Научная статья на тему 'Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на личностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах'

Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на личностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
182
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлев Сергей Николаевич

В статье дана характеристика экстре.ыальных чрезвычайных ситуаций и обобщен опыт выработки готовности их преодоления среди специалистов, чья деятельность связана с риском. Проведен анализ личностного самоопределения и его значимости в подростковом и юношеском периодах. Предложены рекомендации по подготовке молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях, которые апробированы при подготовке студентов-спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавлев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE ABILITY TO OVERCOME EXTREME SITUATIONS THROUGH THE USE OF SELF-DETERMINATION DURING TEENAGE AND YOUTH PERIODS

The article presents a description of emergency situations. The experience of developing the ability to deal with these situations by the risk specialists is discussed. The analysis of personal self-determination is made and the meaning of this phenomenon for youth is determined. Proved recommendations for training youth to act accordingly in emergency situations are proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на личностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах»

ВЛИЯНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ПЕРИОДАХ С.Н. Журавлев

В статье дана характеристика экстремальных чрезвычайных ситуаций и обобщен опыт выработки готовности их преодоления среди специалистов, чья деятельность связана с риском. Проведен анализ личностного самоопределения и его значимости в подростковом и юношеском периодах. Предложены рекомендации по подготовке молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях, которые апробированы при подготовке студентов-спасателей.

THE ROLE OF THE ABILITY ТО OVERCOME EXTREME SITUATIONS THROUGH THE USE OF SELF-DETERMINATION DURING TEENAGE AND YOUTH PERIODS

S.N. Zhuravlev

The article près en (s a description of emergency situai ions. The experience of developing îhe ability to deal with these situations by the risk spécialists is discussed. The analysis of personal self-determination is made and the meaning of ihis phenomcnon for youth is determined. Proved recommendations for training youth to act accordingly in emergency situations are proposed.

Политические и экономические перемены в России, произошедшие в конце XX в. и продолжающиеся до сих пор, сильно повлияли на нравственное, ценностное, профессиональное, конвенциально-ролевое и социальное самоопределение молодежи. Влияние это нельзя назвать положительным, так как эти изменения привели к скачку преступности, наркомании и алкоголизму среди подростков. «Ценностный вакуум», образовавшийся в постперестроечный период, был заполнен искусственными ценностями, которые привели общество не только к экономическому, но и нравственному кризису. В настоящее время государством предпринимается комплекс мер, направленных на исправление этой ситуации, где главную роль играет пропаганда здорового, в физическом и нравственном смысле слова, образа жизни. Сейчас, как и в послереволюционный период, молодое поколение нуждается в идее, которая позволит гармонично и целостно развиваться как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Одним из способов выхода из сложившейся ситуации мы считаем пропаганду среди молодежи деятельности, которая формирует у нее такие качества как ответственность, патриотизм, любовь к людям, труду, что проявляется в личностном самоопределении подростков.

В психологическом словаре под редакцией Н.И. Конюхова самоопределение личности есть «сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях» [3, с. 174]. Таким образом, мы выделяем важность опыта преодоления чрезвычайных ситуаций в личностном самоопределении. Само понятие «самоопределение» подразумевает наличие у человека «самости», нуждающейся в «определении» через собственные усилия и опыт, что означает практические аспекты сознательной целенаправленной деятельности человека в мире действительности, направленной на практическое осуществление своего личностного человеческого потенциала и жизненных планов [11].

