И.С. Новоженова
Европа и Третий мир: Иммиграция и политика соразвития
В наше время процессы глобализации втягивают экономику разных стран в единую мировую систему - производственную, торговую, финансовую, сырьевую, энергетическую, и в том числе в систему общемировых трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы распределяются по планете неравномерно: развивающиеся страны обладают ими в изобилии, в то время как развитые страны ощущают в них острую нехватку. В глобальной экономике избыточное трудоспособное население развивающихся стран является резервуаром рабочей силы, из которого можно черпать необходимые трудовые ресурсы и по возможности оптимально использовать их - в нужное время, в нужном месте и с наименьшими затратами. Иммиграционные потоки в глобальной системе направляются преимущественно из трудоизбыточных стран в трудодефицитные, т.е. из развивающихся стран в развитые. Образно говоря, они представляют собой что-то вроде кровеносных сосудов, снабжающих весь организм мировой экономики необходимым для его развития ресурсом. И развитые, и развивающиеся страны становятся все более взаимозависимыми, а мир - все более взаимосвязанным.
США, страны Европейского союза (ЕС) и Япония производят 70% мирового валового продукта и осуществляют 75% мировой торговли, но обладают ограниченными трудовыми ресурсами (25, с. 2). Страны Третьего мира никогда не были генераторами научно-технического прогресса и передовых технологий
157
и в результате оказались на периферии глобальной экономики. В настоящее время они выступают в мировой экономике главным образом в роли поставщиков дешевой рабочей силы и природных ресурсов.
Численность международных мигрантов1 постоянно возрастает2. В 1970 г. их насчитывалось 82 млн., в 2000 г. - 175 млн., а в 2005 г. -уже 200 млн., что составляет около 3% населения Земли (20, с. 92).
Запад с его высоким уровнем оплаты труда, развитой системой социального обеспечения и правовым государством притягивает мигрантов. С 1980 по 2000 г. число проживающих здесь мигрантов увеличилось с 48 млн. человек до 110 млн. (для сравнения: в развивающемся мире численность мигрантов увеличилась лишь с 52 млн. до 65 млн.). В настоящее время более 60% всех мигрантов в мире находятся в развитых странах, несмотря на все меры, принимаемые для ограничения иммиграционного потока (20, с. 93).
Тенденция к увеличению численности международных мигрантов, порождаемая глобализацией, создает для стран Запада множество серьезных проблем, решение которых может быть найдено только на мировом уровне. В 2002 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан признал международную миграцию приоритетной проблемой мирового сообщества. Вскоре после этого по его инициативе была создана Всемирная комиссия по международной
1 По классификации ООН, мигрантом считается человек, который проживает вне своей страны в течение года или более.
2 Феномен миграции столь сложен, что плохо поддается измерению. Статистика по вопросам иммиграции часто неполна, не всегда доступна. Цифры, получаемые разными статистическими центрами, порой очень существенно различаются. Погрешность в показателях может исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами человек. Вследствие этого точных данных о численности мигрантов нет. Страны сами ведут подсчеты и делают это по разным методикам, ни одна из которых не дает точных количественных измерений. Переписи населения, предоставляющие наиболее адекватные результаты, проводятся в разных странах в разные годы и с разной периодичностью, что затрудняет серьезный научный анализ статистических данных, в том числе данных, касающихся иммигрантов в Европе. Нелегальная иммиграция и вовсе не поддается сколько-нибудь точному статистическому учету. До сих пор не согласован даже понятийный аппарат, в разных странах существуют разные определения таких ключевых понятий, как «иммигрант», «иностранец», «потомок иммигрантов» и др.
158
миграции (Commission mondiale sur les migrations internationales)3. Функцией комиссии является предоставление данных, на основе которых можно дать адекватный ответ на вопросы международной миграции. Для этого комиссия инициировала глобальную дискуссию по всем аспектам международной миграции с привлечением правительств, международных организаций, научных кругов, гражданского общества, СМИ и других акторов. Кроме того, Комиссия выявляет специфику национальных и региональных подходов к проблеме миграции; ставит вопрос о связи миграции с другими глобальными проблемами; представляет рекомендации Генеральному секретарю ООН и другим заинтересованным лицам по поводу совершенствования управления международными миграционными потоками на национальном, региональном и глобальном уровнях.
