Научная статья на тему 'Влияние государственного стандарта начального образования на формирование образовательного уровня учащихся начальных классов'

Влияние государственного стандарта начального образования на формирование образовательного уровня учащихся начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стандарт начального образования / начальная школа / универсальные учебные действия / экспериментальные школы / мониторинг сформированности / метод / уровень / анализ / реализация / the standard of primary education / primary school / universal learning activities / experimental schools / monitoring of development / method / level / analysis / implementation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабуров Хайрулло Мирзоевич

В статье рассматриваются результаты введения государственного стандарта начального образования и его влияние на формирование образовательно-культурного уровня учащихся начальных классов. А также анализированы деятельность экспериментальных школ по введению новых стандартов и результаты мониторинга, целью которого является выявление уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников данных школ. Особо подчеркиваются некоторые выводы по введению и реализации новых стандартов начального образования в деятельность средних школ, а также результаты итогового мониторинга в экспериментальных школах. Автором изучена и проанализирована деятельность рабочей группы при директорах экспериментальных школ по ведению новых стандартов, этапы по подготовке к введению новых стандартов, комплекс мероприятий для успешной реализации требований новых стандартов, таких как обучающие семинары, консультации, методическая помощь в разработке материалов, организация и проведение просветительской работы с родителями. Предлагаются конкретные рекомендации для успешного введения в деятельность школ новых государственных стандартов начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сабуров Хайрулло Мирзоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF STATE STANDARD OF PRIMARY EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL LEVEL OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article discusses the results of introduction of state standard of primary education and its influence on the development of educational and cultural level of primary school pupils. As well, the activities of pilot schools to introduce new standards and monitoring results which aim to identify the level of development of universal learning activities of the first grade pupils of these schools were analyzed. Some conclusions on the introduction and implementation of new standards of primary education in secondary school activities as well as the results of final monitoring in pilot schools are specially highlighted. The author studied and analyzed the activities of working groups under experimental schools' directors on introduction of new standards, stages of preparation and introduction of new standards, a set of measures for successful implementation of new standards requirements, such as training seminars, consultations, methodological assistance in developing materials, organizing and conducting educational work with parents. At the end, specific recommendations for successful introduction of new state standards of primary education into schools activities are made.

Текст научной работы на тему «Влияние государственного стандарта начального образования на формирование образовательного уровня учащихся начальных классов»

13.00. 00. ИЛМҲОИ ПЕДАГОГИ

13.00. 00. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

13.00. 00. PEDAGOGICAL SCIENCES

13.00. 01. ПЕДАГОГИКАИ УМУМӢ,ТАЪРИХИ ПЕДАГОГИКА ВА МАОРИФ

13.00. 01. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА,ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

13.00. 01. GENERAL PEDAGOGICS, THE HISTORY OF PEDAGOGICS AND

EDUCATION

УДК 371.01 Х.М.САБУРОВ

ББК 74.200

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Проблема образовательных стандартов-одна из наиболее актуальных проблем педагогической науки и практики. Эта тема в течение последних трех лет стала наиболее обсуждаемой в среде педагогов-ученых и практиков. При этом существуют и выражаются разные мнения, и чем больше приходит осмысление, тем больше возникает количество вопросов.

Введение новых государственных стандартов начального общего образования (ГОС НОО) не привело к кардинальным изменениям в начальной школе, так как сохранена преемственность между старыми и новыми стандартами на основе единства содержания. Так же, как и в старых стандартах, в новых обоснованы такие знания, умения и навыки, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на последующей ступени образования. Новый стандарт полностью поддерживает существующие традиции начального образования, хотя при этом расставляет иные акценты и приоритеты.

Поэтому возникла насущная потребность - подготовить и профессионально, и морально учителей начальных классов к введению новых стандартов, чтобы они смогли принять активное участие в этой сложной работе и почувствовать изменения в своей деятельности и ее результатах.

Работа по введению новых стандартов в начальные школы Согдийской области осуществлялась при поддержке Областного управления образованием и активным участием специалистов Института повышения квалификации работников образования. В целях эффективной организации введения ГОС НОО в 2012-2013 учебном году в экспериментальных школах были созданы необходимые кадровые, организационные, информационные, материальнотехнические, учебно-методические, финансовые условия реализации ГОС, а также подготовлена инновационная программа «Универсальные учебные действия в начальной школе», определяющие формы оценки качества образования и программы по духовно-нравственному воспитанию детей.

Директора экспериментальных школ издали приказы и сформировали рабочие группы, которые разработали планы работы школы по введению новых ГОС НОО. Эти планы охватили следующий круг вопросов:

- изучение и анализ методических материалов новых стандартов;

- разработка основной образовательной программы начального общего образования;

- разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;

- разработка рабочих программ дополнительной образовательной (внеурочной) деятельности;

- изучение учителями методических пособий нового стандарта для его реализации;

- разработка системы мониторинга планируемых результатов образования;

- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность педагогов и членов администрации по введению новых стандартов;

198

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

- обеспечение педагогов информационными и научно-методическими материалами по

вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) и методическими

рекомендациями по развитию своей компетентности.

