3. У большинства рабочих нарушения легочной вентиляции имеют обтурирующий тип. Вследствие изменений в верхних дыхательных путях в более поздних стадиях процесс распространяется и на легочную ткань, что вызывает развитие конопляного биссиноза.
4. Сердечно-сосудистые изменения наступают и при нормальной легочной вентиляции, но в большинстве случаев они идут параллельно с углублением процессов в дыхательной системе.
5. Необходимо более широкое экспериментальное изучение биссиноза и его морфологической характеристики.
ЛИТЕРАТОРА
Израэльсон 3. И. Гигиена труда. М.—Л., 1932. — Профессионал!ные болезни. Под ред. А. А. Летавета. М., 1957. — X а д ж и о л о в Хр. Увреждане на здравето ■работна среда. София, 1946.—Desoille Н„ Cours de medecine du Travail. Paris, 1953.
Поступила 10/XII 1959 г.
THE EFFECT OF HEMP DUST ON CERTAIN FUNCTIONS OF THE BODY
Khr. Milenkov, I. Kirin, K. Agopyan, Z. Zakharieva
A study of the effect produced by hemp dust has shown that its inhalation gives a febrile reaction of an adjustable nature. However, there is no data on hand to substantiate its allergic character. The disturbances of the lung ventilation in most of the workers were of an obturating character. As the result of the changes occurring in the upper respiratory tract the process, at a later stage, spreads to the lung tissue and causes the development of hemp byssinosis. Cardiovascular changes may occur in the presence of normal lung ventilation. In most of the cases, however, they developed simultaneously with the destructive processes in the respiratory system. A broader experimental study of byssinosis and its morphological features is! required. In order to prevent the harmful action of hemp dust it is necessary to reduce the dust content in the air of industrial premises. It may be attained by improving the functioning of the ventilation systems and by humidification of the air,
■Й" -ir -A-
ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
КЛАССНЫХ КОМНАТ
Доцент С. К. Кунин\ и доцент Э. И. Кривицкая
Из кафедры теории и методики физического воспитания и школьной гигиены Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена
Вопросы искусственного освещения школ неизменно привлекают внимание гигиенистов, офтальмологов и светотехников, так как профилактика близорукости школьников все еще остается важной задачей. В настоящее время уже не вызывает сомнений, что для борьбы с нею необходимо создание благоприятной световой обстановки в классах.
В СССР в этом направлении проведена большая работа. С 1 января 1959 г. вступили в действие новые нормы искусственного освещения, согласно которым в классных помещениях должна быть обеспечена освещенность 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных. Вместе с тем в школах все более широкое распространение получает система отраженного освещения лампами накаливания, а в отношении люминесцентного освещения проводятся большие исследования с целью выяснения наиболее эффективных способов его использования.
Мы предприняли наше исследование для сравнительной физиолого-гигиенической оценки различных вариантов искусственного освещения классных помещений. Всего было исследовано четыре варианта — 2 с лампами накаливания и 2 с люминесцентными лампами. При выборе вариантов с лампами накаливания мы остановились на широко используемых в ленинградских школах установках с молочными шарами и с кольцевыми светильниками отраженного света. В качестве вариантов с люминесцентными лампами была использована установка с подвесными светильниками полуотраженного света и так называемый ребристый потолок.
Все эти варианты исследований были проведены в школе № 127 Калининского района. Результаты измерений уровней освещенности приведены в табл. 1.
Таблица 1
Уровни освещенности при различных осветительных вариантах
Уровни освещенности (в лк)
Место измерений молочные шары (8x300 вт) светильники отраженного света КСО-1 (8x300 вт) «ребристый потолок». 36 ламп ДС-40 подвесные све тильники с люминесцентными лампами
Классная доска (в вертикальной 140—170 115—125 100—155 175—230
На партах в первом ряду (у окна) 190—220 140—175 385—450 300—340
На партах в среднем ряду .... 200—235 195—210 360—410 270—350
На партах в третьем ряду (у сте- г 190—230 160—200 350—415 310—360
На столе учителя........ 215 185 365 330
Из табл. 1 видно, что осветительная установка с расположенными в два ряда молочными шарами 350 мм (по 4 светильника в каждом ряду) в отношении количественных показателей отвечает требованиям СНиП. Вместе с тем в ней имеется два существенных недостатка: она не обеспечивает в пределах угла 30° регламентированного уровня яркости 2000 нт и в поле зрения учащихся постоянно находится большие светящиеся поверхности молочных шаров.
Осветительная установка, выполненная К.СО-1 (8 светильников в 2 ряда), вполне обеспечивает требуемую освещенность на партах. Однако на классной доске она недостаточна. Характерной особенностью этого варианта является высокое качество осветительной установки, обусловленное полным отсутствием блескости и благоприятным распределением яркости в поле зрения учащихся.