В 2005 г. комиссия представила свои выводы в докладе «Миграция во взаимосвязанном мире: Новые перспективы для действий» (20). В нем был очерчен круг главных проблем, связанных с миграцией, и сделан их серьезный анализ. В докладе подчеркивалось, что мировому сообществу следует выработать общий взгляд на миграционные процессы, поставить общие цели и совместно стремиться к их достижению. Комиссия разработала основные принципы действий в отношении иммигрантов, а также рекомендации по их осуществлению. При этом учитывалась роль мигрантов на мировом рынке труда, в экономическом развитии, в обществе стран, куда они прибывают, и многое другое. В докладе анализировалась связь между миграцией и другими глобальными вопросами, такими как развитие, торговля, помощь развивающимся странам, соблюдение прав человека, безопасность. Миграционные проблемы, подчеркивалось в документе, имеют глобальный харак-
3 CMMI - Commission mondiale sur les migrations internationales (GCIM - Global commission on international migration). Комиссия была формально учреждена как независимый орган 9 декабря 2003 г. В нее вошли 19 независимых специалистов по проблемам миграции. Комиссия представила свой доклад Генеральному секретарю ООН 5 октября 2005 г. При комиссии действует в качестве неформального консультативного органа «Группа заинтересованных стран», в которую входят представители 31 страны: Южно-Африканской Республики, Алжира, Германии, Австралии, Бангладеш, Бельгии, Бразилии, Канады, Египта, Испании, Финляндии, Франции, Венгрии, Индии, Индонезии, Ирана, Японии, Марокко, Мексики, Нигерии, Норвегии, Пакистана, Нидерландов, Филиппин, Великобритании, России, Ватикана, Шри-Ланки, Швеции, Швейцарии, Турции, а также Европейского союза (20).
159
тер и могут быть решены только совместными усилиями развитого и развивающего миров.
Экономические интересы крупного международного капитала требуют полной свободы передвижения людей по всему миру. В этом вопросе интересы глобальных корпораций вступают в некоторое противоречие с национальными интересами европейских стран. С одной стороны, их экономика, испытывающая дефицит рабочей силы, требует ее пополнения за счет международной трудовой миграции, с другой - неконтролируемая иммиграция, превышающая потребности рынка труда этих стран, создает множество трудноразрешимых проблем.
Европа нуждается в иммигрантах по нескольким причинам. Во-первых, для поддержания экономического роста, поскольку сокращается доля коренного экономически активного населения, которое уже не в состоянии своими силами обеспечивать необходимый уровень экономического развития. Во-вторых, для того, чтобы остановить тенденцию к депопуляции, которая является следствием демографического спада, выражающегося в снижении уровня рождаемости и старении населения. Большинство европейских стран уже давно проводят политику интеграции иммигрантов, предоставляют им и их детям гражданство. Иммиграция является, таким образом, не только источником пополнения трудовых ресурсов европейских стран, но и европейского населения. В послевоенный период интенсивного экономического роста (19501973) в Европу приехали и остались там на постоянное жительство 9,4 млн. иммигрантов. В последующие 25 лет (1974-1998), когда начали проявляться тенденции глобализации, их численность возросла до 10,9 млн. человек (2). Таким образом, можно сделать вывод о том, что часть населения развивающихся стран переселилась в Западную Европу, и этот процесс еще не закончен.
В Зеленой книге о подходе ЕС к управлению трудовой миграцией (19), представленной Европейской комиссией 11 января 2005 г., констатируется демографический спад в Европе и анализируется влияние этого фактора на конкурентоспособность ее экономики. Европейская комиссия отмечает, что при сохранении нынешнего иммиграционного сальдо активное население в ЕС-25 в период с 2010 по 2030 г. сократится приблизительно на 20 млн. человек, что будет сильно сдерживать экономический рост и снизит 160
конкурентоспособность европейских предприятий. Комиссия считает, что придется более активно прибегать к иммиграции, чтобы покрывать потребности европейского рынка труда4 (23).
Европейский союз и правительства европейских стран стремятся контролировать численность принимаемых мигрантов, проводя политику регулирования трудовой миграции, борьбы с нелегальной миграцией и ужесточения правил приема беженцев и просителей убежища. В отношении трудовых мигрантов европейские страны перешли к селективной и ограничительной иммиграционной политике еще в середине 1970-х годов и в дальнейшем продолжали ее совершенствовать. Политика ЕС заключалась в ужесточении правил въезда, визового контроля, укреплении внешних границ (что стало особенно важно после заключения Шенгенского договора) и осуществлении ряда других мер. Можно сказать, что в первое время ЕС занимался главным образом упорядочением миграционных потоков в их, так сказать, «устье». Однако в последние годы ЕС переориентировал свою миграционную стратегию и посчитал более эффективным воздействовать на «истоки» миграции, т.е. на страны Третьего мира, где эти потоки зарождаются.
Для этого была выдвинута идея «соразвития», целью которой является повышение спроса на рабочие руки на рынках труда развивающихся стран, что, как предполагается, автоматически снизит численность эмигрантов из этих стран и приведет к постепенному сокращению иммиграционных потоков в Европу. Главное, что отличает эту концепцию от политики развития, которую государства Севера уже давно проводят в отношении стран Юга, состоит в том, что теперь цели развития будут осуществляться также силами и средствами иммигрантов, живущих в развитых странах.
Главы государств и правительств стран ЕС изложили свою позицию на заседании Европейского совета в Тампере (октябрь 1999 г.). Совет определил одним из приоритетов своей деятельности «партнерство со странами - поставщиками мигрантов ради сокращения факторов, побуждающих людей эмигрировать, и ради стимулирования экономического развития этих стран» (14, с. 15).
