нологии в медицине - 2005», Москва 15-16 декабря 2005. - М., 2005. - С. 46-58.
5. Применение лечебного ксенонового наркоза в комплексной терапии абстинентного синдрома при опиатной наркомании : пособие для врачей / Н.А. Корнетов, М.Н. Шписман, С. А. Наумов [и др.]. - Москва : Медицина, 2001.
6. Сметанников, В.П. Ксенон в медицине // Бюллетень по атомной энергии. -2006. - № 11. - С. 39-43 ; № 12. - С. 33-46.
7. Cullen, S. The Anesthetics Properties of Xenon in animals and Human Beings with Additional observations on krypton / S. Cullen, E. Gross et al. / Science. - 1951. - Vol. 113. - P.580-582.
8. Xenon-induced flow aktivation in patients with cerebral insult who undergo xenon-enhanced CT blood flow studies / P. Horn, P. Vajkoczi, C. Thome et al. // Am J Neuro-radiol. - 2001. - Vol. 22. - № 8. - Р. 1543-1549.
ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ШЕЙПИНГОМ, НА АДАПТИРОВАННОСТЬ И АТТРАКТИВНОСТЬ
С.Н. Журавлева
Актуальность изучения имиджа женщин и его роли в процессе их адаптации к спорту и жизни вне спорта очень высока. Существующих исследований данной проблемы явно недостаточно, а у спортсменок, занимающихся шейпингом, аспект проблемы имиджа остаётся совершенно неизученным. В связи с этим изучение влияния имиджа на адаптированность и аттрактивность стало одной из задач нашего исследования.
В начале исследования были выявлены и изучены наиболее выраженные и часто встречающиеся типы имиджа женщин, занимающихся шейпингом: «спортсменка», «белка в колесе», «душечка», «домохозяйка-мать», «модель-модница», «бизнес-леди», «рабыня», «фефела», «синий чулок», «хищница», «матрона», «полководец в юбке», «наставница». Как показали результаты корреляционного анализа, «внутри» каждого имиджа его проявления в различных сферах жизнедеятельности - дома, на работе и с друзьями - тесно связаны между собой. То есть, женщины склонны выбирать предпочтительную стратегию оформления внешнего облика и поведения и следуют ей в различных ситуациях. Это свидетельствует, с одной стороны, об устойчивости типажей-имиджей, с другой стороны - о низкой гибкости, тенденции к ригидности в плане выбора и смены имиджа женщинами, занимающимися шейпингом.
Обратимся к анализу взаимосвязей адаптированности личности женщины и предпочтения ею различных имиджей. Необходимо отметить, что значимых корреляционных связей адаптированности и предпочтительности имиджей выявлено немного. По всей видимости, это связано с уникальными адаптационными ресурсами, которые несет в себе каждый имидж, выбранный в соответствии с социальной ситуацией, Я-концепцией и ведущими мотивами. Тем не менее, выявлены соответствия отдельных показателей адаптации с определенными типажами женщин.
Для корреляционного анализа показателей были взяты не только общие показатели каждого типа имиджа, но и его предпочтения в основных сферах жизнедеятельности личности (рис. 1).
Центром первой плеяды выступает такой показатель адаптированности женщин, как удовлетворенность личной жизнью. Он имеет прямую взаимосвязь с выбором имиджа «фефела» в семье, и обратную связь - с показателем «хищница» в семье. Это означает, что наибольшую удовлетворенность семейной жизнью испытывают женщины, ведущие себя в семье в соответствии с образом простушки, не стремящейся к достижениям, но оптимистичной и принимающей мужа. Интересно, что имидж «фефелы» иногда являет собой, по всей видимости, лишь внешнюю маску, под которой может скрываться высокий интеллект.
Рис. 1. Корреляционные связи показателей имиджа и адаптированности (п = 98; при р < 95 р > 0,19; при р < 99 р > 0,26).
