Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЛИНГВОДИДАКТИКА / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрожбина А. И., Поршнева Е. Р.

Развитие эмоционального интеллекта является одной из ключевых задач современной образовательной парадигмы. Изначально это понятие изучалось в рамках психологической науки, но в последние несколько лет наблюдается тенденция к его внедрению и в образовательную сферу. В статье анализируются публикации, посвященные изучению эмоционального интеллекта в психологии, педагогике и методике преподавания языков. Несмотря на растущий интерес педагогов и методистов к развитию эмоционального интеллекта учащихся в процессе обучения и создание отдельных развивающих технологий, целостный подход к развитию этого феномена на разных уровнях образования остается неразработанным. Анализ публикаций показывает, что данный вид интеллекта можно развивать в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе. Подобная работа может осуществляться не только в рамках специальных курсов, но и на занятиях по разным предметам. Особенно интересен опыт развития эмоционального интеллекта в процессе обучения иностранному языку. Эмоциональный интеллект, определяемый как способность распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, способен значительно повышать качество коммуникации и стимулировать более эффективное усвоение материала. Особый интерес представляют собой авторские исследования, основанные на опыте организации обучения иностранному языку, во время которого учащиеся развивают свой эмоциональный интеллект. Это становится возможным благодаря использованию разнообразных лексических, грамматических упражнений, включающих в себя эмоциональный компонент, и особых психологических заданий, выполняемых на уроке. Эмоциональный интеллект способствует развитию межкультурной коммуникативной компетенции, поэтому его формирование на занятиях иностранного языка представляется особенно значимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дрожбина А. И., Поршнева Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN TEACHING LANGUAGES

The development of emotional intelligence is one of the key tasks of modern education. Initially, this concept was studied in psychological science, but in the last few years, it has been introduced into the educational sphere. Despite the growing interest of researchers and teachers in this topic, many of them face the problem of the absence of a holistic approach and a lack of technologies for the development of emotional intelligence in the educational process in a particular educational institution. This type of intelligence can be developed in preschool institutions, at school, at university. Such work can be carried out not only in individual courses, but also in classes of various subjects, in particular of a foreign language. Emotional intelligence, defined as the ability to recognize one's own and others' emotions and manage them, will significantly improve the quality of communication and contribute to more effective studying of the material. The article provides an analysis of publications devoted to the development of emotional intelligence in psychology, pedagogy and methods of teaching languages. There are some researches based on the experience of organizing the educational process so that while learning a foreign language students also develop their emotional intelligence. This becomes possible thanks to the introduction of a variety of lexical, grammatical exercises, including an emotional component as well as psychological tasks that are performed in the classroom. Emotional intelligence contributes to the development of communicative competence; therefore, within the framework of a foreign language lesson, its formation is particularly significant.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ»

УДК 372.881.1

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.4.3

Научная статья

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, Нижний Новгород, Российская Федерация

А.И. Дрожбина, Е.Р. Поршнева

Поступила: 05.12.2022 Одобрена: 23.12.2022 Принята к печати: 28.12.2022

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ

Развитие эмоционального интеллекта является одной из ключевых задач современной образовательной парадигмы. Изначально это понятие изучалось в рамках психологической науки, но в последние несколько лет наблюдается тенденция к его внедрению и в образовательную сферу. В статье анализируются публикации, посвященные изучению эмоционального интеллекта в психологии, педагогике и методике преподавания языков. Несмотря на растущий интерес педагогов и методистов к развитию эмоционального интеллекта учащихся в процессе обучения и создание отдельных развивающих технологий, целостный подход к развитию этого феномена на разных уровнях образования остается неразработанным. Анализ публикаций показывает, что данный вид интеллекта можно развивать в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе. Подобная работа может осуществляться не только в рамках специальных курсов, но и на занятиях по разным предметам. Особенно интересен опыт развития эмоционального интеллекта в процессе обучения иностранному языку. Эмоциональный интеллект, определяемый как способность распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими, способен значительно повышать качество коммуникации и стимулировать более эффективное усвоение материала. Особый интерес представляют собой авторские исследования, основанные на опыте организации обучения иностранному языку, во время которого учащиеся развивают свой эмоциональный интеллект. Это становится возможным благодаря использованию разнообразных лексических, грамматических упражнений, включающих в себя эмоциональный компонент, и особых психологических заданий, выполняемых на уроке. Эмоциональный интеллект способствует развитию межкультурной коммуникативной компетенции, поэтому его формирование на занятиях иностранного языка представляется особенно значимым.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, методика обучения, преподавание иностранных языков, психология обучения, развитие эмоционального интеллекта, лингводидак-тика, урок иностранного языка.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

