Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КУРСАНТЫ / НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков А. А., Исаев И. Ф., Кадуцкая Л. А., Николаева Е. С.

Цель исследования - провести анализ влияния учебных занятий с различным содержанием на динамику двигательной активности и нервно-эмоциональное напряжение у курсантов на протяжении недели. Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился с курсантами 4-го курса Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина (БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина). В общей сложности в исследовании приняло участие 50 курсантов (30 юношей и 20 девушек). Тестирование проводилось с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) для оценки изменения показателей высших психических функций центральной нервной системы. Также измерялись двигательная активность и кожно-гальваническая реакция. Результаты исследования и выводы. Проследив динамику двигательной активности и изменения психофизических показателей, можно сказать, что значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными ситуациями для развития будущих специалистов. Данные ситуации не должны превышать определенного порога, во избежание формирования патологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков А. А., Исаев И. Ф., Кадуцкая Л. А., Николаева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF ACADEMIC TRAINING CURRICULA ON CADETS’ MENTAL AND PHYSICAL HEALTH

Objective of the study was to test and analyze the cadets’ nervous-emotional stress by an academic weekly experiment. Methods and structure of the study. We sampled for the nervous-emotional stress testing experiment the 4-year cadets (n=50, including 30 males and 20 females) from Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs. The sample nervous-emotional stress and mental/ physical health was tested for a week by "Biomysh" (KPF-01b/c) Test System. We also analyzed the contents and stressors of the academic lectures, workshops and practical PR classes and tested the cadets’ motor activity by Omron Walking Style III pedometers. Results and conclusion. The test data generally showed difference between the week start (warm-up time) and weekend (fatigue accumulation) states. The academic education service contents and stresses were found to seriously affect the cadets’ mental/ physical health standards, with the sample tested with the nervous-emotional stress peaks in the theoretical learning times. We would recommend the curricula being well designed and managed to make the classes lively, active and enjoyable, with a special priority to reasonable motor activity to level down the inactivity-related stressors. The cadets’ motor activity in classes will be encouraged by regular active rest breaks, physical activation minutes, gymnastics etc. These revisions should still give room for the service stressors modeling situations to help the cadets develop due attention controls and mobilize the individual mental/ physical health resources for progress and success in the future service careers. Such situational trainings should be geared to attain specific service goals albeit kept under a certain mental stress threshold to avoid potential mental/ physical health disorders and pathologies.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ»

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ И УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КУРСАНТОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 11.04.2021 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Третьяков1, 2 Доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Николаева1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

2 Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород

EFFECTS OF ACADEMIC TRAiNiNG CURRICULA ON CADETS' MENTAL AND PHYSICAL HEALTH

PhD, Associate Professor A.A. Tretyakov1, 2 Dr. Hab., Professor I.F. Isaev1 PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1, 2 PhD, Associate Professor E.S. Nikolaeva1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

2 Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - провести анализ влияния учебных занятий с различным содержанием на динамику двигательной активности и нервно-эмоциональное напряжение у курсантов на протяжении недели. Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился с курсантами 4-го курса Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина (БелЮИ МВД РФ им. И.Д. Путилина). В общей сложности в исследовании приняло участие 50 курсантов (30 юношей и 20 девушек). Тестирование проводилось с помощью «Биомыши» (КПФ-01Ь/с) для оценки изменения показателей высших психических функций центральной нервной системы. Также измерялись двигательная активность и кожно-гальваническая реакция.

Результаты исследования и выводы. Проследив динамику двигательной активности и изменения психофизических показателей, можно сказать, что значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными ситуациями для развития будущих специалистов. Данные ситуации не должны превышать определенного порога, во избежание формирования патологических процессов.

Ключевые слова: двигательная активность, курсанты, нервно-эмоциональное напряжение, физическая культура, учебный процесс.

Abstract

Objective of the study was to test and analyze the cadets' nervous-emotional stress by an academic weekly experiment.

