Научная статья на тему 'Влияние игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников при изучении иностранного языка'

Влияние игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / игровые технологии / иностранный язык / эмоции / коммуникация / мотивация / ролевые игры / emotional intelligence / gaming technologies / a foreign language / emotions / communication / motivation / role games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шурыгина Ольга Васильевна

Статья посвящена описанию игровых технологий как инновационного метода развития эмоционального интеллекта школьников. Автор подчеркивает важность эмоционального интеллекта для успешной коммуникации и социализации детей. Особое внимание уделяется описанию эксперимента, направленного на исследование влияния игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников на занятиях по иностранному языку. Автором представлен комплекс игр, которые стимулируют вовлеченность, активизацию речевой деятельности учащихся на иностранном языке, развитие как отдельных компонентов эмоционального интеллекта, так и общего уровня в частности. Результаты эксперимента подтверждают эффективность использования игрового метода в развитии эмоционального интеллекта школьников на занятиях по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шурыгина Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of gaming technologies on the development of emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language

The article describes gaming technologies as one of the most innovative methods in developing the emotional intelligence of schoolchildren. The author underlines the importance of emotional intelligence for efficient communication and socialization of children. Special attention is paid to description of the experiment aimed at research into the effect the gaming technologies have on the development of the emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language. The author presents the complex of different kinds of games which stimulate the engagement, encourage the students’ speaking in a foreign language, and develop specific components of the emotional intelligence as well as its general level in particular. The results of the research prove the efficiency of the use of the gaming technologies in development of emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Влияние игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников при изучении иностранного языка»

УДК 373.1:811:37.015.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-74-81

ББК 88

ВЛИЯНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

THE INFLUENCE OF GAMING TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF SCHOOLCHILDREN WHEN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Шурыгина Ольга Васильевна

Доцент кафедры романо-германских языков, перевода, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, кандидат психологических наук E-mail: olga_schurigina@mail.ru

Shurygina Olga V.

Assistant Professor at the Department of Romanic and Germanic Languages, Translation, Foreign Literature and Cross-cultural Communication, Linguistics University of Nizhny Novgorod, PhD in Psychology E-mail: olga_schurigina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена описанию игровых технологий как инновационного метода развития эмоционального интеллекта школьников. Автор подчеркивает важность эмоционального интеллекта для успешной коммуникации и социализации детей. Особое внимание уделяется описанию эксперимента, направленного на исследование влияния игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников на занятиях по иностранному языку. Автором представлен комплекс игр, которые стимулируют вовлеченность, активизацию речевой деятельности учащихся на иностранном языке, развитие как отдельных компонентов эмоционального интеллекта, так и общего

Abstract. The article describes gaming technologies as one of the most innovative methods in developing the emotional intelligence of schoolchildren. The author underlines the importance of emotional intelligence for efficient communication and socialization of children. Special attention is paid to description of the experiment aimed at research into the effect the gaming technologies have on the development of the emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language. The author presents the complex of different kinds of games which stimulate the engagement, encourage the students' speaking in a foreign language, and develop specific components

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Шурыгина О. В., 2024

уровня в частности. Результаты эксперимента подтверждают эффективность использования игрового метода в развитии эмоционального интеллекта школьников на занятиях по иностранному языку.

of the emotional intelligence as well as its general level in particular. The results of the research prove the efficiency of the use of the gaming technologies in development of emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, игровые технологии, иностранный язык, эмоции, коммуникация, мотивация, ролевые игры.

Keywords: emotional intelligence, gaming technologies, a foreign language, emotions, communication, motivation, role games.

Для цитирования: Шурыгина О. В. Влияние игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта школьников при изучении иностранного языка // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 74-81. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-74-81.

Cite as: Shurygina O. V. The influence of gaming technologies on the development of emotional intelligence of schoolchildren when learning a foreign language. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 74-81. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-74-81.

Введение

В настоящее время процесс межличностного общения у подростков претерпевает значимые изменения, что вызвано, в первую очередь, широким использованием гадже-тов. Взаимодействие посредством социальных сетей изменяет эмоциональную составляющую общения, искажает содержание речи и глубину переживаний, что приводит к снижению способности понимать других людей и потере интереса к живому общению. В то же время успешной социализации ребенка в быстро меняющемся мире могут способствовать такие качества, как позитивное мышление, внимание к окружающим, эмпатия, коммуникативные способности, гибкость, уверенность в себе и способность управлять своим эмоциональным состоянием - все те качества, которые включает в себя эмоциональный интеллект [1-3].

