Научная статья на тему 'Влияние индивидуально-типологических признаков курсантов различных соматотипов на формирование профессиональных навыков самозащиты'

Влияние индивидуально-типологических признаков курсантов различных соматотипов на формирование профессиональных навыков самозащиты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОТИВОБОРСТВО / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / FIGHTING TECHNIQUES / PHYSICAL TRAINING / CONFRONTATION / INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Смирнов Андрей Александрович, Мельников Александр Владимирович

Введение. Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы не предполагает дифференцирования тренировочных заданий при формировании навыков самозащиты исходя из особенностей телосложения обучающихся, хотя исследования в области спортивной подготовки свидетельствуют о высокой эффективности данного подхода. Цель исследования. Выявить индивидуально типологические особенности курсантов различных соматотипов. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, экспертная оценка, факторный анализ. В исследовании приняло участие 96 курсантов (МиС 32 чел., МеС 32 чел., МаС 32 чел.). Результаты исследования и их обсуждения. Результаты факторного анализа в области профессиональной подготовленности курсантов МиС, МеС, МаС типов позволяют выявить их индивидуально-типологические признаки, которые оказывают влияние на формирование навыком приемов самозащиты. Выводы. Выявленные индивидуально-типологические признаки курсантов различных соматотипов несут большую педагогическую ценность, направленную на повышение эффективности формирования приемов самозащиты сотрудников УИС с учетом морфологических особенностей организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кошкин Евгений Вячеславович, Смирнов Андрей Александрович, Мельников Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of individual typological features of cadets of different somatotypes on the formation of professional skills of self-defense

Introduction. Professional training of employees of the criminal executive system does not imply differentiation of the training tasks in the formation of the self-defense skills based on the characteristics of the students' physique, although research in the field of sports training indicates a high efficiency of this approach. Purpose of research. Identify the individual typological features of the cadets of different somatotypes. Methodology and organization of the study. We used: the pedagogical observation, pedagogical testing, expert evaluation, factor analysis. The study involved 96 cadets (MIS-32 people, MES-32 people, Mas-32 people). Results of the study and their discussion. The results of factor analysis in the field of professional training of cadets of MIS, MES, MAS types allow us to identify their individual typological characteristics that affect the formation of self-defense techniques by the skill. Conclusions. The identified individual-typological features of the cadets of different somatotypes are of great pedagogical value, aimed at improving the effectiveness of self-defense techniques for employees of the UIS, taking into account the morphological characteristics of the body.

Текст научной работы на тему «Влияние индивидуально-типологических признаков курсантов различных соматотипов на формирование профессиональных навыков самозащиты»

УДК 796.07

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ САМОЗАЩИТЫ

Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Андрей Александрович Смирнов, кандидат педагогических наук, заместитель

начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии; Александр Владимирович Мельников, старший преподаватель, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

Введение. Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы не предполагает дифференцирования тренировочных заданий при формировании навыков самозащиты исходя из особенностей телосложения обучающихся, хотя исследования в области спортивной подготовки свидетельствуют о высокой эффективности данного подхода. Цель исследования. Выявить индивидуально типологические особенности курсантов различных соматотипов. Методика и организация исследования. Нами использовались: педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, экспертная оценка, факторный анализ. В исследовании приняло участие 96 курсантов (МиС -32 чел., МеС - 32 чел., МаС - 32 чел.). Результаты исследования и их обсуждения. Результаты факторного анализа в области профессиональной подготовленности курсантов МиС, МеС, МаС типов позволяют выявить их индивидуально-типологические признаки, которые оказывают влияние на формирование навыком приемов самозащиты. Выводы. Выявленные индивидуально-типологические признаки курсантов различных соматотипов несут большую педагогическую ценность, направленную на повышение эффективности формирования приемов самозащиты сотрудников УИС с учетом морфологических особенностей организма.