Methods and structure of the study. We sampled for the nervous-emotional stress testing experiment the 4-year cadets (n=50, including 30 males and 20 females) from Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs. The sample nervous-emotional stress and mental/ physical health was tested for a week by "Biomysh" (KPF-01b/c) Test System. We also analyzed the contents and stressors of the academic lectures, workshops and practical PR classes and tested the cadets' motor activity by Omron Walking Style III pedometers. Results and conclusion. The test data generally showed difference between the week start (warm-up time) and weekend (fatigue accumulation) states. The academic education service contents and stresses were found to seriously affect the cadets' mental/ physical health standards, with the sample tested with the nervous-emotional stress peaks in the theoretical learning times. We would recommend the curricula being well designed and managed to make the classes lively, active and enjoyable, with a special priority to reasonable motor activity to level down the inactivity-related stressors. The cadets' motor activity in classes will be encouraged by regular active rest breaks, physical activation minutes, gymnastics etc. These revisions should still give room for the service stressors modeling situations to help the cadets develop due attention controls and mobilize the individual mental/ physical health resources for progress and success in the future service careers. Such situational trainings should be geared to attain specific service goals albeit kept under a certain mental stress threshold to avoid potential mental/ physical health disorders and pathologies.

Keywords: motor activity, cadets, nervous-emotional stress, physical education, academic training curriculum.

Введение. Образовательный процесс в современных высших учебных заведениях сопровождается значительными умственными нагрузками. Обучение, как определенный вид умственного труда, характеризуется рядом особенностей.

К ним можно отнести постоянно меняющийся объем заданий, регулярное обновление получаемой информации, которая важна для обучения, ограничение временными рамками для овладения знаниями, а также гиподинамию [1, 2]. При

этом важно отметить, что обучение в ведомственном вузе сопровождается соблюдением дисциплины и выполнением служебных обязанностей [3]. Как следствие, обучающиеся должны быстро находить решение конкретных проблемных ситуаций, а в будущем - и потенциальным практическим обстоятельствам в служебной деятельности [4]. Находясь в постоянно меняющихся условиях, которые определяют смену ситуаций, обрабатывая большой объем информации, а также находясь преимущественно в малоподвижном состоянии, у курсантов возникает нервно-эмоциональное напряжение, которое значительно увеличивает требования к их качествам [5].

Цель исследования - проанализировать изменение уровня нервно-эмоционального напряжения у курсантов в течение учебной недели.

Методика и организация исследования. Научный эксперимент проводился с курсантами 4-го курса Белгородского юридического института МВД России им. И. Д. Путилина (БелЮИ МВД РФ им. И. Д. Путилина). В общей сложности в исследовании приняло участие 50 курсантов (30 юношей и 20 девушек). На протяжении учебной недели проводилось тестирование с помощью «Биомыши» (КПФ-01 Ь/с) для оценки психофизического состояния. Также проводилось измерение кожно-гальванической реакции (КГР). Дополнительно

Таблица 1. Содержание учебной недели и динамика изменения двигательной активности у девушек и юношей

Время/пара Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев. Юн.

1-я пара 08.30-10.00 Семинар Лекция Семинар Лекция Семинар

Двигательная активность 424±79 531±61 121±19 153±25 384±99 501±81 172±24 213±31 301±48 422±62

го ср 10.15-11.45 Семинар Семинар Лекция Лекция Семинар

с СЕ С\| Двигательная активность 631±62 703±59 301±56 412±28 150±39 212±21 185±28 240±25 534±82 651±91

ГО ср а п 12.00-13.30 Практическое занятие (ФП) Семинар Семинар Лекция Практическое занятие (ФП)

-я со Двигательная активность 5330±342 6860±658 340±24 391±35 404±59 546±41 151±23 232±28 4260±251 6460±364

Общая двигательная активность 6385±284 8094±375 762±98 956±85 938±92 1259±103 508±56 685±64 5095±319 7533±401

Таблица 2. Динамика изменения психофизических показателей и кожно-гальванической реакции у девушек и юношей

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и п Н

Название теста Простая сенсомоторная реакция Сложная сенсомоторная реакция Критическая частота слияния мельканий Корректурная проба Тест Люшера Кожное напряжение

