Клиническая картина отравления животных носит отчетливо цианидный характер. При отравлении крыс сублетальными дозами ЦА в крови и моче найдено значительное количество роданидов — продуктов превращения в организме отщепившейся CN-группы. Косвенно свидетельствуют об образовании в организме CN-групп возрастание количества неиспользованного кислорода в венозной крови, антитоксический эффект предварительного введения гипосульфита натрия и тиреоидина, снижение потребления кислорода подопытными животными. Перечисленные факты не исключают, однако, возможности частичного действия ЦА на организм целой молекулой.
Сопоставление токсического действия ЦА и сходного по химическому строению акрилнитрила показало, что оба нитрила близки между собой как по силе, так и по характеру его. Литературные данные свидетельствуют о преимущественном действии акрилнитрила за счет отщепляющейся в организме CN-группы. При рекомендации ПДК паров ЦА вполне уместна аналогия с акрилнитрилом, для которого эта концентрация установлена на уровне 0,5 мг/м3. Учитывая значительную кумулирующую способность ЦА и вызываемое им серьезное последействие, а также результаты хронических экспериментов, считаем возможным рекомендовать ПДК паров ЦА для рабочих помещений, равную 0,3 мг/м3.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев К. Г. и др. Гиг. труда, 1957, № 2, с. 19. — В д о в и н В. М., Петров А.Д. Успехи химии, 1962, т. 31, № 7, с. 793.
Поступила 21/111 1968 г.
HYGIENIC STANDARDIZATION OF ALLYL CYANIDE IN THE AIR OF INDUSTRIAL
PREMISES
V. V. Dobrynina, A. A. Golubeu
Tests performed over laboratory animals showed the action of allyl cyanide to affect the functions of the central nervous and respiratory systems first. The substance penetrated easily through the intact skin without causing any local reaction. Repeated and chronic poisoning with small concentrations of allyl cyanide vapours revealed along with cumulation of the substance the development of a nonspecific high resistance of the body. The maximum permissible concentration of allyl cyanide vapours in the air of working premises is suggested to be set at a level of 0.3 mg/m3.
УДК 613.645:613.958
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ОСВЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ ПОМЕЩЕНИЙ НА ЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Н. П. Мае лова
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Как известно, ряд точных работ требует применения комбинированного местного и общего освещения. Существующими нормами (СНиП 11-В, 6-59) предусматривается комбинированное освещение помещения для взрослых при создании на рабочих местах 10% освещенности от светильников. Исследования Э. Л. Котовой показали, что такая доля общего освещения недостаточна, так как приводит к резкой неравномерности распределения яркости в поле зрения работающих. Отрицательное влияние неравномерной освещенности, по данным С. В. Кравкова, связано с частой переадаптацией глаза при переводе взгляда с одной яркости на другую, а также с постоянным изменением величины зрачка.
Особенности подросткового возраста, в частности преобладание процессов возбуждения, приводящих к неусидчивости, а также более быстрое развитие утомления при работе в неблагоприятной внешней среде (М. В. Антропова; Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева; Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова) — все это предъявляет к условиям освещения рабочих поверхностей для подростков большие требования, чем для взрослых.
Перед нами была поставлена задача гигиенического обоснования наилучшего соотношения общего и местного освещения рабочих помещений для подростков. В лабораторных условиях изучены отдельные функции зрительного анализатора и производительность труда подростков при общем и 2 вариантах комбинированного освещения. При первом варианте на рабочих местах 30% яркости создавалось за счет общего освещения и 70% — за счет местного, при втором — соответственно 50 и 50%. При всех вариантах яркость рабочей поверхности оставалась равной 200 нт. Яркостные характеристики и их соотношения в рабочем помещении при изучаемых вариантах освещения представлены в табл. 1.
Таблица 1
Яркость и соотношения яркостей (в нт) в рабочем помещении при различных вариантах
освещения
Яркость комбинированного освещения
соотношение яркостей общего и местного Общее освещение
освещения
30 — 70% 50 — 50%
Рабочее место 200 200 180—200
Ближайшее поле зрения
(в радиусе 50—100 см) 80—100 130—140 180—200
Периферийное стена 40 80 150
поле зрения панель 30 60 110
штора 30 60 110
пол 20 30 150
Соотношения:
Яркости ближайшего по- 1:2,5—1:2,0 1:1,5—1:1,4 1:1,1—1:1,0
ля зрения к яркости
рабочего места
Яркости стены к яркости
рабочего места 1:5,0 1:2,5 1:1,3
Яркости панели к ярко-
сти рабочего места 1:6,7 1:3,3 1:1,8
Яркости шторы к ярко-
сти рабочего места 1:6,7 1:3,3 1:1,8
Яркости пола к яркости
рабочего места 1:10,0 1:6,7 1:4,0
Как видно из табл. 1, более высокие уровни яркости и наиболее благоприятное соотношение яркостей наблюдаются при общем и втором варианте комбинированного освещения. При этом соотношение яркостей не превышает 1:3,3; исключение составляет лишь соотношение пола к яркости рабочей поверхности. Известно, что удовлетворительным считается такое качество освещения, при котором соотношение яркостей фона к яркости рабочего места не превышает 1:3 (А. С. Шайкевич). При соотношении общего и местного освещения 30 и 70% имели место низкие уровни яркости в области близлежащего поля зрения и периферийного (стена, штора), а также высокая степень неравномерности освещения, достигающая почти 7-кратного значения.
