Гармония - это мера. Органическая взаимосвязь элементов формы предмета, окружающей среды и человека (т.е. соизмеримость).
Большое значение И. Крамской придавал совершенству художественной формы: "Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи живой и разительной нет картин, а есть благие намерения, и только".
В разные времена отношение к построению гармоничного колорита менялось. Оно зависело от этапов развития общества, религии, эстетических взглядов. У различных народов создавались свои стройные системы колорита . Колористическая гармония может достигаться различными путями. Вот некоторые из них:
1) во все красочные замесы, которые художник предполагает использовать при написании холста, добавляется какая-либо единая краска в разных пропорциях, которая и гармонизирует произведение, создавая условно-искусственно-механический, но очень эффектный колористический строй;
2) более сложный, но более высокохудожественный, истинный колористический строй, возникает следующим образом. Свет несёт с собой цвет. Этот цветной свет, воздействуя на все предметы и окружающую их среду, гармонизирует освещённые места, изменяя их локальный собственный цвет в необходимую сторону. Учитывая оттенки освещённых частей предметов и контрастных им по тепло-холодности и по цвету теней, с обязательным цветовым влиянием рефлексов и взаимовлияний, художник создаёт единую гармоничную среду из предметов и окружения в настоящем высокохудожественном колорите;
3) гармонизировать пространство можно и сочетая локальные цветовые пятна. П. Гоген
использовал такую гармонизацию в своём творчестве, создав незабываемый мир фантастической вселенной;
4) русский художник К. Петров-Водкин создавал свои полотна по своей теории "трех-цветия", основанной на работе тремя основными цветами спектра - синим, жёлтым и красным. Он основывал свою теорию и практику на традициях русской иконописи. Звучная цветовая гамма способствовала особой декоративности и монументальности.
Таким образом, из вышеизложенных мыслей и суждений следует вывод, что для создания высокохудожественного полноценного живописного произведения крайне необходимо сначала вооружиться полным арсеналом теоретических знаний, умением ими пользоваться на практике, органично и постепенно переходя к свободному от застарелых форм творчеству, создавая высокогармоничные произведения на основе избранных художником методов гармонизации художественного произведения.
Литература:
1. Алмосов Л.И., Минакова О.А., Петрова Л.Е., Чёрный Л.А., Шнюкова Р.П. Художественныесредства композиции в изобразительном искусстве: учебно-методическое пособие. - Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 2011 -95 с.; ил.; эл. диск.
2. Алмосов Л.И.У Биеннале реалистического искусства художников России и Германии / Л.И. Алмосов - Ставрополь: АЛМ-
О
ГЧ
■ Ом
V
I
109
АДТ,2006. - 48с.; ил.
3. Алмосов Л.И. УІМеждународная биеннале реалистического искусства "Мастера современности". Энциклопедия. / Л.И. Алмосов - Ставрополь : АЛМ-АДТ, 2010. - 48с.; ил.
4. Культурные ценности в контексте современного художественного образования: ІІІ Межрегиональная научно-практическая конференция; ноябрь 2013 г. / под ред. Л.А. Минаевой, А.Б. Орловой и др. - Тамбов: Детская художественная школа.
INFLUENCE OFCHOREOGRAPHICART ON SOCIAL DEVIATION OFCHILDREN OFPRESCHOOLAGE Selina Olga Alexandrovna, Student, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: selina.olya@mail.ru
This article is devoted to preventativemeasures ofthe social deviation of pre-school children. It disclosed the plausible reasons of origin and development of the deviant behavior. The attempt to assess a degree of impact of choreographic art to the social deviation was determined as a research object of this article.
Keywords: social deviation; choreography; preschool age; art.
ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА УДК 373.2
НА СОЦИАЛЬНУЮ ДЕВИАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статьяпосвященавопросампрофилактикисоциальнойдевиациидетейдошколь- © Селина О.А.,2014
ного возраста. В ней раскрыты возможные причинызарождения иразвития девиантного поведения. Вкачестве исследовательскойзадачи была определена попыт-каоценить степень влиянияхореографического искусства насоциальную девиацию.
110
СЕЛИНА Ольга Александровна,
студентка, кафедра
Хореографии,
Ставропольский
государст в енный
педагогический
институт, Ставрополь
selina.olya@mail.ru
Ключевые слова:социальная девиация;хореография;дошкольный возраст; искусство.
В нашей стране происходят процессы демократизации, которые охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы профилактики социальной девиации детей. Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения? Появление отклонений в поведении связано с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.
Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам. В этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности. На основе самооценки и самоконтроля в этом возрасте возникает саморегуляция собственной деятельности. В данном возрасте происходит становление и дальнейшее интенсивное развитие физической, психической и личностной организации ребенка. Изменения в физической сфере, такие, как развитие внутренних органов, увеличение мышечной массы, веса мозга, усиливание регулирующей роли коры больших полушарий, создают необходимые условия для психического и личностного развития [3]. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Активно развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности [2].
Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза представляют собой проблемы психического развития ребенка. М.Г. Беленький, говорит, что "девиантное поведение в раннем возрасте обусловлено аномалиями социально-педагогического характера, давшим появление сначала отклонения в поведении от общепринятых общественных норм, а затем и правонарушения. Для реабилитации, возвращения обучающихся к нормальному поведению необходимы соответствующие социальные условия определенной длительности, личностно-ориентированный комплекс педагогического воздействия, который закреплял бы нормы иного поведения" [1].
Методами превенции девиантного поведения должны выступать не только тренинги, проводимые штатным психологом в дошкольном учреждении, но и вовлечение детей в творческую деятельность различного характера, примером которой является хореографическое искусство [4].
Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Двигательная активность в дошкольный период жизни выполняет уникальную роль активиза-
тора развития личности ребенка: интеллектуального, психологического, эстетического, нравственного, способствуя включению дошкольника в постоянно усложняющиеся системы общественных отношений [5]. В процессе занятий хореографией ребенок имеет возможность занять определенную позицию, совершить воображаемое действие, придумывая и проигрывая различные варианты действий заданного ему образа. Хореография позволяет создать оптимальные условия для обогащения культурного опыта и личностного роста каждого ребенка с учетом особенностей его развития, обеспечивает ресурсами для амореализации и саморазвития дошкольников. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов [4].
В заключение хотелось бы отметить, что девиантное поведение - проблема общества
в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию социума и государства, которое должно уделять огромное внимание хореографической деятельности детей дошкольного возраста как превенции социальной девиации. Ведь именно хореография способствует становлению ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, общения и собственного внутреннего мира через призму прекрасного, обеспечивает процесс интеграции в социальную и образовательную среду.
о
ГЧ
□
Литература:
1. Беленький М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальныхучреждениях профессионального образования. Автореферат.
2. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. - СПб.: Питер, 2012. -138 с.
3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 338 с.
4. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -165 с.
5. Чурысь В.Н., Сляднева Л.Н., Шиянова Г.В. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект. - М.: Ставрополь, 2006. - 224 с.
О"
\
111