Показатели Латентное время Моторное время Латентное время Моторное время Критический период Критическая частота Успешность Ошибки Темп ответов Сумма тревог Вегетативный коэффициент Аутогенная норма

Ед. мс мс мс мс мс Гц % шт мс кОм

Девушки

Понедельник 250 95,6 289,6 145,6 23,44 43,2 92 0,6 3162 1,33 1,04 13,3 25

Вторник 221 71 255 113 19,69 50,7 100 0 3876 1 1,1 12 25

Среда 218 76 257 110 19,69 50,7 100 0 2425 3 0,82 12 14

Четверг 231 85 335 103 25,31 39,5 77 2 2854 2 1,86 12 16

Пятница 233 98,5 313 125 24,38 41,0 100 0 3125 1 1,09 15 30

Юноши

Понедельник 261,4 80,2 281,6 132,8 21,56 46,5 92,8 0,6 3306 4 0,96 19,2 24,8

Вторник 254 126,6 288,3 169,3 28,13 36,5 96 0,3 3843 6,33 1,26 22,6 8,67

Среда 253,1 107,4 290,8 133,4 21,25 48,8 98,2 0,1 3168 2,57 0,78 18,8 13,86

Четверг 222,3 96,83 265,6 132,8 24,19 42,3 100 0 3427 5,17 1,01 23 13,33

Пятница 228,3 91,33 273,1 139,5 22,31 48,2 96 0,3 2673 6,17 0,81 23,6 15,17

28

http://www.teoriya.ru

2021 Июнь | Juпe

анализировались содержание учебных занятий (лекционных, семинарских и практических) и двигательная активность, с помощью шагомеров Omron Walking Style III.

Результаты исследования и их обсуждение. В содержании учебной недели у курсантов, представленном в табл. 1, присутствуют в основном теоретические занятия и два практических занятия по физической подготовке (ФП).

За время проведения теоретических занятий уровень двигательной активности у курсантов не превышает 1500 шагов. Это еще раз указывает на гиподинамические условия, которые дополнительно создают напряженную обстановку. Проведение практических занятий по физической подготовке у курсантов восполняет объем двигательной активности. Так, девушки за одно занятие выполнили 5330±342 шагов, а юноши - 6860±658 шагов. Казалось бы, это довольно хорошо восполняет дефицит активности. Но, к сожалению, двигательная активность у курсантов неравномерно распределяется в течение учебного дня, что тоже негативно сказывается на психофизическом состоянии молодых людей.

Изменение психофизических показателей представлено в табл. 2. Тестирование с помощью «Биомыши» (КПФ-01 b/c) позволило объективно их оценить. Первым был тест с измерением простой реакции. У девушек латентное время менялось волнообразно. Лучший результат отмечен в среду - 218 мс. В понедельник и пятницу этот показатель был больше. При оценке среднего моторного времени прослеживается та же тенденция. У юношей латентное время снижается от понедельника к пятнице. Лучшие результаты моторного времени отмечены в понедельник и пятницу. Физическая активность по-разному влияет на данные показатели у девушек и юношей.

В тесте для оценки сложной сенсомоторной реакции оценивались такие же показатели и дополнительно ошибки. Ошибки в таблице, допущенные в тесте, не отражены. Ни один из испытуемых не допустил ошибок. Анализируя результаты теста, прослеживается та же тенденция, что и в предыдущем тесте. Следующий показатель, который отражен в таблице, - критическая частота слияния мельканий. Она зависит от функциональной подвижности нервных процессов, что, в свою очередь, чувствительно к изменению нервно-эмоционального состояния. Полученные данные указывают на напряженность курсантов в середине недели. Занятия по физической подготовке позволили в конце и начале недели нивелировать негативные последствия учебных занятий.

Корректурная проба позволила проанализировать изменения распределения и концентрации внимания у курсантов. Данный тест регистрировал ошибки. Наибольшее количество ошибок допустили в понедельник и четверг. В эти же дни у девушек самая низкая успешность ответов. Хотя темп ответов относительно результатов недели средний. У юношей успешность ответов на протяжении недели менялась. Безошибочно выполнен тест только в четверг. При этом средний темп ответов достаточно высок. Данные результаты указывают на влияние учебной деятельности на психофизическое состояние обучаемых.

