Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ 8-ЛЕТНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ 8-ЛЕТНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
44
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF ARTIFICIAL LIGHTING IN A METAL WORKSHOP OF AN 8-YEAR GRADE SCHOOL

Investigations were carried out under conditions of a natural experiment while equipping a metal workshop with lighting systems containing incandescent and luminescent lamps. The students of 6-th and 7-4h forms worked with a light intensity of 100, 150, 200 and 250 lux in the case of incandescent lamps and 300, 400 and 500 lux in that of luminescent lamps set at their work places. A study of shifts occurring in the physiological functions (the latent period of oculo-motor reaction, functional stability of chromatic vision) showed, that favorable shifts in the above mentioned physiological indices took place starting from the light intensity level of 200 lux for incandescent lamps and of 300 lux for luminescent ones. An increase of light intensity up to 250 lux for incandescent lamps and up to 500 lux for luminescent ones produced most pronounced positive changes in physiological indices.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ 8-ЛЕТНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

терицидности сыворотки при свинцовом отравлении. Труды Украинского института рабочей медицины, 1926, стр. 92.—Tilgner S., Naturwisenschaften, 1955, Bd. 42, S. 259.

Поступила 15/1 1962 г.

THE EFFECT OF HEXACHLORCYCLOHEXANE (HCICH) Y-ISO/VlER ON THE I MM U NO BIOLOGICAL REACTIVITY OF THE BODY

E. N. Burkatskaya, Candidate of Medical Sciences

The effect of hexaclilorcyclohexane Y"isomer on the immunobiological reactivity ol animals (rabbits and cats) was studied in a chronic experiment. The body reactivity was assessed by the phagocytic activity of leucocytes, the complementary activity of blood and the intensity of agglutinin formation. The cats were poisoned through inhalation of the investigated product at a concentration of 0,002 mg/1 for a period of 2 months; the rabbits were given the product orally in a dose of 10 mg/kg for a period

of 3 months. Most pronounced changes proved in regard to agglutination titers.

• »

Ъ Ъ i*

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ 8-ЛЕТНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аспирант В. П. Хоробрых

Из кафедры гигиены детей и подростков Центрального института

усовершенствования врачей

Рациональное искусственное освещение рабочих мест в школьных учебных мастерских является одним из необходимых условий, имеющих большое значение для успешного выполнения трудовых процессов, охраны зрения учащихся и профилактики травматизма.

Большинство гигиенических и светотехнических исследований относится к оценке освещения различных промышленных предприятий, а также школьных учебных помещений (Е. М. Белостоцкая, 1960; Н. М. Данциг, 1960; 3. А. Скобарева, 1961; Е. Б. Шефтель и Ю. О. Айзенберг, 1959). Только единичные работы касаются вопросов искусственного освещения в учебных мастерских. Так, еще в 1909 г. Р. А. Кац говорил об особенностях освещения в мастерских в зависимости от рода производимой в них работы и предложил для нормирования освещения особые шрифты для каждого «мастерства». Позднее В. К. Варищев (1934) обращал внимание на большую важность рационального искусственного освещения мастерских в школе как с производственной, так и с гигиенической точки зрения. А. А. Камаева (1960) изучала зависимость утомления учащихся при работе в слесарной мастерской в связи с различными уровнями ее искусственного освещения.

В СССР, согласно последним «Правилам искусственного электрического освещения школ», уровень освещенности в мастерских предусмотрен равным 150 лк для ламп накаливания и 300 лк для люминесцентных ламп, что соответствует нормам освещенности в школьных классах. Эти нормы искусственного освещения для школьных учебных мастерских не имеют гигиенического обоснования и составлены без учета специфики работы в мастерских. Между тем гигиенические требования к осветительным установкам, особенно в качественной стороне, с каждым годом расширяются. В частности, большое значение в на-, стоящее время уделяется цветовому оформлению общественных и производственных зданий. Результаты ряда исследований убедительно свидетельствуют о влиянии цвета на организм человека.

3 Гигиена и санитария. Si 8

Значительное развитие светотехнической промышленности (использование новых источников света, применение ламп с повышенной световой отдачей, выпуск разных типов новой осветительной арматуры и т. д.) создает большие возможности для улучшения условий освещения с учетом научно обоснованных требований.

Перед нами стояла задача гигиенического обоснования условий искусственного освещения мастерских 8-летней общеобразовательной школы. С этой целью на базе межшкольных мастерских Октябрьского района Москвы 2 слесарные мастерские были оборудованы двумя видами освещения (лампы накаливания и люминесцентные лампы)

и разными типами светильников (молочный шар диаметром 350 мм и кольцевой светильник СК-300 для ламп накаливания, школьные люминесцентные светильники типа СШ-2-30 для люминесцентных ламп). Светотехнические расчеты по оборудованию освещения были произведены Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом.