4 Более подробно демографические проблемы Европы были рассмотрены в Зеленой книге «Новая солидарность между поколениями перед лицом демографических изменений», представленной Европейской комиссией в марте 2005 г. (18).
161
Особо подчеркивалось, что страны происхождения мигрантов также должны нести ответственность за миграционные проблемы. Им следует снижать уровень эмиграции и стимулировать возвращение эмигрантов на родину, а для этого необходимо вести политику, направленную на достижение стабильного экономического роста, создания благоприятного климата для бизнеса и обеспечения достойных условий труда (20, с. 34). Одновременно Совет призвал европейские правительства больше учитывать ситуацию в странах происхождения и проводить политику экономической помощи, направленную на создание новых рабочих мест. Европейский совет и в последующие годы продолжал совершенствовать это направление деятельности Евросоюза.
Концепция соразвития, в которой роль главной движущей силы в деле развития стран Третьего мира отводится эмигрантам из этих стран, разрабатывается многими международными организациями. Что касается политики соразвития, то наиболее четко ее контуры очерчены в резолюции Совета Европы, одобренной Парламентской ассамблеей 3 октября 2005 г. (22) (см.: Приложение).
Миграция из развивающихся стран и концепция соразвития
В соответствии с концепцией соразвития помощь со стороны мигрантов должна выражаться прежде всего в виде финансовых вливаний в страны их происхождения. В настоящее время денежные переводы мигрантов на родину составляют довольно значительные суммы, которые нелегко точно учесть, поскольку не все они проходят по официальным банковским каналам. По расчетам африканских специалистов, денежный поток из развитых в развивающиеся страны составляет около 100 млрд. долл. в год, а если учесть средства, которые переправляются по неофициальным каналам, то эту цифру можно удвоить (24). По оценке экспертов ООН, переводы денежных средств мигрантов сегодня представляет сумму в три раза большую, чем помощь развитию со стороны развитых стран, и являются вторым по значимости источником внешнего финансирования для развивающихся стран после прямых иностранных инвестиций (20, с. 28-29).
Основными странами - получателями денежных переводов, по подсчетам специалистов ООН, в 2004 г. были: Мексика -
162
16 млрд. долл. в год, Индия - 9,9 млрд. долл. и Филиппины -8,5 млрд. долл. В небольших странах эти переводы составляют существенную часть их ВВП: 23% - в Иордании, 27 - в Лесото, 37% -в Тонге. В Лесото, например, денежные переводы составляют 80% доходов сельских жителей (20, с. 28-29).
Переводы иммигрантов обладают еще одним большим преимуществом: это очень стабильный источник денежных поступлений. Например, переводы продолжали поступать и тогда, когда в странах Азии разразился финансовый кризис и произошло сокращение иностранных инвестиций. Переводы средств мигрантов даже увеличиваются, когда в стране-получателе происходят экономические или политические кризисы, поскольку мигранты в эти периоды стараются больше поддерживать своих родных и близких, оставшихся на родине (20, с. 28-29).
«Во многих странах - получателях переводов денежных средств, - подчеркивается в документе «Миграции во взаимосвязанном мире», - они представляют сегодня стержень их национальной и локальной экономики. Средства, переводимые регулярно, могут быть важным источником валюты в странах, которые их получают, они увеличивают возможности финансового сектора, помогают привлечь инвестиции и облегчить получение кредитов под государственную гарантию» (20, с. 29).
Денежные переводы мигрантов играют важную роль и в сокращении бедности в странах их происхождения. Прежде всего, они приносят прямую пользу лицам, их получающим, причем многие из получателей, по данным Всемирного банка, принадлежат к самым бедным слоям общества. Переводы помогают им вырваться из бедности, увеличивают и разнообразят семейные доходы, позволяют членам семей получать образование и являются источником первоначального капитала для создания мелкого бизнеса. В свою очередь, предприятия мелкого бизнеса дают рабочие места и снижают безработицу. Следовательно, деньги мигрантов служат не только родственникам, но и гораздо большему кругу людей (20, с. 29).
Мигранты могут оказывать большую помощь в развитии своих стран на локальном уровне - в деревнях, поселках, городах. Большая роль в этом деле принадлежит диаспорам мигрантов в европейских странах, которые поддерживают связь мигрантов с их
163
родиной. Они могут собирать средства среди мигрантов, с тем чтобы вкладывать их в создание инфраструктуры или на коллективные нужды коммун (ремонт школы, покупка генератора, прокладка дорог, строительство яслей и т.п.). Возвращаясь на родину, мигранты «везут» с собой новые профессиональные знания, опыт и полезные для себя и своих коммун деловые и личные связи (20, с. 32).
