УДК 37.015.3:811:378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-123-129
ББК 88.62
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТРАТЕГИИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF LANGUAGE ANXIETY AND STRATEGIES FOR ITS REDUCTION WHEN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO JUNIOR STUDENTS
Шурыгина Ольга Васильевна Shurygina Olga V.
Доцент кафедры теории и практики Assistant Professor at the Department
немецкого языка и перевода, Нижегородский of Interpreting and Translation (German
государственный лингвистический университет language), Linguistics University of Nizhny им. Н. А. Добролюбова, кандидат психологических Novgorod, PhD in Psychology
E-mail: olga_schurigina@mail.ru
Sorokoumova Galina V.
Professor at the Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Pedagogy and Psychology, Linguistics University of Nizhny Novgorod, ScD in Psychology E-mail: galsors@mail.ru
Burova Irina V.
Assistant Professor at the Department of Methods of Teaching Foreign Languages, Pedagogy and Psychology, Linguistics University of Nizhny Novgorod, PhD in
© Шурыгина О. В., Сорокоумова Г. В., Бурова И. В., 2022
наук
E-mail: olga_schurigina@mail.ru
Сорокоумова Галина Вениаминовна
Профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, доктор психологических наук E-mail: galsors@mail.ru
Бурова Ирина Владимировна
Доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А.
ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License ¡^¿^■Э^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Добролюбова, кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: ira.burova2013@yandex.ru
Education, Associate Professor E-mail: ira.burova2013@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению одной из важных проблем при обучении иностранному языку студентов первых курсов - языковой тревожности. Анализируются виды языковой тревожности, а также факторы, провоцирующие ее возникновение. Авторы подчеркивают важность разработки и реализации специальных стратегий, направленных на снижение языковой тревожности у студентов младших курсов. В статье приводятся результаты исследования, доказывающие эффективность разработанных мер.
Abstract. This article deals with the study of junior students' foreign language anxiety as the most important problem in the learning process. The forms and factors leading to the foreign language anxiety in junior students are considered. The authors underline the importance of developing and implementing of specific strategies aimed to reducing the foreign language anxiety in students. The results of the research, which prove the efficiency of anxiety-reducing strategies, are presented in the article.
Ключевые слова: языковая тревожность, студенты, преподаватели, иностранный язык, стратегии, мотивация, высокие требования, оценивание.
Keywords: language anxiety, students, teachers, a foreign language, strategies, motivation, high requirements, assessment.
Для цитирования: Шурыгина О. В., Сорокоумова Г. В., Бурова И. В. Психологические аспекты языковой тревожности и стратегии ее снижения при обучении иностранным языкам студентов младших курсов // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 123-129. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-123-129.
Cite as: Shurygina O. V., Sorokoumova G. V., Burova I. V. Psychological aspects of language anxiety and strategies for its reduction when teaching foreign languages to junior students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 123-129. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-123-129.
Введение. При обучении иностранным языкам студентов на начальном этапе преподаватели сталкиваются с рядом психологических проблем, включающих низкую концентрацию внимания у студентов, неспособность удержать в памяти определенный объем информации, слабую мотивацию и языковую тревожность, которая выражается в страхе применить на практике собственные знания иностранного языка. Согласно исследованиям И. Е. Абрамовой, О. М. Шереховой, Е. П. Шимолиной, проводимых в группах студентов, изучающих иностранный язык, 68% опрошенных отметили, что испытывали языковую тревожность, 47% респондентов наблюдали проявления языковой тревожности еще в средней школе, когда у учащихся сформировалась стойкая боязнь говорить на иностранном языке [1].
Изложение основного материала статьи. Впервые понятие «языковая тревожность» упоминается в исследованиях Э. Хорвитца как особый «комплекс убеждений,
чувств и стилей поведения, которые проявляются при аудиторном изучении языка, а возникновение такого комплекса связано с уникальным процессом овладения языком» [2, с. 167]. С понятием «языковая тревожность» тесно связано понятие «языковой барьер» как индивидуальная, субъективная невозможность использовать те знания, которые уже есть, в процессе говорения [3; 4].
На раннем этапе обучения причинами для возникновения языковой тревожности у студентов могут послужить разные факторы: недостаточные знание лексического и грамматического материала, страх говорения на иностранном языке, высокие требования преподавателей, личностные особенности учащихся [5].