В этой связи одной из приоритетных задач современного российского образования является использование новых методов обучения и воспитания, а также образовательных технологий, которые не только формируют необходимые знания, навыки и умения, но и раскрывают творческий потенциал обучающихся, повышают мотивацию к обучению и развивают социально-эмоциональную сферу ребенка в общем и эмоциональный интеллект в частности.

Психологами и педагогами проведено большое количество научно-практических исследований, признающих ценность игровых технологий в процессе обучения, воспитания и развития у учащихся всех необходимых навыков XXI в. Понятие игровых технологий включает в себя широкий спектр методов и средств, которые представлены в форме игры.

Способность игры решать задачи обучения и воспитания подчеркивали в свое время классики зарубежной и отечественной психологии и педагогики (Г. Спенсер, К. Гросс, А. Дистервег, Ф. Фребель, П. Ф. Каптерев, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. М. Ершов, А. С. Макаренко), что определило существование множества теорий игр.

Так, К. Гросс в своих исследованиях считал, что игра должна стать школой жизни для ребенка; у Б.Спенсера игра - это искусственное упражнение сил, которые ищут себе выход в вымышленной деятельности; в теории Д. Н. Узнадзе игра представляется как продукт развития, опережающий потребности практической жизни; Л. С. Выготский видел в игре источник развития личности ребенка, сферу, определяющую «зону его ближайшего развития».

Бесспорное значение игр состоит в том, что они развивают познавательную сферу личности ребенка: остроту ощущений и восприятия, внимание, оперативную память, воображение, умственную активность и потребности в интеллектуальной деятельности (П. П. Болонский, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский). Изучая игровую деятельность, О. С. Газман отмечал, что игра как средство обучения и воспитания обладает рядом преимуществ, так как всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой - игра всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются какие-то жизненные ситуации либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций [4].

Игровая форма обучения влияет на становление личностных качеств ребенка, так как в процессе игры происходит формирование способности воспринимать себя как активного деятельного человека. Как отмечает И. В. Патрушева, во многом благодаря играм у учащихся формируется рефлексия, позволяющая осознавать свои особенности, осмысливать, как эти особенности воспринимаются окружающими, и строить свои свое поведение с учетом их возможных реакций [5, ^26].

Рассмотрим преимущества игровых технологий в процессе развития эмоционального интеллекта школьников подросткового возраста при изучении иностранного языка. Стоит отметить, что наиболее распространенными игровыми форматами при изучении иностранного языка являются следующие:

• игры для речевой разминки;

• загадки;

• игры на совместную деятельность и групповое взаимодействие (ролевые игры и деловые игры).

На наш взгляд, основное преимущество использования игрового подхода при обучении иностранному языку состоит в том, что игра посильна практически каждому ученику, даже тем, кто не имеет достаточно развитых навыков использования иностранного языка в речи. Более того, существует множество случаев, когда слабый по языковой подготовке ученик может стать лидером, ведь находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более значимыми, чем знания в предмете.

Безусловно, данный фактор оказывает значительное влияние на повышение уверенности в себе и своих силах и способствует большей вовлеченности и мотивации школьников к изучению иностранного языка [6]. Специфические особенности развития психики подростка делают его чрезвычайно уязвимым, ранимым и самокритичным, именно поэтому открытие своего внутреннего мира сверстникам и родителям часто может сопровождаться амбивалентными чувствами - радостью, волнением, гневом и страхом.

Своеобразность эмоциональной сферы личности подростка характеризуется напряжением и неуравновешенностью, повышенный уровень эмоциональности и агрессивности сменяется неуверенностью и робостью, что вызывает разные реакции и поведение. Подросткам свойственно открытое выражение своих эмоций и их быстрое изменение как по интенсивности, так и по характеру.

В этом возрасте дети не способны скрывать свои эмоциональные состояния и сдерживать эмоции, как это порой требуют обстоятельства, в связи с чем игровое взаимодействие позволяет школьникам приобрести уникальный опыт эмоциональной саморегуляции. Кроме того, для подростка решающее значение приобретает мнение о нем группы, к которой он принадлежит, что также существенно влияет на его поведенческие мотивы и мотивацию к учебе. Активная командная работа и решение определенных игровых задач дают возможность обмениваться информацией с разными собеседниками и при различных обстоятельствах, а это, в свою очередь, повышает качество межличностного общения, так как подростки в процессе игры учатся слышать, понимать и принимать эмоции и точку зрения другого, что в значительной степени влияет на развитие эмоционального интеллекта школьников [6].