По мнению экспертов ООН, финансовые средства мигрантов способны принести огромную пользу не только на уровне семей или коммун, но и на национальном уровне, но при условии, что государство обеспечит для этого благоприятный экономический климат. Правительства развивающихся стран должны проводить макроэкономическую политику, поощряющую рост и конкурентоспособность своих стран путем наилучшего использования денежных переводов мигрантов и их вложений в национальную экономику. «При этом неважно, вкладываются ли эти фонды в инвестиции или идут на потребление, главное, что они приносят пользу семьям, местным сообществам и странам. Объемы этих вложений, получаемых многими странами происхождения, сегодня так велики - как в абсолютных величинах, так и в сравнении с другими финансовыми источниками, - что первоочередной задачей представляется использование их потенциала в целях долгосрочного экономического роста» (20, с. 30)
Прежде всего, правительства и финансовые учреждения развивающихся стран должны облегчить для мигрантов перевод денежных средств за счет снижения банковских тарифов. Это побудит мигрантов шире использовать официальные каналы перевода денег. Кроме того, считают специалисты ООН, властям следует помнить, что это частные средства и никто не имеет права их приватизировать. В некоторых странах только половина денежных средств переводится официальным путем из-за сложности процедур, высоких тарифов и невыгодного для мигрантов обменного курса. Неофициальные каналы передачи средств повышают риск для мигрантов и притягивают криминальные структуры, занимающиеся отмыванием денег.
Для поддержки мелкого предпринимательства, которое должно возникнуть благодаря политике соразвития, в странах происхождения мигрантов необходимо создавать и укреплять сеть касс доступного микрокредитования. В настоящее время 60 млн. 164
человек в мире пользуются услугами микрокредитования. В Восточной Африке это сделали 15% активного населения (23).
Странам Третьего мира, по единодушному мнению экспертов, для того чтобы направить денежные переводы на цели развития и устойчивого роста и получить от них максимальную пользу, необходимо обеспечить ряд условий: улучшить качество управления страной происхождения, снизить уровень коррумпированности администрации, которая подрывает предпринимательский дух населения и лимитирует проекты инвестирования, оздоровить финансовую систему, добиться стабильности денежной системы, создать благоприятный инвестиционный климат, приступить к решению ряда социальных проблем, в частности облегчить участие женщин в малом бизнесе и поддержать их самостоятельность, бороться с женской дискриминацией, облегчить доступ к образованию для молодежи, улучшить качество здравоохранения.
Чтобы добиться этого, необходимо пройти долгий и нелегкий путь. Поэтому у правящих кругов некоторых развивающихся стран есть соблазн ограничиться тем, что им дает «здесь и сейчас» экспорт рабочей силы. Они рассматривают эмиграцию как источник дополнительных доходов и поэтому не прочь смириться с ее расширением. В ряде стран, куда направляются денежные переводы мигрантов, политическое руководство из-за такого рода финансовых вливаний медлит с проведением реформ, которые могли бы создать основу для устойчивого роста, тем более что рост эмиграции помогает решать некоторые острые внутриполитические и социальные проблемы: массовый выезд из трудоизбыточных стран экономически активного населения сокращает уровень безработицы и неполной занятости, что, в свою очередь, снижается градус социальной напряженности в этих странах. Однако, несмотря на противоположность интересов - Европа стремится снизить напор иммиграции, а страны Третьего мира ищут непосредственной выгоды от расширения эмиграции, - и тем и другим придется стремиться к балансу интересов, и вполне вероятно, что это будет легче сделать в рамках политики соразвития.
Некоторые положительные сдвиги в разрешении противоречий между Европой и Третьим миром просматриваются в вопросе о «бегстве умов» из развивающихся стран. Действительно, многие регионы Африканского континента страдают сегодня от нехватки
165
квалифицированных кадров, которая частично создается из-за массовой эмиграции профессионалов и обладателей университетских дипломов (в частности, врачей, медсестер, бухгалтеров, инженеров, руководящих кадров, преподавателей). «Бегство умов» тормозит процесс развития, государства лишаются отдачи от средств, вложенных в обучение этих кадров. Профессионалы «вымываются» из таких важных для населения секторов, как здравоохранение и образование, что ухудшает качество жизни населения.
Европейские страны, охотно принимающие квалифицированные кадры из других стран, перешли к новой системе предоставления им разрешений на работу: мигранты нанимаются по контракту на короткий срок. Таким образом, «бегство умов» (т.е. окончательный отъезд специалиста из страны) трансформируется в «циркулирование умов», т.е. маятниковое движение мигрантов между Европой и страной происхождения. Некоторые эксперты считают, что негативное влияние «бегства умов» на развитие не столь очевидно, как принято считать. Например, опыт Индии показывает, что временное пребывание «умов» за рубежом может в дальнейшем оказаться очень выгодным для стран происхождения мигрантов. Считается, что динамизм Индии в области информатики является прямым следствием работы в американской Силиконовой долине индийских специалистов, которые впоследствии использовали накопленный опыт у себя на родине.
