Научная статья на тему 'Влияние хореографического искусства на социальную девиацию детей дошкольного возраста'

Влияние хореографического искусства на социальную девиацию детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИСКУССТВО / SOCIAL DEVIATION / CHOREOGRAPHY / PRESCHOOL AGE / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина Ольга Александровна

Статья посвящена вопросам профилактики социальной девиации детей дошкольного возраста. В ней раскрыты возможные причины зарождения и развития девиантного поведения. В качестве исследовательской задачи была определена попытка оценить степень влияния хореографического искусства на социальную девиацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CHOREOGRAPHIC ART ON SOCIAL DEVIATION OFCHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article is devoted to preventative measures of the social deviation of pre-school children. It disclosed the plausible reasons of origin and development of the deviant behavior. The attempt to assess a degree of impact of choreographic art to the social deviation was determined as a research object of this article.

Текст научной работы на тему «Влияние хореографического искусства на социальную девиацию детей дошкольного возраста»

Гармония - это мера. Органическая взаимосвязь элементов формы предмета, окружающей среды и человека (т.е. соизмеримость).

Большое значение И. Крамской придавал совершенству художественной формы: "Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи живой и разительной нет картин, а есть благие намерения, и только".

В разные времена отношение к построению гармоничного колорита менялось. Оно зависело от этапов развития общества, религии, эстетических взглядов. У различных народов создавались свои стройные системы колорита . Колористическая гармония может достигаться различными путями. Вот некоторые из них:

1) во все красочные замесы, которые художник предполагает использовать при написании холста, добавляется какая-либо единая краска в разных пропорциях, которая и гармонизирует произведение, создавая условно-искусственно-механический, но очень эффектный колористический строй;

2) более сложный, но более высокохудожественный, истинный колористический строй, возникает следующим образом. Свет несёт с собой цвет. Этот цветной свет, воздействуя на все предметы и окружающую их среду, гармонизирует освещённые места, изменяя их локальный собственный цвет в необходимую сторону. Учитывая оттенки освещённых частей предметов и контрастных им по тепло-холодности и по цвету теней, с обязательным цветовым влиянием рефлексов и взаимовлияний, художник создаёт единую гармоничную среду из предметов и окружения в настоящем высокохудожественном колорите;

3) гармонизировать пространство можно и сочетая локальные цветовые пятна. П. Гоген

использовал такую гармонизацию в своём творчестве, создав незабываемый мир фантастической вселенной;

4) русский художник К. Петров-Водкин создавал свои полотна по своей теории "трех-цветия", основанной на работе тремя основными цветами спектра - синим, жёлтым и красным. Он основывал свою теорию и практику на традициях русской иконописи. Звучная цветовая гамма способствовала особой декоративности и монументальности.

Таким образом, из вышеизложенных мыслей и суждений следует вывод, что для создания высокохудожественного полноценного живописного произведения крайне необходимо сначала вооружиться полным арсеналом теоретических знаний, умением ими пользоваться на практике, органично и постепенно переходя к свободному от застарелых форм творчеству, создавая высокогармоничные произведения на основе избранных художником методов гармонизации художественного произведения.

Литература:

1. Алмосов Л.И., Минакова О.А., Петрова Л.Е., Чёрный Л.А., Шнюкова Р.П. Художественныесредства композиции в изобразительном искусстве: учебно-методическое пособие. - Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 2011 -95 с.; ил.; эл. диск.

2. Алмосов Л.И.У Биеннале реалистического искусства художников России и Германии / Л.И. Алмосов - Ставрополь: АЛМ-

О

ГЧ

■ Ом

V

I

109

АДТ,2006. - 48с.; ил.

3. Алмосов Л.И. УІМеждународная биеннале реалистического искусства "Мастера современности". Энциклопедия. / Л.И. Алмосов - Ставрополь : АЛМ-АДТ, 2010. - 48с.; ил.

4. Культурные ценности в контексте современного художественного образования: ІІІ Межрегиональная научно-практическая конференция; ноябрь 2013 г. / под ред. Л.А. Минаевой, А.Б. Орловой и др. - Тамбов: Детская художественная школа.