A.I. Drozhbina, E.R. Porshneva Received: 05.12.2022

Accepted: 23.12.2022

Nizhny Novgorod State Linguistics University, Published: 28.12.2022

Nizhny Novgorod, Russian Federation

TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN TEACHING LANGUAGES

The development of emotional intelligence is one of the key tasks of modern education. Initially, this concept was studied in psychological science, but in the last few years, it has been introduced into the educational sphere. Despite the growing interest of researchers and teachers in this topic, many of them face the problem of the absence of a holistic approach and a lack of technologies for the development of emotional intelligence in the educational process in a particular educational institution. This type of intelligence can be developed in preschool institutions, at school, at university. Such work can be carried out not only in individual courses, but also in classes of various subjects, in particular of a foreign language. Emotional intelligence, defined as the ability to recognize one's own and others' emotions and manage them, will significantly improve the quality of communication and contribute to more effective studying of the material. The article provides an analysis of publications devoted to the development of emotional intelligence in psychology, pedagogy and methods of teaching languages. There are some researches based on the experience of organizing the educational process so that while learning a foreign language students also develop their emotional intelligence. This becomes possible thanks to the introduction of a variety of lexical, grammatical exercises, including an emotional component as well as psychological tasks that are performed in the classroom. Emotional intelligence contributes to the development of communicative competence; therefore, within the framework of a foreign language lesson, its formation is particularly significant.

Keywords: emotional intelligence, methods of teaching, teaching foreign languages, psychology of education, development of emotional intelligence, foreign languages lessons.

Введение

В современной педагогике наблюдается тенденция к популяризации и внедрению методик по развитию различного рода интеллекта: социального, культурного, эстетического, эмоционального. Роль эмоционального интеллекта как способности понимать свои и чужие эмоции и грамотно их использовать в процессе коммуникации заметно возрастает в условиях глобализации и цифровизации.

Изначально эмоциональный интеллект изучался в рамках психологической науки, но в течение последних 10 лет о нем начинают говорить и с точки зрения педагогики как дошкольного (Ю.А. Афонькина, Н.С. Волошина), среднего (М.Э. Ибрагимова), так и высшего образования (И.А. Кондратьева, Е.Ю. Пономарева, П.П. Ростовцева). Важно отметить, что метапредметные результаты освоения программ основного общего образования, согласно Федеральному образовательному стандарту 2021 года, должны включать в себя развитие эмоционального интеллекта, который определяется как умение «выявлять и анализировать причины эмоций, ставить себя на место другого че-

ловека, понимать мотивы и намерения другого и регулировать способ выражения эмоций» [1, п. 43.3].

Между тем многие исследователи отмечают необходимость развития эмоционального интеллекта на занятиях в образовательных учреждениях того или иного уровня, но процесс внедрения упражнений для его развития не является постоянным, нет единого стандарта и технологий его формирования в рамках учебного процесса в школе или вузе. Существуют отдельные курсы по развитию эмоционального интеллекта у учащихся той или иной специальности, но целостный подход, который включал бы систему упражнений, основанную на определенной модели эмоционального интеллекта, не разработан.

В статье рассматривается понятие «эмоционального интеллекта» с позиций психологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков, представлен аналитический обзор публикаций, знакомящих с опытом внедрения заданий на развитие эмоционального интеллекта на занятиях русского и иностранного языков.

Понятие «эмоциональный интеллект» в психологии и педагогике

Эмоциональный интеллект является предметом изучения психологии еще с конца прошлого века. Этот термин ввели американские ученые П. Сэ-ловей (P. Salovey) и Д. Мэйер (D. Mayer), которые определили эмоциональный интеллект как способность определять эмоции, их связи друг с другом, а также использовать эмоциональную информацию для мышления и принятия решений [2]. Далее исследователь Д. Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», раскрывает новые грани этого понятия, приводя собственную модель, где осознание своих эмоций при должной мотивации способствует развитию навыков самоконтроля и эмпатии, которые, в свою очередь, помогают управлять отношениями между людьми и позитивно воздействовать на друг на друга. В ней же исследователь утверждает, что данный вид интеллекта необходимо развивать для успеха в карьере, в учебе, самореализации и эффективного взаимодействия с партнерами [3].

