тов над требованием к другим людям, 29 - «домохозяйка-мать» на работе, 55 - «рабыня» в кругу друзей, 93 - преобладание потребности выражать любовь и поддержку над требованием к другим, 34 - «модель - модница» в семье.
Имидж «хищница в семье» имеет отрицательные корреляции с такими показателями аттрактивности, как желание быть принятыми группой, потребность в эмоциональных отношениях с людьми, общая потребность во включении. Иными словами, для «хищницы» не характерна потребность в выражении позитивных эмоций в общении, они не испытывают симпатии и любви к окружающим. При этом они не ожидают искренних выражений позитивных чувств от других людей, и не стремятся к установлению контактов. Они внутренне эмоционально холодны и эгоистичны. Потребность в принятии близкими людьми выражается в предпочтении имиджа «наставницы» в семье, что показывает положительная корреляция данных показателей.
Женщины, для которых более важно самим искать и устанавливать доверительные контакты с людьми, чем требовать внимания от других, инициативные в общении, предпочитают на работе следовать имиджу «домохозяйка-мать», то есть, проявлять заботу, покровительство, любовь по отношению к подчиненным и сотрудникам. При этом они отвергают позицию «рабыни» в общении с друзьями, не демонстрируют покорность и зависимость от других.
Потребность в установлении эмоциональных отношений с другими, проявлении эмоций, чувственности в общении и преобладание потребности в выражении эмоций над желанием получать их от других людей характерны также для женщин, выбирающих имидж «бизнес-леди» в семье. По всей видимости, прагматизм и деловой расчет в семейных отношениях приводит к дефициту эмоциональности, обострению потребно -сти в теплых эмоциональных контактах у деловых женщин, и в семье сохраняющих данный стиль поведения. Общая потребность в любви и принятии, эмоциональность, мягкость и чувствительность характерны и для женщин, выбирающих образ «фефелы»
- жизнерадостной простушки. Для женщин, принимающих в семье образ «модели-модницы», то есть ориентированных на демонстрацию своей красоты и привлекательности, более характерно получать позитивные эмоции, восхищение и комплименты от других, чем самой выражать их в общении.
Таким образом, результаты показывают, что различные имиджи обладают разным «потенциалом аттрактивности». Имидж может, как притягивать к себе людей, так и отталкивать их. «Спортсменки» и «модницы» привлекают своей независимостью, стремлением устанавливать партнерские отношения с людьми. «Душечки» также стремятся к предоставлению партнеру свободы самовыражения. Образ «домохозяйки-матери» в деловой сфере способствует принятию, позитивному отношению со стороны коллег и подчиненных.
Не способствует привлекательности в межличностных отношениях имидж «хищницы», в особенности проявляющийся в семье. Скрытое желание манипулировать людьми проявляется и в имидже «фефелы» в дружеском кругу. Перенос деловых отношений в личную сферу - роль «бизнес-леди» в семейных отношениях - приводит к дефициту эмоционально насыщенного общения, напряженности потребности в эмоциональных контактах.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Т.В. Забалуева
В настоящее время влияние спорта на осанку недостаточно изучено. Занятия некоторыми видами спорта оказывают не только положительное воздействие на осанку, но и отрицательное.
По данным научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют
различные отклонения в физическом и психическом развитии. Одно из первых мест из них занимают нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, представленные у детей в виде деформации осанки и стоп (Е.К.Воронова, М.В.Ковальчук, 2005).
Осанка и спорт должны быть органично связаны между собой, потому что в этом заложена основа массовой профилактики искривлений позвоночника и нарушений осанки.
При рассмотрении взаимоотношений «спорт - осанка» важно решить следующие задачи исследования:
1. Выделить виды спорта, оказывающие положительное и отрицательное влияние на осанку школьника.
2. Определить основные факторы, отрицательно влияющие на осанку школьника при занятиях отдельными видами спорта.
3. Определить основные направления профилактики и коррекции осанки у школьников при занятиях различными видами спорта.
Влияние различных видов спорта на осанку спортсмена рассматривается многими авторами (Е.В.Фомина, 2003; Н.Г.Озолин, 2004; В.И.Дубровский, 2005).
Для анализа влияния занятий видами спорта на осанку школьника была составлена таблица с выделением следующих показателей: характеристика движений; влияние на опорно-двигательный аппарат, рациональность по отношению к осанке, основные рекомендации (см. табл.).
Как показывают данные, представленные в таблице, отрицательно могут влиять на осанку следующие виды спорта: теннис, бадминтон, настольный теннис, тяжелая атлетика, бокс, конькобежный спорт, фехтование, фигурное катание, гимнастика, акробатика, метания, барьерный бег.
Положительное влияние оказывают занятия: спортивной ходьбой, бегом, футболом, баскетболом, ручным мячом, лыжами, плаванием.