Условные обозначения: 95 - удовлетворенность личной жизнью, 66 - «фефела» в семье, 26 -«хищница» в семье, 78 - успешность ведущей деятельности, 24 - «синий чулок» (общий балл), «синий чулок» на работе, 43 - «наставница» в кругу друзей.
В этом плане противоположный смысл несет в себе имидж «хищницы» в семье. Такая женщина, как правило, привлекательна внешне и сексуальна, она воспринимает замужество как средство для достижения различного рода личных целей - карьеры, социального статуса и т.п. Свои достоинства она использует для манипуляции супругом. Неосознаваемой причиной такого поведения выступает, как правило, глубинная неудовлетворенность собой и инфантильность. Приобретая внешние атрибуты, такая женщина не может получить самого главного - душевного равновесия, доверия к себе и другим.
Центральный показатель второй плеяды - это успешность ведущей деятельности. Он положительно коррелирует с такими показателями имиджа, как «синий чулок» (общий балл), «синий чулок» на работе, «наставница» в кругу друзей. Иными словами, наибольший успех в профессиональной деятельности сопутствует женщине асексуальной, исполнительной, педантичной, отстраненной во взаимодействии с людьми. Такие женщины производят впечатление самоотверженных тружениц, надежных деловых партнеров и профессионалов, посвятивших всю жизнь только делу, и зачастую таковыми являются на самом деле. При этом в общении с близкими эти женщины часто делятся своим опытом, помогают в делах - словом, выполняют роль наставницы.
Итак, успешности в работе соответствует сочетание имиджей «синий чулок на работе» - «наставница в кругу друзей», отражающее преданность делу, пренебрежение уходом за своей внешностью и желание поделиться опытом и знаниями; удовлетворенность семейной жизнью более характерна для добродушных непритязательных женщин с легким отношением к жизни («фефела») и не свойственна эгоцентричным манипуляторам («хищница»). Обратимся к анализу взаимосвязей показателей имиджа и аттрактивности.
Как видно из рисунка 2, выбор имиджа в значительной степени опосредует привлекательность в межличностных отношениях. Взаимосвязи характеристик межличностных отношений и типажей женщин образуют несколько относительно автономных корреляционных плеяд. Каждая плеяда отражает определенные ресурсы или барьеры в установлении взаимно приятных отношений с другими людьми, возможности вызывать симпатию в общении.
Первая плеяда образована показателями потребности в контроле со стороны других людей, выраженности общей потребности в контроле в межличностных отношениях и отрицательно коррелирующих с ними имиджах «спортсменки» и «душечки». Эти взаимосвязи показывают, что женщины, выбирающие имидж «спортсменки» во всех жизненных сферах, и «модели-модницы» на работе, стремятся к независимо-
сти в общении, для них нехарактерно стремление подчиняться другим людям, но, в то же время, они не проявляют выраженного желания руководить другими. Не терпит контроля и попыток применения силы (авторитарности) со стороны других и «душечка», она предпочитает эмоционально комфортные партнерские отношения.
Вторая плеяда включает в себя целый комплекс показателей - показатель общей потребности в контроле, стремления основывать общение на руководстве-подчинении и контролировать других - отрицательно связаны с имиджем «спортсменка на работе», что подтверждает стремление женщин-спортсменок к равноправию и автономии в отношениях с людьми. Потребность в контроле, в свою очередь, отрицательно связана с выраженностью общей потребности в общении с людьми. Желание общаться, включаться в группу, принимать других и быть принятыми не предполагает контроль и авторитарное управление людьми. Интересно, что желание контролировать поведение других людей свойственно тем женщинам, которые выбирают имидж «фефелы» в кругу друзей. Это показывает внутреннюю сложность данного имиджа: демонстрируя простоту, легкость и примитивность, такие женщины успешно добиваются своих целей и незаметно для окружающих управляют их поведением.
©
Рис. 2. Корреляционные связи показателей имиджа и апрактивности (п = 98; при р < 95 р > 0,19; при р < 99 р > 0,26).