Осветительный вариант «ребристый потолок» представляет собой экспериментальную установку института «Ленпроект», выполненную с помощью укрепленных на потолке в 2 ряда люминесцентных ламп, между которыми в продольном направлении расположены «ребра» из белого пластика. «Ребристый потолок» создает на партах освещенность, даже несколько превышающую регламентированный уровень 300 лк, хотя часть ламп в период исследований не горела. Однако освещенности на доске оказались в 2 раза меньше нормированных. К де-
3 Журнал «Гигиена и санитария» № 4
33
фектам качественных характеристик данной осветительной установки-относятся: отсутствие защитного угла в поперечном направлении и зеркальное отражение ламп в «ребрах».
Четвертый осветительный вариант, выполненный открытыми сверху подвесными люминесцентными светильниками с решетчатыми заге-нителями, создавал требуемую освещенность на партах и даже большую, чем при «ребристом потолке», освещенность на классной доске. Однако в процессе эксплуатации этой системы было обнаружено, чго вследствие плохого монтажа она обладала рядом существенных недостатков, таких как выраженный стробоскопический эффект, использование одновременно ламп различных спектров, что и предопределило' неудовлетворительные результаты и пр. Данная установка к началу наших наблюдений уже существовала.
В основу наших физиологических исследований было положено изучение: 1) работоспособности учащихся методом дозированной во времени работы по таблицам Анфилова с использованием предложенного А. Н. Кабановым и М. М. Леонтьевой коэффициента К; 2) устойчивости ясного видения методом Ферри, видоизмененным Д. А. Зильбером и Н. М. Данцигом; 3) видимости — поляризационным измерителем Л. Л. Дашкевича.
В целях получения возможно более объективных сравнимых данных все наблюдения проводились на одних и тех же учащихся 6-го класса всегда в одни и те же часы, в одни и те же дни недели в течение декабря 1958 г. — марта 1959 г.
Из вышеизложенного можно заключить, что в экспериментах мы стремились к унификации условий, так как многообразие факторов школьной и бытовой обстановки могло сказаться на лабильной, мало^ устойчивой нервной системе детей. Если при прочих равных условиях мы меняли только фактор освещенности, то влияние на работоспособность учащихся всех других моментов могло играть лишь второстепенную роль.
В течение всего периода наблюдений мы переводили учеников через каждые 3 недели в другое классное помещение с иной осветительной установкой и рассаживали их на парты так же, как они сидели ранее. К проведению дальнейших исследований мы приступали только после адаптации к новым условиям освещения.
Всего было проведено 1584 наблюдения на 33 учащихся по изучению работоспособности (не считая тренировочного периода) и 844 — по изучению устойчивости ясного видения и видимости на 9 учащихся.
Результаты исследований помещены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Изменения показателя К (в процентах) при различных осветительных вариантах
К после 5-го урока
Осветительный вариант увеличился без изменения уменьшился
Отраженное освещение светильником КСО-1 63,9 4,1 32
Осветительная установка «ребристый потолок» 42,7 3,1 54,2
44 1 55
Осветительная установка подвесными люминесцентными светильниками .......... ."4 26,8 6,4 66,8
Таблица 3
Изменение устойчивости ясного видения и видимости (в процентах) при различных
осветительных вариантах
Осветительный вариант Устойчивость ясного видение Видимость
до 1-го урока после 5-го урока до 1-го урока после 5-го урока
Отраженное освещение кольцевыми светильниками К.СО-1..... 100 104 100 98,9
Осветительная установка «ребристый потолок» ......... 100 102,5 100 98,2
Молочные шары......... 100 84,24 100 97,6
Осветительная установка подвесными люминесцентыми светильниками 100 90,2 100 97
Оценивая изученные варианты освещения по уровню сдвигов исследованных функций, можно видеть, что наилучшим является система отраженного света кольцевыми светильниками, при которой показатель К к концу 5-го урока увеличился в 63,9%, остался без изменений в 4,1% и уменьшился в 32%.
Устойчивость ясного видения при этих светильниках к концу учеб^ ного дня даже несколько возросла и была равна 104%. Видимость при этой арматуре характеризуется цифрой 98,9%. Второе место занимает «ребристый потолок», при котором работоспособность учащихся, определяемая показателем К, к концу учебного дня повышалась в 42,7%, оставалась без изменений в 3,1%, а уменьшалась в 54,2% случаев. Изменения устойчивости ясного видения и видимости остаются почти на таком же уровне, как и при первом варианте. На третьем месте стоит вариант с молочными шарами, который по показателю К мало отличается от предыдущего, незначительно хуже по изменениям видимости? но значительно хуже по показаниям устойчивости ясного видения: в то время как при «ребристом потолке» устойчивость ясного видения выражалась после 5-го урока цифрой 102,5%, при молочных шарах этот показатель снижался до 84,24%. Наконец, последнее место занимает вариант с подвесными люминесцентными светильниками, при котором было обнаружено резко выраженное ухудшение рабоспособности (уменьшение К почти на 67%), достаточно заметное, хотя и несколько меньшее, чем при предыдущем варианте, снижение устойчивости ясного видения.