Таблица
Влияние занятий видами спорта на осанку_______________________
№ п/п Вид спорта Характеристика движений Влияние на опорно-двигательный аппарат (ОДА) Рациональность по отношению к осанке Основные рекомендации по про-филак. и коррек. осанки
1 2 3 4 5 6
1. Теннис, бадмин- тон, наст. теннис Ситуационные ациклические движения. Высокая динамичность, пластичность Лабильность ОДА. Ситуационные ациклические движения. Асимметрическая нагрузка на плечевой пояс Отрицательное: асимметрия плечевого пояса Включение в тренировку упр. для не ведущей руки
2. Тяжелая атлетика Ациклические стереотипные движения. Высокая силовая нагрузка, сильные прогибания Сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение связок, ущемление нервных корешков Отрицательное: способствует нарушению осанки Большой объем ОФП, постепенность в специализации
3. Бокс Асимметричная нагрузка. Стойка согнувшись Укорочение одних мышц и удлинение других Отрицательное: способствует нарушению осанки Разносторонние стойки, смена движений рук
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
4. Конько- бежный спорт Посадка согнувшись. Статика плечевого пояса Укорочение одних мышц и удлинение других Отрицательное: способствует появлению круглой спины Включение в тренировку коррекц. упр.
5. Фехтова- ние Высокая точность движений, быстрота реакции. Требует отличного состояния ОДА Асимметричная нагрузка Отрицательное: способствует нарушению осанки Разносторонние стойки, смена амплуа рук
6. Фигурное катание Асимметричная нагрузка. Прыжки в одну сторону, резкие приземления Асимметричная нагрузка Отрицательное: способствует нарушению осанки Движения в другую сторону. Силовые упр.
7. Гимна- стика, акробати- ка Всестороннее развитие физич. способностей. Излишняя подвижность суставов Перегрузка ОДА. Разрыв связок, травмы позвоночника Отрицательное: способствует в дальнейшем нарушению осанки Постепенность в специализации. Силовые упр.
8. Метания, барьерный бег Асимметричная нагрузка Одностороннее Отрицательное: асимметрия плечевого пояса Включение в тренировку упр. для не ведущей руки
9. Кросс Ситуационные циклические движения Разностороннее воздействие Положительное воздействие Систематический контроль осанки
10. Спорт. ходьба, бег Стереотипные циклические движения Высокая симметричная нагрузка Положительное воздействие Систематический контроль осанки
11. Футбол, баскет- бол, ручной мяч Высокая ОФП: сила, быстрота, выносливость, зрительнодвигательная реакция Высокое воздействие на связки. Общее укрепление мышц, симметричность развития мышц туловища и конечностей Положительное воздействие: симметричность развития мышц Систематический контроль осанки
12. Плавание, лыжи Симметричность и гармоничность развития мышц Общее укрепление организма Положительное воздействие: симметричность развития мышц Использовать для профилактики и коррекции осанки
Теннис, бадминтон, настольный теннис, бокс, фехтование, фигурное катание отрицательно сказываются на формировании правильной осанки, так как на мышцы туловища действует асимметричная нагрузка.
Тяжелая атлетика - вид спорта с ациклическими стереотипными движениями силового характера. Сильные прогибания при выжимании штанги вызывают сдавливание межпозвоночных дисков, деформацию структур позвоночника, иногда растяжение связок и ущемление нервных корешков. Чрезмерное увлечение этим видом спорта в постнатальный период (до 13-16 лет), когда идет усиленный рост позвоночного столба, создает предпосылки для возникновения дефектов осанки.
Конькобежный спорт и езда на велосипеде связаны с постоянным наклонным положением туловища, которое отрицательно действует на формирование осанки и способствует развитию такого нарушения, как круглая спина. В этом случае необходимо применять компенсирующие упражнения для тренировки общей и силовой выносливости мышц разгибателей спины.
Занятия гимнастикой, акробатикой, художественной гимнастикой оказывают
положительное влияние на формирование правильной осанки, однако, развитие чрезмерной подвижности позвоночника и суставов в раннем возрасте может плохо отразиться на формировании осанки.
Легкая атлетика отличается многопрофильностью, объединяет различные виды физических упражнений со стереотипными циклическими движениями - спортивная ходьба, бег; ациклическими - метания, прыжки; ситуационными - кросс, барьерный бег.
Метания и барьерный бег способствуют развитию нарушений осанки, в частности асимметрии пояса верхних конечностей. Остальные виды легкой атлетики более рациональны, с точки зрения формирования правильной осанки.
Занятия футболом, лыжным спортом способствуют не только общему укреплению организма, но и симметричному развитию мышц туловища и конечностей. Такое же действие оказывают занятия баскетболом и ручным мячом.