Дополнительно курсантам был предложен Тест Люше-ра для определения субъективного состояния (сумма тревог, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы). Данные теста указывают на выделение курсантами начала недели (врабатывание) и окончания (накопление усталости). Оценка кожно-гальванической реакции девушек и юношей показала высокие результаты в начале и конце недели. Данное обстоятельство связано с практическими

занятиями по физической подготовке. Снижение показателя отмечено в середине недели, что свидетельствует о падении активности и росте усталости, напряженности.

Выводы. Значительное влияние на физическую и умственную работоспособность обучающихся оказывает характер и содержание учебных занятий. Так, при проведении занятий теоретического характера у курсантов фиксируется рост нервно-эмоционального напряжения. При грамотной организации образовательной деятельности обучающихся учебный процесс должен приносить пользу и удовольствие. Учебные занятия и время между ними должны содержать достаточное количество двигательной активности, чтобы нивелировать негативное влияние гиподинамии. Регулирование двигательной активности в учебном процессе может осуществляться с помощью двигательных пауз и тренажей, подвижных минут и активных перемен. Несмотря на это, образовательная деятельность должна сопровождаться напряженными ситуациями, требующими от обучающихся большой концентрации и раскрытия резервов, для дальнейшего развития будущих специалистов. Данные ситуации должны быть направленны на решение профессиональных задач и не превышать определенного порога, формирующего патологические процессы.

Литература

1. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы / Г.Г. Аракелов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1995. - № 4. - С. 45-54.

2. Бачурина Ю.В. Двигательная активность как один из способов сохранения здоровья студенческой молодежи / Ю.В. Бачурина, А.Г. Тихая // Педагогические и социологические аспекты образования: матер. Международной науч.-практ. конференции. - 2018. - С. 247-249.

3. Маслянюк В.И. Исследование функциональных показателей курсантов в условиях нервно-эмоционального напряжения / В.И. Маслянюк, А.А. Воробьев, И.М. Алекперов // Известия Российской Военно-медицинской академии, 2020. - Т. 2. - № 1. - С. 111-112.

4. Панченко Г.А. Психофизические особенности интеллектуальной деятельности студентов в период зачетно-экзаменационной сессии / Г.А. Панченко, А.М. Куашев, А.А. Татарканов // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 4 (22). - С. 674-678.

5. Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса / К.В. Судаков // Физиология человека. -1996. - Т. 22. - № 4. - С. 73-78.

References

1. Arakelov G.G. Stress i ego mekhanizmy [Stress and its mechanisms]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.14, Psikhologiya. 1995. No. 4. pp. 45-54.

2. Bachurina Y.V., Tikhaya A.G. Dvigatelnaya aktivnost kak odin iz sposo-bov sohraneniya zdorovya studencheskoy molodezhi [Physical activity as one of ways to preserve students' health]. Pedagogicheskie i sotsiologicheskie aspekty obrazovaniya [Educational and sociological aspects of education]. Proceedings of International research-practical conference. 2018. pp. 247-249.

3. Maslyanyuk V.I., Vorobyev A.A., Alekperov I.M. Issledovanie funkt-sionalnykh pokazateley kursantov v usloviyakh nervno-emotsional-nogo napryazheniya [Research of cadets' functional indices under neuro-emotional stress]. Izvestiya Rossiyskoy Voenno-meditsinskoy akademii, 2020. V. 2. No. 1. pp. 111-112.

4. Panchenko G.A., KuashevA.M., Tatarkanov A.A. Psikhofizicheskie osobennosti intellektualnoy deyatelnosti studentov v period zach-etno-ekzamenatsionnoy sessii [Psychophysical peculiarities of students' intellectual activity during examination session]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. 2017. No. 4 (22). pp. 674-678.

5. Sudakov K.V. Stress kak ekologicheskaya problema nauchno-tehnicheskogo progressa [Stress as ecological problem of scientific and technological progress]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 1996. V. 22. No. 4. pp. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.