Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСАНТОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ'

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСАНТОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / психофизическое состояние / двигательная активность / физическая подготовка / образовательная деятельность / cadets / psychophysical state / physical activity / physical training / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбатенко Андрей Васильевич, Третьяков Андрей Александрович, Ткаченко Алексей Иванович, Кельдасов Темирхан Джумагулович

Проведен анализ динамики психофизического состояния курсантов на протяжении учебной недели с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) с целью оценки изменения показателей высших психических функций центральной нервной системы, осуществлены измерения двигательной активности и кожно-гальванической реакции. Выявлены взаимная зависимость и обусловленность физической и умственной работоспособно-сти молодых людей от содержания академических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбатенко Андрей Васильевич, Третьяков Андрей Александрович, Ткаченко Алексей Иванович, Кельдасов Темирхан Джумагулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF CADETS DURING THE SCHOOL WEEK

The analysis of the dynamics of the psychophysical state of cadets during the academic week with the help of "Biomish" (KPF-01b / c) was carried out in order to assess changes in the indicators of higher mental functions of the central nervous system, measurements of motor activity and galvanic skin response were carried out. Revealed the interdependence and interdependence of the physical and mental performance of young people on the content of academic studies.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСАНТОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ»

1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-8-3-10

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КУРСАНТОВ

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

А.В. Горбатенко, А.А. Третьяков, А.И. Ткаченко, Т.Д. Кельдасов

Проведен анализ динамики психофизического состояния курсантов на протя-

жении учебной недели с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) с целью оценки изменения

показателей высших психических функций центральной нервной системы, осуществ-

лены измерения двигательной активности и кожно-гальванической реакции. Выявлены

взаимная зависимость и обусловленность физической и умственной работоспособно-

сти молодых людей от содержания академических занятий.

Ключевые слова: курсанты, психофизическое состояние, двигательная актив-

ность, физическая подготовка, образовательная деятельность.

ASSESSMENT OF THE IMPACT OF Горбатенко Андрей Васильевич, старший

EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE преподаватель, tretyakov@bsu.edu.ru, Россия, Белго-

PSYCHOPHYSICAL STATE OF CADETS род, Белгородский юридический институт МВД Рос-

DURING THE SCHOOL WEEK сии имени И.Д. Путилина,

Третьяков Андрей Александрович, канд.

Gorbatenko A.V., senior lecturer, tretyakov@ пед. наук, доц., delphin87@inbox.ru, Россия, Белгород,

bsu.edu.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law In- Белгородский юридический институт МВД России

stitute of the Ministry of Internal Affairs of Rus- имени И.Д. Путилина,

sia named after I.D. Putilin, Ткаченко Алексей Иванович, канд. пед.

Tretyakov A.A., candidate of pedagogical sci- наук, доц., tkachenkoai1@yandex.ru, Россия, Москва,

ences, associate professor, delphin87@inbox.ru, Московский университет МВД России имени В.Я. Ки-

Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the котя,

Ministry of Internal Affairs of Russia named after Кельдасов Темирхан Джумагулович, стар-

I.D. Putilin, ший преподаватель, esiirk-kaffp@mvd.gov.ru, Россия,

Tkachenko A.I., candidate of pedagogical sci- Иркутск, Восточно-Сибирский институт МВД России

ences, associate professor, tkachenkoai1@yan-

dex.ru, Russia, Moscow, Moscow State Univer-

sity of the Ministry of Internal Affairs of Russia Современная образовательная

named after V.Y. Kikotya, деятельность в высших образователь-

Keldasov T.D., senior lecturer, esiirk-kaffp@ ных организациях характеризуется вы-

mvd.gov.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Insti-

tute of the Ministry of Internal Affairs of Russia сокими психофизическими нагруз-

ками. В процессе образовательной дея-

The analysis of the dynamics of the psychophysi-

cal state of cadets during the academic week with тельности молодые люди получают

the help of "Biomish" (KPF-01b / c) was carried новые знания, происходит их обуче-

out in order to assess changes in the indicators of

higher mental functions of the central nervous ние. Обучение выступает определен-

system, measurements of motor activity and gal- ным видом умственной деятельности,

vanic skin response were carried out. Revealed которую можно охарактеризовать ря-

the interdependence and interdependence of the

physical and mental performance of young people дом особенностей. Обучающиеся стал-

on the content of academic studies. киваются с регулярно меняющимися

Key words: cadets, psychophysical state, physical потоком информации, количеством за-

activity, physical training, educational activity. даваемых учебных заданий, необходи-