В ЕС не существует общей европейской политики по привлечению квалифицированных мигрантов. Каждая страна проводит свою политику, и от того, насколько успешно она это делает, зависит ее уровень конкурентоспособности. Среди европейских государств больше всего дипломированных иностранцев привлекает Дания, эта категория лиц составляет 58% миграционного потока, поступающего в эту страну (23).
Многие развитые страны нашли еще одну возможность увеличения у себя численности квалифицированных кадров: они создают трудовую элиту из мигрантов у себя дома, организуя обучение иностранных студентов, для которых вводятся особые программы. В ФРГ, Австрии, Франции иностранным студентам разрешено (при определенных условиях) совмещать учебу и работу. В 2002 г. Великобритания приняла меры, облегчающие въезд и пребывание иностранных студентов, которым к тому же выдается 166
разрешение на проживание и работу после окончания обучения. Таким же образом поступает и Франция. Специалисты определили, что численность потенциальных иностранных студентов в мире является приблизительно постоянной величиной, и развитые страны конкурируют друг с другом за их привлечение (23). Наконец, чтобы снизить спрос на иностранные квалифицированные кадры, государства ЕС стали больше вкладывать в образование и профессионально-техническое обучение своих собственных граждан.
Комиссия по международным миграциям при ООН высказалась в том плане, что страны, богатые трудовыми ресурсами, и страны, в этом смысле бедные, должны совместно инвестировать в образование и в создание «мирового инкубатора квалифицированных профессионалов». Эти кадры должны иметь достойную оплату, благоприятные условия труда и перспективы карьерного роста (20, с. 27).
Политика соразвития Франции
Франция имеет долгий опыт международного сотрудничества (экономического, политического, культурного) с развивающимися странами, прежде всего с бывшими колониями в Африке. Вместе с другими развитыми странами она проводит политику помощи развитию стран Третьего мира. В 1990-е годы стало ясно, что политика помощи развитию, на которую рассчитывали как на одно из средств снижения иммиграционного «натиска» на Европу, не приносит необходимого эффекта. Поэтому Франция начала активно разрабатывать так называемую политику соразвития, особо подчеркивая ее пользу как для развитых, так и развивающихся стран. Идея соразвития поддерживается во Франции всеми политическими партиями. Все претенденты на президентское кресло высказываются в пользу политики соразвития и считают, что без нее иммиграционная политика ЕС может зайти в тупик. Чтобы не допустить этого, Франция инициировала эксперимент по реализации политики соразвития на практике и начала его в трех странах Африки - Сенегале, Мали и Марокко, - а несколько позже в эту группу вошли Коморские острова (Федеративная Исламская Республика Коморские Острова). Европейские партнеры Франции положительно оценивают ее опыт в осуществлении политики со-
167
развития и учитывают его в проведении политики соразвития на уровне ЕС. Консенсус по концепции соразвития постепенно формируется и в крупных международных организациях.
Если в Европе французская программа соразвития вызывает, как правило, интерес и одобрение, то африканские комментаторы настроены весьма скептически. Так, они указывают на особенности менталитета африканцев, который не приемлет прогресса западного образца. Критики предрекают провал политики соразвития, поскольку при отсутствии духа предпринимательства у африканцев финансы, направляемые на производственные инвестиции, будут использоваться на текущее потребление. Подчеркивается, что соразвитие не способно также побороть бедность в Африке, поскольку она порождается главным образом глобальной неолиберальной экономикой, которая маргинализирует экономику африканских стран. До тех пор, считают многие аналитики, пока Франция будет поддерживать в странах-партнерах в Африке диктаторские режимы и коррумпированную элиту, политика соразвития не только не принесет ожидаемых плодов, но и приведет к дальнейшему росту иммиграции, что пагубно скажется как на Франции, так и на Африке (см., например, 26).
Во Франции используется расширенное толкование понятия «соразвитие». Так, в докладе Министерства иностранных дел соразвитие включает в себя любую помощь развитию, в котором участвуют иммигранты, живущие во Франции. Это участие может осуществляться на любом этапе - этапе теоретической разработки проекта, проведения расчетов, финансирования, реализации (11).
По своим целям соразвитие является частью политики развития, но по движущим силам - это особое направление, представляющее собой некий вариант самопомощи, когда помощь развивающимся странам оказывают сами же граждане этих стран, проживающие за их пределами. Причем главной ценностью представляется не столько объем финансовых вливаний, как в политике развития, сколько человеческий ресурс, т.е. сами мигранты. Соразвитие отвечает общемировой тенденции к повышению роли человеческого ресурса в новых отношениях между Севером и Югом.
Для французских авторов концепции соразвития характерно то, что у них на первый план выходит человеческий фактор. Так, 168
теоретик и разработчик французской концепции соразвития Сами Наир отмечает, что через политику соразвития иммигранты могут играть важную роль в развитии своих стран и стать «вектором развития». «Оригинальность этой политики состоит в том, - указывает С.Наир, - что мигранты становятся сознательными акторами развития; никакая форма помощи не может заменить деятельность самого иммигранта. Он - душа и тело этого предприятия. Если иммиграция будет продолжаться, то надо, чтобы она стала источником развития и социального прогресса как для Франции, так и для стран происхождения мигрантов» (17).
