УДК 314.04(44)+325.14(44)
DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-1-171-177
ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ ВО ФРАНЦИИ
THE INFLUENCE OF IMMIGRATION PROCESSES ON THE DEMOGRAPHIC
TENDENCIES IN FRANCE
О.А. Смирнова, О.Р. Жерновая O.A. Smirnova, O.R. Zhernovaya
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Российская Федерация, 603600, г. Нижний Новгород, улица Ульянова, 2
Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2 Ulyanov Str., Nizhny Novgorod, 603600, Russia
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
Авторы статьи анализируют основные тенденции в демографической динамике во Франции в аспектах, связанных с притоком иммигрантов, как, например, рождаемость, рассматривают процесс взаимодействия иммиграции и экономических факторов, которые являются основой программы соразвития, дают оценку эффективности программы, её основным направлениям, прослеживают взаимосвязь с иммиграцией, интеграцией и демографией. В демографическом аспекте одним из основных факторов является то, что иммиграция помогает пополнить количество единиц рабочей силы в то время, когда население Франции и всей Европы «стареет». Если речь идёт о применении на практике программы соразвития, то это относится, прежде всего, к перераспределению богатств, в такой форме, как изменения в налогообложении, общая политика инвестирования, развитие международной торговли, деятельность международных организаций. Свободное передвижение мигрантов является одной из неотъемлемых составляющих экономического, социального, культурного и, как следствие, политического развития государства. Однако согласование европейских политик в этой области не является панацеей и не способно решить все те проблемы, которые стоят перед французским и европейским обществами.
Abstract
The authors of the article analyze the main tendencies in the demographic dynamics in France in connection with immigrants' flow, for instance, childbirth. They also consider the process of interrelation between immigration and economic factors, which serve as the foundation of the co-development programme. In reference to the demographic aspect, immigration is considered as one of the main factors, which contributes to the increase of the labour force in France as the population of both France and Europe is aging. If we are talking about the practical application of the co-development program, this applies primarily to the redistribution of wealth, in a form such as changes in taxation, general investment policy, the development of international trade, the activities of international organizations. The authors give their assessment of the efficiency of the programme, its main directions and track the connection of immigration with integration and demography. Free movement of migrants is one of the inalienable factors of economic, social, cultural and political development of a state. However, the coordination of European policies in this sphere is not a panacea, and can't tackle all the problems, which the French and European societies confront with.
Ключевые слова: демографическая политика, иммигранты, иммиграция, интеграция, демография, программа соразвития.
Keywords: demographic policy, immigrants, immigration, integration, demography, the programme of co-development.
Актуальность темы влияния иммиграционных процессов на демографические тенденции во Франции с каждым десятилетием повышается. Возрастает интерес к такому понятию, как права человека, сами иммиграционные потоки изменяют свою интенсивность. Ещё в середине XX века стал очевиден тот факт, что иммигрант больше не хочет быть шестерёнкой в экономическом механизме Французской Республики. Он хочет развиваться как личность, реализовывать свои профессиональные амбиции, быть равноправной частью французского общества и, главное, чувствовать себя в нём комфортно и безопасно. Именно из-за неуверенности в завтрашнем дне и того факта, что Франция оставалась для них чужой землёй, люди выходили на митинги и демонстрации, обращались в консульства и службы психологической поддержки, давали интервью, полные отчаяния, журналистам и исследователям [Ribert, 2006]. Важно понимание того, что с годами иммиграционные потоки во Францию меняют свою сезонную интенсивность, этнический, возрастной и половой составы, но не степень важности в жизни французского общества. Миграция как явление связана с кризисами в тех или иных регионах, что говорит об очевидности актуальности проблемы иммиграции и интеграции иммигрантов во Франции в начале XXI века: страны Северной Африки и Ближнего Востока, которые являются самыми частыми странами исхода иммигрантов во Франции, столкнулись с крупнейшим общим кризисом за последние десятилетия. Это, в свою очередь, послужило нарастанию интенсивности иммиграции во Французскую Республику, к чему государство не было готово в силу невозможности интеграции столь существенного количества беженцев и трудовых иммигрантов, актуальные события начала XXI века стали настоящим испытанием интеграционной политики Франции, которой на тот момент было лишь 30 лет [Khellil, 1991].
Иммиграционные потоки во Франции всегда имели экономический подтекст, они также имеют большое демографическое значение. Демографический вклад иммиграции, который не всегда объективно отражается статистикой по иностранцам, часто нивелируется в общественных дискуссиях. В докладе Национального института демографических исследований указано об этом вкладе благодаря изучению процесса получения французского гражданства в трёх поколениях в 1990-х годах [L'INED].
