-

Согласно статистическим данным, представленным в статье, индустрия путешествий и туризма оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие страны, посредством роста ВВП, увеличения занятости населения, повышения благосостояния и качества жизни населения.

Однако необходимо отметить, что наблюдается неравномерное развитие в России индустрии путешествий и туризма, также недостаточное вни-

тых на предприятиях общественного питания и на предприятиях индустрии развлечений [5]. К 2025 году на индустрию туризма будет приходиться 1024 тыс. рабочих мест, что составит рост на 0,5 %.

В 2014 году в Российской Федерации доход от въездных туристов составил 735,4 млрд руб. В 2025 году число международных туристских прибытий прогнозируется в количестве 52279 тыс. человек на общую сумму 1153,3 млрд руб., что составит рост на 4,9 % в год. В течение последующих десяти лет, в период до 2025 года, предполагается, что число международных туристских прибытий вырастет на 3,6 %. Доля общих национальных инвестиций в индустрии туризма вырастет с 2,7 % в 2015 году до 2,9 % в 2025 году [5].

Если рассматривать туры с точки зрения цели поездки, то туры, связанные с развлечениями, выбирают 80,7 % туристов, что составляет доход в 2430,5 млрд руб. Туры, связанные с бизнесом, выбирает 19,30 % туристов, что соответствует доходу в 581,9 млрд руб. Ожидается, что в 2025 году будет наблюдаться рост туристов, выбирающих развлекательные туры, что составит рост на 2,9 % или доход в 3073,8 млрд руб., а рост туристов, выбирающих поездки с деловыми целями, вырастет на 3,6 % с доходом до 782,9 млрд руб. [8].

Доля дохода в ВВП нашей страны от отечественных туристов составила в 2014 году 75,6 %, а доля дохода от иностранных туристов 24,4 %. Несмотря на наблюдаемое в 2015 году сокращение этих показателей, в будущем в период до 2025 года ожидается их рост на 2,4 % до 2703,4 млрд руб. или на 4,9 % до 1153,3 млрд руб. соответственно.

Из представленных статистических данных можно сделать вывод, что индустрия путешествий и туризма оказывает положительное влияние на устойчивое развитие экономики в целом. Практически по всем показателям туристская отрасль в России в период до 2016 года будет развиваться динамичнее, чем в Европейском Союзе, а в ближайшие десять лет рост доли туристской отрасли в ВВП страны составит 5,1 % ежегодно.

мание уделяется многим туристским рекреациям и кластерам. Всего лишь 20 % территории России, богатой туристскими достопримечательностями, используется для развития индустрии путешествий и туризма. Применяя кластерный подход к турист-ско-рекреационной сфере, необходимо выделить компоненты туристского кластера, и в дальнейшем решать задачи по его развитию [6].

На наш взгляд, условием успешного развития

Таблица 1. Динамика дохода индустрии туризма в ВВП Российской Федерации за 2013-2015 годы

Вид дохода 2013 год (%) 2014 год (%) 2015 год (%)

Косвенный доход 53,6 54,5 57,0

Индуцированный доход 22,8 21,2 20,9

Общий доход 23,6 24,3 22,1

индустрии путешествий и туризма является долгосрочное планирование, поддержка на государственном уровне, применение эффективных технологий управления, оптимизация расходов, привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры. Также крайне важно уделять внимание развитию имиджа туристских рекреаций и повышать их привлекательность. Серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, в частности по продвижению брэнда «Россия».

Для того чтобы делать правильные выводы и иметь четкое представление о тенденциях развития индустрии путешествий и туризма, требует серьезного совершенствования национальная статистика туризма, чтобы в исследованиях можно

было опираться не только на данные зарубежных источников [2].

Можно сделать вывод, что индустрия путешествий и туризма имеет значительные возможности развития как отрасль экономики. В статье определены направления дальнейшего исследования, которые будут ориентированы на выявление факторов устойчивого развития индустрии путешествий и туризма в регионах мира, поскольку в условиях глобализации они оказывают непосредственное влияние на экономику других регионов, проявляя определенную взаимосвязь.

В будущем необходимо будет акцентировать внимание на целях и потребностях каждого региона в соответствии с целями потребителей услуг индустрии путешествий и туризма.

Литература

1. Докашенко, Л.В. Управление устойчивым развитием организации: автореф. дисс. канд. экон. наук: спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» / Л.В. Докашенко. - Оренбург, 2004. - 19 с.

2. Докашенко, Л.В. О направлениях развития индустрии туризма в Российской Федерации / Докашенко Л.В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 14. - С. 23-31.

3. Докашенко, Л.В. Предпосылки развития делового туризма в России / Докашенко Л.В. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 73-81.

4. Ермакова, Ж.А. Методический подход к определению уровня сформированное™ региональной системы научного туризма / Ермакова Ж.А., Холодилина Ю.Е. // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 6 (117). - С. 74-79.

5. Ермакова, Ж.А. Современное состояние туристского рынка в Российской Федерации / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 30-34.

6. Корабейников, И.Н. Кластерный подход к развитию региональных производителей туристских услуг / Корабейников И.Н., Ермакова Ж.А., Холодилина Ю.Е. // Казанская наука. - 2014. - № 6. - С. 78-80.

7. Никулина, Ю.Н. Развитие промышленного туризма как способ повышения качества подготовки молодых специалистов для экономики региона / Ю.Н. Никулина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2016. - № 3. - С. 46-52.

8. Отчет Всемирного Совета путешествий и туризма [Электронный ресурс] / Портал Hospitalitynet. -Режим доступа: http://www.hospitalitynet.org/file/152005589.pdf - (дата обращения: 16.07.2016).

9. Писаревский, Е.Л. Основы туризма [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по туризму. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/PISAREVSKIY_Osnovi%20turizma.pdf - (дата обращения: 16.07.2016).

10. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 [Электронный ресурс] / Всемирный экономический форум. - Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TT_Competitiveness_Report_2013.pdf - (дата обращения: 16.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.