времени, наличие слуховой и двигательной памяти имеют большое значение в различных ситуациях служебной деятельности. Не менее важны физические упражнения для совершенствования таких свойств внимания, как устойчивость к утомлению и воздействию отвлекающих раздражителей, способность к распределению и быстрому переключению. Воспитание всех указанных функциональных особешюстей благоприятно сказывается на улучшении различных интеллектуальных качеств работников ОВД (1,2).
Однако преодоление привычного человеческого мышления и эмоций не дается легко. Для этого нужны длительные тренировки, как умственные, так и физические. Последние особенно необходимы в плане развития координационных способностей и скорости реакции. Известно, что быстрота простой двигательной реакции человека составляет 200-250 м/с. В то же время у лиц, систематически занимающихся различными видами физических упражнений, она может быть на 35-50% меньше. У спортсменов, занимающихся скоростными видами спорта, она еще меньше и достигает 90-110 м/с. В сложных видах двигательных реакций в процентном отношении эта разница между занимающимися и не занимающимися спортом еше более значительна.
В ходе занятий физической подготовкой и особенно спортом непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, требующие значительного умственного напряжения: даже такое простое решение двигательных задач, как сделать движение быстрее и точнее; что нужно предпринять, чтобы быстрее исправить допущенную ошибку, и т.п. Все это требует быстрых мыслительных операций, включающих наблюдение, анализ, обобщение, принятие последующего плана действий. В процессе выполнения физических упражнений занимающиеся непрерывно сверяют свою программу с ее фактическим выполнением. В результате появляются и закрепляются связи в высших отделах центральной нервной системы между мышечными ощущениями, двигательными задачами и способами их выполнения.
Результаты-экспериментальных исследований (3) показали, что выпускники высших и средних учебных заведений МВД России, имеющие хорошую, разностороннюю физическую подготовку с преобладанием профессиональной направленности, успешнее адаптируются к новым условиям служебной деятельности, в том числе и в необычных ситуациях (например, в период командировок в районы межнациональных конфликтов).
Литература
1. Анисимов Е.А. Развитие общетрудовых и профессионально важных психофизиологических функций у школьников и молодежи средствами физической культуры и спорта. — М.: Школа и педагогика. — 1993. — 105 с.
2. Анисимов Е.А. К проблеме развития профессионально важных психофизиологических функций работников дорожно-натрульной службы Госавтоинспекции
России // Социальные, правовые, технические и экологические проблемы безопасности дорожного движения. — Орел, 1996. — С.310-313.
3. Калашников А.Ф.О некоторых вопросах совершенствования служебной деятельности работников дорожно-патрулыюй службы Госавтоинспекции России// Социальные, правовые, технические и экологические проблемы безопасности дорожного движения. —. Орел, 1996. - С. 307-310.
4. Сорокотяшн И.Н. Психология применения ору- ^ жия сотрудниками милиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — №1. —
С.32-34.
5. Стрельченко А.Б. Психофизиологические корреляты профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях деятельности // Пси-хопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. — №1. -С.12-15.
6. Узилсвский Г.Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах: Автореф. докг. дис. — М, 1996. — С.40.
Возрастание роли морально-психологической подготовки курсантов военных училищ в современных условиях
Начальник кафедры военной педагогики и психологии, кандидат исторических наук, доцент А.П.Ковалев, преподаватель Н.И.Князева Владикавказский ВВККУ ВВ МВД России
Современные условия службы во внутренних войсках МВД России предъявляют к личному составу, а к командирам подразделений — в особенности повышенные требования. Это в первую очередь относится к возрастанию роли морально-психологической подготовки, формированию психологической устойчивости военнослужащих к угнетающим факторам боевой обстановки, выполнению задач в условиях, приближенных к экстремальным, и умения противостоять негативным факторам службы и быта.
Практика выполнения служебно-боевых задач в Чеченской Республике, где более 1200 военнослужащих внутренних войск были награждены орденами и медалями, а 17 удостоены звания Героя России, подтверждает это в полной мере.