В настоящее время много работ посвящено обучению позитивного разрешения различных кризисных ситуаций, в которых большое внимание уделяется не только способам преодоления экстремальных чрезвычайных ситуаций, но и знанию, ради чего нужно это делать. Такой опыт большинством из нас приобретается вследствие разрешения своих жизненных ситуаций, а часть людей, чья деятельность связана с риском, приобретает его в процессе трудовой деятельности. К числу таких видов деятельности относится работа спасателей, которые находятся в постоянной готовности оказать помощь людям, попавшим в чрезвычайные ситуации. Сами чрезвычайные ситуации, возникающие в мирное время, требуют осуществления экстренных мер по ликвидации их последствий, проведения спасательных и других неотложных работ. Опыт свидетельствует: назрела серьезная необходимость в коренной перестройке не только существующей системы защиты людей и среды их обитания от воздействия грозной природной стихии или грубых нарушений технологии производства, но и подготовки человека к рациональным, эффекгивным, психическим и морально обоснованным действиям в этих ситуациях [12].

С.Н. Журавлев. Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на личностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах

Готовность к преодолению экстремальных ситуаций не появляется вдруг. Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психофизиологические возможности людей - величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. Эффективное поведение в экстремальной ситуации осуществляется за счет улучшенной регуляции функций психики, своевременного учета и предвосхищения изменений в обстановке, четкого и оперативного применения или видоизменения приемов и способов действий. Наблюдается повышение волевой управляемости деятельностью и ее общей эффективности [1].

Среди факторов, ог которых зависит уровень и успех деятельности людей в экстремальных ситуациях, особое значение имеет готовность к этим ситуациям. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. Она выражается также в улучшении внимания, памяти, сохранении положительного эмоционального фона для быстрых и точных действий [5].

Многочисленные исследования показали, что для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы:

- осознание требований общества, коллектива, своих потребностей или поставленной задачи другими людьми;

- осознание целей, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;

- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели [9].

Подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях большое внимание уделяется в различных

сферах человеческой деятельности для того, чтобы свести к минимуму человеческие и материальные потери при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. В настоящее время установлено, что возможность противостоять экстремальной ситуации включает три составляющие:

1) физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

2) психическую устойчивость, обусловленную профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации, чувства долга и др.);

3) психологическую готовность (активно-деятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия) [10].

Каждый из нас в различные периоды жизни сталкивается с трудностями, которые и формируют у нас эти составляющие. Важную роль в становлении такой готовности играет подростковый и юношеский возраст. Не углубляясь в особенности каждого периода, остановим свое внимание на тех моментах, которые влияют на готовность к экстремальным ситуациям.

Физиологическая, психическая и психологическая устойчивость в любом возрасте, тем более в подростковом и юношеском «вдруг» не появляется. Для ее выработки требуется множество факторов, которые не всегда зависят от самого подростка.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствует о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Развитие взрослости проявляется:

- в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнении на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулинности или феминности;

- в понимании взрослого как образца в деятельности;

- в познавательной деятельности - появляется доминирующая направленность познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания [7].

Подросток ориентирован на мораль равенства, представляет себя человеком, перешагнувшим границы детства. Он начинает расширять свои права и ограничивать их у взрослых, претендует на уважение его достоинства, противится контролю, опеке, активно добивается равноправия со взрослыми. Но эти притязания сдерживаются взрослыми по ряду причин:

- остается материальная зависимость подростка;

- сохраняются детские черты в облике и поведении;

- еще нет умения быть самостоятельным;

Пока отсутствует взрослая ответственность, становление новых взаимоотношений подростка и взрослых протекает не всегда гладко, Это может породить разные формы непослушания детей, протеста, конфликтов. И чем больше подросток недоволен взаимоотношениями со взрослыми, тем нужнее ему товарищи, тем сильнее их влияние на него.

Притязание на взрослость может иметь и деформированное ее понимание, проявляясь в подражании «веселой и легкой» жизни - посещении ночных клубов, выпивке. Это ведет к утрачиванию познавательных интересов, прекращению учения и, по сути, к дезинтеллектуализации - таково неблагополучное развитие взрослости [4].