INFLUENCE OFCHOREOGRAPHICART ON SOCIAL DEVIATION OFCHILDREN OFPRESCHOOLAGE Selina Olga Alexandrovna, Student, Chair of Choreography, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: selina.olya@mail.ru

This article is devoted to preventativemeasures ofthe social deviation of pre-school children. It disclosed the plausible reasons of origin and development of the deviant behavior. The attempt to assess a degree of impact of choreographic art to the social deviation was determined as a research object of this article.

Keywords: social deviation; choreography; preschool age; art.

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА УДК 373.2

НА СОЦИАЛЬНУЮ ДЕВИАЦИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статьяпосвященавопросампрофилактикисоциальнойдевиациидетейдошколь- © Селина О.А.,2014

ного возраста. В ней раскрыты возможные причинызарождения иразвития девиантного поведения. Вкачестве исследовательскойзадачи была определена попыт-каоценить степень влиянияхореографического искусства насоциальную девиацию.

110

СЕЛИНА Ольга Александровна,

студентка, кафедра

Хореографии,

Ставропольский

государст в енный

педагогический

институт, Ставрополь

selina.olya@mail.ru

Ключевые слова:социальная девиация;хореография;дошкольный возраст; искусство.

В нашей стране происходят процессы демократизации, которые охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы профилактики социальной девиации детей. Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения? Появление отклонений в поведении связано с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Среди всех социально-демографических групп именно дети дошкольного возраста наиболее подвержены десоциализирующим факторам. В этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности. На основе самооценки и самоконтроля в этом возрасте возникает саморегуляция собственной деятельности. В данном возрасте происходит становление и дальнейшее интенсивное развитие физической, психической и личностной организации ребенка. Изменения в физической сфере, такие, как развитие внутренних органов, увеличение мышечной массы, веса мозга, усиливание регулирующей роли коры больших полушарий, создают необходимые условия для психического и личностного развития [3]. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Активно развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности [2].

Нарушения социального поведения на ранних этапах онтогенеза представляют собой проблемы психического развития ребенка. М.Г. Беленький, говорит, что "девиантное поведение в раннем возрасте обусловлено аномалиями социально-педагогического характера, давшим появление сначала отклонения в поведении от общепринятых общественных норм, а затем и правонарушения. Для реабилитации, возвращения обучающихся к нормальному поведению необходимы соответствующие социальные условия определенной длительности, личностно-ориентированный комплекс педагогического воздействия, который закреплял бы нормы иного поведения" [1].

Методами превенции девиантного поведения должны выступать не только тренинги, проводимые штатным психологом в дошкольном учреждении, но и вовлечение детей в творческую деятельность различного характера, примером которой является хореографическое искусство [4].

Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей. Двигательная активность в дошкольный период жизни выполняет уникальную роль активиза-

тора развития личности ребенка: интеллектуального, психологического, эстетического, нравственного, способствуя включению дошкольника в постоянно усложняющиеся системы общественных отношений [5]. В процессе занятий хореографией ребенок имеет возможность занять определенную позицию, совершить воображаемое действие, придумывая и проигрывая различные варианты действий заданного ему образа. Хореография позволяет создать оптимальные условия для обогащения культурного опыта и личностного роста каждого ребенка с учетом особенностей его развития, обеспечивает ресурсами для амореализации и саморазвития дошкольников. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов [4].

В заключение хотелось бы отметить, что девиантное поведение - проблема общества

в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию социума и государства, которое должно уделять огромное внимание хореографической деятельности детей дошкольного возраста как превенции социальной девиации. Ведь именно хореография способствует становлению ребенка как субъекта своей жизнедеятельности, общения и собственного внутреннего мира через призму прекрасного, обеспечивает процесс интеграции в социальную и образовательную среду.

о

ГЧ

Литература:

1. Беленький М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальныхучреждениях профессионального образования. Автореферат.

2. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. - СПб.: Питер, 2012. -138 с.

3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 338 с.

4. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -165 с.

5. Чурысь В.Н., Сляднева Л.Н., Шиянова Г.В. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект. - М.: Ставрополь, 2006. - 224 с.

О"

\

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.