Научная статья на тему 'Особенности имиджа женщины, занимающейся шейпингом'

Особенности имиджа женщины, занимающейся шейпингом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности имиджа женщины, занимающейся шейпингом»

4. Умение устанавливать деловые контакты во время спортивных соревнований 100

5. Владение речевой культурой, техникой речи 100

ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ

ШЕЙПИНГОМ

С.Н. Журавлева

Изучение состояния разработки в науке особенностей формирования имиджа и их практического использования показывает назревшее противоречие между необходимостью теоретико-методологического осмысления сущности, природы и особенностей имиджа личности и уровнем его реализации в деятельности женщины, занимающейся шейпингом. Разрешение данного противоречия и недостаточная разработанность социально-психологической теории и практики развития имиджа женщины и определили выбор темы нашего исследования.

ГИПОТЕЗА

Имидж женщины, занимающейся шейпингом, отражает значимые, с позиции массового сознания, особенности ее личности, профессиональной деятельности и общения, поведения и внешнего облика. Существующие типы имиджа выражают сформированные на уровне массового сознания стереотипные образы - представления о современных женщинах.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены типы имиджа женщины, занимающейся шейпингом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования были поставлены следующим образом:

• выявить особенности имиджа женщин, занимающихся шейпингом, что означает определение выраженности и вариативности различных типов имиджа женщин (стереотипов), существующих в сознании целевой аудитории;

• выявить выраженность и вариативность интегральных показателей имиджа - Я-концепции («реального Я»), «идеального Я» и «образа себя для других», а также оценки другими людьми, или «образа Я у других»;

• определить особенности взаимосвязей показателей имиджа между собой.

Исследование, проводимое среди женщин, стабильно занимающихся шейпингом, позволило выделить три группы с разными стереотипными установками в моделировании имиджа, а также подтвердило высокую значимость стереотипов в моделировании имиджа.

Так, самую большую группу (84,7%) составляют те, для кого стереотипные представления имеют наибольшее значение при создании своего образа, который должен быть ясным, узнаваемым и понятным всем. Вторую группу (10,2%) составляют женщины, для которых весьма значимы индивидуальные неповторимые черты имиджа, который должен быть сложным, неоднозначным. В третью группу (5,1%) входят те, кто в модели имиджа не ориентируется на устоявшиеся стереотипные представления. Более того, наилучший, по их мнению, имидж - это революционный, стрессовый, разрушающий сложив-

шиеся представления и нормы.

Далее, при помощи метода экспертных оценок были отобраны 13 типов имиджа женщин. Отбор осуществлялся по критерию частоты высказываний психологов о значимости каждого типа имиджа в процессе стандартизированного открытого интервью.

В ходе исследования были изучены 39 показателей имиджа (13 типов имиджа в 3 сферах их проявления - на работе, в семье и в кругу друзей). Выявлены наиболее выраженные (по 9-балльной шкале) и часто встречающиеся типы имиджа: «спортсменка» - 5,35 балла (у = 16,64%); «белка в колесе» - 5,29 балла (у = 27,22%); «душечка» - 5,26 балла (у = 23,79%); «домохозяйка-мать» -5,20 балла (у = 22,76%); «модель-модница» - 5,18 балла (у = 21,46%); «бизнес-леди» - 4,88 балла (у = 24,01%); «рабыня» - 4,86 балла (у = 28,24%).

В целом, как можно отметить, наблюдается высокая выраженность типов имиджа «спортсменка», что объясняется ориентацией массового сознания на здоровый образ жизни; «душечка» - ориентацией на позитивный нравственный идеал - доброту. Высокая выраженность показателя имиджа «белка в колесе» отражает, по нашему мнению, ритм и темп жизни современной женщины.

Тип имиджа «рабыня» также имеет среднюю выраженность, что может означать плотную занятость современной женщины, сочетающей обязанности в семье и работу, что подтверждается высокой выраженностью типа имиджа «рабыня» в семье - 5,87 балла.

Анализируя полученные данные в зависимости от источника их проявления, можно сделать вывод, что наиболее выраженными в семье являются типы имиджа «домохозяйка-мать» - 6,48 балла, «белка в колесе» - 6,48 балла, далее следуют «рабыня» - 5,87 балла, «душечка» - 5,36 балла, «наставница» -5,07 балла (по 9-балльной шкале). По нашему мнению такое распределение вполне логично, так как соответствует той роли, которую выполняет в семье современная женщина - в основном она выполняет работу по дому и заботится о детях.

Высокую занятость женщины в семье характеризует большая выраженность типа имиджа «белка в колесе» - 6,48 балла, а также достаточно высокая выраженность «рабыни» - 5,87. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» остается одной из основных проблем семейных женщин. По поводу высокой выраженности типа имиджа «рабыня» - 6,48 балла добавим, что, хотя современная наука считает спор о том, какой пол является высшим, бессмысленным, некоторые авторы до сих пор пытаются дать научное обоснование феодальным отношениям к женщине в ряде стран и народов, в том числе и в России.

Наибольшая выраженность (по убывающей) на работе наблюдается у типов имиджа - «бизнес-леди» - 5,67 балла, «спортсменка» - 5,45 балла, «белка в колесе» - 5,41 балла. Эти показатели имиджа говорят о том, что на работе востребована деловая, предприимчивая «бизнес-леди», подтянутая, здоровая «спортсменка», женщина с высокой производительностью труда - «белка в колесе».