В слесарной мастерской площадью 70 м2, рассчитанной на 20 рабочих мест, 8 электроточек для ламп накаливания располагались симметрично ib 2 ряда. Расстояние от наружной стены до ряда ламп составляло 1,3 м, от внутренней стены—1,6 м,. между рядами ламп — 3,1 м, между электроточками в ряду — 3,3 м. Высота подвеса светильников от пола 2,8 м. При освещении такой же мастерской люминесцентными лампами 20 светильников СШ-2-30 с применением ламп белого1 цвета располагались в 2 линии вдоль мастерской по 10 светильников в каждой линии; расстояние между линиями составляло 2,5 м. Для уменьшения глубины пульсаций светового потока люминесцентные лампы были включены на 3 фазы переменного тока.

Удельная мощность осветительной установки при применении кольцевых светильников составляла 34 вт/м2, при наличии молочных шаров — 17 вт/м2 и в случае люминесцентного освещения — тоже 17 вт/м2.

Уровни освещенности рабочих мест в слесарной мастерской (с учетом коэффициента запаса) при этих вариантах освещения даны на рис. 1. При применении молочных шаров значения уровней освещенности лежат значительно ниже нормируемых. Увеличение уровня освещенности при этом типе светильников не представляется возможным. Как видно, при светильниках СК-300 все значения освещенности находятся выше нормируемого уровня 150 лк. При этом обеспечивается достаточная равномерность освещения. х

Осветительная установка с люминесцентными лампами при удельной мощности 17 вт/м2 (равной варианту освещения молочными шарами) позволяет получить более высокие уровни освещенности. Не только^ максимальная и средняя, но и минимальная освещенность, как видно из рис. 1, значительно выше нормируемой (300 лк).

Так как освещенность классной доски при общем освещении во всех указанных вариантах оказалась недостаточной, мы применили для местного освещения доски специальные светильники типа ШКД-1, вьь-

Шар молочного стекла

' СП/

Шьиебые сдетиль- Люминесцентной ники СК-300 осбетше

ШР

Рис. 1. Величины освещенности рабочих мест в слесарной мастерской при различных вариантах освещения.

1 — минимальная освещенность; 2 — средняя; 3 — максимальная освещенность.

пускаемые Рижским светотехническим заводом (рис. 2). Светильник представляет зеркальный софит с одной люминесцентной лампой мощностью 40 вт. Для доски длиной 3 м мы установили 2 таких светильника, при этом средняя освещенность на доске составляла 51 лк (при максимальной 640 лк и минимальной 450 лк),

В связи с тем что в качестве критерия оценки условий освещения принимают величины и соотношение яркостей (Н. М. Данциг, 1960, и др.), мы произвели измерения яркостей с помощью яркомера ЯКП-1. Данные яркостных характеристик при указанных вариантах освещения представлены в табл. 1.

Рис. 2. Местное освещение классной доски светильниками ШКД-1.

t

В качестве характеристики равномерности освещения было принято отношение яркостей поверхностей помещения — ВФ (потолка, стен, доски, пола) к яркости рабочего места — Вр. Удовлетворительным мы считали такое освещение, которое обеспечивает отношение яркости ВФ к яркости Вр, равное 1:1; 1:2; 1:3 (А. С. Шайкевич, 1962).

Таблица 1

Яркость (в нтп) и соотношение яркостей в слесарной мастерской при разных видах

освещения

Яркость

шар молочного стекла кольцевые светильники ск-зоо люминесцентное освещение CLLI-2—30 (БС)

Поверхность верстака........

Стена ...............

Пол................

Потолок..............

Классная доска ...........

Средняя осве ценность верстака (в лк) Соотношение:

яркости стены и яркости верстака яркости пола и яркости верстака . яркости потолка и яркости верстака яркости доски и яркости верстака

1,6

3,2 1,6 4,8 3,2

120

1:2 1:1

1:3 1:2

4,8 6,4 4,8 25,6 4,8

210

1:1,3 1:1 1:5 1:1

17,2 22,4 22,4 28,8 35,2+ местное освещение 420

1:1,3 1:1,3 1:1,6 1:2

3*

35

Материалы табл. 1 показывают, что наибольшие величины яркостей и более равномерное их соотношение наблюдаются при люминесцентном освещении мастерской. Осветительная установка с шарами молочного стекла также обеспечивает равномерное освещение. Однако, учитывая, что яркость данных светильников превышает нормируемую для них величину 2000 нт, этот вариант освещения можно считать не-приемлимым.