В том же русле «нового взгляда на иммиграцию» проходило обсуждение темы «Мигранты - движущая сила соразвития» на встрече представителей организаций гражданского общества, ассоциаций, экспертов по вопросам миграции и политики соразвития, организованного Христианским форумом в сентябре 2006 г. в Париже. «Иммигранты - это наши партнеры в политике развития», - к такому выводу пришли участники конференции и, следовательно, относиться к ним надо соответственно их социальной роли (9).
С. Наир в своем исследовании перечислил структуры, силами которых политика соразвития может воплотиться в жизнь:
- государство, которое призвано регулировать миграционные потоки с учетом потребностей Франции и главных стран происхождения иммигрантов;
- территориальные сообщества жителей, которые могут помочь разработать и реализовать проекты развития; они же могут способствовать установлению контакта между мигрантами и местным населением;
- предприятия, заинтересованные в помощи со стороны иммигрантов;
- университеты и учебные заведения, призванные адаптировать знания и умения иностранных студентов к экономическим и социальным условиям стран происхождения (17).
Политика соразвития Франции ориентирована на решение трех главных задач.
1. Наилучшим образом использовать денежные накопления иммигрантов, направляя их на производительное инвестирование в их родные страны. Заметим в этой связи, что во Франции, по данным Национального института статистики и экономических
169
исследований (2004-2005), численность иммигрантов составляет 4,9 млн. человек, или 8,1% от общего населения. Из них 2 млн. -французы по рождению (40% иммигрантов) (10). Иммигрантские сообщества пересылают на родину крупные средства, большие, чем французская помощь развитию (которая в зависимости от страны-получателя составляет от 3 до 5% их ВВП и от 10 до 20% их государственного бюджета) (11).
2. Формировать новых экономических субъектов в странах Юга из числа мигрантов, желающих возвратиться на родину и заняться бизнесом. Для этого следует помочь им в получении стартового капитала. Выходцы из Мали, Марокко и Сенегала могут получить особую финансовую помощь, которая поможет им реадаптироваться на родине (по особому контракту на реадаптацию). Например, в Мали таким образом были профинансированы 350 индивидуальных проектов, создавших 700 дополнительных рабочих мест. Мелкие бизнесмены могут также воспользоваться возможностями касс микрокредитования (8).
3. Задействовать на цели развития «умы» иммигрантов. Интеллектуальный ресурс иммигрантов во Франции очень высок. По статистике, каждый четвертый иммигрант имеет диплом о высшем образовании (10). Мобилизация интеллектуальной элиты диаспор в помощь странам происхождения может выражаться в разных формах. Иммигранты высокой квалификации (преподаватели, врачи, ученые), которые не намереваются уезжать из Франции, но хотят использовать свои знания на пользу соотечественникам, могут периодически выезжать в краткосрочные командировки (преподаватели могут читать курсы лекций, медики - проводить сложные операции, ученые - осуществлять научное руководство диссертантами). Для преподавателей и ученых есть возможность создавать «двойные кафедры», что позволит делить их время между кафедрой во Франции и кафедрой в родной стране. Возможна также организация заочного обучения с использованием возможностей Интернета (11).
Правящие круги во Франции осознали, что запретительными, силовыми методами не решить проблему сдерживания легальной и сокращения нелегальной иммиграции. Гораздо более эффективным может стать сотрудничество со «странами эмиграции» в контролировании миграционных потоков в Европу и в создании 170
благоприятных экономических условий, сдерживающих исход населения из бедных стран. Обе стороны заинтересованы во взаимной помощи, решения могут быть найдены только в рамках диалога и партнерства между странами Севера и странами Юга.
Идея соразвития выдвинулась на первый план политического дискурса Европы в середине 1990-х годов, когда выяснилось, что политика развития не приносит успеха. Ее начали разрабатывать в странах Европы, а также в крупных международных организациях. Можно сказать, что концепция соразвития в основных чертах уже существует. Что касается политики соразвития, то она находится на той стадии, когда теоретическая концепция перекладывается на политико-бюрократический язык документов, резолюций, решений и законодательных актов. Этот процесс еще далек от завершения. Одновременно создаются административные органы, которым поручается выполнение решений, и комиссии разного уровня для анализа ситуации и внесения корректив в концепцию соразви-тия и в управленческий процесс.
Примеров воплощения идей соразвития в жизнь пока еще немного. Среди европейской правящей элиты, безусловно, есть желание использовать в целях развития Третьего мира (ради сдерживания иммиграции в Европу) хотя бы часть огромных средств, высылаемых иммигрантами в виде денежных переводов на родину. Но сделать это чрезвычайно сложно по многим причинам. Предпринимаемые в этом направлении шаги не выходят за пределы эксперимента. В этом плане в авангарде находится Франция, но и о ее практических результатах говорить еще рано.
