УДК 613.6 : 658.24 : 371.388 + 371.388 : 658.24 : 613.6
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЮМИНЕСЦЕНТНОГО ОСВЕЩЕНИЯ СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ В ШКОЛАХ
В. П. Хоробрых
Кафедра физиологии Волгоградского педагогического института 1
Люминесцентные лампы широко применяются для освещения общественных и промышленных зданий.
Исследования с целью гигиенической оценки этих источников света позволили выявить, что излучение люминесцентных ламп оказывает благоприятное влияние на функции органа зрения, обеспечивая зрительный комфорт.
В то же время литературные данные и наши наблюдения показывают, что люминесцентные источники света редко используются для освещения школьных мастерских.
В типовой столярной мастерской одной из школ, оборудованной люминесцентным освещением, мы провели работу по его гигиенической оценке. Светотехнические расчеты по проектированию освещения были выполнены Всесоюзным научно-исследовательским светотехническим институтом (Е. Б. Шефтель). Были использованы специальные
Люминесцентный светильник ПВЛ 1-2x40.
пылезащищенные светильники типа ПВЛ 1-2x40, ибо в воздухе столярной мастерской, по данным Н. А. Альтерман и П. А. Степановой, содержание древесной пыли достигает 38 жг/ж3. Внешний вид светильника представлен на рисунке.
В типовой столярной мастерской площадью 70 м2 и высотой 3,1 м светильники крепились непосредственно к потолку, с высотой подвеса их над полом 2,8 м. В них были установлены лампы белого света (ЛБ). Светильники располагались в 3 линии вдоль мастерской, по 7 светильников в каждой линии. Расстояние первой линии светильников от наружной стены составляло 0,8 м, третьей линии от внутренней стены—1,3 ж, между линиями светильников — 2 м. К каждой линии светильников подводилось по 3 фазы. Проектом предусматривалось раздельное включение каждой линии светильников.
1 Работа выполнена на кафедре гигиены детей и подростков Центрального
института усовершенствования врачей.
Естественное освещение мастерской в дневные часы характеризуется недостаточным уровнем и большой неравномерностью по глубине, что указывает на необходимость использования смешанного освещения.
Так, в сентябре на верстаках 1-го ряда от окон естественная освещенность была в диапазоне 900—450 лк, 2-го ряда — 440—210 лк и 3-го ряда— 190—110 лк. Равномерность освещения при этом по соотношению Емнн :Емакс. составляла 1 : 4.
Включение дополнительного искусственного освещения в виде 1 линии люминесцентных ламп значительно улучшает освещенность верстаков 2-го и особенно 3-го ряда, а равномерность освещения повышается до 1 : 0,7.
Сейчас ряд авторов отдает предпочтение смешанному освещению в дневные часы. Так, Воис! указывает на необходимость использования дополнительного искусственного освещения в светлые часы дня с целью освещения «внутренних зон» помещения при большой глубине их заложения. По мнению Оапшеп, смешанное освещение школьных помещений должно приближаться к дневному освещению как по интенсивности, так и по равномерности. Поэтому он рекомендует применять люминесцентные лампы. По мнению ряда авторов, смешанное освещение не только не оказывает неблагоприятного влияния, но состояние зрительных функций в условиях его даже выше по сравнению с искусственным (С. В. Кравков; 3. Б. Смелянский).
При системе одного искусственного освещения мы обеспечили на рабочих местах освещенность до 500 лк. Равномерность освещения находилась в пределах 0,8—0,9, соотношение освещенности в вертикальной плоскости и горизонтальной составляло 0,3, соотношение яркостей в поле зрения работающих учеников находилось в пределах 0,2—0,9.
Гигиеническая оценка была дана на основании определения функциональной устойчивости хроматического зрения (аномалоскоп АСР), длительности латентного периода зрительномоторной реакции и ответа на дифференцировочный световой сигнал, изучения «общей работоспособности» (методом корректурных заданий) и производительности труда.