На первом этапе подготовки к введению новых стандартов в экспериментальных школах были решены следующие задачи:

1. Разработана нормативно-правовая база школы с целью введения новых стандартов.

2. Доведены на собраниях до сведения родителей будущих первоклассников цели и задачи новых стандартов.

3. Проведен опрос родителей по вопросу организации дополнительного образования детей во внеурочное время.

4. Проведена корректировка плана работы методического объединения учителей начальных классов, основная деятельность которого направлена на изучение методических материалов по введению новых стандартов начального общего образования и разработке программ.

Второй этап деятельности экспериментальных школ по введению нового стандарта начался с момента издания приказа «О переходе школы на обучение по новым ГОС НОО». На этом этапе были решены следующие задачи:

- изданы приказы «О назначении ответственного за введение ГОС НОО в 2012/2013 учебном году», «О создании рабочей группы по введению ГОС НОО в 2012/2013 учебном году»;

- изданы приказы, регламентирующие деятельность педагогов и администрации в рамках введения новых стандартов;

- создан координационный совет для решения проблем, возникающих при введении новых стандартов;

- разработаны программы дополнительной образовательной (внеурочной) деятельности в начальных классах (например, «Школа вежливости», «Игровой иностранный язык», «Все мы разные, но все мы вместе», «Шахматы», «Волшебный клубок», «Хореография и ритмика» и т.д.);

- разработан план воспитательных мероприятий (система классных часов) для 1-х классов по основным направлениям внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых стандартов («Дни здоровья», «Веселые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Правила дорожного движения знаю все без исключенья», «Гражданином я быть обязан», «Символы (Флаг, Герб, Гимн) Таджикистана», «Мой родной город» и т.д.);

- проведена исходная диагностика обучающихся с целью организации личностноориентированного обучения и планирования его результатов к концу первого учебного года.

На третьем этапе в экспериментальных школах проходила непосредственная реализация новых стандартов и программ внеурочной деятельности, которая включала в себя постоянную методическую поддержку учителей начальных классов по введению новых стандартов. В ходе экспериментальной работы в течение 2012/2013 учебного года в школах проведены следующие мероприятия:

1. Обучающие семинары на темы:

- «ГОС НОО: концептуальные основы, структура, содержание» с целью ознакомления с содержанием и пониманием концептуальной основы новых стандартов, а также теоретической подготовки к их введению.

- «Определение изменений в существующей образовательной системе начальной школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями новых стандартов» с целью определения изменений в образовательных целях, учебном плане, содержании учебных программ и программ вне учебной деятельности, условий реализации образовательных программ, способов и организационных механизмов контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

2. Консультации:

- использование инновационных образовательных технологий;

- формирование универсальных учебных действий;

- использование интегрированного и дифференцированного подхода в обучении;

- методы и формы организации учебно-воспитательной работы с одарёнными детьми;

- диагностика УУД.

3. Методическая помощь в разработке материалов:

- рабочих программ по отдельным предметам;

- программы формирования УУД;

- программы духовно-нравственного воспитания и развития;

199

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

- программы диагностики планируемых результатов;

- программы определения системы мониторинга планируемых результатов;

- плана организации работы с одарёнными детьми;

- плана создания программ дополнительной образовательной деятельности.

4. Организация и проведение просветительской работы с родителями в рамках реализации новых стандартов и программ внеурочной деятельности первоклассников.

С целью изучения состояния введения новых стандартов в деятельность начальных классов экспериментальных школ в 2012-2013 учебном году, проведен мониторинг сформированное™ УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) на конец периода обучения в первом классе с использованием следующих методов сбора информации:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседа.

В ходе мониторинга использовались следующие методики:

- психологическое обследование младших школьников по методике Цукерман Г.А. (4);

- оценка школьной мотивации (1-2 классы);

- мотивация учения и эмоционального отношения к учению по методике А.Д.Андреевой (1);

- самоидентификация младших школьников по модифицированной методике Куна «Кто Я?» (2);

- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 -2 классы).