Согласно психолого-педагогическим исследованиям, языковая тревожность имеет три формы проявления:
• коммуникативная тревожность, которая появляется при необходимости общаться на иностранном языке с другим студентами или преподавателем. Коммуникативная тревожность учащихся является частым явлением на занятиях по иностранному языку, считается доминирующей и в большей степени оказывает негативное влияние на успехи обучаемого при изучение второго языка [2].
• тревожность, связанная с выполнением контрольных заданий, тестов или проверкой умений учащихся, может возникать как до, так и после контрольных заданий. Описывая тревожность данного вида как «страх испытаний», Hans Morschitzky полагает, что это реакция на субъективное чувство угрозы, которая возникает в ситуациях контроля успеваемости или достижения определенных результатов [6].
• тревожность, которая связана со страхом осуждения, отрицательного мнения, ожиданием неудовлетворительной оценки [7]. Это наблюдается в большей степени у студентов младших курсов, так как в силу индивидуально-возрастных особенностей учащиеся особо воспринимают негативные оценки и комментарии преподавателей.
Языковая тревожность негативно сказывается на психическом состоянии учащихся, так как порождает чувство неуверенности, отсутствие мотивации, желания общаться на языке и снижение активности на уроках, может привести к пессимистическим настроениям и возникновению депрессии, что, в свою очередь, отрицательно влияет на успеваемость [8]. В связи с этим психологи и педагоги сходятся во мнении о необходимости использования различных методов и средств профилактики и снижения языковой тревожности у учащихся.
Для решения проблемы языковой тревожности на занятиях по иностранному языку А. А. Сердюк, А. О. Тасканова, Е. А. Стуколова предлагают использование групповых форм работы, так как учащиеся получают возможность многократного включения языкового материала в свои высказывания, комбинирования его с уже усвоенным в разных ситуациях общения. Учащиеся проявляют самостоятельность, выражая согласие или несогласие, поправляя ошибки друг друга. Среди эффективных методов групповой работы авторы выделяют дебаты, взаимоопрос и метод кластеров [4].
Среди эффективных способов снижения языковой тревожности у учащихся А. В. Бортникова указывает на преимущество использования игровых форм при обучении иностранному языку. Это связано с тем, что игры помогают активизировать навык
быстрого нахождения лексических единиц, решения коммуникативных задач, развивать темп речи и речевую инициативу, раскрывать резервные возможности учащихся, что повышает самооценку, чувство уверенности в своих силах, способность выражения своих мыслей посредством иностранного языка [3].
Вьетнамский исследователь Trang Thi Tran рассматривает контроль языковой тревожности на занятиях по иностранному языку как наиболее действенный метод ее коррекции и снижения. На основе исследований автор делает вывод о том, что, контролируя и осознавая проявления языковой тревожности и причины ее возникновения на занятиях по иностранному языку, учащиеся способны снизить степень ее воздействия [9].
Для того чтобы проанализировать проблему языковой тревожности студентов младших курсов, мы провели исследование в форме опроса с целью выявления факторов, влияющих на возникновение этого явления в процессе изучения иностранного языка, а также действий преподавателей, провоцирующих усиление отрицательных переживаний у студентов на занятиях.
В опросе приняли участие 24 студента первого курса, обучающихся на профильном направлении подготовки «Лингвистика». Анализ результатов поведенного исследования показал, что среди основных факторов, влияющих на возникновение языковой тревожности, были отмечены: страх оценки, страх не оправдать надежды, необходимость изучать иностранный язык на профессиональном уровне, переживания из-за успеваемости, а также конкуренция с одногруппниками. Значительная роль в создании условий для успешного изучения иностранного языка отводится преподавателям [5; 10; 11], в связи с этим участники опроса указали следующие действия преподавателей, вызывающие тревожность: повышенные требования на занятиях, подчеркивание важности изучения иностранного языка, стимулирование возникновения конкуренции в группе, отсутствие критериев оценивания, тестирования.
На основе полученных результатов нами были разработаны стратегии по снижению языковой тревожности, которые были реализованы в ходе формирующего эксперимента. Эксперимент проходил в три этапа. На констатирующем этапе мы сформировали две группы: экспериментальную и контрольную, по 18 студентов в каждой, в которых провели диагностику языковой тревожности. Для диагностики нами использовалась методика измерения языковой тревожности при изучении иностранного языка Хорвитца (Foreign Language Classroom Anxiety Scale - FLCAS). Данная методика позволяет изучить общий уровень языковой тревожности у учащихся.