Введение термина в отечественную психологию связано с трудами Г.Г. Гарсковой, которая определила «эмоциональный интеллект» как «способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [4].

Исследователь Д.В. Люсин подчеркивает, что «эмоциональный интеллект - это способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими». В основе разработанной им модели лежит концепция, о том, что эмо-

циональный интеллект имеет не только когнитивную природу, но и личностную направленность, связанную с эмоциональными переживаниями и вниманием к внутреннему миру человека. Двойственный характер эмоционального интеллекта ученый раскрывает в определении эмоционального интеллекта как:

• способности к пониманию эмоций (распознавание эмоций, их идентификация, причины появления и последствия);

• способности к управлению эмоциями (контроль интенсивности, внешнего выражения эмоций, возможность произвольно вызывать нужную эмоцию).

Оба эти процесса могут быть направлены как на самого себя, так и на другого человека. Таким образом, Д.В. Люсин выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект [5].

В то время как психологи уделяют больше внимания исследованию структуры и функциональной роли эмоционального интеллекта в развитии мышления и совершенствования психологических механизмов реакции и поведения, способов саморегуляции и взаимодействия с другими людьми в разных жизненных ситуациях, интерес педагогов связан с влиянием развития эмоционального интеллекта на процесс обучения и воспитания личности. Можно отметить, что зачастую проблема рассматривается в двух основных направлениях: развитие эмоционального интеллекта преподавателей и учеников. Исследователи О.Ю. Афанасьева, М.В. Смирнова, М.Г. Федотова утверждают, что он играет важную роль «в профессиональном образовании как эмоционально-интеллектуальная деятельность, направленная на развитие способностей работать с профессионально ориентированной информацией, скрытой в эмоциях, в целях развития профессионального мышления и выдвижения идей, обеспечивающих успех профессиональной деятельности» [6, с. 26]. Исходя из того, что развитый эмоциональный интеллект позволяет педагогу лучше понимать и регулировать свои эмоции и эмоции учеников и решать более эффективно профессиональные задачи, а, значит, улучшать и оптимизировать процесс обучения, мы считаем, что работе над ним должно уделяться должное внимание и достаточное количество времени. Преподаватель с достаточно высоким уровнем эмоционального интеллекта сможет способствовать его развитию у своих учеников. «Социально-эмоциональное образование <...> может проводиться не в виде отдельного предмета, а реали-зовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке» [7, с. 301]. Следовательно, роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы развивать социально-эмоциональные навыки и создавать поддерживающую среду [Там же].

Исследователи М.В. Мельничук и О.А. Калугина в статье о повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе пишут про важность эмоционального компонента, который «включает в себя такие внутренние

критерии, как мотивация студента к учебной деятельности; умение творчески и креативно подходить к решению учебных задач; умение управлять своей учебной деятельностью; владение различными видами коммуникации на иностранном языке; способность использовать силу воли как ресурс мобилизации своих интеллектуальных способностей для достижения академической успешности...» [8, с. 2630]. Таким образом, понятие «эмоциональный интеллект» становится предметом междисциплинарного изучения. Особую значимость эмоциональный компонент приобретает в процессе овладения родным и иностранным языком.

Эмоциональный интеллект в методике преподавания языков

В методике преподавания языков эмоциональный интеллект может играть важнейшую роль, так как при обучении иностранному языку главной целью является развитие межкультурной коммуникативной компетенции. Педагоги-исследователи Н.Ю. Арзамасцева и Э.С. Рагулин, работающие со студентами, изучающими русский язык как иностранный, подчеркивают, что упражнения на развитие эмоционального интеллекта должны активно применяться на занятиях, так как они способствуют более успешному и грамотному взаимодействию между собеседниками, а также могут существенно повысить эффективность учебного процесса [9]. Исследователь А.И. Кириллова также обращает внимание, на то, что такие компоненты эмоционального интеллекта, как саморегуляция, эмпатия, мотивация, рефлексия, могут успешно развиваться на занятиях по иностранному языку в моделируемой в процессе обучения коммуникативной ситуации и стимулировать более эффективное усвоение материала [10].