3

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

мым для обучения. Все это происходит в ограниченные сроки, а также в

гиподинамическом режиме [1, 2]. Образовательная деятельность в ведом-

ственном вузе накладывает ряд особенностей, связанных с выполнением

служебных обязанностей и соблюдением дисциплины [3, 4]. Курсанты в

сложившейся ситуации учатся быстро решать поставленные образователь-

ные задачи, как результат, в дальнейшем принимать взвешенные решения

в служебной деятельности [5, 6]. Находясь в современной образовательной

среде, курсанты регулярно испытывают нервно-эмоциональное напряже-

ние [7, 8], которое дополнительно отягощает образовательную деятель-

ность молодых людей.

Вышесказанное позволило определить цель исследования, которая

состояла в проведении анализа динамики психофизического состояния

курсантов на протяжении учебной недели. Курсанты, обучающиеся в Бел-

городском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина

(БелЮИ МВД РФ имени И.Д. Путилина), являются объектом исследова-

ния. Двигательная активность и компоненты высших психических функ-

ций выступили предметом исследования. Предполагалось, что количество

академических занятий, их содержание и объем двигательной активности

будут оказывать влияние на уровень нервно-эмоционального напряжения.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с

курсантами 4-го курса БелЮИ МВД РФ имени И.Д. Путилина. В общей

сложности приняло участие в исследовании 50 курсантов (30 юношей и

20 девушек).

На протяжении учебной недели по окончании аудиторных занятий

проводился сбор фактического материала. Он включал проведение тести-

рования с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) для оценки изменения пока-

зателей высших психических функций центральной нервной системы. Тес-

тирование предполагало измерение простой и сложной реакций, критиче-

ской частоты слияния мельканий, проведение корректурной пробы и теста

Люшера. Также проводилось измерение биоэлектрической активности с

помощью прибора, измеряющего кожно-гальваническую реакцию. Допол-

нительно анализировалось содержание учебных занятий и двигательная

активность с помощью шагомеров Omron Walking Style III по окончании

учебного дня.

В течение учебной недели у курсантов проводились по 3–4 ауди-

торных занятия (лекционные, семинарские и практические). Учебные заня-

тия, это особенность ведомственного вуза, проводятся без перерыва между

полупарами. Данное обстоятельство значительно оказывает влияние на со-

стояние обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В содержании учебной

недели у курсантов, представленном в табл. 1, преобладают теоретические

занятия. Практические занятия по физической подготовке проходили в

понедельник и пятницу третьей парой. Семинарские и лекционные занятия

характеризуются низкой двигательной активностью.

4

3

Физическая культура [Physical culture]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Динамика двигательной активности и характер учебных

занятий на протяжении учебной недели

Общий

День 1-я пара / Кол-во 2-я пара / Кол-во 3-я пара / Кол-во

объем ак-

недели 8:30–10:00 шагов 10:15–11:45 шагов 12:00–13:30 шагов

тивности

Дев. 424±79 631±62 Практ. 5330±342 6385±284

Пн. Семинар Семинар

Юн. 531±61 703±59 занятие 6860±658 8094±375

Дев. 121±19 301±56 340±24 762±98

Вт. Лекция Семинар Семинар

Юн. 153±25 412±28 391±35 956±85

Дев. 384±99 150±39 404±59 938±92

Ср. Семинар Лекция Семинар

Юн. 501±81 212±21 546±41 1259±103

Дев. 172±24 185±28 151±23 508±56

Чт. Лекция Лекция Лекция

Юн. 213±31 240±25 232±28 685±64

Дев. 301±48 534±82 Практ. 4260±251 5095±319

Пт. Семинар Семинар

Юн. 422±62 651±91 занятие 6460±364 7533±401

Анализ двигательной активности курсантов на теоретических заня-

тиях показал, что сделанное количество шагов за одно учебное занятие и

перемену не превышает 500, а за три учебных занятия – 1500 шагов. Дан-

ное обстоятельство доказывает гиподинамический характер образователь-

ной деятельности. Практические занятия по специальным дисциплинам

позволяют разнообразить образовательную деятельность молодых людей.