Мониторинг дал следующие результаты:

Таблица 1

Результаты мониторинга УУД первоклассников экспериментальных школ

УУД

Уровень регулятивные познавательные коммуникативные

Количество % Количество % Количество %

учащихся учащихся учащихся

низкий 825 75 781 71 693 63

средний 99 9 198 18 187 17

высокий 176 16 121 11 220 20

На основании данных таблицы №1 представим круговые диаграммы, наглядно отражающие уровни сформированное™ УУД первоклассников экспериментальных школ

200

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Рис.2. Уровень сформированное™ коммуникативныхУУД первоклассников экспериментальных школ

Рис. 3. Уровень сформированное™ познавательных УУД первоклассников экспериментальных школ

С целью формирования регулятивных УУД учителя начальных классов использовали на уроках технологии продуктивного чтения и проблемно-диалогического обучения. При этом первоклассники, на первых порах с помощью учителя, научились определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать алгоритм (последовательность) действий на уроке; научились высказывать свое мнение на основе работы с материалом учебника; научились работать по плану, предложенному учителем.

Из 1100 первоклассников высокий уровень регулятивных УУД показали 75 % детей; средний уровень - 9 %, низкий уровень - 16 % (рис. 1).

Средством формирования познавательных УУД учителям начальных классов послужили материалы из учебников и их методический аппарат, нацеленные на формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Первоклассники научились ориентироваться в учебнике (в оглавлении, в условных обозначениях); искать ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать обобщения и выводы в результате совместной работы с учителем; пересказывать небольшие по объему тексты из учебника.

Из 1100 первоклассников высокий уровень познавательных УУД показали 71 % детей; средний уровень - 18 %, низкий уровень - 11 % (рис.3).

Для формирования коммуникативных УУД учителя начальных классов организовывали работу учащихся в парах и малых группах и применяли в процессе обучения технологию продуктивного чтения. Дети научились высказывать свои мысли в устной и письменной форме (в небольшом объеме); выразительно читать и пересказывать текст; слушать и понимать речь других; обрели навыки работать в паре и группе, выполняя различные роли (лидера, исполнителя); договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения, общения и придерживаться их.

Из 1100 первоклассников высокий уровень коммуникативных УУД продемонстрировали 63 % детей; средний уровень - 17%, низкий уровень - 20% (рис.2).

Таким образом, анализ данных таблицы №1 позволяет сделать вывод о том, что большинство первоклассников (84%) имеют достаточный уровень сформированное™ регулятивных УУД (высокий - 75 % и средний - 9 %), что отражает способность учащихся организовать свою учебную деятельность в соответствии с их возрастными особенностями:

201

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

- выполнять действия по образцу,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществлять действие по обозначенному правилу,

- ставить задачу в рамках выполнения задания и удерживать ее до конца выполнения,

- планировать свои действия,

- контролировать правильность выполнения действия,

- осуществлять коррекцию результатов выполнения заданий (исправлять свои ошибки).

При этом особо отметим, что основное количество детей со средним и низким уровнем

сформированное™ УУД приходится на детей, не посещавших детский сад и не проходивших подготовку к школе.

Высокие результаты на уровнях сформированное™ УУД у первоклассников можно объяснить хорошей готовностью детей к обучению в школе, специальной подготовкой учителей начальных классов к реализации требований новых стандартов начального общего образования, а также комплексом организационно-педагогических условий, созданных в школе.

Продолжая реализацию новых стандартов во 2 классе, учителям необходимо:

1. Провести диагностику сформированное™ УУД с целью выявления учащихся, показавших понижение его уровня, и организовать коррекционную работу с этими учащимися.

2. Продолжить специальную работу с учащимися «группы риска», выстроив ее по индивидуальному плану.

3. По итогам коррекционной работы на основе индивидуального плана провести повторную проверку с форсированное™ УУД у учащихся «группы риска».

На основании результатов исследовательской работы необходимо предложить некоторые рекомендации учителям начальных классов:

- при организации учебного процесса учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и зону их ближайшего развития;

- использовать в педагогическом процессе такие формы учебной работы, как: организация взаимных заданий для групп, встречные проверки выполнения заданий, обсуждение участниками способов действий в ходе выполнения заданий;

- регулярно обсуждать с учащимися изменения в учебно-познавательной деятельности путем сравнения предшествующих и последующих результатов, анализ причин неудач и создание условий, обеспечивающих успешное выполнение заданий;

- приучать учащихся использовать во внешней речи планирование действий по решению учебных задач (для того чтоб, (цель)), стимуляция действий (надо...(действие)), осуществлять регулярный контроль и оценку качества выполнения заданий и полученного результата, производить корректировку допущенных ошибок и устранять пробелы в знаниях;

- при активном участии родителей первоклассников организовать дополнительное (внеклассное) образование детей.

