дующего ее социального и культурного позиционирования.
Таким образом, при всей общности характеристик названных изданий, в зависимости от того, какая характеристика (набор характеристик) являются ключевыми, формируется свой вариант системы аффективных пар, способной привлекать внимание аудитории, воздействовать на ее сознание, не только сообщая факты, но и генерируя смыслы.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб., 2000.
2. Загидуллина, М. В. Информационная потребность жителей провинциального мегаполиса в аспекте медиапотребления [Текст] / М. В. Загидуллина // Челябинский гуманитарий. -2012. - № 1 (18). - С. 63-71.
УДК 070.23(1-37)
Елена Александровна Соколова
Шадринский государственный педагогический институт
ОБРАЗЖЕНЩИНЫ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЕ: ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
С позиций гендерного подхода в предлагаемой статье выделены функционирующие в прессе провинциальных городов России группы стереотипных представлений о назначении женщины и ее роли в обществе, а также определены и классифицированы типологические характеристики базовых женских образов по степени социальной активности, уровню социального статуса и долеучастия в социальных связях.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, женские образы, региональная пресса, социальные роли.
Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин, борьба женщин за гармоничные отношения с мужчинами, гендерный дисбаланс - в освещении этих вопросов большая роль отводится СМИ как главному инструменту отражения реальности. Об этом пишут Н. И. Ажгихина, Е. Л. Вартанова, О. Здравомыслова, О. В. Смирнова, Т. И. Фролова и другие исследователи [2, 3, 5, 6]. В. Ф. Олешко доказывает, что гендерный дискурс СМИ представлен типологически, содержательно и компетентностно [9].
Обладая широким спектром возможностей воздействия на сознание людей, массмедиа крупных городов манипулируют представлениями людей о том, какими следует быть женщине или мужчине, прибегая к набору тендерных стереотипов. Так, в последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с положением женщины в обществе, семье, ее социальных ролях продолжает существовать. Об этом подробно и по-журналистски ярко пишет Н. И. Ажгихина в серии своих статей, посвященных женским образам в центральной прессе [1].
Сознание человека не свободно от стереотипов, он «живет» и мыслит ими, т.к. они облегчают восприятие мира. Реальность воспринимается человеком сквозь призму стереотипов. Поэтому образы современников, их взаимоотношения, отношения к событиям подаются средствами массовой коммуникации и воспринимаются их аудиторией с помощью стереотипов, выступающих, таким образом, инструментом создания текста и его прочтения. Следовательно, образы мужчин и женщин, их взаимоотношения, их социальные функции и роли создаются СМИ и воспринимаются аудиторией с помощью гендерных стереотипов.
Исходя из определения Б. Н. Лозовского [7. С. 248], стереотипы в журналистике можно понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте.
В обширном море стереотипов, представленных российской прессой, ученые выделяют
особую группу тендерных стереотипов, связанных с репрезентацией отношений мужчин и женщин, еще недостаточно полно изученных современной наукой. Тендерный стереотип - это устойчивое обобщенное и упрощенное представление человека и масс о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям, выработанное культурой и выраженное в визуальных и вербальных образах.
Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно природы, характера и функционирования тендерных стереотипов, однако тревожные ноты в их рассуждениях на эту тему заставляют полагать, что проблема использования тендерных стереотипов в журналистике требует внимания. Так, В. Ф. Олешко замечает, что большинство произведений, транслируемых аудитории средствами массовой информации, активно формирующих и насаждающих сегодня тендерные стереотипы, не имеют отношения к журналистике. Их можно отнести к пропагандистским выступлениям и деятельности в рамках РЯ, лоббированию интересов определенных групп и т. д. [10. С. 101].
Как формируются гендерные стереотипы? С одной стороны, они построены по четким, хорошо прочитываемым логическим схемам (природой женщине предназначено рожать детей, следовательно, ее основная функция - материнство, воспитание детей, сфера - семья). СМИ С другой стороны, гендерные стереотипы обладают мощным воздействием на массовое сознание, и, как справедливо отмечала К. Н. Ахмадеева, нельзя не увидеть эмоциональную сторону восприятия гендерных стереотипов [4]. Они определенно обладают мощным воздействием на сферу чувств, эмоции и желания, именно поэтому они так часто, охотно, прицельно и беспроигрышно используются в рекламе и скрытой пропаганде. Тородская газета, относительно свободная от этого, в меньшей степени прибегает к манипуляциям через гендерные стереотипы, однако именно в городской прессе они часто выступают как ресурс манипулирования общественным мнением.
В последнее время образ женщин в СМИ представлен разносторонне, но комплекс стереотипных представлений, связанных с положением женщины в обществе, семье, ее социальных ролях продолжает существовать. Об этом подробно и по-журналистски ярко
писала Н. И. Ажгихина в серии своих статей, посвященных женским образам в центральной прессе [1-3]. Следует заметить, что в провинциальной прессе «новые» стереотипы причудливым образом переплетаются с устаревшими и патриархальными.