Плавание является видом спорта со стереотипными циклическими движениями в воде при горизонтальном положении пловца. Плавание оказывает положительное влияние на формирование правильной осанки, особенно такими способами, как брасс, кроль на спине. Этот вид спорта способствует общему укреплению организма, симметричному и гармоничному развитию всех мышц тела занимающегося, снимает нагрузку на позвоночник в условиях водной среды, тем самым исправляя различные дефекты осанки.
Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние осанки школьника, являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других при различных спортивных стойках, высокая силовая нагрузка, сильные прогибания, сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение и разрыв связок, ущемление нервных корешков, излишняя подвижность суставов, перегрузка ОДА.
Двигательная асимметрия в различных спортивных действиях может вызвать асимметрию в телосложении человека. Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств и асимметрия двигательных действий особенно выражены при большом спортивном стаже и более ранней специализации.
Асимметрия присуща двигательной деятельности человека и в целом положительно влияет на овладение физическими упражнениями. В асимметричных упражнениях усиление в процессе тренировки асимметрии с акцентом на ведущую конечность на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям повышает надежность соревновательной деятельности до 84,6% (Е.В.Фомина, 2003).
Для различных типов нарушений осанки следует рекомендовать занятия соответствующими видами спорта. Самым распространенным типом нарушений осанки в сагиттальной плоскости в школьном возрасте является плоская спина, лордотическая осанка, сутуловатая, кифотическая и кругло-вогнутая. Для детей с плоской спиной занятия спортом нужно начинать с плавания и по мере выправления осанки можно переходить к занятиям другими видами. Для детей с другими типами нарушений, кроме занятий плаванием, можно рекомендовать занятия спортивной ходьбой, бегом, футболом, баскетболом, ручным мячом, лыжами.
В заключение следует сделать следующие выводы:
1. Положительное влияние оказывают занятия: спортивной ходьбой, бегом, футболом, баскетболом, ручным мячом, лыжами, плаванием.
2. Отрицательно влияют на осанку следующие виды спорта: теннис, бадминтон, настольный теннис, тяжелая атлетика, бокс, конькобежный спорт, фехтование, фигурное катание, гимнастика, акробатика, метания, барьерный бег. Занятия различными видами спорта при их правильном построении благотворно влияют на формирование осанки детей и подростков.
3. Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние осанки
школьника, являются: асимметричная нагрузка, укорочение одних мышц и удлинение других при различных спортивных стойках, высокая силовая нагрузка, сильные прогибания, сдавливание межпозвоночных дисков, деформация позвоночника, растяжение и разрыв связок, ущемление нервных корешков, излишняя подвижность суставов, перегрузка ОДА.
4. При занятиях видом спорта, отрицательно влияющим на осанку школьника, необходим подбор специальных и корригирующих упражнений для включения их в систему физической подготовки спортсмена на тренировках, уроках физической культуры, самостоятельных занятиях.
5. В видах спорта с асимметричными движениями не следует забывать совершенствовать технику противоположной, не ведущей конечности, используя закономерности перекрестного переноса. В физической подготовке спортсменов серьезное внимание должно уделяться общей физической подготовке. Соотношение общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) на этапах спортивной, углубленной спортивной специализации и спортивного совершенствования следует пересмотреть с некоторым увеличением доли ОФП.
6. Необходимо тщательно выполнять правила техники безопасности на занятиях видами спорта, особенно это касается сложных в техническом плане упражнений. Необходима хорошая и длительная разминка перед тренировкой.
7. Возникновение дефектов осанки, связанное с нерациональными занятиями спортом, вызывает необходимость самого тщательного врачебного контроля на занятиях физической культурой и спортом. В процессе специализированных занятий физическими упражнениями в систему педагогического контроля необходимо включать оценку осанки, с тем, чтобы своевременно и в нужном направлении вести профилактику и коррекцию ее нарушений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронова, Е.К. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста / Е.К. Воронова, М.В. Ковальчук // Материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России». - Петрозаводск, Сортавала, 2005. - С. 180-182.
2. Дубровский, В.И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. - М. : Гума-нит. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.
3. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М. : Астрель, 2004.
- 863 с.
4. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е.В. Фомина. -Омск : Изд-во Сиб ГУФК, 2003. - 150 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРАВОВОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА МВД В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Р.Н. Калакуцкий
Наряду с определёнными достижениями в деятельности вузов МВД России качество правовой подготовки специалистов ещё не в полной мере соответствует современным требованиям. Существует разрыв между требованиями, предъявляемыми к выпускникам, и уровнем их профессиональной подготовленности. Преподаватели по физической культуре в процессе своей профессиональной деятельности обязаны участвовать в проведении учебных занятий по физической подготовке, различных спортивных мероприятий с курсантами учебных подразделений вуза МВД, поэтому они должны обладать определёнными правовыми знаниями в сфере физической культуры и спорта.
Характерно, что большинство преподавателей отождествляют своё правовое