Большим потенциалом для развития эмоционального интеллекта подростка обладают также ролевые игры, так как проживание разных ролей и проигрывание их на занятиях по иностранному языку развивает у школьников способности распознавать, понимать и идентифицировать эмоции, что в свою очередь расширяет эмоциональную палитру ребенка. Подобный эмоциональный опыт общения на иностранном языке в условиях учебного процесса поможет школьникам избежать приобретения мнимых знаний об эмоциональных реакциях собеседника [7]. Таким образом, игровые технологии являются как раз тем инструментом, который способствует коммуникативно-дея-тельностному характеру обучения, вовлеченности, активизации речевой деятельности учащихся на иностранном языке, развитию как отдельных компонентов эмоционального интеллекта, так и общего уровня в частности.

Материалы и методы

С целью подтверждения гипотезы о влиянии игровых форм обучения на развитие эмоционального интеллекта при изучении иностранных языков нами было проведено исследование, которое осуществлялось на базе гимназии № 13 с углубленным изучением английского языка в 7 «а» классе. Средний возраст учащихся - 13 лет. Наше исследование проводилось в три этапа.

На первом, констатирующем, этапе нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная, по 14 учащихся в каждой, и проведено исследование уровня развития эмоционального интеллекта по методике Н. Холла. Данная методика позволяет изучить общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также выявить проявление отдельных его компонентов: эмоциональной осведомленности, эмпа-тии, распознавания своих эмоций и способности управлять своими эмоциональными состояниями.

На втором, формирующем, этапе нами был разработан комплекс игр и упражнений, который был интегрирован в учебный процесс обучения английскому языку с учащимися экспериментальной группы в течение одного месяца. Все упражнения были нами тщательно подобраны, так как, с одной стороны, они должны быть направлены на развитие эмоционального интеллекта и его компонентов, а с другой - на формирование определенных языковых и речевых навыков и нацелены на решение учебной и коммуникативной задач. В наш комплекс были включены следующие упражнения, техники и игры:

• игровые техники "1се-Вгаке^" (ледоколы) и речевые разминки для снятия эмоционального напряжения в начале урока и выявление актуального эмоционального состояния школьника, что позволяет подростку учиться более точно осознавать свои эмоции;

• коучинговая игра «шкала эмоций» помогает обучающимся каждый день оценивать свои эмоции;

• упражнения с раздаточным материалом, отражающие разные формы проявления эмоций, которые могут послужить развитию эмоциональной осведомленности школьников и в то же время активизируют коммуникативные навыки, так как данные упражнения нацелены на полноценную практику говорения учащихся на иностранном языке, отработку и развитие навыков составления диалогов и монологов, на употребление различных типов высказываний (описания, сообщения информации, доказательства);

• чтение или прослушивание текстов, включающих проблемные ситуации и переживания героев, в данных упражнениях делается упор на развитие у школьников способности распознавания эмоций других людей и отработку навыков аудирования и говорения;

• игры «немое кино», предполагающие понимание и распознавание эмоций других людей по мимике и жестам, также прекрасно формируют способность понимать чужие эмоции и эмпатию у школьников;

• ролевые и деловые игры помогают школьниками улучшить навыки говорения, а также позволяют развивать эмпатию и саморегуляцию;

• большим потенциалом для развития способности управления своими эмоциями, а также формирования коммуникативных навыков и навыка активного слушания обладают игровые технологии «дебаты».

В данном перечне мы отразили лишь часть тех игр и упражнений, которые могут быть использованы с целью развития эмоционального интеллекта на занятиях по иностранному языку. Важно также отметить, что использование подобных игр

и упражнений позволяет учащимся лучше и эффективнее систематизировать свои знания, а также применять их на занятиях, преодолевая страх выражать свои мысли на иностранном языке и совершить ошибку. Групповые игры пробуждают у подростков желание стать частью коллектива, самостоятельно решать поставленные задачи, что так актуально в этом возрасте.

На контрольном этапе проводилась повторная диагностика учащихся с целью анализа эффективности влияния игровых технологий на развитие эмоционального интеллекта и его компонентов у учащихся подросткового возраста (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования развития эмоционального интеллекта и его уровней у школьников экспериментальной группы (ЭГ) до и после эксперимента (в %)

Эмоциональный интеллект и его компоненты Уровни ЭИ

низкий средний высокий

ЭГ до эксперимента ЭГ после эксперимента ЭГ до проведе -ния эксперимента ЭГ после проведения эксперимента ЭГ до проведе -ния эксперимента ЭГ после проведения эксперимента

Общий уровень эмоционального интеллекта 54 30 46 54 0 16**

Эмоциональная осведомленность 34 16 56 64 10 20**

Управление своими эмоциями 74 56 26 44 0 0

Эмпатия 38 20 52 40 10 40**

Распознавание эмоций других людей 57 36 33 44 10 20*

Примечание: значимость различий - *р ^ 0,01, **р ^ 0,1.