Можно выделить три группы стереотипных представлений о женщине и ее роли в обществе, используемых в журналистской практике:
a) «Табу»: устойчивые упрощенные представления о том, чего женщина не должна делать. К ним относятся распространенные в городских газетах утверждения о том, что, например, женщина не должны быть сильнее и умнее мужчин,
b) «Предписания»: устойчивые упрощенные представления о том, что женщина должна: уступать мужчине, быть слабой, мягкой, красивой и т. д.
c) «Прелестные картинки» (по С. де Бову-ар): устойчивые упрощенные представления об идеальной женщине: современная городская газета разработала устойчивый и, как ни странно, охотно принятый женской аудиторией стереотипный образ «полифункциональной женщины», которая успешна во всех сферах ее жизни: от личной до общественной: у нее обязательно есть семья и дети, она образцовая мать и домохозяйка, она поднялась по карьерной лестнице, заняв должность руководителя среднего звена, она выглядит, как фотомодель, или, во всяком случае, стремится к этому, она ведет здоровый образ жизни и т. п.
Эти группы устойчивых упрощенных представлений порождают в СМИ систему женских образов, с одной стороны, отражающих стереотипные представление о женщине, бытующие в обществе, а с другой - формирующие их. Мониторинг и анализ газет «Известия», «Москвичка», «Независимая газета», «Новая газета», «Новости Петербурга»; «Вечерний Екатеринбург», «Сургутская трибуна», «Тюменский курьер», «Уральский рабочий», «Челябинский рабочий»; «Далматовский вестник», «Знамя», «Исеть», «Пышминские вести», «Шадринский курьер» за 2010-2012 годы показывает, что образы женщин, созданные журналистами этих СМИ, не свободны от стереотипизации, которая, с одной стороны, упрощает понимание читателем журналистской идеи и вырабатывает женские образы-знаки и символы времени, а с другой, огрубляет и примитивизирует тот образ мира, который создается журналистским произведением.
Многочисленные стереотипные женские образы, созданные в вышеперечисленных газетах, можно сгруппировать по следующим характеристикам:
1. По типу отношений героини материала с окружающим миром:
- образы женщин, потребляющих общественные блага («счастливые домохозяйки», «любовницы», «подруги суперменов» и т. п.);
- образы женщин, производящие общественные блага («работница», «боевая подруга», «интеллигентка», «богема», «спортсменка», недавно появившийся стереотип «бунтующая пенсионерка» и т. п.);
- образы женщин, создающие общественные отношения («женщина-руководитель», «героиня», «политический лидер», «высокообразованная советница», «светская львица» и т. п.);
2. По характеру положения героини материала в обществе:
- негативные («женщина-маргинал», «преступница»);
- нейтральные («вьючное животное», «работница», «мать», «учительница»);
- позитивные («политический лидер», «руководитель», «бизнес-леди»);
3. По степени участия героини материала в социальных отношениях:
- низкая степень, характеризующаяся либо нейтрально потребительским отношением героини материала к обществу (потребительница, домохозяйка, любовница), либо ее негативно потребительским отношением к обществу («женщина-маргинал», «преступница», «проститутка» и т. п., - однозначно осуждаемые обществом);
- средняя степень, характеризующаяся ответственным отношением героини к выполняемым общественным функциям, но обладающей невысоким социальным статусом: «работница», «мать», «учительница», «воспитательница» ит. п.;
- высокая степень, характеризующаяся сильной социальной позицией героини, ее принадлежностью к среднему слою или элите, способностью создавать общественные связи: как правило, это «руководитель»;
- высшая точка, характеризующаяся максимальным участием героини в общественной жизни и социальных связях, ее принадлежностью к верху общественных отношений, как правило, это «женщина-политический символ»;
4. По социальной роли героини материала:
- негативная: героиня находится вне общества, авторы статей дают им откровенно негативные или жалостливые характеристики, это «бомжихи» и «проститутки» как аутсайдеры;
- приспособленческая: героиня изображена как «приложение к мужчине», она не имеет собственных принципов и убеждений, ее жизнь замкнута в пространстве отношений с мужем, возлюбленным или «боссом», как правило, это «счастливая домохозяйка», «соблазнительница», «подруга супермена»;
- позитивная: в материалах обычно одобрительного характера выступает героиня, занимающая, как уже отмечалось, невысокий социальный статус, но выполняющая ответственные общественные функции (часто - по традиции, заложенной еще в советские времена) - «работница» и «мать»;
- высшая: героиня изображена как государственный деятель и политический лидер (интересно, что материалы носят не всегда позитивный характер в силу недоверия авторов и читателей к способностям женщины управлять на государственном уровне), обычно это «женщина-политический символ».
Классификация женских образов по степени участия в социальных связях представлена в таблице.