Объектом данного исследования являются основные этапы развития и принципы интеграционной политики Французской Республики, предметом исследования являются важнейшие законодательные документы, исследования ведущих специалистов в области истории иммиграции и интеграции во Франции, статьи СМИ.
К общенаучным принципам, применяемым в работе, относятся такие методы, как анализ и синтез, исторический и логический методы. Рассмотрение источников проводилось на основе системно-структурного подхода к изучению сложных политических и общественных процессов и явлений с учетом многих аспектов развития современного общества и политического процесса в странах. В основе исследования лежит принцип историзма, который требует конкретного изучения развития и изменения общественных явлений, а также всестороннего выявления связей и взаимодействий каждого из этих явлений с другими. Большая часть работы является следствием эмпирического исследования, так как основывается на статистике, как заимствованной, так и подтверждённой лично авторами. Также следует отметить применение анализа и синтеза для наиболее логичного и связного исследования полученных за десятилетия данных. В изучении ряда феноменов важную роль играло идеализирование реальности: так, например, говоря о личных интересах и нуждах мигрантов необходимо понимать, что на практике они крайне индивидуальны; в представленной работе они приведены к некоему общему знаменателю для более продуктивного анализа (этот вид работы также тесно связан с методом дедукции).
К 4 млн иммигрантов «первого поколения», из которых четверть получила французское гражданство, добавляются их дети [Les enjeux de la concentration spatiale des immigrés et de leurs descendants]. Эта группа людей, родившихся на территории Франции, не является группой иммигрантов. Их 5 млн, 80 % из них имеют французское гражданство [Nationalité Française]. Далее, внуки иммигрантов («третье поколение») являются в полном
объёме французами и составляют так же примерно 5 млн. В целом, 14 млн человек во Франции имеют иностранное происхождение, то есть эти люди являются иммигрантами, детьми иммигрантов или их внуками. Среди них 10 млн являются гражданами Франции [Pondi, 2007, p. 260]. Эту статистику можно озвучить и иначе: каждый пятый француз имеет хотя бы одного родителя в первом или втором поколении иностранного происхождения. Эти цифры дают общее впечатление о том, какую силу и значение имеет интеграция и иммиграция в демографическом аспекте.
Без учёта иммигрантов в конце 1990-х годов население Франции насчитывало бы не более 45 млн жителей, а демографический рост сократился бы на 45 % с 1945 по 1998 гг. [Bernard,1998, p. 230]. Таким образом, иммиграция позволила поддерживать уровень рождаемости и замедлять скорость старения населения. В целом, 11,1 % детей, рождённых во Франции в 1990 году, имели родителей иностранцев, 15,4 % являлись детьми от смешанных (с точки зрения гражданства) пар, к которым прибавлялись дети, рождённые вне брака от иностранок [Bernard, 1998, p. 230]. В 1982 году в среднем француженки имели 1,84 детей, иностранки - 2,81, однако в 1990 году показатели упали для обеих групп (1,71 среди француженок и 2,81 среди иностранок) [Pondi, 2007, p. 289]. Особенно этот спад заметен при опросе матерей из стран Магриба. Алжирки, проживающие во Франции, которые имели в среднем по 9 детей в 1968 году, становились матерями только для 3 в 1990 году (в самом Алжире в 1990 году этот показатель составлял 5,4) [Droits des Femmes]. Приближение показателей среди иммигрантов к показателям среди французов является одним из главных признаков того, что процесс интеграции был запущен и в 1990-е годы шёл достаточно успешно.
Рассредоточение иммигрантов во Франции нельзя назвать однородным. В конце 1990-х 38,5 % иммигрантов проживали в столичном регионе Иль-де-Франс. Район Сен -Сан-Дени на севере Парижа является округом, в котором наибольшая концентрация иммигрировавшего населения. В общем и целом, карта иммиграции во Франции соответствует карте крупных городов, где западная и центральная части насчитывают сравнительно немного иностранцев. Размер тех или иных жилых пунктов соответствует количеству проживающих в нём иммигрантов. Так, в сельской местности иностранцев лишь 2 %, тогда как в городах с численностью населения более 100 000 человек их 7 %. Вместе 3 региона (Иль-де-Франс, Рон-Альп и Прованс-Альп-Кот д'Азюр) размешают на своей территории 60 % всех иммигрантов во Франции.