В своей работе мы опирались на положения экзистенциальной философии, отраженные в трудах таких мыслителей, как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, А. Камю, С. Кьеркегор, Н.О. Лосский, Ж.-П. Сартр, П. Тиллих, М. Хайдбггер, К. Ясперс и др. [6]. «Представители экзистенциальной парадигмы утверждают мысль, что личность свободна в своем становлении; свобода человека состоит в обретении им возможности «выбирать» самого себя, созидать собственную личность каждым своим действием, поступком. Тем самым человек должен нести ответственность за свое развитие и бытие, не перекладывая ее на внешние обстоятельства» [8, с. 6J.

Одним из вариантов позитивного выбора в своем становлении мы видим участие молодежи в работе различных общественных организаций, чья деятельность направлена на улучшение политической, экономической и социальной обстановки в стране. Одной из таких организаций является созданная в 2004 году Иркугская региональная общественная поисково-спасательная организация «Каскад» (ПСО «КАСКАД»), которая призвана сформировать у ее членов сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности, обучить практическим навыкам и умениям действовать в чрезвычайных ситуациях по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды, положительного отношения к здоровому образу жизни. Для осуществления данных целей со школьниками и студентами проводятся теоретические и практические занятия по физической, специальной, медицинской и другим видам подготовок, где вырабатываются навыки преодоления экстремальных чрезвычайных ситуаций.

Опираясь на опыт подготовки спасателей-общественников при Иркутском политехническом университете, в феврале 2002 г. приступила к обучению первая группа студентов-спасателей по программе «Первоначальная подготовка спасателей МЧС России». В программу входит 9 разделов общим объемом 286 часов. В качестве основных предметов выступают медицинская, противопожарная и психологическая подготовка.

Цель обучения - научиться распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь.

Учитывая тот факт, что к будущим спасателям предъявляются высокие требования по физическому, психическому и психологическому здоровью, а у большинства студентов нет за плечами службы в вооруженных силах России, была проведена работа по выявлению профессионально пригодных студентов, состоящая из трех этапов:

На первом этапе студентам необходимо было пройти собеседование, тестирование и медицинскую комиссию. На собеседовании основными задачами были определение мотивации к обучению и первичная оценка физического и психического здоровья кандидата.

При тестировании были использованы следующие тесты:

методика «Прогноз», разработанная Санкт-Петербургской военно-медицинской академией для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Ис-

С.Н. Журавлев. Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на лич^ ностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах

пользуется при отборе лиц, пригодных для службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования;

опросник темперамента Стерляу и психомоторный тест, направленные на определение типа нервной системы;

16-факторный тест Кеттелла, диагностирующий черты личности.

Опираясь на заключение медицинской комиссии, определяли пригодность к обучению по состоянию здоровья. Первый этап отбора прошло 38 студентов (из 56 кандидатов). Из 18 человек, не прошедших первичный отбор, 15 человек имели противопоказания по состоянию здоровья, а у 3 отмечен низкий (менее 3 баллов) уровень HI 1У и слабый тип нервной системы.

Второй этап включал в себя выявление таких морально-волевых качеств, как дисциплинированность, эмоциональная устойчивость, готовность к риску, способность к управлению собственным состоянием, работоспособность и мобилизация психических и физических резервов организма, а также способность воздействовать на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности и других качеств, необходимых для спасателей.

На этом этапе, дополнительно к пр01^рамме, слушатели курсов посещали тренировки секции альпинизма, участвовали в походах и альпиниадах, проводимых в Восточных Саянах. Многие прошли парашютную и водолазную подготовку, совершив тренировочные прыжки с парашютом и погружения под воду с аквалангом.

Все слушатели прошли практическую подготовку на базе городской службы спасения, принимая участие в работе дежурных смен, а несколько человек дополнительно принимало участие в дежурствах реанимационных бригад скорой помощи. Во время этих занятий подтверждалось или опровергалось н&тичие вышеперечисленных качеств у слушателей курсов. После второго этапа осталось 20 студентов, которые, сдав зачеты по дисциплинам курса «Первоначальная подготовка спасателей МЧС России», были допущены к сдаче экзамена территориальной аттестационной комиссии (ТАК) №803 по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Иркутской области.