В течение 2 лет под нашим наблюдением находилось 42 практически здоровых мальчика, учащихся 6—7-х классов, которые еженедельно занимались в мастерских. Для учащихся 7-х классов уроки
труда были 1-м и 2-м уроками первой смены, а для учащихся 6-х классов — 1-м и 2-м уроками второй смены. Их физиологические функции исследовались в специально оборудованной комнате непосредственно в мастерских после 20-минутной адаптации к световым условиям.
Мы наблюдали выраженную зависимость величины латентного периода зрительномоторной реакции и числа ошибок на дифференцировочный световой сигнал от интенсивности освещения. При освещенности 300 лк латентный период укоротился после уроков труда на 14 а у учащихся 7-х классов и на 16 а у учащихся 6-х классов. Число ошибочных реакций на дифференцировочный раздражитель после уроков труда снизилось с 18 до 11% у семиклассников и с 24,6 до 14,3% у шестиклассников. При увеличении освещенности до 400 лк после уроков труда наблюдалось укорочение латентного периода на 29J о у учащихся 7-х классов и на 31,6 а у учащихся 6-х классов, а число ошибочных реакций на дифференцировочный световой сигнал снизилось соответственно с 14 до 8,3 и с 21,1 до 9,7%. С повышением освещенности до 500 лк отмечалось дальнейшее улучшение этих показателей.
Производительность труда при разной интенсивности
освещения
Освещенность (в лк) Среднее время выполнения задания в % К уровню освещенности 300 лк
300 41 мин. 15 сек. 100,0
400 36 » 30 » 88, г
500 33 » 40 » 81,1
Изменения функциональной устойчивости хроматического зрения также в большей степени определялись интенсивностью освещения (табл. 2). При всех уровнях освещенности, как правило, наблюдалось повышение этого показателя после уроков труда. Так, при освещенности 400 лк снижение устойчивости хроматического зрения наблюдалось у учащихся 7-х классов лишь в 15,4% и у учащихся 6-х классов в 4,8% случаев. Еще более благоприятные изменения ее отмечены при освещенности 500 лк; она снизилась только в 11,8% случаев у семиклассников, а у шестиклассников вообще не определялась. В коррек-* турных пробах после уроков труда увеличилось количество просмотренных знаков и снизилось количество пропусков и ошибок. При освещенности 300 лк у учащихся 7-х классов количество просмотренных знаков после уроков труда повысилось на 13,8%, при 400 лк — на 25% и при 500 лк — на 30,8 %.
Таким образом, по мере повышения освещенности наблюдалась общая тенденция в сторону улучшения показателей латентного периода зрительномоторной реакции, устойчивости хроматического зрения и уменьшения количества просмотренных знаков.
Для учета производительности труда учащиеся в наших исследованиях выполняли специальное задание — изготовляли брусок по эскизу размером 200x30x30 мм. С увеличением освещения время на выполнение работы уменьшалось, т. е. производительность труда повышалась (см.таблицу).
Выводы
1. Естественное освещение помещений учебных мастерских общеобразовательных школ в дневные часы зимних месяцев года характеризуется недостаточным уровнем и большой неравномерностью освещенности. Это обстоятельство выдвигает вопрос о необходимости применения смешанного освещения в этот период.
2. Система смешанного освещения—естественного и общего люминесцентного для школьных мастерских при помощи светильников ПВЛ1-2Х40 с лампами белого света (ЛБ) —является гигиенически вполне рациональной. Она обеспечивает высокую равномерность освещения и благоприятный спектральный состав света.
3. Нормируемый в настоящее время уровень освещенности (300 лк) при люминесцентном освещении школьной столярной мастерской рекомендуется увеличить до 400 лк. Однако и этот уровень освещенности можно рассматривать как минимальный.