Ключевые слова: боевые приемы борьбы, физическая подготовка, противоборство, индивидуально-типологические признаки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p173-177

INFLUENCE OF INDIVIDUAL TYPOLOGICAL FEATURES OF CADETS OF DIFFERENT SOMATOTYPES ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS

OF SELF-DEFENSE

Evgeny Vyacheslavovich Koshkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of Federal Penitentiary Service of the Russia; Andrey Alexandrovich Smirnov, the candidate ofpedagogical Sciences, deputy head of the department, Perm Military Institute of National Guard Forces of the Russian Federation; Alexander Vladimirovich Melnikov, the senior teacher, Vologda Institute of law and Economics of the Federal penitentiary service of

Russia

Abstract

Introduction. Professional training of employees of the criminal executive system does not imply differentiation of the training tasks in the formation of the self-defense skills based on the characteristics of the students' physique, although research in the field of sports training indicates a high efficiency of this approach. Purpose of research. Identify the individual typological features of the cadets of different soma-totypes. Methodology and organization of the study. We used: the pedagogical observation, pedagogical testing, expert evaluation, factor analysis. The study involved 96 cadets (MIS-32 people, MES-32 people, Mas-32 people). Results of the study and their discussion. The results of factor analysis in the field of professional training of cadets of MIS, MES, MAS types allow us to identify their individual typological characteristics that affect the formation of self-defense techniques by the skill. Conclusions. The identified individual-typological features of the cadets of different somatotypes are of great pedagogical value, aimed at improving the effectiveness of self-defense techniques for employees of the UIS, taking into account the morphological characteristics of the body.

Keywords: fighting techniques, physical training, confrontation, individual typological features.

Одним из ключевых направлений профессиональной готовности сотрудников правоохранительных органов является уровень их физической подготовленности. Физическая подготовка сотрудников силовых структур представляет собой оптимальное сочетание средств и методов, направленных на развитие физических качеств, а также на формирование навыков силового задержания правонарушителей в условиях противоборства [1, 3-5].

Традиционно формирование навыков боевых приемов борьбы основывается на изучении технико-тактических действий спортивного и боевого самбо. Сформированность навыков боевых приемов борьбы включает в себя владение бросковой и ударной техникой, приемы борьбы в партере и задержания. Бесспорно, умелое использование сочетания бросков и ударов является гарантом победы в противоборстве, однако логика однообразных технических действий для сотрудников различного телосложения не является эффективной [1, 3-5].

Совершенствование педагогического процесса, направленного на повышение эффективности формирования приемов самозащиты, является важнейшей проблемой, требующей своего решения. Осознавая актуальность проблемы формирования навыков приемов самозащиты с учетом типа телосложения обучающихся, нами инициирован теоретический анализ практики спортивных единоборств. Результат теоретического анализа свидетельствует о высокой эффективности и детальной проработке вопроса повышения технико-тактического арсенала в единоборствах с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Выявление специальных (наиболее характерных) индивидуально-типологических признаков обучающихся является основным критерием дифференцирования процесса физической подготовки [2].

Таким образом, нами инициирован факторный анализ профессиональной подготовленности, курсантов микросомного типа (МиС), мезосомного типа (МеС), макросомного типа (МаС), направленный на выявление их индивидуально-типологических признаков.

Результаты факторного анализа специальной физической подготовленности курсантов разных соматотипов представлены в таблице 1. Представленные результаты свидетельствуют о том, что курсанты микросомного типа имеют наибольшие величины в специальных двигательно-координационных (33,5%) и специальных скоростных способностях (30,2%), курсанты мезосомного типа имеют наибольший вклад фактора в показателях характеризующих специальную выносливость (32,1%) и специальные скоростно-силовые способности (37,3%), курсанты макросомного типа имеют наибольшие величины в специальных силовых способностях (60,7%).

Таблица 1 - Факторный анализ специальной физической подготовленности курсантов разных соматотипических групп____

Фактор Норматив МиС МеС МаС

r % r % r %

Специальная выносливость Преодоление полосы препятствий, сек. 0,595 18,6 0,845 32,1 0,353 11,3

Бег 3000 м, сек. 0,602 0,887 0,396

Специальные двига-тельно-координацион-ные способности Кувырки за 30 сек., кол-во раз 0,854 33,5 0,537 8,3 0,246 12,6

Челночный бег 10 по 10 м, сек. 0,878 0,512 0,258

Специальные скоростные способности Удары руками по боксерскому мешку за 8 сек., кол-во раз 0,863 30,2 0,752 12,6 0,347 8,1

Удары ногами по боксерскому мешку за 8 сек., кол-во раз 0,905 0,594 0,328

Специальные ско-ростно-силовые способности Подвороты на бросок за 15 сек., кол-во раз 0,459 9,4 0,836 37,3 0,268 7,3