Приложение
Политика соразвития как мера,
положительно влияющая на регулирование
миграционных потоков
(Резолюция Совета Европы №1462 (2005).
Текст одобрен Парламентской ассамблеей 3 октября 2005 г.) (22)
1. В настоящее время в Европе насчитывается более 20 млн. иностранных жителей. Большинство из них приехали из разви-
171
вающихся стран, они вносят ценный вклад как в принимающие страны, так и в страны происхождения.
2. Мигранты участвуют в развитии стран происхождения с помощью инвестиций и перевода денежных средств, путем передачи профессиональных знаний, работая в качестве руководителей предприятий, а также поддерживая идеи демократизации и защиты прав человека. Участники международного сотрудничества в этой области все больше признают позитивное воздействие миграции на развитие.
3. Парламентская ассамблея уверена, что взаимодействие между миграцией и развитием может стать более эффективным благодаря политике соразвития, поскольку миграция облегчает устойчивое развитие, которое, в свою очередь, позволяет эффективнее управлять миграционными потоками. Политика соразвития ценна как для Европы, так и для развития сотрудничества между Севером и Югом.
4. Ассамблея убеждена, что надлежит активнее проводить в жизнь на европейском уровне политику соразвития, ставя задачу сделать из мигрантов акторов развития, которые усиливают сотрудничество между обществом стран происхождения и обществом принимающих стран.
5. Ассамблея настаивает на том, что партнерство между странами происхождения мигрантов и принимающими их странами необходимо, чтобы и те и другие разделяли ответственность за регулирование миграционных потоков в общих интересах.
6. Ассамблея подчеркивает роль коллективов локального уровня в процессе развития, в частности в облегчении процедуры перевода денежных средств и создании благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов мигрантов и их возвращения на родину.
7. Политика соразвития благоприятствует финансовой независимости женщин и позволяет им реально пользоваться своими правами. Мигранты могут использовать полученные знания в целях стимулирования изменений и эволюции в странах происхождения.
8. Ассамблея признает ценный вклад диаспор в страны происхождения и призывает государства-члены при проведении национальной политики развития относиться к ним как к привилегированным партнерам.
172
9. Ассамблея выражает удовлетворение тем, что пользуется поддержкой таких международных организаций, как Международная организация по делам миграции, Евросоюз, Всемирная торговая организация, ООН и Межпарламентский союз, в тех случаях, когда предпринимает действия в пользу миграции и развития и облегчает сотрудничество между странами происхождения и принимающими странами.
10. Ассамблея призывает правительства стран - членов Совета Европы принять следующие меры.
1. В сфере укрепления связей между развитием и миграцией:
1) включить управление миграционными потоками в политику развития;
2) приложить усилия к тому, чтобы мигранты стали активными участниками политики развития, и создать для этого благоприятные условия на национальном, региональном и международном уровнях;
3) добиваться подписания двусторонних и региональных соглашений по упорядоченному управлению миграцией;
4) помочь странам происхождения улучшить их инфраструктуру и создать благоприятные условия для международных инвестиций, в том числе для инвестиций мигрантов;
5) наладить связи между инициативами на местах и национальной, региональной и международной администрациями, ответственными за управление миграционными потоками и за сотрудничество в политике соразвития.
2. В том, что касается политики соразвития:
1) поощрять участие мигрантов в разработке политики и конкретных проектов в рамках этой политики;
2) способствовать возвращению студентов и мигрантов, в которых нуждаются страны происхождения, помогать им в поисках работы, на которой они смогли бы использовать свои знания;
3) оказывать финансовую и административную поддержку проектам в рамках политики соразвития;
4) активизировать сотрудничество между властями принимающих стран и стран происхождения мигрантов, с тем чтобы проекты соразвития были включены в последовательную политику и имели финансовое обеспечение;
173
5) ввести программы обучения, стимулирующие обмены между принимающими странами и странами происхождения мигрантов;
6) способствовать распространению информации и созданию информационных сетей, включая базу данных о проектах в рамках политики соразвития;
7) налаживать сотрудничество с диаспорами и поддерживать сети диаспор и их организации, чтобы помочь им вырабатывать собственный подход к политике соразвития;
8) активизировать участие молодежи, женщин и их организаций в процессе соразвития;
9) собирать информацию и данные о диаспорах, проводить учет их инициатив, сетей и ассоциаций, объемов товарооборота и денежных переводов.
3. В том, что касается переводов денежных средств:
1) разработать государственную политику с целью увеличения положительного влияния денежных переводов, использования профессиональных знаний мигрантов, а также их уникальных возможностей в деле налаживания новых каналов торговых и международных обменов;
2) поощрять деятельность местных сообществ и банков по упрощению использования сбережений мигрантов на проекты развития местного значения;
3) стимулировать деятельность неправительственных организаций по продвижению проектов, использующих денежные переводы в целях сокращения бедности и достижения устойчивого развития в странах происхождения.