Третьим этапом был аттестационный экзамен, который принимали члены ТАК № 803, сам по себе он уже являлся сложным испытанием, так как студентам необходимо было сразу, без подготовки, ответить на шесть вопросов билета, относящихся к 9 дисциплинам данного курса, и дополнительные вопросы членов комиссии.

Успешная сдача экзамена, результатом которого было присвоение квалификации «Спасатель» всем 20 студентам, подтверждает высокую эффективность используемых методик и методов при подготовке студентов-спасателей.

По окончании подготовки была проведена исследовательская работа с целью выявления различий между студентами, прошедшими подготовку на присвоение квалификации «Спасатель» в количестве 20 человек, и 82 студентов различных специальностей БрГУ, не участвовавших в данной подготовке. При проведении исследований нами была использована методика определения уровня субъективного контроля (УСК). Обработка полученных данных была осуществлена с помощью специального статистического пакета «Stadia»: были выполнены первичные статистические расчеты для определения среднеарифметического (М), стандартного отклонения (о) и критерия Фишера для определения различий между выборками [2]. Полученные результаты представлены нами в таблице 1.

Как видно из приведенной выше таблицы, у студентов-спасателей отмечается отличие в сторону интернальности от студентов, не участвовавших в обучении, по таким критериям, как интерналь-ность в области достижений (Ид), интернальность в области семейных отношений (Ис), интерналь-ность в области производственной карьеры (Ип), интернальность в области здоровья (Из). Нами не обнаружено различий по таким критериям, как интернальность в области неудач (Ин) и интернальность в области межличностных отношений (Им). В целом проведенные исследования показали, что студенты-спасатели более уверены в себе и готовы быть ответственными за свою судьбу.

Таблица 1

Сравнение уровня интериальяости студентов-спасателей и студентов разных факультетов БГУ, не обучавшихся по программе «Первоначальная подготовка спасателей МЧС России»

Ид Ин Ис

Группа М а Критерий Фишера м о Критерий Фишера М о Критерий Фишера

Студенты m ON iri 1 2,288 ■ 0,0042 Гипотеза=1 4,525 см CJN о 1! 93 « <Ц н о sQ ON ^t 1,575 ;i м о и s

Студенты-спасатели 6,933 1,163 Г 5,467 1,642 £ U SO <ч о' CS «о «л СЧ 5 1—1 гл ON О О о

Ип Им Из

м а Критерий Фишера М CT Критерий Фишера м о Критерий Фишера

Студенты 3,983 1 1,697 1 ё с к U ОО чо ч о гч о vT ■/ч О of о »1 CJ S 4.339 NO m <N ТЕ Г> О Ь

Студенты-спасатели тГ vT 2,444 6,333 ON 4*1 о с К U CS PO ON о о" NO NO' 1,454 О С Я L. Г^ 00 <4 <3 о*

Эффективность данного вида подготовки также доказывает работа студентов-спасателей, прошедших аттестацию на спасателя, по оказанию различной помощи жителям г. Братска в составе дежурных смен Г1СО «КАСКАД».

Общественные студенты-спасатели за три года своей деятельности выезжали на помощь жителям города более 1200 раз, из которых 5 раз предотвратили попытки суицида, а в 21 случае оказанная своевременная помощь позволила сохранить жизнь и здоровье пострадавшим.

Литература

1. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта з экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. - М. 2002.

2. Жафяров Л.Ж., Жафяров P.A. Математическая статистика. - Новосибирск: Изл-во НГПУ. 2000.

3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: МОДЭК, 1996.

4. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. - М.: Эксмо, 2005.

5. Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М: Смысл, 1999.

6. Подлиняев O.JI. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода: дис... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 1999.

7. Тарас А.Е., Сельченок К.В, Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия. - М.: ACT; Минск: Харвест, 2001.

8. Учебник спасателя. - Краснодар: Сов. Кубань, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.