Наукометрический анализ научных публикаций за период с 2011 по 2022 год показал, что вопрос развития эмоционального интеллекта на занятиях по русскому или иностранному языку начал подниматься сравнительно недавно. Относительно небольшое количество статей, посвященных опыту применения различного рода упражнений на занятиях у школьников и студентов, свидетельствует о сравнительной новизне данного рода исследований. Безусловно, важно отметить, что опорной базой для этого направления являются труды ученых, работавших в рамках суггестопедии по методу Г. Лозанова, а также исследования, посвященные проблемам использования языковых средств для выражения эмоций человека в рамках лингвистической теории эмоций [11]. При этом конкретно с концепцией эмоционального интеллекта при построении языковых и речевых упражнений, основанных на его различных моделях, исследователи и педагоги сравнительно недавно начали свою работу. При подборе материала можно столкнуться с обилием по-

вторяющихся упражнений, направленных на поверхностную работу с эмоциями, в связи с чем мы обозначили две проблемы, препятствующие системному и качественному развитию эмоционального интеллекта у учащихся.

Нам представляется, что первая проблема связана с тем, что большинство существующих методик ограничиваются языковыми и речевыми упражнениями для выражения эмоций на иностранном языке с помощью определенного вокабуляра, которым владеют учащиеся, или, например, в рамках определенной грамматической конструкции. Действительно, задания на развитие эмоционального интеллекта успешно сочетаются с грамматическими, лексическими и даже фонетическими упражнениями. «Эмоции ... пронизывают все сферы жизни человека и [следовательно] отражаются на всех уровнях его языка, поэтому не только лексика языка, но и фонетика, и грамматика также пронизаны эмоциональными обертонами» [12, с. 22]. Но при этом немногие в себе сочетают методическую, лингвистическую и психологическую направленность, позволяющую ученикам развивать не только коммуникативную компетенцию, но расти как личности.

Например, М.Э. Ибрагимова предлагает модель организации деятельности по развитию эмоционального интеллекта у школьников на уроках русского языка и литературы. Мы считаем, что данный опыт можно использовать с учениками и при обучении иностранному языку на продвинутом этапе. В основе лежит модель, предложенная Д.В. Люсиным, в рамках которой выделяют внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. При работе с каким-либо концептом, например «одиночество», сначала внимание уделяется внутриличностному эмоциональному интеллекту, когда обучающимся предлагается вербализировать основные эмоции, вызываемые этим концептом, а также привести пример своих синестетических ассоциаций (цвет, звук, запах). Далее подключаются упражнения, направленные на межличностный эмоциональный интеллект, связанные с анализом материала, подбором метафор, поиском символов и групповой дискуссией. Таким образом, от простого называния эмоций ученики переходят к их анализу, интерпретации и саморефлексии [13, с. 217-224].

Вторую проблему мы связываем с тем, что для развития эмоционального интеллекта необходим системный подход, который должен быть реализован не в рамках единичных тренингов и краткосрочных курсов, а в течение всего образовательного процесса. Лишь некоторые педагоги-исследователи предлагают соответствующие задания на семинарах или практических занятиях, которые включены в рабочую программу обучения. Например, И.А. Ширшова предлагает развивать эмоциональный интеллект студентов-лингвистов переводческих специальностей на семинарах по грамматике первого иностранного языка, в частности, в рамках изучения модальных глаголов: «Именно со сложностями идентификации эмоций как своих, так и чужих

связаны трудности подбора слов для обозначения отношения человека к действиям (своим и других людей), к выражению модальности действий - намерений, желаний, готовности и т.д. Но эту функцию в языке, как мы знаем, выполняют модальные глаголы. Следовательно, мотивируя человека на повышение в его речи точности использования модальных глаголов, соотнося их с переживаемыми (испытываемыми) в данной конкретной ситуации эмоциями, можно добиться расширения эмоционального опыта человека [14, с. 4].

Исследователь А.В. Ерофеева предложила программу развития эмоционального интеллекта средствами иностранного языка. В нее входят различные коммуникативные упражнения на выражение своих и чужих эмоций, развитие эмпатии с помощью заданий по типу «комплимент-похвала», речевые упражнения, связанные с выражением интереса к собеседнику, положительной реакции. В своей работе она использует игровые методы, музыкоте-рапию, психогимнастику, что позволяет не только формировать коммуникативную компетенцию учащихся, но способствует их личностному росту и эмоциональному развитию [15]. Вышеизложенные исследования представляются нам наиболее интересными, системно организованными и научно обоснованными и могут служить основой для дальнейших научно-педагогических разработок.