При этом занятия по физической подготовке значительно увеличивают

объем двигательной активности. Из табл. 1 видим, что за практическое

занятие девушки сделали 5330±342 шагов, юноши – 6860±658 шагов.

Выполненный объем двигательной активности в течение учебного дня

можно было бы считать достаточным. К сожалению, равномерность рас-

пределения исследуемой активности в течение учебного дня отсутствует,

что, в свою очередь, оказывает влияние на работоспособность и психофи-

зическое состояние курсантов.

Следует дополнительно провести исследование во внеучебное

время, так как служба в образовательной организации МВД России связана

с выполнением ряда обязанностей. К ним можно отнести строевую подго-

товку, парко-хозяйственную деятельность, несение нарядов и выполнение

поручений, утреннюю зарядку и внеучебные занятия, а также процесс под-

готовки к занятиям. Анализ данной деятельности позволил бы более под-

робно рассмотреть и оценить двигательную активность курсантов, а также

воздействие перечисленных факторов на нервно-эмоциональное состояние

обучающихся.

Изменение психофизических показателей у курсантов в течение

учебной недели представлено в табл. 2 и 3. Полученные результаты отра-

жают динамику нервно-эмоционального напряжения по окончании учеб-

ных занятий. Тестирование с помощью «Биомыши» (КПФ-01b/c) позво-

лило объективно оценить измеряемые показатели.

5

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

Таблица 2

Динамика показателей психофизического состояния

курсантов-девушек в течение недели

Тест Показатели Пн. Вт. Ср. Чт. Пт.

Сред. латентное

Простая 250 221 218 231 233

время, мс

сенсомоторная

Сред. моторное

реакция 95,6 71 76 85 98,5

время, мс

Сред. латентное

Сложная 289,6 255 257 335 313

время, мс

сенсомоторная

Сред. моторное

реакция 145,6 113 110 103 125

время, мс

Критический

Критическая 23,44 19,69 19,69 25,31 24,38

период, мс

частота слияния

Критическая

мельканий 43,2 50,7 50,7 39,5 41

частота, Гц

Успешность

92 100 100 77 100

ответов, %

Корректурная Количество

0,6 0 0 2 0

проба ошибок, шт.

Сред. темп

3162 3876 2425 2854 3125

ответов, мс

Сумма тревог

1,33 1 3 2 1

и компенсаций

Вегетативный

Люшера 1,04 1,1 0,82 1,86 1,09

коэффициент

Отклонение от

13,3 12 12 12 15

аутогенной нормы

Кожное напряжение, кОм 25 25 14 16 30

Первым в тестовой батарее был тест с измерением простой сенсо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

моторной реакции. Аппарат регистрировал среднее латентное и моторное

время реакции. У девушек латентное время менялось волнообразно. Луч-

ший результат отмечен в среду – 218 мс. В понедельник и пятницу

девушки медленнее реагировали на ранее обусловленный сигнал. В оценке

среднего моторного времени прослеживается аналогичная тенденция. У

юношей среднее латентное время снижается от понедельника к пятнице.

Лучшие результаты среднего моторного времени отмечены в понедельник

и пятницу. Полученные данные свидетельствуют, что физическая актив-

ность по-разному влияет на данные показатели у девушек и юношей.

Сложная сенсомоторная реакция оценивалась по среднему латент-

ному и моторному времени, также учитывались ошибки во время выпол-

нения заданий. В результате тестирования курсантами не было допущено

ошибок. Анализ результатов сложной реакции указывает на снижение

результатов к середине недели и росту к ее окончанию.

6

5

Физическая культура [Physical culture]

Таблица 3

Динамика показателей психофизического состояния

курсантов-юношей в течение недели

Тест Показатели Пн. Вт. Ср. Чт. Пт.