Слабый уровень рождаемости и увеличение продолжительности жизни в Европе создали условия для демографического кризиса, который должен был наступить в 2006 году. Эта дата была определена не случайно. Бейби-бум или резкий всплеск рождаемости в 1946 году должен был проявить свои последствия именно в 2006 году, когда рождённым в 1946 стало 60 лет, то есть они достигли пенсионного возраста [Immigrés, assimilation, intégration, insertion: quelquesdefinitions]. В данных условиях во второй половине XX века исследователи говорили о том, что в демографическом аспекте иммиграция - это надежда всей Европы, именно она поможет пополнить количество единиц рабочей силы, когда население Европы «постареет».
Именно это и происходит во Франции в рамках схемы, которую исследователи называют «победитель-победитель» [Madoui, 2008, p. 77]. Некоторые предложения на рынке труда не вызывают интерес у французов, а значит, есть возможность прибегнуть к найму людей из-за границы. Для этого у них должна быть соответствующая предварительная подготовка. Так происходит с наймом медицинских помощников в государственных больницах: во Франции сравнительно мало людей с этим образованием, а в Испании их много; французские больницы нередко приглашают к себе испанских медсестёр, обеспечивая им курсы французского языка на 6 месяцев. Когда в Испании стала ощущаться нехватка уехавших во Францию работников, возникла идея двусторонних контрактов со странами Магриба: Франция и другие европейские страны
давали бы иммигрантам из этого региона образование, а иммигранты, в свою очередь -рабочую силу, если сами этого захотят [Madoui, 2008, p. 77].
Члены правительства отдают себе отчёт в том, что нельзя бороться с проблемами, связанными с иммиграцией, исключительно репрессивными средствами [Loi n° 93-1027]. На данном этапе начинается постановка абстрактных вопросов и предположений: развитие могло бы стать подспорьем для сокращения уровня иммиграции; необходимо ставить вопросы на уровне Европы, включая в решение проблем сотрудничество со странами исхода и со странами транзита; усложнение режима въезда даже на короткий срок могло бы позволить решить проблему долгосрочной иммиграции.
Каждое из этих предположений смешивается с большим количеством ложных данных и стереотипов. Французское общество признаёт, что свободное передвижение мигрантов является одной из неотъемлемых составляющих экономического, социального, культурного и, как следствие, политического развития государства. Однако согласование европейских политик в этой области не является панацеей и не способно решить все те проблемы, которые стоят перед французским и европейским обществами [6].
Исследователи иммиграционных вопросов в Европе поставили перед собой задачу выяснить, насколько явление так называемого «соразвития» способно оказывать влияние на вопросы иммиграции. Изначально сама идея соразвития принадлежит министру развития Жан-Пьеру Коту (1981 год) [Rapport sur le codéveloppement]. Соразвитие означало установление согласования и гармонизации между политиками государств, которые были готовы к сотрудничеству и хотели его. Первые попытки были предприняты Мексикой, Индией и Алжиром [Rapport sur le codéveloppement]. В то время господствовал достаточно прогрессивный подход к вопросам развития, в частности, акцент делался на согласовании цен на сырьё.
Концепция заново завоёвывает внимание общественности (в том числе, научной) в 1997 году, когда был опубликован доклад Сами Наира о «политике соразвития, связанной с миграционными потоками» [Rapport de bilan et d'orientation sur la politique de codéveloppement liée aux flux migratoires]. Доклад был написан по просьбе Жан - Пьера Шевенемана [Le blog de Jean-Pierre Chevènement]. Целью стал акцент на интеллектуальных и финансовых способностях иммигрантов.
В общественной полемике об иммиграции соразвитие выглядит некой очевидной и обязательной характеристикой современного мира. Оно должно бороться с эмиграцией населения (неразрывно связанной с явлением утечки мозгов) и предлагать все возможные варианты выхода из сложившихся из-за иммиграции проблем. Поскольку за аксиому берётся утверждение, что иммиграция возникает вследствие низкого уровня развития определённых стран или территорий и различных видов неравенств, казалось бы, достаточно лишь развить те регионы, которые состоят из стран исхода иммигрантов. Именно эта иллюзия создаёт обманчивое упрощение рассматриваемой проблематики, а значит, приводит в тупик разрабатываемые политические, экономические и социальные проекты.
На самом деле, в целом, миграции усиливают темпы развития. Это легко доказуемо на примере французской и европейской истории. Облегчение демографического напряжения, повышение производительности в области сельского хозяйства, увеличение объёма доступной рабочей силы являются столпами капиталистической индустриализации. Денежные переводы, культурная открытость, инвестиции приходят с иммиграцией. С другой стороны, иммиграция внесла свой вклад в развитие стран, принимающих иммигрантов, на многих уровнях: от увеличения единиц квалифицированной рабочей силы в научных лабораториях до увеличения единиц «грубой» рабочей силы в промышленности, сельском хозяйстве и услугах, через вклад артистов и других представителей творческих профессий.