В соответствии с современными рекомендациями, а также с целью обеспечения лучших условий освещения и более высокой равномерности распределения яркости в поле зрения учащихся поверхности верстаков в слесарной мастерской были окрашены в зеленый цвет. Два верстака для сравнительных светотехнических измерений и физиологических наблюдений были оставлены черными. По нашим данным, окраска верстаков в зеленый цвет привела к увеличению уровня освещенности рабочих поверхностей на 11%.

Для гигиенического обоснования наиболее благоприятных условий освещения мы организовали в условиях естественного эксперимента наблюдение над группой учащихся 6—7-х классов, состоящей из 38 мальчиков с нормальным зрением и цветоощущением. Для сравнительного изучения физиологических изменений зрительного анализатора использовали методику функциональной устойчивости хроматического зрения, исследование которой проводили до начала урока труда и после его окончания с помощью прибора анамалоскопа системы АСР.

Для установления временного порога цветоразличения экспонировали зелено-желтое уравнение. Для исследования функционального состояния центральной нервной системы мы наблюдали за изменением длительности скрытого периода условной двигательной реакции на воздействие световых раздражителей. С помощью словесной инструкции вырабатывалась положительная условно двигательная реакция на белый световой сигнал, желтый сигнал являлся тормозным раздражителем (дифференцировочным).

Исследования физиологических функций проводили в лабораторной комнате, прилегающей непосредственно к мастерской и оборудованной специальной системой освещения. Эта система предусматривает изменение как вида освещения, так и его уровня для приближения к условиям освещения мастерской и исключения влияния условий переадаптации.

В данной статье представлены результаты наблюдений за изменением физиологических функций у учащихся 7-х классов, занимавшихся в слесарной мастерской при 4 уровнях освещенности лампами накаливания (100, 150, 200 и 250 лк) и 3 уровнях при люминесцентном освещении (300, 400 и 500 лк). В разработку вошло 3230 исследований скорости зрительно-моторной реакции и 990 исследований функциональной устойчивости хроматического зрения. Обработка материалов зрительно-моторной реакции произведена вариационно-статистическим методом, а функциональной устойчивости хроматического зрения — разностным методом.

Результаты исследования скорости зрительно-моторной реакции, представленные в табл. 2, достаточно четко указывают на значение уровня освещенности для изменения этого показателя в процессе урока труда, что согласуется с данными А. А. Камаевой (1960). Характер и степень изменения данной функции неодинаковы при разных уровнях освещенности. При освещении лампами накливания при уровне 10 лк отмечается тенденция к увеличению времени латентного периода условной двигательной реакции, что свидетельствует о неблагоприятных сдвигах. Повышение уровня освещенности до 150 лк еще не дает заметного улучшения этого показателя. И только, начиная с уровня 200 лк, проявляется благоприятное влияние освещения, которое выражается в стати-

Таблица 2

Изменения длительности латентного периода скорости зрительно-моторной реакции (в о) у учащихся 7-х классов в зависимости от уровня освещенности и вида освещения

слесарной мастерской

Уровень освещенности (в лк)

Число . наблюдений

Средняя длительность латентного периода

до урока после урока

труда (Мг) труда (М2)

В процентах по сравнению с исходной

Показатель существенности разницы

V (тх)*+{тг)г

Лампы накаливания

100 150 200 250

300 400 500

310 341 464 477

429 485 425

347,7 334,1 369,5 362,3

350,0 327,8 359,4 346,4

101,5 97,8 97,2 95,6

Люминесцентные лампы

344,0

375.5

350.6

328,0 350,6 317,0

96,6 93,2 90,4

1,0 1,2 2,6 4,0

2,8 6,2 8,1

Примечание. Вычисляли значения М, т, считали данные при 0>2.

а и Л Статистически достоверным

стически достоверном укорочении времени латентного периода. Увеличение освещенности до 250 лк дает еще более отчетливое улучшение данной функции.

При люминесцентном освещении заметное укорочение латентного периода условной двигательной реакции наблюдается, начиная с уровня освещенности 300 лк, что соответствует рекомендуемым в настоящее

Таблица 3

Изменения функциональной устойчивости хроматического зрения у учащихся 7-х классов

при разных уровнях и видах освещения слесарной мастерской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень освещенности (в лк)

Общее число наблюдений

Изменения функциональной устойчивости хроматического зрения после

уроков труда

без изменения

число случаев

в процентах к общему числу наблюдений

повышение

число случаев

в процентах к общему числу наблюдений

снижение

число сл учаев

в процентах к общему числу наблюдений

Лампы накаливания

150 26 2 7,7 4 15,3 20 77,0

200 26 3 11,7 8 30,7 15 57,6

250 24 2 # 8,4 10 41,6 12 50,0

Люминесцентное освещение

300 21 1 4,9 9 42,8 11 52,3

400 31 2 6,6 15 48,3 14 45,1

500 23 1 4,6 14 60,8 8 34,6

Примечание. Обработку материалов проводили разностным методом: определяли значения средней разницы (М), ошибку (т), показатели существенности разницы (0 достоверности (Р).