Заключение

Понятие эмоционального интеллекта, первоначально относившееся к психологической науке, успешно интегрируется в педагогику и методику преподавания языков. Эмоциональный интеллект способствует проявлению эмпатии, повышает качество общения, помогает лучше понимать себя и собеседника, поэтому его развитию стоит уделять особое внимание. Нам представляется, что подобные упражнения должны быть частью образовательной программы и регулярно использоваться на занятиях по иностранному языку. Сегодня существует лишь несколько методик, основанных на моделях эмоционального интеллекта, которые предполагают его всестороннее развитие, следовательно, исследователям предоставляется возможность более глубокого и тщательного изучения способов его применения при обучении иностранному языку.

Список литературы

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 401333920/ (дата обращения: 10.12.2022).

2. Emotional intelligence as a standard intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso, G. Sitarenios // Emotion. - 2001. - Vol. 1. - P. 232-242.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 650 с.

4. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения : тез. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Крылова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - С. 25-26.

5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерения, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

6. Афанасьева О.Ю., Смирнова М.В., Федотова М.Г. Языковые средства репрезентации эмоционального интеллекта в содержании иноязычного образования будущего учителя [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГГПУ. - 2020. - № 3 (156). -С. 24-34. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-reprezentatsii-emotsionalnogo-intellekta-v-soderzhanii-inoyazychnogo-obrazovaniya-buduschego-uchi-telya (дата обращения: 12.11.2021).

7. Зорина Н.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 300-303.

8. Мельничук М.В., Калугина О.А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2021. - T. 14, № 8. -C. 2627-2632. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7effektivnost-obucheniya-inostran-nomu-yazyku-v-vuze-komponenty-emotsionalnogo-i-intellektualnogo (дата обращения:

19.11.2021).

9. Арзамасцева Н.Ю., Рагулина Э.С. Эмоциональный интеллект как средство формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов на занятии по РКИ [Электронный ресурс] // Ученые записки: науч. журнал Курск. гос. ун-та. -2020. - № 1(53). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-u-inostrannyh-studentov-na-za-nyatii-po-rki (дата обращения: 18.11.2021).

10. Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2014. -№ 2. - URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130 (дата обращения: 24.01.2022).

11. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоции. - М.: Гнозис, 2008. - 416 с.

12. Шаховский В.И. Голос эмоций в языковом круге homo sentience. - М.: Либроком. - 2019. - 144 с.

13. Ибрагимова М.Э. От ощущения - к метафорическому портрету эмотивно-го концепта (к проблеме развития эмоционального интеллекта при работе со словом) // Филологический класс. - 2022. - Т. 27, № 2. - С. 217-224.

14. Ширшова И.А. Развитие эмоционального интеллекта студентов университетов путем детального анализа случаев употребления модальных глаголов в английском языке [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - Т. 8, № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN620.pdf (дата обращения:

10.11.2022).

15. Ерофеева А.В., Перфильева Е.И. Педагогический диалог в вузе: теория, позиции, практика: пособие для сист. проф. пед. образов., переподготовки и повыш. квалифик. науч.-пед. кадров. - Н. Новгород, 2012. - 135 с.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta os-novnogo obshchego obrazovaniia [On approval of the federal state educational standard for basic general education]. Order of the RF Ministry of Education dated 31.05.2021 No. 287, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed 10.12.2022).

2. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence. Emotion, 2001, vol. 1, pp. 232-242.

3. Goulman D. Emotsional'nyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional intelligence. Why it might mean more than IQ]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2013, 650 p.

4. Garskova G.G. Vvedenie poniatiia "emotsional'nyi intellekt" v psik-hologicheskuiu teoriiu ["Emotional intelligence" concept introduction in psychological theory]. Anan'evskie chteniia. Ed. A.A. Krylov. St. Petersburg, St. Petersburg University, 1999, pp. 25-26.

5. Liusin D.V. Sovremennye predstavleniia ob emotsional'nom intellekte [Modern concepts of emotional intelligence]. Sotsial'nyi intellekt. Teoriia, izmereniia, issledovaniia. Eds. D.V. Liusin, D.V. Ushakov. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2004, pp. 29-36.

6. Afanas'eva O.Iu., Smirnova M.V., Fedotova M.G. Iazykovye sredstva reprezen-tatsii emotsional'nogo intellekta v soderzhanii inoiazychnogo obrazovaniia budushchego uchitelia [The linguistic means of representing emotional intelligence in the content of a future teacher's foreign language education]. VestnikIuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2020, no. 3 (156), pp. 24-34, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-sredstva-reprezentatsii-emotsionalnogo-intellekta-v-soderzhanii-inoyazychnogo-obrazovaniya-buduschego-uchitelya (accessed 12.11.2021).