Физиологические исследования нами проводились (по окончании 20-минутной адаптации к условиям освещения) до и после выполнения зрительной работы, которая соответствовала II б разряду ее и заключалась в проставлении точек в месте пересечения линий миллиметровки. Под наблюдением находились 6 практически здоровых девушек в возрасте 16 лет с нормальным зрением. В качестве критерия для сравнительной оценки изучаемых вариантов освещения принята величина зрительного утомления, характеризующаяся снижением видимости, функциональной устойчивости хроматического зрения, пропускной способностью зрительного анализатора, латентного периода зрительно-моторной резекции и производительности труда. Пропускную способность зрительного анализатора мы определяли по таблице с набором колец, предложенной А. А. Генкиным с соавторами для оценки количества информации, воспринимаемой зрительным анализатором (в бит!сек).
Результаты исследований отдельных физиологических реакций указывают на то, что при всех вариантах освещения после напряженной зрительной работы происходят известные функциональные сдвиги со стороны зрительного анализатора и высшей нервной деятельности, а также производительности труда. Величина и характер этих сдвигов зависят от условий
Таблица 2
Изменение изучаемых функций у подростков под влиянием зрительной нагрузки
при разных вариантах освещения
Система освещения 0) СО V т о В» о О о _ * о.Э'З? ко Изучаемый показатель До работы После работы Ь " 5 о я ¡я X я 2 3 £ т А н О Я ■», о о = п Л а Ч о. V _ ь я Я, Н
к §«5 «51 М±т По ср ходно (В %) ■ 2 * £
Общее 100 Видимость (в порогах) Устойчивость хроматического зрения (в сек.) Пропускная способность зрительного анализаторе (в бит/сек) Латентный период зри-тельномоторной реакции (в мсек) 39,5+0,88 44,3± 1,19 1,37± 0,018 167,8+1,39 39,0+1,02 45,7+1,39 1,40+0,015 163,5+1,36 98,7 103.1 102.2 97,6 0,4 0,7 1,3 2,2
Комбинированное 30 Видимость (в порогах) Устойчивость хроматического зрения (в сек.) Пропускная способность зрительного анализатора (в бит/сек) Латентный период зри-тельномоторной реакции (в мсек) 32,0+ 0,94 39,7+ 1,09 1,25±0,02 183,2+ 1,90 29,0± 0,87 35,7+1,22 1,10+0,023 190,5+1,58 91,0 90,0 88,9 103,8 2.3 2.4 4,3 2,9
50 Видимость (в порогах) Устойчивость хроматического зрения (в сек/ Пропускная способность зрительного анализатора (в бит/сек) Латентный период зри-тельномоторной реакции (в мсек) 34,0± 0,98 43,4+0,24 1,32+0,016 172,3± 1,19 32,8+ 1,00 41,2+ 0,92 1,30+0,02 169,6+ 1,37 96,4 94,9 98,2 98,2 0,8 1,96 1,0 1,8
Примечание. Статистически достоверным считали данные при <>2.
освещения: чем больше его неравномерность, тем более выражены сдвиги. При оценке степени выраженности зрительного утомления у подростков мы обращали внимание на одинаковую направленность сдвигов изучаемых зрительных функций и сопоставляли их показатели в различных уровнях освещения. Количество исследований, связанных с определением каждого показателя, составляло 48.
Изменение физиологических функций у подростков после зрительной нагрузки в условиях различной неравномерности освещения показаны в табл. 2.
Наиболее благоприятные изменения физиологических реакций наблюдались только при одном общем освещении. Показатели отдельных функций после зрительной нагрузки оставались на том же уровне, что и до работы. При первом варианте комбинированного освещения с долей общего, равной 30%, у подростков после зрительной работы снижались все физиологические функции и отмечалась самая низкая производительность труда. Зарегистрировано выраженное и статистически достовернее снижение видимости с 32 до 29 порогов контрастной чувствительности (на 9%), функциональной устойчивости хроматического зрения с 39,7 до 35,7 сек. (на 10%) и пропускной способности зрительного анализатора с 1,25 до 1,10 бит!сек (на 11,1%), а также удлинение латентного периода зрительно-моторной реакции. Таким образом, при указанном варианте комбинированного освещения создаются неблагоприятные условия для зрительной работы подростков. Поэтому он не может быть рекомендован для освещения рабочих помещений подростков, выполняющих тонкую зрительную работу.