Подводя итоги, необходимо отметить следующее. В российской прессе существуют три группы стереотипных представлений о деятельности женщины: предписания, табу и прелестные картинки» - формируемый СМИ комплекс мнений современной россиянки об идеальной женщине, ее надлежащем поведении и имидже. Образы женщин в региональной прессе группируются по нескольким характеристикам: типу отношений героини материала с окружающим миром, характеру положения героини материала в обществе, степени участия героини материала в социальных отношениях, социальной роли героини материала. В зависимости от принадлежности к этим группам выделяются следующие базовые женские образы, разработанные региональной прессой: руководитель, мать, товарищ, работница, домохозяйка, сексуальная красотка, социальная жертва, полифункциональная женщина. Все эти образы в равной степени адекватно отражают российскую действительность, однако имеют некоторые расхождения в содержании образа в зависимости от типа печатного издания
Высокий уровень социальной активности Средний уровень социальной активности Низкий уровень социальной активности
Социальный статус • Политический лидер • Бизнес-леди • Руководитель • Светская львица • Модель • Пианистка • Страдающая миллионерша • Героиня • Хозяйка своей судьбы • Хранительница национальных традиций • Высокообразованная советница • Интеллигентка • Богема • Спортсменка • Счастливая домохозяйка • Подруга супермена • Патриархальная русская крестьянка • Соблазнительница • Боевая подруга • Природная женщина • Активная мать • Своя девчонка • Счастливая бабушка • Babydoll and Pussycat • Бунтующая пенсионерка • Подружка • Счастливая домохозяйка • Вьючное животное
Степень участия в социальных связях • Героиня • Политический лидер • Высокообразованная советница • Руководитель • Светская львица • Страдающая миллионерша • Бизнес-леди • Хозяйка своей судьбы • Хранительница национальных традиций • Боевая подруга • Интеллигентка • Богема • Спортсменка • Своя девчонка • Счастливая бабушка • Бунтующая пенсионерка • Пианистка • Счастливая домохозяйка • Модель • Подруга супермена • Патриархальная русская крестьянка • Соблазнительница • Природная женщина • Активная мать • Счастливая бабушка • Подружка • Счастливая домохозяйка • Вьючное животное
Профессиональная квалификация • Страдающая миллионерша • Политический лидер • Высокообразованная советница • Руководитель • Модель • Пианистка • Героиня • Бизнес-леди • Хозяйка своей судьбы • Боевая подруга • Интеллигентка • Богема • Спортсменка • Счастливая домохозяйка • Подруга супермена • Патриархальная русская крестьянка • Соблазнительница • Хранительница национальных традиций • Боевая подруга • Природная женщина • Активная мать • Своя девчонка • Счастливая бабушка • Бунтующая пенсионерка • Подружка • Светская львица • Счастливая домохозяйка • Вьючное животное
Список литературы
1. Ажгихина, Н. И. Тендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] / Н. И. Ажгихина // Тендерные исследования : сборник статей. - 2000. -№5.- С. 261-273.
2. Ажгихина, Н. И. А кони все скачут и скачут... Несколько штрихов к коллективному портрету современной журналистики : гендерный формат [Электронный ресурс] / Н. И. Ажгихина. -http://www.ruj.ru/ аuthors/аzhgihinа/08016.html (дата обращения: 29.04.2011).
3. Ажгихина, Н. И. Парадоксы российской истории [Текст] / Н. И. Ажгихина // Женщина Плюс. -2001. -№ 1.-С. 2-4.
4. Ахмадеева, К. Н. Стереотипы как проблема гендерных исследований [Электронный ресурс] / К. Н. Ахмадеева. -http://www.isras.ru/ abstract_bank71214469800.pdf (дата обращения: 29.04.2011).
5. Вартанова, Е. Л. Тендерная проблематика в политических кампаниях : СМИ как индикатор гражданской культуры [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова, О. В. Смирнова, Т. И. Фролова. - http://mediascope.ru/node/344 (дата обращения: 29.04.2011).
6. Здравомыслова, О. М. Тендерные исследования как опыт публичной социологии в России [Электронный ресурс] / О. М. Здравомыслова. - http://www.polit.ru/author/2009/09/24/ gender.html.
7. Лозовский, Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: крат. словарь [Текст] / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург, 2007.
8. Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс]. - http://www. gender.ru/index.php?id=0 (дата обращения: 29.04.2011).
9. Олешко, В. Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной [Текст] / В. Ф. Олешко // Журналист. - 2005. - № 1. - С. 74-76.
10. Олешко, В. Ф. Психология журналистики : учебное пособие [Текст] / В. Ф. Олешко. -Екатеринбург, 2006.
11. Смирнова, О. В. Тендерная проблематика [Текст] / О. В. Смирнова // Проблематика СМИ : учебное пособие. - М., 2008. - С. 223238.