Необходимо отметить, что наибольшая выраженность (по убывающей) в кругу друзей наблюдается у типов имиджа - «спортсменка» - 6,61 балла, «модель-модница» - 6,31 балла, «душечка» - 5,59 балла. Напомним, что общест-

венное сознание современного человека более восприимчиво к людям, ориентированным на здоровый образ жизни - «спортсменка», позитивные нравственные идеалы - «душечка», обладающая добротой. Высокая выраженность типа «модели-модницы» обусловлена, по нашему мнению, ориентацией общественного сознания на образ женщины, пропагандируемый средствами массовой информации.

Далее, в рамках основного исследования были изучены 4 интегральных показателя имиджа: «реальное Я», «идеальное Я», «образ себя для других», а также «оценка другими людьми», или «образ Я у других» в 2-х сферах их проявления - до и после внедрения технологии формирования имиджа педагогическими средствами.

Для определения изменений в структуре самосознания нами была использована стандартная методика Q-сортировки В. Стефансона.

Среди интегральных показателей наибольшей выраженностью (по убывающей) обладает «Я-концепция» - 5,94 балла, далее «образ себя для других» - 5,71 балла, «идеальное Я» - 5,52 балла, «образ Я у других», или «социальное Я» - 5,18 балла. Необходимо отметить, что после применения технологии формирования имиджа в процессе занятий шейпингом произошли изменения в значениях выраженности и вариативности интегральных показателей имиджа. Эти изменения нельзя назвать значительными, но все же они есть. Напомним, что, как считала К. Хорни (1998), существенное расхождение между «реальным Я» или Я-концепцией и «идеальным Я» ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. В нашем исследовании существенных различий не выявлено.

Интересно, что минимальным изменениям подверглась Я-концепция (разница выраженности показателя «до» и «после» - 0,04 балла). Это свидетельствует о том, что данный элемент структуры самосознания является наиболее устойчивым.

Наибольшие изменения произошли в выраженности показателя «идеальное Я» (разница выраженности показателя «до» и «после» - 0,51 балла), это объясняется тем, что до начала формирования имиджа многие женщины не верят в реальность достижения идеала, этот образ не имеет четких очертаний, он растянут и далек, в процессе же реализации технологии формирования имиджа он приобретает более реальные формы. Зафиксированы изменения выраженности показателя «образ себя для других», который является ни чем иным, как идеальной моделью имиджа (разница выраженности показателя «до» и «после» - 0,17 балла). Причем важно подчеркнуть, что совсем незначительные изменения произошли и в «образе Я у других» или «социальном Я» (разница выраженности показателя «до» и «после» - 0,04 балла). Это говорит о том, что «социальный заказ» на личность, обладающую определенными качествами, устойчив на протяжении некоторого промежутка времени.

ВЫВОДЫ

1. В результате проведенных нами исследований было подтверждено предположение о существовании такого механизма формирования имиджа, как механизм опоры на социальные представления и стереотипы, что позволило выделить типы имиджа женщин, существующие в сознании целевой аудитории. Наибольшей выраженностью обладает «спортсменка» - тип имиджа

женщины, занимающейся шейпингом, что обусловлено ориентированностью общественного сознания на здоровый образ жизни.

2. При формировании имиджа женщин, занимающихся шейпингом, зафиксированы изменения всех элементов структуры самосознания: Я-

концепции, или «реального Я», «идеального Я», «образа себя для других», а также «образа Я у других», при этом выяснилось, что самым устойчивым среди них является Я-концепция.

АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО АРСЕНАЛА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ СПОРТСМЕНОВ-РУКОПАШНИКОВ

К. В. Климов

Введение. В последние 20-30 лет в развитии спортивных единоборств намечается тенденция к интеграции и универсализации, что привело к созданию новых видов единоборств и преобразованию уже существующих. В России и за рубежом стали очень популярны, особенно среди молодежи, так называемые, «смешанные» или «комплексные» единоборства, в которых используется технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхэквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы). Это - различные версии рукопашного боя, русский (универсальный) бой, ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, спортивно-прикладное каратэ, джиу-джитсу, микс-файт, дайдо-джуку каратэ (КУ-ДО). По ним проводятся региональные, всероссийские и международные турниры как среди взрослых спортсменов, так и среди юношей и юниоров. Большинство из названных видов единоборств включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию и развиваются аккредитованными в РОССПОРТе общероссийскими федерациями. На наш взгляд, их развитие в существенной мере сдерживается отсутствием учебных программ по различным видам комплексных единоборств для детей и юношей. А это, в свою очередь, обусловлено отсутствием научно-обоснованных методик обучения и тренировки в этой группе единоборств.

Целями проведенной серии исследований были обобщение и систематизация передового отечественного опыта подготовки в видах комплексных единоборств на основе изучения соревновательной деятельности ведущих спортсменов - представителей рукопашного боя России.

Методы: Видеосъемка, хронометрирование и стенографирование соревновательных поединков, экспертная оценка, анализ и систематизация объема и групп приемов соревновательной техники ведущих спортсменов, статистическая обработка материалов.

Результаты и их обсуждение. Нами изучен технический арсенал и индивидуальная тактическая манера ведения боя финалистов XIV чемпионата Вооруженных Сил РФ по армейскому рукопашному бою (табл. 1).

Таблица 1

Технический арсенал финальных поединков победителей и призеров XIV чемпионата ВС РФ по армейскому рукопашному бою - 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.