На втором, формирующем, этапе нами был разработан и проведен цикл тренингов для студентов и преподавателей, включающих реализацию стратегий по снижению языковой тревожности. Данные стратегии нами были выделены в 4 группы (табл. 1).
На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня языковой тревожности учащихся и сравнили результаты констатирующего и контрольного этапов. Для доказательства достоверности данных мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни (Mann - Whitney).
В табл. 2 представлены показатели языковой тревожности у учащихся экспериментальной выборки ЭГ (nx = 18) и КГ (n2 = 18) групп до и после проведения исследования.
Таблица 1
Стратегии снижения языковой тревожности
Стратегии Цели
Образовательные стратегии для студентов Повышение мотивации к изучению иностранного языка и самодисциплины, составление плана обучения, развитие памяти, концентрации внимания и овладение технологиями лучшего освоения изучаемого материала
Поведенческие стратегии для студентов Развитие уверенности в себе, снижение страхов, развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде
Методические стратегии для преподавателей Использование заданий, стимулирующих групповую работу, разработка критериев оценивания, использование бонусов для мотивации студентов
Поведенческие стратегии для преподавателей Коммуникативные навыки (способы предоставления обратной связи), развитие эмоционального интеллекта
Таблица 2
Показатели проявления языковой тревожности у учащихся до и после проведения исследования ЭГ (п1 = 18) и КГ (п2 = 18) групп
Общий уровень проявления языковой тревожности Результаты до эксперимента (человек / %) Результаты после эксперимента (человек / %)
ЭГ КГ ЭГ КГ
Высокий 4 (22%) 5 (27%) 2 (11%) 5 (27%)
Средний 8 (44%) 6 (34%) 9 (60%) 7 (39%)
Низкий 6 (34%) 7 (39%) 7 (39%) 6 (34%)
После формирующего этапа количество студентов экспериментальной группы с высоким уровнем языковой тревожности снизилось. Статистическая значимость доказана при уровне достоверности р < 0,01. В контрольной группе значимых изменений не произошло.
Выводы. Проявление языковой тревожности у студентов младших курсов при обучении иностранным языкам является важной проблемой, так как провоцирует возникновение страхов и формирование негативных убеждений в отношении языка, что негативно сказывается на психическом развитии учащихся в целом и их успеваемости в частности. Для решения существующей проблемы необходим комплексный подход. В связи с этим разработанные и реализованные нами стратегии по снижению языковой тревожности у студентов показали высокую эффективность и подтвердил принципиальную возможность устранения данного барьера при изучении иностранных языков.
Список литературы
1. Абрамова И. Е., Шерехова О. М., Шимолина Е. П. Тревожность как негативный фактор изучения иностранного языка студентами-нелингвистами // Вестн. Костромского гос. ун-та. 2016. Т. 22, № 3. С. 168-171.
2. Яковлева-Юрчак Е. Н. Проблемы языковой тревожности учащихся, изучающих иностранные языки и пути ее преодоления // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 166-168.
3. Бортникова А. В. Использование игровых технологий в качестве стимула повышения мотивации к говорению на занятиях по английскому языку // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. науч. тр. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2016. С. 351-359.
4. Средюк А. А., Тасканова А. О., Стуколова Е. А. Преодоление языкового барьера посредством групповой работы на уроке иностранного языка // Вестн. Саратовского обл. ин-та развития образования. 2020. № 2 (22). С. 76-80.
5. The use of gaming technologies in foreign language classes as a way to prevent and correct language anxiety / G. V. Sorokoumova, O. V. Shurygina, T. E. Egorova [et al.] // Psychology of Giftedness and Creativity: The 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity" 2020. SHS Web Conf. Vol. 117, 2021. DOI: https:// doi.org/10.1051/shsconf/202111703002.
6. Morschitzky H. Prüfungen meistern - Ängste überwinden: Das Erfolgsprogramm in zehn Schritten. Munderfing: Fischer & Gann, 2016. 167 S.