Заключение

Как показывают результаты исследования, использование игр на занятиях по иностранному языку оказали значительное влияние на развитие эмоционального интеллекта школьников в целом и отдельных его компонентов в частности. Так, значимые изменения можно наблюдать по показателям «эмоциональная осведомленность» и «эм-патия» (значимость различий р ^ 0,1) (см. табл. 1). Это свидетельствует о том, что игровой подход позволяет школьникам, проживая эмоции определенные эмоции, лучше разбираться в себе и понимать чувства других. Особую ценность представляют игры, в которых школьники имеют возможность выражать свои чувства и четко говорить о них, так как понимание и выражение собственных эмоций развивает у детей способность

дифференцировать эмоции других людей. Данная способность, как отмечает И. Н. Андреева, обеспечивает каждому человеку более высокую адаптивность и эффективность в обществе [9].

Список литературы

1. Кручинин В. А., Шурыгина О. В. Развитие конфликтологической культуры личности студента: моногр. Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. 176 с.

2. Рыжов Д. М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2018. № 1. С. 142-147.

3. Шурыгина О. В. Особенности развития эмоционального интеллекта у студентов - будущих педагогов // Психологическая безопасность образовательной среды. Н. Ново-город: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2023. С. 186-191.

4. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

5. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 130 с.

6. The use of gaming technologies in foreign language classes as a way to prevent and correct language anxiety / G. V. Sorokoumova, O. V. Shurygina, T. E. Egorova [et al.] // SHS Web Conf. 2021. Vol. 117: The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity", 2020. 03002. URL: https://www.shsconferences. org/articles/shsconf/abs/2021/28/shsconf_pgc2021_03002/shsconf_pgc2021_03002.html (дата обращения: 12.10.2023). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111703002.

7. Щурина Е. А. Эмоциональный интеллект как важная составляющая пропедевтического курса в обучении иностранным языкам разных возрастных групп // Обучение, тестирование и оценка. Н. Новгород, 2018. Вып. 18. С. 198-202.

8. Средюк А. А., Тасканова А. О., Стуколова Е. А. Преодоление языкового барьера посредством групповой работы на уроке иностранного языка // Вестн. Саратовского обл. ин-та развития образования. 2020. № 2 (22). С. 76-80.

9. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

References

1. Kruchinin V. A., Shurygina O. V. Razvitie konfliktologicheskoy kultury lichnosti studenta. Monogr. Nizhniy Novgorod: NNGASU, 2013, 176 p.

2. Ryzhov D. M. Sovremennye predstavleniya ob emotsionalnom intellekte. Vestn. Chuvashskogo gos. ped. Un-ta im. I. Ya. Yakovleva. 2018, No. 1, pp. 142-147.

3. Shurygina O. V. Osobennosti razvitiya emotsionalnogo intellekta u studentov budushchikh pedagogov. In: Psikhologocheskaya besopasnost obrazovatelnoy sredy. Proceedings of the VI International scientific-practical conference. Nizhny Novgorod: NGLU im. N. A. Dobrolubova, 2023. Pp. 186-191.

4. Gazman O. S. Neklassicheskoye vospitanie: ot avtoritarnoy pedagogoiki k pedagogike svobody. Moscow: MIROS, 2002. 296 p.

5. Patrusheva I. V. Psichologiya i pedagogika igry: ucheb. posobie dlya vuzov. Moscow: Yurayt, 2020. 130 p.

6. Sorokoumova G. V., Shurygina O. V., Egorova T. E. et al. The use of gaming technologies in foreign language classes as a way to prevent and correct language anxiety. In: SHS Web Conf. 2021. Vol. 117: The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity", 2020. 03002. Available at: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/28/shsconf_pgc2021_03002/ shsconf_pgc2021_03002.html (accessed: 12.10.2023). DOI: https://doi.org/10.1051/ shsconf/202111703002.

7. Shchurina E. A. Emotsionalnyy intellekt kak vazhnaya sostavlayushchaya propedevticheskogo kursa v obuchenii inostrannym yazykam raznykh vozrastnykh grupp. Obucheniye, testirovaniye i otsenka. Nizhny Novgorod, 2018, Vol. 18, pp. 198-202.

8. Serdyuk A. A., Taskanova A. O., Stukolova E. A. Preodoleniye yazykovogo barera posredstvom gruppovoy raboty na uroke inostrannogo yazyka. Vestn. Saratovskogo obl. in-ta razvitiya obrazovaniya. 2020, Vol. 2 (22), pp. 76-80.

9. Andreeva I. N. Emotsionalnyy intellekt: issledovaniye fenomena. Voprosy psichologii. 2006, Vol. 3, pp. 78-86.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 21.11.2023 The article was received on 21.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.