11. Ассамблея приглашает международные организации, компетентные в данной области, принять участие в исследовании влияния денежных переводов мигрантов на микро- и макроэкономическом уровнях.
Список литературы
1. ЕС ужесточает контроль за нелегальной миграцией. - Mode of access: http://www.dpni.org/index/php?0++6373
2. Кустарев А. Плавильный котел или война культур? - Mode of access: http://finoved.madistudio.com/ index.php?id=27&op=...
174
3. Barret Ph. Le codevelopement. - Mode of access: http://www.cndp.fr/ archivage/valid/26313/26313-4664-4505.pdf
4. Berten I. La politique de l'Union européenne en ce qui concerne l'immigration illégalle. Un regard éthique. - Mode of access: http: // www.kuenstlerhaux-berlin.de/Veranstaltungen/2003112729/Berlin_pdf
5. Bourcier de Carbon Ph. La France se meurt. - Mode of access: http: / / acimed.free.fr/contenu/cahiers/csr076/csr076_k.htm
6. Bourcier de Carbon Ph. L'Union Européenne, en implosion démographique, est devenue la première destination des migrants du tiersmonde. - Mode of access: http://www.nationetrepublique.fr/pages/ dossiers/europe/demographie/intro.html
7. Chauprade A. L'immigration extra-européenne, un défi majeur pour l'Union Européenne. - Mode of access: http: / / institut-thomas-more.org/pdf/36_en_TribuneITM5ChaupradeFr2.pdf
8. Codéveloppement / Communication du Conseils des ministres. - Mode of access: http:/ /www.premier-ministre.gouv.fr/acteurs/gouvernement/conseils-ministres_35/conseil-ministres-12-avril_803/codeveloppement_55737.html
9. Codéveloppement, migrations: un autre regard. - Mode of access: http://www.amisdelavie.org/article.php?id_article=916
10. Codeveloppement, migrations: un autre regard / Colloque 23-24 sépt. 2006. -Mode of access: http://peres-blancs.cef.fr/partage_infos81.htm
11. Connan Ch. Le codéveloppement: présentation générale. - Mode of access: http://www.iom.int/hahia/webdav/site/mygahiasite/shared/...
12. Contribution de la CES au débat lancé par le Livre Vert. - Mode of access: http://www.etuc.org/a/1430
13. Dumont G.-F. Les migrations dans les pays Méditerranéens: évolutions et prospective. - Mode of access: www.pdffactory.com
14. Garcia-Jourdan S. Union européenne face a l'immigration /Fondation Robert Schuman. - Mode of access: / /http:www.robert-schuman.org/ notes/note26.pdf
15. Haffad T. Vers une nouvelle Europe des migrations et de bon voisinage. -Mode of access: http://www.fscpo.unict.it/EuroMed/haffad.pdf
16. Jaigu Ch. Roissy, la porte des clandestins / / Point. - P., 2003, 10 oct., N 1621. - P. 17-20.
17. Naïr S. Intégration et codéveloppement. - Mode of access: http:// www.fen.fr/~cnafal/F013b-47.htm
18. Livre vert «Face aux changements démographiques, une nouvelle solidarté entre générations» / Communication de la Commission. Bruxelles. le 16.3.2005. - Mode of access: http://ec.europa.eu/employment_social/ news/2005/mar/comm2005-94_fr.pdf
175
19. Livre vert sur une approche communautaire de la gestion des migrations économiques. - Mode of access: http://europa.eu/scadplus/printversion/ fr/cha/c11331.htm
20. Migrations dans un monde interconnecté: nouvelles perspectives d'action / Rapport de la Commission mondiale sur les migrations internationales. New York - Genève, 5 oct. 2005. - 97 p. - Mode of access: www. gcim.org/attachements/GCIM%20Summary%20proposals%20French.pdf
21. Naïr S. Rapport de bilan et d'orientation sur la politique de code-veloppement liée aux flux migratoires. - Mode of access: http://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/984000139.pdf
22. Politique de codéveloppement comme mesure positive de régulation des flux migratoires. Résolution 1462 (2005) / Assemblée parlementaire -Conseil de l'Europe. - Mode of access: http://www.univ-paris1.fr/ IMG/ pdf/MondialisationOL-texte_Migrations_et_codevt.pdf
23. Pour une politique européenne d'asile, d'immigration et de développement dans un contexte mondial. - Mode of access: //http://www.conventions-ump.org/ConventionImmigration/IMM_chp04.pdf
24. Reunion des experts sur la migration et le developpment. - Mode of access: http://www.africa_union.org/Social%20Affairs/Migration%20and%20Dvpt/ French%20Aide% 20m%C3%A9moire%20-Experts%20Meeting%20on%20Migra-tion.doc
25. Réveillard Ch. Politique migratoire et Union européenne. Les conséquences politiques d'un projet post-moderne. - Mode of access: www.pdffactory. com
26. Tchibinda K. Le Co-développement : La nouvelle diversion de la France. -Mode of access: http://www.congopage.com/article.php3?id_article=4302