7. Elaldi S. Foreign language anxiety of students studying English Language and Literature: a sample from Turkey // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 11, No. 6. P. 219-228. DOI: https://doi.org/10.5897/ERR2015.2507.
8. Шурыгина О. В., Киндл Б., Антропова А. А. Языковая тревожность и способы ее пре-одоления у старших школьников // Психологическая безопасность образовательной среды: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2021. С. 275-281.
9. Trang Thi Thu Tran, Moni K. Management of foreign language anxiety: Insiders' awareness and experiences // Cogent Education. 2015. Vol. 2, Iss. 1. Art. No. 992593. DOI: https://doi. org/10.1080/2331186X.2014.992593.
10. Fakieh Alrabai. The influence of teachers' anxiety-reducing strategies on learners' foreign language anxiety // Innovation in Language Learning and Teaching. 2015. Vol. 9, Iss. 2. P. 163-190. DOI: https://doi.org/10.1080/17501229.2014.890203.
11. Фирсова И. В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2013. № 1. С. 89-92.
References
1. Abramova I. E., Sherekhova O. M., Shimolina E. P. Trevozhnost kak negativnyy faktor izucheniya inostrannogo yazyka studentami-nelingvistami. Vestn. Kostromskogo gos. unta. 2016, Vol. 22, No. 3, pp. 168-171.
2. Yakovleva-Yurchak E. N. Problemy yazykovoy trevozhnosti uchashchikhsya, izuchayu-shchikh inostrannye yazyki i puti ee preodoleniya. In: Sovremennoe obrazovanie: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii. Proceedings of the XV International scientific-practical conference. In 2 vols. Penza: Nauka i prosveshchenie, 2018. Pp. 166-168.
3. Bortnikova A. V. Ispolzovanie igrovykh tekhnologiy v kachestve stimula povysheniya motivatsii k govoreniyu na zanyatiyakh po angliyskomu yazyku. In: Innovatsionnost i multikompetentnost v prepodavanii i izuchenii inostrannykh yazykov. Coll. ofscient. works. Moscow: Rossiyskiy un-t druzhby narodov, 2016. Pp. 351-359.
4. Sredyuk A. A., Taskanova A. O., Stukolova E. A. Preodolenie yazykovogo baryera posredstvom gruppovoy raboty na uroke inostrannogo yazyka. Vestn. Saratovskogo obl. in-ta razvitiya obrazovaniya. 2020, No. 2 (22), pp. 76-80.
5. Sorokoumova G. V., Shurygina O. V., Egorova T. E. et al. The use of gaming technologies in foreign language classes as a way to prevent and correct language anxiety. In: Psychology of Giftedness and Creativity. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Online Conference "Psychology of Giftedness and Creativity" 2020. SHS Web Conf. Vol. 117, 2021. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111703002.
6. Morschitzky H. Prüfungen meistern - Ängste überwinden: Das Erfolgsprogramm in zehn Schritten. Munderfing: Fischer & Gann, 2016. 167 S.
7. Elaldi S. Foreign language anxiety of students studying English Language and Literature: a sample from Turkey. Educational Research and Reviews. 2016.,Vol. 11, No. 6, pp. 219-228. DOI: https://doi.org/10.5897/ERR2015.2507.
8. Shurygina O. V., Kindl B., Antropova A. A. Yazykovaya trevozhnost i sposoby ee preodoleniya u starshikh shkolnikov. In: Psikhologicheskaya bezopasnost obrazovatelnoy sredy. Proceedings of the IV International scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, 2021. Pp. 275-281.
9. Trang Thi Thu Tran, Moni K. Management of foreign language anxiety: Insiders' awareness and experiences. Cogent Education. 2015, Vol. 2, Iss. 1, Art. No. 992593. DOI: https://doi.org/ 10.1080/2331186X.2014.992593.
10. Fakieh Alrabai. The influence of teachers' anxiety-reducing strategies on learners' foreign language anxiety. Innovation in Language Learning and Teaching. 2015. Vol. 9, Iss. 2. P. 163190. DOI: https://doi.org/10.1080/17501229.2014.890203.
11. Firsova I. V. Yazykovoy baryer pri obuchenii inostrannomu yazyku. Gumanitarnye nauki. Vestn. Finansovogo un-ta. 2013, No. 1, pp. 89-92.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1
Статья поступила в редакцию 05.10.2021 The article was received on 05.10.2021