Научная статья на тему 'Формирование психофизиологических качеств, влияющих на результаты скоростной стрельбы'

Формирование психофизиологических качеств, влияющих на результаты скоростной стрельбы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / FIRE PREPARATION / КУРСАНТЫ / CADETS / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ТРЕВОЖНОСТЬ / UNEASINESS / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHOLOGICAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлипняк Ю.Ф.

Представлены проблемы исследования прямой и опосредованной зависимости эффективности стрельбы от наличия у личности сформированных психологических (интеллект, тревожность и т.д.) и психофизиологических свойств и качеств (координационные способности, способность к распределению и быстрому переключению внимания и т.п.). Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на данную проблему и предложить ряд путей решения вопросов подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях. Представляется целесообразным совершенствовать систему обучения курсантов, разработав научно-обоснованную методику, способствующую формированию психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the psychophysiological qualities influencing on results of high-speed firing

In article problems of research of a straight line and the efficiency of firing mediated dependence on existence at the personality created psychological (intelligence, uneasiness, etc.) and psychophysiological properties and qualities (coordination abilities, ability to distribution and fast switching of attention, etc.) are stated. The obtained data allow to look in a new way at this problem, and to offer a number of solutions of questions of preparation for activity in extreme situations. It is represented expedient to improve system of training of cadets, having developed a scientific and reasonable technique promoting formation of the psychophysiology processes adequate to conditions and complexity of future professional activity.

Текст научной работы на тему «Формирование психофизиологических качеств, влияющих на результаты скоростной стрельбы»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЗУЛЬТАТЫ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЫ

Ю.Ф. ПОДЛИПНЯК

доктор педагогических наук, профессор Московский Университет МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

E-mail: Aga82@ rambler.ru

Аннотация. Представлены проблемы исследования прямой и опосредованной зависимости эффективности стрельбы от наличия у личности сформированных психологических (интеллект, тревожность и т.д.) и психофизиологических свойств и качеств (координационные способности, способность к распределению и быстрому переключению внимания и т.п.).

Полученные данные позволяют по-новому взглянуть на данную проблему и предложить ряд путей решения вопросов подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях. Представляется целесообразным совершенствовать систему обучения курсантов, разработав научно-обоснованную методику, способствующую формированию психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологические и психофизиологические качества, огневая подготовка, курсанты, интеллект, тревожность, внимание, нервно-психическая устойчивость.

FORMATION OF THE PSYCHOPHYSIOLOGICAL QUALITIES INFLUENCING

ON RESULTS OF HIGH-SPEED FIRING

YU.F. PODLIPNYAK

doctor of pedagogical sciences, professor Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. In article problems of research of a straight line and the efficiency of firing mediated dependence on existence at the personality created psychological (intelligence, uneasiness, etc.) and psychophysiological properties and qualities (coordination abilities, ability to distribution and fast switching of attention, etc.) are stated.

The obtained data allow to look in a new way at this problem, and to offer a number of solutions of questions of preparation for activity in extreme situations. It is represented expedient to improve system of training of cadets, having developed a scientific and reasonable technique promoting formation of the psychophysiology processes adequate to conditions and complexity of future professional activity.

Key words: psychological and psychophysiological qualities, fire preparation, cadets, intelligence, uneasiness, attention, psychological stability.

Известно, что специфика профессиональной деятельности предъявляет определенные требования к человеку с учетом его типологических особенностей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность и т.п. нервных процессов), к анализаторам (тактильной чувствительности, вестибулярной устойчивости и др.), к уровню развития физических качеств (выносливость, быстрота, ловкость и др.). Особые требования к развитию этих качеств повышаются, когда дело касается деятельности сотрудников различных служб

ОВД, которым приходится применять огнестрельное оружие.

Из данных, полученных в ходе проведенного педагогического эксперимента, была выявлена прямая зависимость эффективности стрельбы от наличия у личности сформированных психологических (интеллект, мотивация достижения, волевой самоконтроль, тревожность и т.д.) и психофизиологических свойств и качеств (координационные способности, скоростные двигательные реакции, восприятие пространства и времени, наличие слуховой и

двигательной памяти, устойчивость к утомлению и воздействию отвлекающих раздражителей, способность к распределению и быстрому переключению внимания).

Поэтому для успешной подготовки, и прежде всего в экстремальных соревновательных условиях, целесообразно совершенствовать систему подготовки, при этом разработав научно-обоснованную методику, способствующую формированию психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности соревновательной деятельности.