Может ли развитие помочь сократить иммиграционные потоки? Ответ зависит от того, с какой стороны рассматривать сам вопрос. В долгосрочной перспективе да, в краткосрочной нет. Исторический опыт подтверждает, что на первом этапе развитие
ставит акцент на эмиграции [Weil, 2009, p. 234]. Это связано с тем, что любой процесс развития, да и вообще любой процесс глобальных изменений в обществе связан с появлением того и иного рода неравенств. В сельской местности переворот в области общественных отношений провоцирует утечку талантов и знаний, перемещение людей с наибольшим профессиональным потенциалом. Когда увеличивается продуктивность, «освобождается» часть работы, что повышает эмиграцию [Weil, 2009, p. 234]. Это уже не происходит на втором этапе, который начинается через довольно продолжительное время, когда смешанные последствия демографических перемен и роста производительности в сельском хозяйстве начинают ошушаться обществом [Le nombre et la part des immigrés dans la population: comparaisons internationals]. Именно тогда поток эмиграции снижает свою интенсивность, тенденции к покиданию определённых территорий замедляются, а иногда вообще обращаются в противоположную сторону. В недавнем времени Испания перешла от статуса страны-центра эмиграции в статус страны-центра иммиграции со стороны Магриба [Khellil, 1991, p. 24].
Идея, которая служит отправной точкой для всех дискуссий по данной теме, заключается в следующем: необходимо пытаться справиться с причинами, по которым люди покидают свои родные места жительства [Les orientations de la politique de l'immigration et de l'intégration]. Затем план действий предполагает усиление программ по помощи в развитии или создание механизма соразвития, связывающего иммиграцию и сотрудничество между государствами и регионами [Départements et regions d'Outre Mer].
Если речь идёт о применении на практике того, что исследователи называют соразвитием, необходимо начать перераспределение богатств, в том числе в такой неочевидной форме, как изменения в налогообложении, общая политика инвестирования, развитие международной торговли, деятельность международных организаций (МВФ, Всемирный Банк, ВТО) [Migration, Développement, Codéveloppement: quells acteurs pour quells discours].
При этом необходимо отметить, что развитие в глобальном смысле не противоречит работе над конкретными проектами или локальными проблемами. Так, идея развития регионов исхода иммигрантов имеет два потенциальных преимущества: во -первых, она становится основой для сотрудничества на базе общей истории; во-вторых, это развитие может основываться на проблемах конкретных потенциальных мигрантов (ведь каждый регион, каждая страна и каждая область страдает от эмиграции в той или иной степени по разным причинам) [Nouveau rapport sur les migrations de remplacement publié par la Division de la population des Nations Unies].
На сегодняшний день во Франции вопросы соразвития приобрели значение одного из основных инструментов борьбы с проблемами, связанными с иммиграцией. Предложения об установлении партнёрского сотрудничества среди международных ассоциаций и местных властных структур рождают новые проекты, альтернативы, продуктивные предложения.
По определению, идеи соразвития стояли у истоков слияния политики развития и политики сотрудничества. Однако на практике иммиграционной политики это не всегда работает. Зачастую в точке зрения большинства современных государств национальные интересы несовместимы с интересами иммиграции. Политика сотрудничества, являясь следствием соразвития, становится инструментом для смягчения политики Национального Фронта, приближая таким образом политические интересы государства к интересам иммиграции.
Итак, наглядно демонстрирует значение расслоение иммигрантов на 3 поколения, как теоретическое, так и прикладное. Иммиграция оказывает колоссальное влияние на демографию Франции. Так, именно благодаря ей можно изменить динамику старения населения. Благодаря иммигрантам Французская Республика преодолела трудности послевоенного демографического кризиса.
Важным аспектом иммиграции во Франции является региональное распределение иммигрантов: отдельные регионы можно назвать центром притяжения иностранных граждан, в то время как в некоторых городах доля коренного французского населения превышает 95 %. Для каждого населённого пункта и для Франции в целом существуют долгосрочные последствия притока иммигрантов. На данном этапе исследование возвращает нас к вопросу разделения на поколения в 25 лет: именно оно помогает понять, через какой срок можно ожидать последствий волны иммиграции в той или иной сфере.