Сред. латентное

Простая 261,4 254 253,1 222,3 228,3

время, мс

сенсомоторная

Сред. моторное

реакция 80,2 126,6 107,4 96,83 91,33

время, мс

Сред. латентное

Сложная 281,6 288,3 290,8 265,6 273,1

время, мс

сенсомоторная

реакция Сред. моторное

132,8 169,3 133,4 132,8 139,5

время, мс

Критический

Критическая 21,56 28,13 21,25 24,19 22,31

период, мс

частота слияния

мельканий Критическая

46,5 36,5 48,8 42,3 48,2

частота, Гц

Успешность

92,8 96 98,2 100 96

ответов, %

Корректурная Количество

0,6 0,3 0,1 0 0,3

проба ошибок, шт.

Сред. темп

3306 3843 3168 3427 2673

ответов, мс

Сумма тревог

4 6,33 2,57 5,17 6,17

и компенсаций

Вегетативный

Люшера 0,96 1,26 0,78 1,01 0,81

коэффициент

Отклонение от

19,2 22,6 18,8 23 23,6

аутогенной нормы

Кожное напряжение, кОм 24,8 8,67 13,86 13,33 15,17

Следующим в батарее тестов представлен тест «Критическая час-

тота слияния мельканий». Данные, оцениваемые в представленном тесте,

отражают функциональную подвижность нервных процессов в организме,

что тесно связано с психофизическим состоянием исследуемых. Анализ

результатов демонстрирует рост напряженности у курсантов к середине

недели. Практические занятия по физической подготовке в учебном про-

цессе дают возможность снизить уровень напряженности.

Тест «Корректурная проба» дал возможность исследовать динамику

концентрации и распределения внимания у обучающихся. В данном тесте

оценивались успешность ответов и средний темп ответов. Курсанты

(юноши и девушки) допустили наибольшее количество ошибок в начале и

конце недели. Средний темп ответов на протяжении учебной недели

менялся неравномерно. У юношей данный показатель волнообразно сни-

жался к концу недели, у девушек – средний темп ответов снизился к среде,

а к концу недели увеличился. Неравномерность успешности и темпа отве-

7

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

тов в корректурной пробе указывает на изменение психофизического

состояния курсантов, что, на наш взгляд, связано с содержанием и харак-

тером образовательной деятельности.

Дополнительно курсантам был предложен тест Люшера для опре-

деления субъективного состояния (сумма тревог, вегетативный коэффици-

ент, отклонение от аутогенной нормы). Данные теста указывают на выде-

ление курсантами начала недели (врабатывание) и окончания (накопление

усталости). Оценка кожно-гальванической реакции девушек и юношей

показала высокие результаты в начале и конце недели. Данное обстоятель-

ство связано с практическими занятиями по физической подготовке. Сни-

жение показателя кожно-гальванической реакции у курсантов отмечено в

середине недели, что свидетельствует о снижении у них активности, росте

усталости и напряженности.

Заключение. Анализируя динамику показателей высших психиче-

ских функций центральной нервной системы и двигательной активности

курсантов в течение учебной недели, можно сказать, что содержание и

характер учебных занятий в образовательной деятельности значительно

оказывают влияние на их умственную и физическую работоспособность.

Как следствие сотрудникам и преподавателям образовательных организа-

ций необходимо организовывать учебный процесс с учетом негативных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сторон ведущей деятельности. Образовательная деятельность должна

положительно влиять на психофизическое состояние обучающихся. При

этом необходимо создавать стрессовые ситуации для эффективного обуче-

ния и повышения работоспособности курсантов.

Список литературы

1. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы // Вестник Московского

университета. Серия 14. Психология. 1995. № 4.С. 45–54.

2. Бачурина Ю.В., Тихая А.Г. Двигательная активность как один из

способов сохранения здоровья студенческой молодежи // Педагогические и

социологические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ.

конф. Чебоксары: Издат. дом «Среда», 2018. С. 247–249.

3. Закревская Н.Г., Кувалдина Е.В. Влияние физической нагрузки на

показатели внимания и умственной работоспособности курсантов с раз-

ным уровнем физической подготовленности // Спорт, человек, здоровье:

сб. материалов конгресса / ред. В.А. Таймазов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017.

С. 432–434.

4. Маслянюк В.И., Воробьев А.А., Алекперов И.М. Исследование

функциональных показателей курсантов в условиях нервно-эмоциональ-

ного напряжения // Известия Российской Военно-медицинской академии.