Результат пребывания человека в экстремальной ситуации во многом зависит от того, какой интеллект сформировался у него к тому времени, когда он оказался в этой ситуации. Очень важно, как человек оценивает параметры ситуации, прогнозирует последствия и в условиях дефицита времени планирует и реализует свои действия. Интеллект является важным компонентом личности, от которого зависит степень сформированности конкретных конструктивных, проектировочных и гностических профессиональных умений. Исследования, проводимые под руководством А.А. Деркача, показали, что без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно эффективно решать профессиональные задачи1. В свою очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет своевременно диагностировать и корректировать психические состояния сотрудников при решении ими профессиональных задач.

Стрельба из боевого оружия — не обыденное и не частое явление, она ассоциируется у обучаемых с чувствами боязни, страха, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики человека. Эти изменения создают отрицательную доминанту, которая активно влияет на технику стрельбы, затормаживает проявление непрочно сформировавшихся двигательных навыков.

Основываясь на опросе ведущих специалистов огневой подготовки, можно констатировать, что повышенным нервно-психическим напряжением характеризуются периоды перехода от:

ф работы с учебным оружием к стрельбе из боевого оружия;

ф медленной (прицельной) стрельбы к стрельбе скоростной;

ф стрельбы из статического положения к стрельбе

после передвижения; ф влияния условий стрельбы (световых, звуковых и др.).

Описанные выше периоды характеризуются повышением нервно-психического напряжения у курсантов. Этот фактор определенным образом влияет на обучающихся с индивидуальными психофизиологическими особенностями, в частности на тех, которые имеют неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости (НПУ).

Для компенсации негативного влияния нервно-психической неустойчивости в особых условиях профессиональной деятельности может оказаться недостаточно наличия опыта, знаний и навыков аналогичной деятельности в штатных условиях, где проявления нервно-психической неустойчивости могут отсутствовать, либо не оказывать значимого влияния на ход решения профессиональной задачи. Наличие признаков нервно-психической неустойчивости у субъекта деятельности может рассматриваться как фактор риска срыва выполнения профессиональной задачи. Так, при превышении действующим экстремальным фактором «пороговой» величины может быть спровоцирован лавинообразно нарастающий процесс, вызывающий либо состояние чрезмерного торможения (ступора), либо запредельного возбуждения (паника, истерика и т.д.), обусловливая невозможность успешного решения профессиональной задачи.

Поэтому, при обучении скоростной стрельбе из боевого оружия необходимо учитывать уровень сформированности таких психологических качеств как интеллект и нервно-психическая устойчивость для внесения определенных коррекций в существующие методики подготовки.

Литература

1. Александров В.Н. Профессионально-психологическая подготовка слушателей к действиям в экстремальных условиях в процессе проведения занятий по боевой и физической подготовке / В.Н. Александров // Пути повышения эффективности боевой подготовки слушателей учебных

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2013

заведений МВД РФ: тез. науч.-практ. межвуз. конф. Орел: ОВШ МВД РФ, 1995. С. 113—116.

2. Анисимов Е.А., Калашников А.Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей вузов МВД средствами физической культуры и спорта / Е.А. Анисимов, А.Ф. Калашников // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России: тез. межвуз. науч.-практ. конф. Орел: ОВШ МВД РФ, 1996. С. 3—7.

3. Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Проблемы и практика применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции / В.Г. Антипов, В.Н. Соловьев // Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. 58 с.

5. Деркач А.А. Актуальные потребности в личностно-профессиональном развитии гос. служащих. М: РАГС, 2001.

1 Деркач А.А. Актуальные потребности в личностно-про-фессиональном развитии гос. служащих. М: РАГС, 2001.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для бакалавров. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. М.: ЮНИТИ, 2013. 351 с.

Учебник разработан в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению «Юриспруденция», с учетом изменений в законодательстве, а также решений органов судебной власти по состоянию на 1 октября 2013 г

На основе правовой категории «правоохрана» определено понятие «правоохранительный орган», установлен исчерпывающий перечень правоохранительных органов. Выделены органы, содействующие правоохране (правоприменительные органы). Представлена структура каждого правоохранительного и правоприменительного органа, раскрыты их функции и взаимосвязи.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также преподавателей, практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

Правоохранительные органы зарубежных стран. Учебник. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник» (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мирзоева. М.: ЮНИТИ, 2013. 143 с.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Определены методологические положения курса «Правоохранительные органы зарубежных государств», понятия «правоохрана», «правоохранительный орган». Рассмотрены методологические начала теории правоохраны, а также правовая основа организации правоохранительных органов зарубежных государств.

Рассмотрены правоохранительные органы США и Федеративной Республики Бразилии; пяти европейских государств — Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республики, Федеративной Республики Германия, Королевства Испания, Итальянской Республики; всех иных, помимо Российской Федерации, стран—участниц СНГ — Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Армения, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики; прибалтийских государств — Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также вышедшей из состава СНГ Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.