При увеличении доли общего освещения до 50% при комбинированной системе освещения (второй вариант) величина сдвигов физиологических реакций оказалась незначительной. Так, видимость после зрительной работы снижалась на 1,2 порога (3,6%), функциональная устойчивость хроматического зрения — на 2,2 сек. (5,1%) и пропускная способность глаза — на 1,8%. Производительность труда была на 21,3% выше, чем при первом варианте освещения.
В связи с тем что снижение зрительных функций у подростков к концу работы при втором варианте освещения было незначительным (в пределах 2—4%) и статистически недостоверным, а производительность труда была высокой, он может быть рекомендован для освещения при выполнении тонких зрительных работ.
Выводы
1. Наилучшим видом освещения рабочих помещений для подростков при создании на рабочей поверхности яркости 200 ht является общее.
2. При устройстве комбинированного освещения допустимо соотношение 50% общего и 50% местного; соотношение, при котором общее освещение составляет 30%, местное — 70%, неприемлемо.
Л ИТЕ РАТУРА
Антропова М. В. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1967, с. 3. — Г е н-к и н A. A., M е д в е д е в В. И., Ш е к М. П. Вопр. психол., 1963, № 1, с. 104. - Ко-т о в а Э. Л. Труды научной сессии Ленинградск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Л., 1958, с. 132. — Михайлова Л. В., УсищеваЦ. Л. Гиг. и сан., 1959, № 8, с. 32. — Шайкевич А. С. Качество промышленного освещения и пути его повышения. М.—Л., 1962.
Поступила 21/111 1968 г.
EFFECT OF THE LIGHTING OF WORKING PREMISES ON THE ADOLESCENTS'
VISION
N. P. Maslova
The author studied changes in the functions of the eyes and the working capacity of 15— 16-year-old adolescents carrying out fine visual work in general lighting and in various types of joint general and local lighting. In joint types of the lighting of premises intended
for the work of adolescents the author suggests the following ratio: 50 per cent of general and 50 per cent of local lighting. A ratio of 30 per cent of general and 70 per cent of local lighting is inadmissible.
УДК «12.76-053.5
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ школьников НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА
Канд. мед. наук Я. Т. Лебедева
Белорусский институт физической культуры и Минский медицинский институт
Двигательная активность, являясь одной из сложных форм поведения человека, зависит от комплекса многообразных факторов внешней среды, а также от внутренних стимулов, в том числе возникающих в процессе эволюции. Многочисленными работами, выполненными на животных, установлены ритмические изменения различных функций, в частности двигательной активности. Выявлено, что последняя меняется с возрастом количественно и качественно.
К сожалению, нам не удалось встретить работ, посвященных изучению хотя бы количественной характеристики ежедневной двигательной активности детей в возрастном аспекте, несмотря на то что роль различных движений (спортивных, трудовых и т. д.) в режиме дня достаточно изучена (Л. И. Александрова, 1957; Е. М. Белостоцкая, 1959; Ц. Л. Усищева, 1959; С. С. Грошенков, 1966; А. А. Гужаловский, 1962, и др.). Совершенно не раскрыты доза движений, диапазон ее колебаний у развивающегося организма.
Проведенные нами на протяжении 4 лет исследования одних и тех же детей1 выявили количественные различия в уровне ежедневной двигательной активности, зависящие от возраста, пола, сезона года, дня недели, времени суток и индивидуальности ребенка. В настоящем сообщении приводятся результаты наблюдений за учащимися 4-го класса школы-интерната.
Под наблюдением находились 25 школьников (14 девочек и 11 мальчиков). Определялись следующие показатели: 1) число движений (шагов) специальным актометром за весь период бодрствования детей (Н. Т. Лебедева, 1964); 2) суточные ритмы температуры тела и пульса (на основании пятикратного измерения — в 8, 12, 16, 20, 24 часа). Хро-нометражными наблюдениями учитывалась длительность различных видов деятельности и отдыха детей (круглосуточно).
Анализ полученных материалов показал, что среднесуточная двигательная активность у мальчиков и девочек 4-го класса (рис. 1) уменьшилась по сравнению с детьми 2-го класса (количество движений во 2-м классе по сравнению с 1-м значительно увеличилось, а затем проявилась тенденция к стабилизации). Сезонная динамика двигательной активности (рис.2) оказалась принципиально такой же, как и в 1—3-м классах: двигательная активность уменьшалась в зимний период и увеличивалась в весенний и осенний. Изменения двигательной активности в различных учебных четвертях, по-видимому, отражают сезонную периодику детей и могут в известной мере быть объяснимы колебаниями физиологических функций и'обмена веществ в связи с изменениями светового климата и прежде всего
1 В работе принимали участие лаборанты А. Н. Фаленков, Э. П. Абразумова, С. Л. Фейгельман.