Условные обозначения: 87 - потребность в контроле со стороны других людей; 88 - общая потребность в контроле; 40 - «спортсменка» (общий балл), 64 - «душечка» (общий балл), 90 -потребность в установлении эмоциональных отношений с другими, 92 - общая потребность в любви и принятии, 58 - «бизнес-леди» в семье, 68 - «фефела» (общий балл), 33 - «модель-модница» на работе, 40 - «спортсменка» (общий балл), 37 - «спортсменка» на работе, 86 -стремление к контролю и ответственности в общении, 67 - «фефела» в кругу друзей, 94 - общая потребность в общении с людьми, 91 - требование любви и признания от других людей, 83 -потребность быть принятым другими, 84 - общая потребность во включении в группу, 26 -«хищница» в семье, 42 - «наставница» в семье, 85 - преобладание потребности в поиске контак-
тов над требованием к другим людям, 29 - «домохозяйка-мать» на работе, 55 - «рабыня» в кругу друзей, 93 - преобладание потребности выражать любовь и поддержку над требованием к другим, 34 - «модель - модница» в семье.
Имидж «хищница в семье» имеет отрицательные корреляции с такими показателями аттрактивности, как желание быть принятыми группой, потребность в эмоциональных отношениях с людьми, общая потребность во включении. Иными словами, для «хищницы» не характерна потребность в выражении позитивных эмоций в общении, они не испытывают симпатии и любви к окружающим. При этом они не ожидают искренних выражений позитивных чувств от других людей, и не стремятся к установлению контактов. Они внутренне эмоционально холодны и эгоистичны. Потребность в принятии близкими людьми выражается в предпочтении имиджа «наставницы» в семье, что показывает положительная корреляция данных показателей.
Женщины, для которых более важно самим искать и устанавливать доверительные контакты с людьми, чем требовать внимания от других, инициативные в общении, предпочитают на работе следовать имиджу «домохозяйка-мать», то есть, проявлять заботу, покровительство, любовь по отношению к подчиненным и сотрудникам. При этом они отвергают позицию «рабыни» в общении с друзьями, не демонстрируют покорность и зависимость от других.
Потребность в установлении эмоциональных отношений с другими, проявлении эмоций, чувственности в общении и преобладание потребности в выражении эмоций над желанием получать их от других людей характерны также для женщин, выбирающих имидж «бизнес-леди» в семье. По всей видимости, прагматизм и деловой расчет в семейных отношениях приводит к дефициту эмоциональности, обострению потребно -сти в теплых эмоциональных контактах у деловых женщин, и в семье сохраняющих данный стиль поведения. Общая потребность в любви и принятии, эмоциональность, мягкость и чувствительность характерны и для женщин, выбирающих образ «фефелы» - жизнерадостной простушки. Для женщин, принимающих в семье образ «модели-модницы», то есть ориентированных на демонстрацию своей красоты и привлекательности, более характерно получать позитивные эмоции, восхищение и комплименты от других, чем самой выражать их в общении.
Таким образом, результаты показывают, что различные имиджи обладают разным «потенциалом аттрактивности». Имидж может, как притягивать к себе людей, так и отталкивать их. «Спортсменки» и «модницы» привлекают своей независимостью, стремлением устанавливать партнерские отношения с людьми. «Душечки» также стремятся к предоставлению партнеру свободы самовыражения. Образ «домохозяйки-матери» в деловой сфере способствует принятию, позитивному отношению со стороны коллег и подчиненных.
Не способствует привлекательности в межличностных отношениях имидж «хищницы», в особенности проявляющийся в семье. Скрытое желание манипулировать людьми проявляется и в имидже «фефелы» в дружеском кругу. Перенос деловых отношений в личную сферу - роль «бизнес-леди» в семейных отношениях - приводит к дефициту эмоционально насыщенного общения, напряженности потребности в эмоциональных контактах.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Т.В. Забалуева
В настоящее время влияние спорта на осанку недостаточно изучено. Занятия некоторыми видами спорта оказывают не только положительное воздействие на осанку, но и отрицательное.
По данным научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют