ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ
И.Л. Гросс,
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры огневой подготовки УНК СП Московского Университета МВД России, подполковник полиции Научная специальность: 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье изложены проблемы исследования прямой и опосредованной зависимость эффективности стрельбы от наличия у личности сформированных психологических (интеллект, тревожность и т.д.) и психофизиологических свойств и качеств (координационные способности, способность к распределению и быстрому переключению внимания и т.п.)
Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на данную проблему, и предложить ряд путей решения вопросов подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях. Представляется целесообразным совершенствовать систему обучения курсантов, разработав научно-обоснованную методику способствующую формированию психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Психологические и психофизиологические качества, огневая подготовка, курсанты, интеллект, тревожность, внимание, нервно-психическая устойчивость.
INFLUENCE OF INDIVIDUAL PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES ON RESULTS OF HIGH-SPEED FIRING
I.L. Gross,
candidate of pedagogical sciences, deputy chief of chair offire preparation of UNK JV Moskovskogo Universiteta MVD of Russia,
lieutenant colonel of police
Annotation. In article problems of research of a straight line and the efficiency of firing mediated dependence on existence at the personality created psychological (intelligence, uneasiness etc.) and psychophysiology properties and qualities (coordination abilities, ability to distribution and fast switching of attention, etc.)
The obtained data allow to look in a new way at this problem, and to offer a number of solutions of questions of preparation for activity in extreme situations. It is represented expedient to improve system of training of cadets, having developed a scientific and reasonable technique promoting formation of the psychophysiology processes adequate to conditions and complexity of future professional activity.
Keywords: Psychological and psychophysiology qualities, fire preparation, cadets, intelligence, uneasiness, attention, psychological stability.
Известно, что специфика профессиональной деятельности предъявляет определенные требования к человеку, с учетом его типологических особенностей нервной деятельности (сила, подвижность,
уравновешенность и т.п. нервных процессов), к анализаторам (тактильной чувствительности, вестибулярной устойчивости и др.), к уровню развития физических качеств (выносливость, быстрота,
ловкость и др.). Особые требования к развитию этих качеств повышаются, когда дело касается деятельности сотрудников различных служб ОВД, которым приходится применять огнестрельное оружие.
Из данных, полученных в ходе проведенного педагогического эксперимента (на базе Московского Университета МВД России в 2005-2011 гг.), была выявлена прямая зависимость эффективности стрельбы от наличия у личности сформированных психологических (интеллект, мотивация достижения, волевой самоконтроль, тревожность и т.д.) и психофизиологических свойств и качеств (координационные способности, скоростные двигательные реакции, восприятие пространства и времени, наличие слуховой и двигательной памяти, устойчивость к утомлению и воздействию отвлекающих раздражителей, способность к распределению и быстрому переключению внимания).
Поэтому для успешной подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях целесообразно совершенствовать систему обучения курсантов, разработав научно-обоснованную методику способствующую формированию психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности будущей профессиональной деятельности.
Результат пребывания человека в экстремальной ситуации во многом зависит от того, какой интеллект сформировался у него к тому времени, как он, оказавшись в этой ситуации. Очень важно, как человек оценивает параметры ситуации, прогнозирует последствия и часто в условиях дефицита времени планирует и реализовывает свои действия. Интеллект является важным компонентом личности сотрудника ОВД, от которого зависит степень сформированности конкретных конструктивных, проектировочных и гностических профессиональных умений. Исследования, проводимые под руководством А.А. Деркача, показали, что без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно эффективно решать профессиональные за-дачи1. В свою очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет своевременно диагностировать и корректировать психические состояния сотрудников при решении ими профессиональных задач. Сфор-мированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств — это одна из психологических предпосылок успешного осуществления профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Для иллюстрации данного положения мы исследовали влияние уровня интеллекта курсантов вторых курсов МосУ МВД России на результаты стрельбы из пистолета Макарова в упражнении 2 (НОП-2000).
С этой целью нами было обследовано более 500 курсантов образовательных учреждений МВД России. Для проведения этого эксперимента были использованы данные, полученные с помощью «Личностного опросника характерологических акцентуаций личности и нервно-психической неустойчивости» (ХАЛ-НПН) (разработанный в соответствии с требованием Приказа МО СССР № 162, 1986 г. по оценке профессионально важных качеств при проведении психофизиологического отбора кандидатов поступающих в военно-учебные заведения МО СССР). Уровень интеллекта измерялся с помощью «Методики исследования особенностей мышления».
Как следует из данных приведенных на рис.1 курсанты с низким уровнем интеллекта показали наименьший результат равный 2,5 попадания. Наилучший результат был показан курсантами, имеющими высокий интеллектуальный уровень (3,04 попадания). Интересен тот факт, что курсанты, обладающие очень высоким уровнем интеллекта, показали достаточно низкий результат равный 2,71 попадания.
Стрельба из боевого оружия — не обыденное и не частое явление, она ассоциируется у обучаемых с чувствами боязни, страха, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики человека. Эти изменения создают отрицательную доминанту, которая активно влияет на технику стрельбы, затормаживает проявление непрочно сформировавшихся двигательных навыков.
Основываясь на опросе ведущих преподавателей огневой подготовки можно констатировать, что повышенным нервно-психическим напряжением характеризуются периоды перехода от:
• работы с учебным оружием к стрельбе из боевого оружия;
• медленной (прицельной) стрельбы к стрельбе скоростной;
• стрельбы из статического положения к стрельбе после передвижения;
• влияния условий стрельбы (световых, звуковых и др.).
Описанные выше периоды характеризуются повышением нервно-психического напряжения у курсантов. Этот фактор определенным образом влияет на обучающихся с индивидуальными психофизиологическими особенностями, в частности на курсантов, которые имеют неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости (НПУ).
С целью определения влияния уровня нервно-психической устойчивости обучающихся на резуль-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тативность стрельбы, нами было обследовано более 500 курсантов МосУ МВД России. После проведения исследования на основании полученных данных обучающиеся были разделены на 4 группы по уровню нервно-психической устойчивости.
Сопоставив показатели уровня высокой, хоро-
шей, удовлетворительной, неудовлетворительной нервно-психической устойчивости и среднегруппо-вых результатов стрельбы упражнения 2 ПМ (скоростная стрельба с места по неподвижной мишени) выявилась следующая закономерность (данные представлены на рисунке 2).
Рис. 1 Среднегрупповой результат выполнения упражнения 2 стрельбы из ПМ (НОП-2000) у курсантов с различным уровнем интеллекта (п = 500)
Рис. 2 Влияние уровня нервно-психической устойчивости на результаты стрельбы при выполнении упражнения 2 ПМ (НОП-2000) (п = 500)
Из приведенных данных можно констатировать, что курсанты с высоким уровнем нервно-психической устойчивости показали наилучший среднегрупповой результат равный 3 попаданиям и соответствующий оценке «хорошо». У курсантов имеющих неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости среднегрупповой показатель стрельбы был равен 2,52 попадания. Данные исследования дают основания заключить о пропорциональной зависимости между уровнем
нервно-психической устойчивости и результатами скоростной стрельбы.
Для компенсации негативного влияния нервно-психической неустойчивости в особых условиях профессиональной деятельности может оказаться недостаточного наличия опыта, знаний и навыков аналогичной деятельности в штатных условиях, где проявления нервно-психической неустойчивости могут отсутствовать, либо не оказывать значимого влияния на ход решения профессиональной задачи.
Наличие признаков нервно-психической неустойчивости у субъекта деятельности может рассматриваться как фактор риска срыва выполнения профессиональной задачи. Так, при превышении действующим экстремальным фактором «пороговой» величины может быть спровоцирован лавинообразно нарастающий процесс, вызывающий либо состояние чрезмерного торможения (ступора), либо запредельного возбуждения (паника, истерика и т.д.), делающее невозможным успешное решение профессиональной задачи.
Поэтому, при обучении скоростной стрельбе из боевого оружия курсантов образовательных учреждений МВД России необходимо учитывать уровень сформированности таких психологических качеств как интеллект и нервно-психическая устойчивость для внесения определенных коррекций в существующие методики подготовки.
Литература
1. Александров В.Н. Профессионально-психологическая подготовка слушателей к действиям в экстремальных условиях в процессе проведения занятий по боевой и физической подготовке /В.Н. Александров// Пути повышения эффективности боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД РФ: тез. науч.-практ. межвуз. конф. - Орел: ОВШ МВД РФ, 1995.- С. 113-116.
2. Андреев Н.В. Психологические требования к оперативным сотрудникам органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях (на примере отрядов милиции особого назначения) // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Сборник науч. трудов. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. — С. 37-38.
3. Анисимов Е.А., Калашников А.Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей вузов МВД средствами физической культуры и спорта /Е.А. Анисимов, А.Ф. Калашников// Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. - Орел: ОВШ МВД РФ, 1996. - С. 3-7.
4. Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Проблемы и практика применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции /В.Г. Антипов, В.Н. Соловьев// — Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. — 58 с.
5. Анисимов Е.А., Калашников А.Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей вузов МВД средствами физической
культуры и спорта /Е.А. Анисимов, А.Ф. Калашников// Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. - Орел: ОВШ МВД РФ, 1996. - С. 3-7.
6. Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Проблемы и практика применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции /В.Г. Антипов, В.Н. Соловьев//
— Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. — 58 с.
7. Деркач А.А. Актуальные потребности в лич-ностно-профессиональном развитии гос. служащих.
— М: РАГС, 2001.
1 Деркач А.А. Актуальные потребности в личностно-профессио-нальном развитии гос. служащих. - М: РАГС, 2001.