Фундамент психологической устойчивости офицеров закладывается в стенах образовательных учреждений. Психологическая подготовка будущих офицеров представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и в воинских коллективах в целом, психологических качеств, обеспечивающих высокую боевую готовность и ус-
тойчивость к воздействию исихотравмирующих и устрашающих факторов в ходе выполнения слу-жебно-боевых задач.
Сущность психологической подготовки проявляется в действии внутреннего механизма психологических реакций и поведения военнослужащего в условиях выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях: обстановка опасности, неопределенности закономерно вызывает состояние напряженности, преимущественно угнетающе действующего ira психику. Путем многократных активных действий в напряженных ситуациях э го состоя ние перестает быть угнетающим.
Исходя из этого, содержанием психологической подготовки является изменение влияния возникающей в ходе выполнения служебно-боевых задач напряженности на функционирование психики и служебно-боевую активность военнослужащего. Из фактора, угнетающего психику, она должна стать нейтральной и даже стимулирующей.
Основные задачи психологической подготовки курсантов:
— формирование адаптированной и психологической устойчивости к угнетающим и устрашающим факторам служебно-босвой деятельнос: ти в экстремальных условиях, навыков психической саморегуляции и волевой мобилизации;
— оптимизация показателей профессиональной дееспособности психических функций курсантов (восприятия, памяти и т.д.);
— создание предпосылок для эффективной реализации военных знаний, умений, навыков, сформированных моделей боевого поведения и коллективных действий.
В основе работы с курсантами должны лежать проведение мероприятий, направленных на бесстрашную адаптацию к действиям в экстремальных условиях, поддержание здорового морально-психологического уровня.
Процесс адаптации к деятельности в экстремальных условиях сложен и протекает неодинаково у различных военнослужащих. Сре'йи трудностей, влияющих на процесс адаптации, выделяются большая служебная нагрузка, неудовлетворенность бытовыми и санитарно-гигиеническими условиями жизни, невозможность полноценного отдыха и восстановления сил и, как следствие этого, усталость.
Период адаптации требует высокой организованности, твердого управления и контроля со стороны командиров всех степеней за поведением и состоянием подчиненных, а также социально-психологического обеспечения деятельности личного состава со стороны военного психолога и медицинского работника.
К основным мероприятиям, направленным на сокращение сроков адаптации курсантов к дея-
тельности в экстремальных условиях, следует отнести:
— доведение объективно складывающейся обстановки, конкретная ориентация на ожидаемые сложности и трудности;
— твердое управление, когда инициатива и самостоятельность, решительность, выдержка и самообладание командиров и начальников, их поступки и действия будут во многом определять уровень морально-психологического состояния личного состава;
— предоставление времени для отдыха, обеспечение полноценным питанием, бытовыми условиями и медицинским обслуживанием;
— постоянное информирование о ходе выполнения служебно-боевых задач;
— обеспечение военнослужащих связью с родными и близкими.
Следует постоянно информировать их о жизни страны, реакции местных и государственных органов и населения на характер выполняемых служебно-боевых задач и об оценке ими действий внутренних войск.
Для формирования у курсантов психологической подготовленности к боевым действиям важное значение имеет создание у них отчетливого представления картины служебно-боевых действий во всех деталях и воспитания уверенности в оружии и средствах защиты, состоящих на вооружении.
Напряжешгость в процессе боевой подготовки вызывается увеличением физических и нервно-психических нагрузок путем создания обстановки с наличием различных трудностей:
— интенсивностью световых и звуковых раздражителей, характерных для боя;
— проведением занятий в трудных погодных и климатических условиях;
— выполнение нормативов в условиях, приближенных к боевым;
— длительной активной деятельности в средствах защиты;
— непрерывностью дневных и ночных действий, проведением занятий и стрельб днем и ночью;
— постоянным воздействием условного противника;
— применением средств имитации неожиданно и на значительном удалении от обучаемых;
— проведением боевых тревог.
Морально-психологическая подготовка курсантов военных училищ — важное слагаемое в подготовке будущих офицеров. Она организуется и проводится с целью привития им психологической устойчивости, достижения высокого морального духа, поддержания твердой воинской дисциплины и порядка, необходимого уровня профессиональной подготовки, осуществления противодействия и надежной защиты личного состава от информационно-психологического воздействия со стороны противника.