При сопоставлении такого распределения вариантов с их световыми характеристиками представляется возможным установить причины, обусловливающие различный характер воздействия осветительных условий на общую и зрительную работоспособность учащихся. Осветительная установка отраженного света, выполненная кольцевыми светильниками, создает достаточно высокие уровни освещенности на партах, обеспечивает весьма благоприятное распределение яркости в поле зрения школьников, полностью исключает возможность слепящего действия света. Следует указать, что и школы дают наиболее благоприятные отзывы о системе отраженного освещения. Легкость ухода за арматурой, ровный мягкий свет обеспечивают заслуженное отношение к ней
з»
35.
как со стороны работников школ, так и учащихся. К сожалению, в некоторых ленинградских школах имеет место неправильная эксплуатация кольцевых светильников. Наиболее существенным дефектом является применение ламп мощностью от 75 до 150 вт вместо 300 вт. В этом случае колба лампы оказывается выше борта отражающей полусферы светильника и создается резкое слепящее действие открытой нити накаливания, не говоря уже о более низких уровнях освещенности. Более низкие показатели установки «ребристый потолок», занявшей второе место, объясняются, по нашему мнению, наличием слепящего действия установки и недостаточными уровнями освещенности классной доски.
Осветительная установка, выполненная молочными шарами, находится в отношении слепящего эффекта в еще более неблагоприятных условиях, чем «ребристый потолок», так как она не обеспечивает регламентированного уровня яркости 2000 нт, а кроме того, в поле зрения учащихся находятся большие светящиеся поверхности молочных шаров. Как и следовало ожидать, наиболее неудачной с физиолого-гигие-нической точки зрения оказалась осветительная установка с подвесными люминесцентными светильниками. Как было уже указано, эта осветительная установка была выполнена с нарушением ряда светотехнических требований, что и отразилось на качественных показателях осветительной установки. Так, стробоскопический эффект был настолько заметно выражен, что временами работа с текстовым материалом становилась весьма затруднительной. Кроме того, вследствие плохой эксплуатации освещения, несвоевременной смены ламп, наблюдалось мигание части ламп, а некоторые вышли из строя и вовсе не зажигались. Мы считаем, что именно эти причины обусловили значительное снижение общей и зрительной работоспособности учащихся.
На основании проведенных исследований представляется возможным заключить, что система отраженного освещения создает для зрительного аппарата и функциональной устойчивости нервных процессов благоприятные условия и может быть рекомендована для широкого применения в школах.
ЛИТЕРАТУРА
Айзенберг Ю. Б., Шефтель Е. Б. Светотехника, 1958, № 9, стр. 1.— Белостоцкая Е. М. Гиг. и сан., 1951, № 11, стр. 37. — Зильбер Д. А., Т е-лятьев В. В. Светотехника, 1958, № 9, стр. 7.—Они же. Там же, 1957, № 9, стр. 17.— Николаев А. Н. Труды Ленинградск. санитарно-гигиеническ. мед. ин-та. 1956, т. 31, стр. 61. — Сергиевский Л. И. В кн.: Вопросы физиологии и патологии зрения. М., 1950, стр. 242.
Поступила 11/VII 1060 г
PHYSIOLOGICAL AND HYGIENIC EVALUATION OF VARIOUS KINDS OF ARTIFICIAL LIGHTING IN CLASS-ROOMS
[ 5. K. Kunin.l subprofessor, E. I. Krivitskaya, subprofessor
The article presents data on general and visual working capacity of school children (Under various conditions of artificial lighting in class-rooms. The working capacity of pupils was assessed by the method of timed work, according to Anfimov's tables with estimation of coefficient "K", by determining the stability of clear vision by Ferry's method as modified by Zilber, D. A. and Dantsig, N. M. and by examining the visibility with the aid of L. A. Dashkevich's apparatus. Four different varieties of lighting have been investigated.
The working capacity of pupils, the stability of clear vision and the visibility were ,at their best with lighting installation of reflected light KSO-I. The unsatisfactory results obtained with the luminescent lighting arrangement are not due to the inferior quality of luminescent lighting itself and may be explained by the fact that the luminescent lighting installation under investigation did not satisfy hygienic and technical requirements.
Ъ -к -¿г