7. Zorina N.N. Vozmozhnosti razvitiia emotsional'nogo intellekta [Opportunities for developing emotional intelligence]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2021, no. 71-1, pp. 300-303.

8. Mel'nichuk M.V., Kalugina O.A. Effektivnost' obucheniia inostrannomu iazyku v VUZe: komponenty emotsional'nogo i intellektual'nogo [Efficiency of higher school language education: Emotional and intellectual aspects]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2021, vol. 14, no. 8, pp. 2627-2632, available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/effektivnost-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze-komponenty-emotsionalnogo-i-intellektualnogo (accessed 19.11.2021).

9. Arzamastseva N.Iu., Ragulina E.S. Emotsional'nyi intellekt kak sredstvo formi-rovaniia kommunikativnoi kompetentsii u inostrannykh studentov na zaniatii po RKI [Emotional intelligence as a means of forming communicative competence of foreign students in a Russian as a foreign language lesson]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 1 (53), available at: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-u-inostrannyh-studentov-na-zanyatii-po-rki (accessed 18.11.2021).

10. Kirillova A.I. Formirovanie emotsional'nogo intellekta na zaniatiiakh inostran-nogo iazyka [The formation of emotional intelligence at the lessons of foreign languages]. Sovremennaia pedagogika, 2014, no. 2, available at: https://pedagogika.snauka.ru/2014/02/ 2130 (accessed 24.01.2022).

11. Shakhovskii V.I. Lingvisticheskaia teoriia emotsii [Linguistic theory of emotion]. Moscow, Gnozis, 2008, 416 p.

12. Shakhovskii V.I. Golos emotsii v iazykovom kruge homo sentience [The voice of emotions in the homo sentience language circle]. Moscow, Librokom, 2019, 144 p.

13. Ibragimova M.E. Ot oshchushcheniia - k metaforicheskomu portretu emotiv-nogo kontsepta (k probleme razvitiia emotsional'nogo intellekta pri rabote so slovom) [From feeling to the metaphorical portrait of an emotive concept (to the problem of developing emotional intelligence when working with a word)]. Filologicheskii klass, 2022, vol. 27, no. 2, pp. 217-224.

14. Shirshova I.A. Razvitie emotsional'nogo intellekta studentov universitetov putem detal'nogo analiza sluchaev upotrebleniia modal'nykh glagolov v angliiskom iazyke [Developing the university students' emotional intelligence by analyzing the peculiarities of usage of English modal verbs in different situations of communication]. Mir nauki. Peda-gogika i psikhologiia, 2020, vol. 8, no. 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/ 93PDMN620.pdf (accessed 10.11.2022).

15. Erofeeva A.V., Perfil'eva E.I. Pedagogicheskii dialog v vuze: teoriia, pozitsii, praktika. Posobie dlia sistemy professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniia, pere-podgotovki i povysheniia kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Pedagogical dialogue at the university: Theory, positions, practice. Manual for the system of professional pedagogical education, retraining and advanced training of scientific and pedagogical personnel]. Nizhniy Novgorod, 2012, 135 p.

Сведения об авторах

ДРОЖБИНА Александра Ильинична

e-mail: [email protected]

Ассистентка кафедры теории и практики французского, испанского, итальянского языков Высшей школы лингвистики, психологии и педагогики, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Российская Федерация)

ПОРШНЕВА Елена Рафаэльевна

e-mail: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и практики французского языка и перевода, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород, Российская Федерация)

About the authors

Aleksandra I. DROZHBINA

e-mail: [email protected]

Teaching Assistant, Department of the theory and practice of the French, Spanish and Italian languages, Higher School of Linguistics, Pedagogy and Psychology, Nizhny Novgorod State Linguistics University (Nizhny Novgorod, Russian Federation)

Elena R. PORSHNEVA

e-mail: [email protected]

Doctor of Education, Professor, Department of the French Language and Translation, Nizhny Novgorod State Linguistics University (Nizhny Novgorod, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Дрожбина, А.И. Тенденции развития концепции эмоционального интеллекта в лингводидактике / А.И. Дрожбина, Е.Р. Поршнева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2022. - № 4. - С. 31-41.

Please cite this article in English as:

Drozhbina A.I., Porshneva E.R. Tendencies in the development of the concept of emotional intelligence in teaching languages. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 31-41 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.