Бросок манекена за 15 сек., кол-во раз 0,432 0,875 0,230

Специальная сила Становая тяга, кг 0,248 8,3 0,455 9,7 0,902 60,7

Жим штанги лежа, кг 0,245 0,436 0,890

Выявленные различия в специальных двигательных возможностях курсантов различных соматотипов повлияли на предрасположенность к выполнению бросковых и удар -ных технических действий. Для более четкого представления влияния специальных физических качеств на предрасположенность к выполнению бросков мы разделили технику бросков на три группы, опираясь на исследования некоторых авторов. В первую группу вошли броски, преимущественно выполняемые за счет уровня развития максимальной силы и массы тела. Во вторую броски, выполняемые за счет высокого уровня скоростно-силовых способностей. В третью броски, эффективность которых в большей степени зависит от уровня двигательно-координационных способностей. Факторный анализ техники выполнения бросков курсантами различных соматотипов представлены в таблице 2. Становится очевидны, курсанты микросомного типа чаще применяют броски двигательно-координационного характера (47,4%), курсанты мезосомного типа в большей степени выполняют броски скоростно-силовой направленности (41,3%), курсанты макросомного типа с высокой эффективностью применяют силовые броски (54%).

Таблица 2 - Факторный анализ техники выполнения бросков курсантами различных сома-тотипов

Фактор Приемы борьбы (броски) МиС МеС МаС

r % r % r %

Двигательно-координационная направленность С захватом ног 0,893 47,4 0,524 25,6 0,295 17,9

Подсечки 0,874 0,511 0,323

Зацепы 0,815 0,507 0,261

скоростно-силовая направленность Подхваты 0,516 33,3 0,828 41,3 0,462 28,1

Через спину 0,615 0,802 0,398

Подножки 0,681 0,863 0,521

силовая направленность Через бедро 0,539 19,3 0,613 33,1 0,905 54

Перевороты 0,284 0,705 0,873

Подсады 0,232 0,678 0,868

Результаты научных исследований свидетельствуют, что технико-тактический арсенал спортсменов различных телосложений практически не различается, однако в качестве существенного различия специалисты выделяют дистанцию нанесения удара. Факторный анализ техники ударов руками и ногами курсантов различных соматотипов представлен в таблице 3. Полученные результаты указывают, что курсанты микросомного с наибольшей эффективностью наносят удары руками и ногами с ближней дистанции (57,9%), курсанты мезосомного типа наносят большинство ударов руками и ногами со средней дистанции (46,9%), курсанты макросомного типа предпочитают наносить удары руками и ногами с дальнего расстояния (53%).

Таблица 3 - Факторный анализ ударной техники руками и ногами курсантов различных соматотипов

Фактор Удары МиС МеС МаС

r % r % r %

Ближняя дистанция Руки снизу в голову 0,863 29,4 57,9 0,517 15,2 27,1 0,574 16,9 29,7

боковой в голову 0,854 0,528 0,537

боковой в корпус 0,842 0,433 0,583

Ноги боковой по ногам 0,827 28,5 0,389 11,9 0,425 12,8

Средняя дистанция Руки прямой в голову 0,452 13,5 25,4 0,795 24,9 46,9 0,332 9 17,3

прямой в корпус 0,398 0,782 0,318

боковой в голову 0,421 0,846 0,281

боковой в корпус 0,293 0,809 0,263

Ноги боковой в корпус 0,439 11,9 0,731 22 0,339 8,3

боковой в голову 0,323 0,698 0,226

прямой в корпус 0,284 0,717 0,267

Дальняя дистанция Руки прямой в голову 0,232 8,5 16,7 0,465 14,1 26 0,913 27 53

прямой в корпус 0,261 0,445 0,878

Ноги прямой в корпус 0,228 8,2 0,378 11,9 0,871 26

боковой в корпус 0,251 0,393 0,855

Результаты факторного анализа в области профессиональной подготовленности курсантов МиС, МеС, МаС типов позволяют выявить их индивидуально-типологические признаки, которые оказывают влияние на формирование навыком приемов самозащиты:

- представители микросомного типа, проявляют высокий уровень в показателях, характеризующих специальные двигательно-координационные и скоростные способности. Учитывая небольшой рост и легкий вес представителей МиС типа, высокий уровень указанных специальных физических качеств позволяет им с успехом выполнять броски с захватами ног, подсечки, зацепы, а также наносить эффективные удары на ближней дистанции руками и ногами;

- представители мезосомного типа имеют наибольшие величины в показателях, характеризующих специальную выносливость и скоростно-силовые способности, что позволяет с высокой результативностью выполнять броски через спину, подхваты, подножки, а также эффективно сочетать их с ударами руками и ногами на средней дистанции;

- представители макросомного типа отличаются высоким проявлением специальных силовых способностей, благодаря чему им удается реализовать свое преимущество в телосложении (большая масса тела, высокий рост) при выполнении бросков через бедро, переворотах, подсадах, а также эффективно сочетать их с нанесением ударов раками и ногами на дальней дистанции.