ЛИТЕРАТУРА
Крав ков С. В. Глаз и его работа. М.—Л., 1950. — Смол я некий 3. Б. Гигиена освещения. М.—JI., 1934. — Bou d J., Electron Times, 1961, v. 140, p. 326.— D a n m e n t E., Lichttechnik, 1961, N 6, S. 311.
Поступила 11/V 1964 r.
HYGIENIC ASSESSMENT OF FLUORESCENT LIGHTING IN A SCHOOL JOINER
SHOP
V. P. Khorobrykh
An experimental lighting installation with type ПВЛ1-2X40 lamps, providing a mixed type of lighting, was arranged in a school joiner shop in compliance with the calculations made by the All-Union Scientific Research Light Technical Institute. The lamps were attached directly to the ceiling and were 2.8 m away from the floor. The lamps were supplied with white electric bulbs. At the pupils' working place there could be attained lighting levels of 300, 400 and 500 lux, and equal uniformity of lighting (0.8— 0.9) and a ratio of the intensity of lighting on the vertical surface to that on the ho-
rizontal one amounting to 0.3. The observations made for a group of 6th and 7th from pupils indicate that the best indices of oculo-motor reaction, stability of chromatic vision and that of the warking capacity were noted when the lighting equaled 400—500 lux. It is recommended to increase the level of the lighting in joiner shop to 400 lux.
УДК 612.014.483 : 546.432
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ РАДИЯ В ОРГАНИЗМЕ
ЧЕЛОВЕКА
Канд. мед. наук Ю. В. Новиков, инженеры-физики И. Н. Титова,
А. А. Полынкова
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
Изучение содержания естественных радиоактивных элементов в человеческом организме имеет большое гигиеническое значение — как научное, так и практическое. Точно зная, какова естественная радиоактивность тела человека, можно определить суммарные дозы облучения, воздействующие на него в течение всей его жизни. Это связано, кроме того, с нормированием допустимого содержания в человеческом организме радиоактивных веществ, которые могут попадать внутрь него в результате их вдыхания и заглатывания, так как стандартом этим величин служит радий. Допустимым содержанием радия в организме является 0,1 мккюри. В соответствии с этим могут быть установлены уровни содержания любого другого изотопа, отлагающегося в костной ткани, если из результатов опытов над животными известен его биологический эффект по сравнению с биологическим эффектом таких же доз радия.
Познания о естественной радиоактивности человека и окружающей его внешней среды сейчас еще ограничены. Между тем именно данные о величине естественной радиоактивности зоны биогенеза и тканей человека должны явиться тем критерием, который позволил бы с исчерпывающей глубиной оценить влияние и прогнозировать вероятные последствия превышения природных уровней радиации. С помощью этих данных и сведений о биологическом значении природных излучателей радиационная гигиена сможет создать «идеальную» шкалу безопасных для человека предельно допустимых доз облучения, выходящих за грани природного фона (Л. А. Перцов).
Содержанию радия в организме человека посвящена большая литература, однако приводимые различными исследователями данные значительно отличаются друг от друга. Эти данные представлены в табл. 1. Как видно из табл. 1, они колеблются в пределах 3—1400 • 10~12 кюри.
Данные о концентрациях радия в питьевой воде показывают некоторую связь между содержанием его в организме и воде, особенно в местах, где обнаружено повышенное содержание в ней этого изотопа.
По мнению Научного комитета Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации среднемировая величина радия-226 во всем организме, вероятно, ближе к 50 * 10~12 кюри, а не к 100 - 10-12 кюри; в среднем для расчетов принимается величина
75 • 10~12 кюри.
Различные мнения существуют и об относительной концентрации радия в скелете и в тканях тела человека. Результаты измерения радия в костях и мышцах, по данным разных авторов, представлены в табл. 2.
МиШ и соавторы, обнаружившие наиболее высокие концентрации радия в мышцах, полагают, что 25% общего содержания его в орга-