2020. Т. 2. № S1. С. 111–112.

8

7

Физическая культура [Physical culture]

5. Никитина У.О., Хайруллин И.Т. Влияние физических упражне-

ний на нервно-эмоциональное напряжение студентов // Эксперименталь-

ная и инновационная деятельность – потенциал развития отрасли физиче-

ской культуры и спорта: сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. Чай-

ковский: Изд-во ЧГИФК, 2020. С. 90–93.

6. Осокин Д.А. Влияние спорта на мозг: как занятия физическими

упражнениями влияют на умственную работоспособность курсантов выс-

ших учебных заведений МЧС России // Вопросы педагогики. 2019. № 2.

С. 76–78.

7. Панченко Г.А., Куашев А.М., Татарканов А.А. Психофизические

особенности интеллектуальной деятельности студентов в период зачетно-

экзаменационной сессии // Теория и практика современной науки. 2017.

№ 4 (22). С. 674–678.

8. Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-техни-

ческого прогресса // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 4. С. 73–78.

References

1. Arakelov G.G. Stress i ego mekhanizmy [Stress and its mechanisms] // Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14.

Psychology]. 1995. No. 4. P. 45–54.

2. Bachurina Yu.V., Tihaya A.G. Dvigatel'naya aktivnost' kak odin iz sposobov so-

hraneniya zdorov'ya studencheskoj molodezhi [Motor activity as one of the ways to preserve

the health of student youth] // Pedagogical and sociological aspects of education: materials of

the Intern. scientific-practical conf. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2018.

P. 247–249.

3. Zakrevskaya N.G., Kuvaldina E.V. Vliyanie fizicheskoj nagruzki na pokazateli

vnimaniya i umstvennoj rabotosposobnosti kursantov s raznym urovnem fizicheskoj podgo-

tovlennosti [The influence of physical activity on the indicators of attention and mental

working capacity of cadets with different levels of physical fitness] // Sport, man, health: col-

lection of articles. materials of the congress / ed. V.A. Taymazov. St. Petersburg: Publishing

house of St. Petersburg State University, 2017. P. 432–434.

4. Maslyanyuk V.I., Vorob'ev A.A., Alekperov I.M. Issledovanie funkcional'nyh po-

kazatelej kursantov v usloviyah nervno-emocional'nogo napryazheniya [Study of functional

indicators of cadets in conditions of neuro-emotional stress] // Izvestiya Rossijskoj Voenno-

medicinskoj akademii [News of the Russian Military Medical Academy]. 2020. T. 2. No. S1.

P. 111–112.

5. Nikitina U.O., Hajrullin I.T. Vliyanie fizicheskih uprazhnenij na nervno-emocion-

al'noe napryazhenie studentov [The influence of physical exercises on the neuro-emotional

stress of students] // Experimental and innovative activity – the potential for the development

of the branch of physical culture and sports: collection of articles. proceedings of Vseros.

scientific-practical conf.: in 2 vol. Tchaikovsky: ChGIFK Publishing House, 2020. P. 90–93.

6. Osokin D.A. Vliyanie sporta na mozg: kak zanyatiya fizicheskimi uprazhneniyami

vliyayut na umstvennuyu rabotosposobnost' kursantov vysshih uchebnyh zavedenij MChS

Rossii [The influence of sports on the brain: how physical exercises affect the mental perfor-

mance of cadets of higher educational institutions of the Ministry of Emergency Situations of

Russia] // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2019. No. 2. P. 76–78.

9

8

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 8

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 8]

7. Panchenko G.A., Kuashev A.M., Tatarkanov A.A. Psihofizicheskie osobennosti

intellektual'noj deyatel'nosti studentov v period zachetno-ekzamenacionnoj sessii [Psycho-

physical features of students' intellectual activity during the test-examination session] // Teo-

riya i praktika sovremennoj nauki [Theory and practice of modern science]. 2017. No. 4 (22).

P. 674–678.

8. Sudakov K.V. Stress kak ekologicheskaya problema nauchno-tekhnicheskogo

progressa [Stress as an ecological problem of scientific and technological progress] // Fiziolo-

giya cheloveka [Human Physiology]. 1996. T. 22. No. 4. P. 73–78.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.