время нормам освещения. Однако и этот уровень освещенности, как видно, не является оптимальным, так как повышение освещенности до 400 и 500 лк приводит к дальнейшему заметному укорочению латентного периода. В табл. 3 даны результаты наблюдений за изменением функциональной устойчивости хроматического зрения.

Здесь также ясно видна зависимость между уровнем освещенности и изменением показателей устойчивости хроматического зрения. При освещеннности 150 лк лампами накаливания повышение функции хроматического зрения наблюдается только в 15,3% случаев, но и его нельзя расценивать как положительное, так как оно статистически недостоверно (/=0,3 при Р< 0,5).

При уровне освещенности 200 лк и тем более 250 лк количество случаев повышения функциональной устойчивости хроматического зрения значительно увеличивается и составляет при уровне 250 лк 41,6%.

Изменения показателей устойчивости хроматического зрения при люминесцентном освещении аналогичны изменениям времени латентного периода условной двигательной реакции. Уже с уровня освещенности 300 лас имеется 42,8случаев повышения функциональной устойчивости хроматического зрения. Увеличение же интенсивности освещения до 400 и 500 лк приводит к более выраженной степени благоприятных сдвигов этой функции. Наглядное представление о зависимости изменения функциональной устойчивости хроматического зрения от условий освещения дает рис. 3.

Проводили также сравнительную оценку изменения физиологических показателей у учащихся, работающих на черных и зеленых верстаках при одинаковом уровне люминесцентного освещения (400 лк). Результаты этих исследований (статистически достоверных) позволили отметить, что у учащихся, работающих на зеленых верстаках, время латентного периода укорачивается до 93,2%, в то время как у учащихся, работающих на черных верстаках, оно уменьшается только до 96,2% по сравнению с исходным (до урока труда). Изменения функциональной устойчивости хроматического зрения аналогичны изменениям времени латентного периода.

«

Выводы

1. Рекомендуемый в настоящее время уровень освещенности в слесарной мастерской 150 лк для ламп накаливания является недостаточным и должен быть увеличен.

2. Уровень освещенности 300 лк для люминесцентных ламп можно считать гигиенически допустимым, но не оптимальным.

3. Для общего освещения слесарных мастерских школы можно рекомендовать светильники СК-300 для ламп накаливания, светильники ШОД-2Х40 для люминесцентных ламп и светильник ШКД-1 для местного освещения классной доски.

гоолк

ЗООлк тлн 500ЛК

Рис. 3. Изменения функциональной устойчивости хроматического зрения у учащихся 7-х классов после уроков труда в слесарной

мастерской.

а — освещение лампами накаливания; б — освещение люминесцентными лампами; 1 — повышение; 2 — без изменения; 3 — снижение.

ЛИТЕРАТУРА

Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьника. М., 1960.—Варищев В. К. Сов. педиат., 1934, № И, стр. 120.—Данциг Н. М. Гиг. и сан., 1960, № 10, стр.76.— Камаева А. А. Там же, I960, № 4, стр. 47.—Кац Р. А. Вестн. офтальмол., 1909, т. 26, № 2, стр. 101.—Скоб а рева 3. А. Гиг. и сан., 1961, № И, стр. 39. — Ш а й-кевич А. С. Качество промышленного освещения и пути его повышения. М.—Л., 1962.—Ш е ф т е л ь Е. Б., Айзенберг Ю. Б. Светотехника, 1959, № 7, стр. 1.— Указания по рациональной световой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий. М., 1961. — I 1-

Поступила 22/1 1963 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF ARTIFICIAL LIGHTING IN A METAL WORKSHOP

OF AN 8-YEAR GRADE SCHOOL

V. P. Khorobrykh

Investigations were carried out under conditions of a natural experiment while equipping a metal workshop with lighting systems containing incandescent and luminescent lamps. The students of 6-th and 7-th forms worked with a light intensity of 100, 150, 200 and 250 lux in the case of incandescent lamps and 300, 400 and 500 lux in that of luminescent lamps set at their work places. A study of shifts occurring in the physiological functions (the latent period of oculo-motor reaction, functional stability of chromatic vision) showed, that favorable shifts in the above mentioned physiological indices took place starting from the light intensity level of 200 lux for incandescent lamps and of 300 lux for luminiscent ones. An increase of light intensity up to 250 lux for incandescent lamps and up to 500 lux for luminescent ones produced most pronounced positive changes in physiological indices.

# # "fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.