Полученные данные служат фундаментом для дифференцирования учебно-тренировочного процесса курсантов различных соматотипов. Выявленные индивидуально-типологические признаки курсантов различных соматотипов несут большую педагогическую ценность, направленную на повышение эффективности формирования приемов самозащиты сотрудников правоохранительных органов с учетом морфологических особенностей организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошкин, Е.В. Индивидуально типологические особенности курсантов разных соматотипов / Е.В. Кошкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 94-98.

2. Кошкин, Е.В. Модель формирование навыков боевых приемов единоборств у курсантов вузов ФСИН России на основе различий соматотипов : дис. ... канд. пед. наук / Кошкин Евгений Вячеславович. - Чайковский, 2018. - 269 с.

3. Нохрин, М.Ю. Повышение специальной физической подготовленности курсантов вузов ФСИН России для действия в экстремальных условиях : дис.. канд. пед. наук / Нохрин Михаил Юрьевич. - Набережные Челны, 2014. - 164 с.

4. Овчинников, В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Овчинников Владимир Александрович. - Волгоград, 2012. - 152 с.

5. Огородников, А.В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России / А.В. Огородников // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - № 5 (79). - С. 219-223.

REFERENCES

1. Koshkin, E.V. (2017), "Individual typological features of cadets of different somatotypes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No 4. pp. 94-98.

2. Koshkin, E.V. (2018), Model offormation of skills offighting techniques of single combats at cadets of higher education institutions of Federal penitentiary service of Russia on the basis of differences of somatotypes, dissertation, Tchaikovsky.

3. Nokhrin, M.Yu. (2014), Increase of special physical readiness of students of Higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia for action in extreme conditions, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Ovchinnikov, V.A. (2012), System offormation ofprofessional and applied physical culture of cadets and students of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, dissertation, Volgograd.

5. Ogorodnikov, A.V. (2010), "Features of the activity of employees of the criminal Executive system of Russia", Herald of Samara State University, Vol. 79, No 5. pp. 219-223.

Контактная информация: kochkin.evg@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2020

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Валентина Федоровна Красавина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Славнова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Михайловна Ушакова, доцент, Мария Анатольевна Горева, преподаватель, Омский государственный технический университет

Аннотация

В статье говорится о крайней необходимости воспитания потребностей у студентов в систематических занятиях физическими упражнениями на свежем воздухе, в рамках дисциплины вуза и в виде самоподготовки. Актуальность исследования авторы объясняют негативным влиянием на организм электромагнитного облучения современных технических устройств необходимых в образовании, гиподинамией, повышенными психоэмоциональными нагрузками. Получены научно-обоснованные сведения, свидетельствующие о повышении уровня развития общей работоспособности, выносливости у студентов-юношей, занимающихся лыжной подготовкой, а также установлена положительная тенденция воспитания морально-волевых качеств и благоприятного эмоционального фона студентов к занятиям на открытом воздухе.

Ключевые слова: лыжная подготовка, гиподинамия, электромагнитные излучения, студенты-юноши.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p177-180

PROBLEMS OF MORAL EDUCATION AND PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS

IN MODERN LIFE

Valentina Fedorovna Krasavina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurievna Slavnova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Mi-khailovna Ushakova, the senior lecturer, Maria Anatolyevna Goreva, the teacher, Omsk State

Technical University

Abstract

The article talks about the extreme need to educate students' needs in systematic physical exercises in the fresh air, within the University disciplines and in the form of self-training. The authors explain the relevance of the study by the negative impact on the body of electromagnetic radiation of modern technical devices, being necessary in the education, physical inactivity, and increased psycho-emotional stress. Scientific-based information was obtained that indicates the increase in the level of development of the general performance, endurance among the young students engaged in ski training, as well as a positive trend in the education of the moral and volitional qualities and favorable emotional background of the students for outdoor activities.

Keyword: ski training, physical inactivity, electromagnetic radiation, young students.

Цель исследования - заключается в выявлении эффективности аэробных занятий на свежем воздухе лыжной подготовкой уровня развития студентов-юношей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе десятилетие XXI века охарактеризовалось еще большим развитием технократических изысканий, создав электронно-роботизирующую систему управления всеми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.