Таким образом, большое внимание в статье уделяется проекту соразвития. Речь идёт о сотрудничестве на европейском уровне, о тесном взаимодействии между государствами, обеспокоенными одними и теми же проблемами. В этой части нельзя не упомянуть известнейших политических деятелей Франции, которые внесли колоссальный вклад в продвижение идеи соразвития: Жан-Пьер Кот (Министр Развития в 70-х гг XX века), Сами Наир (специалиста в области политической философии), Жан - Пьера Шевенемана, предложившего в начале 90-х гг. законы, ставшие основой современного иммиграционного законодательства Франции.
Кроме того, важно помнить о взаимодействии иммиграции и экономических факторов, которые являются основой программы соразвития. В долгосрочной перспективе экономические факторы решат проблемы, связанные с иммиграцией, в краткосрочной нет, по причинам, изложенным выше и связанным с преемственностью иммиграционных поколений, следовательно, речь, в первую очередь, должна идти о борьбе с причинами, а не с симптомами.
Список литературы References
1. Bernard P. 1998. L'immigration: les enjeux de l'intégration. France: Le Monde, р. 230.
2. Départements et régions d'Outre Mer. Available at: http://www.legifrance. gouv.fr/affichSarde.do?reprise=true&fastReqId=62528540&idSarde=SARD0BJT000007104781&page= 24 (accessed 1 February 2019).
3. Droits des Femmes. Available at: http: //www.diplomatie.gouv.fr/fr/enjeux-internationaux/droits-de-l-homme/droits-des-femmes. (accessed 1 February 2019).
4. Erba S., 2007. Une France pluriculturelle. Paris, Librio, 90.
5. Fonds d'action et de soutien pour l'integration et la lutte contre les discriminations (fasild). Available at: http://www. legifrance.gouv. fr/affichSarde.do?reprise=true&page=1&idSarde=SARD0 BJT000007111430&ordre=null&nature=null&g=ls (accessed 1 February 2019).
6. Immigrés, assimilation, intégration, insertion: quelques definitions. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/dossiers/immigration/definition.shtml (accessed 1 February 2019).
7. Khellil M., 1991. L'intégration des Maghrebins en France. Paris, Presses Universitaires de France, 182.
8. Le blog de Jean-Pierre Chevènement. Available at: http://www.chevenement.fr/Jean-Pierre-Chevenement-parcours-d-un-homme-d-Etat_a3.html (accessed 1 February 2019).
9. Le nombre et la part des immigrés dans la population: comparaisons internationals. Available at: http://www.ined.fr/fichier/t_telechargement/30884/telechargement_fichier_fr_publi_pdf1_472.pdf (accessed 1 February 2019).
10. Les enjeux de la concentration spatiale des immigrés et de leurs descendants. Infos migrations n°40. Available at: http://www.immigration.gouv.fr (accessed 1 February 2019).
11. Les orientations de la politique de l'immigration et de l'intégration. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapportspublics/124000036/0000.pdf (accessed 15 May 2018).
12. Loi n° 93-1027 du 24 août 1993 relative à la maîtrise de l'immigration et aux conditions d'entrée, d'accueil et de séjour des étrangers en France. Available at: http://www. legifrance.gouv. fr/affichTexte.do?cidTexte=LEGITEXT000006082579&dateTexte=2009082
7 (accessed 1 February 2019).
13. Madoui M., 2008. Entrepreneurs issus de l'immigration maghrébine. Monts, Mondes Contemporains, 77.
14. Migration, Développement, Codéveloppement: quels acteurs pour quels discours? Available at: http://immigration.blogs.liberation.fr/files/rapportidem.pdf (accessed 15 May 2018).
15. Nationalité Française. Available at: http://www.legifrance.gouv.fr/ affich-Sarde.do?reprise=true&fastReqId=1905825488&idSarde=SARDOBJT000007105065&page=4 (accessed 1 February 2019).
16. Nouveau rapport sur les migrations de remplacement publié par la Division de la population des Nations Unies. Available at: http://www.un.org/esa/population/publications/migration/pressfr.htm (accessed 1 February 2019).
17. Pondi J.-E., 2007. Immigration et diaspora. France, Afrédit, 328.
18. Rapport de bilan et d'orientation sur la politique de codéveloppement liée aux flux migratoires. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/984000139/0000.pdf (accessed 1 February 2019).
19. Rapport sur le codéveloppement. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var /storage/rapports-publics/084000629/0000.pdf (accessed 1 February 2019).
20. Replacement Migration Report. Available at: http://www.un.org/esa/population/publi cati-ons/migration/migration.htm (accessed 1 February 2019).
21. Weil P., 2009. Liberté, egalité, discriminations. Saint-Amand, Gallimard, 234.