На основании результатов исследовательской работы считаем возможным сделать некоторые выводы по введению и реализации новых стандартов начального общего образования в деятельность школ за 2012/2013 учебный год:

- опыт введения в деятельность начальных классов новых стандартов показал, что в целом теоретические аспекты и технология введения государственного стандарта начального общего образования актуальны и востребованы современной образовательной практикой;

- введение часов на дополнительную образовательную деятельность детей увеличивает воспитательные возможности школы и значительно расширяет спектр предоставляемых образовательных услуг;

- эффективной организации дополнительной (внеурочной) деятельности учащихся начальных классов способствуют материально-технические возможности школы (использование игровой комнаты, спортзала, актового зала), что предоставляет детям положительный опыт общения, раскрывает их интеллектуальные способности и позволяет проявить себя активной, творческой личностью;

- организация проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях способствует самостоятельному поиску новой информации, её анализу и интерпретации в учебных целях;

- наблюдения (посещение уроков) и беседы с учащимися начальных классов показали, что у детей более развита речь, они спокойнее реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; работают в паре или группе,

202

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

показывая навыки самоорганизации, направленные на решение учебной задачи; большая часть детей более адекватно оценивает свою учебную деятельность;

- наблюдения за работой учителей начальных классов свидетельствуют о том, что учителя в достаточной степени обладают навыками методической подготовки в организации учебно-познавательной деятельности, выстраивают учебный процесс на основе «субъект-субъектных» отношений; активно используют мультимедийные технологии, владеют современными средствами коммуникации и информационно-коммуникационными технологиями обучения.

Эффективность введения новых стандартов в деятельность экспериментальных школ оценена нами по результатам итогового мониторинга в июне 2013 года.

Показатели введения в деятельность школ новых стандартов начального общего образования выявляют следующие данные:

- процент педагогов начальных классов, прошедших подготовку к введению новых ГОС -100%;

- оборудование кабинетов начальной школы мультимедийными проекторами - 80 %;

- готовность школы к включению школьников во внеурочную деятельность - 90 %;

- готовность школы обеспечить учащихся 1-х классов организованным горячим питанием -100 %;

- количество родителей, принимавших участие в школьных мероприятиях - 60 %;

- обучающие научно-методические семинары для учителей начальных классов - в течение года, консультации - еженедельно;

- оценка родителями деятельности школы по введению новых стандартов -удовлетворительная (результаты анкетирования);

- оценка родителями дополнительного образования детей во внеурочное время как возможность развития творческих способностей детей (результаты бесед).

Анализ кадрового потенциала, учебно-методической литературы, программного оснащения и ресурсов, используемых для введения новых стандартов в деятельность начальных классов, показал, что учителям начальной школы несложно «войти» в образование по новым стандартам. Это обусловлено следующими фактами:

- учителя прошли повышение квалификации по вопросам введения новых стандартов;

- педагоги школы активно используют инновационные технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, а также личностноориентированного и здоровье сберегающего обучения;

- учителя начальной школы имеют опыт экспериментальной работы и активно сотрудничают с кафедрой педагогики и психологии профессиональной деятельности ХГУ;

- более половины педагогов, работающих в начальных классах, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами

использования мультимедийных средств.

Однако был выявлен и ряд проблем при введении новых стандартов начального общего образования.

В плане материально-технического обеспечения:

- недостаток современных технических средств обучения (компьютер, интерактивная доска, проектор);

- отсутствие электронных образовательных ресурсов для эффективной организации процесса обучения в начальных классах в соответствии с требованиями нового стандарта.

В вопросах информационно-методического обеспечения процесса обучения необходимо модернизировать и совершенствовать программно-методический материал, а в плане кадрового потенциала обеспечить своевременное повышение квалификации учителей в направлении ориентации введения в деятельность школ новых государственных стандартов начального общего образования.

В вопросах организации контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности и диагностики развития детей выявлены:

- отсутствие диагностических материалов для оценки уровня овладения УУД, что значительно осложняет деятельность учителя;

- негативное влияние внешних оценок на эффективность введения самооценки обучающихся при без отметочном обучении (оценочный опыт, личный оценочный опыт родителей).

203

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Таким образом, для обеспечения успешного введения в деятельность школ новых государственных стандартов начального образования необходимо:

1. Обеспечить учебные классы недостающим современным оборудованием в соответствии с требованиями новых стандартов.

2. Расширить материально-техническую инфраструктуру школы (комнаты отдыха и игровые, спортзал, актовый зал).

3. Сформировать банк дополнительных образовательных программ для внеурочной деятельности учащихся.

4. Разработать систему оценивания дополнительной образовательной (внеурочной) деятельности учащихся.

5. Обеспечить учителей учебно-методическими материалами согласно с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

6. Сформировать электронные образовательные и информационно-методические ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать:

1. Проделана значительная работа в режиме эксперимента по введению новых государственных стандартов начального общего образования.

2. В основном учителя начальных классов знакомы с различными инновационными технологиями обучения и умеют применять их на практике.

3. Анализ инновационной деятельности общеобразовательных школ убеждает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий и инфраструктуры существенно повышает эффективность функционирования и развития образовательного учреждения.

4. Целенаправленная деятельность по введению новых государственных стандартов начального общего образования позволила сформировать на начальной ступени образования преемственную, вариативную, открытую, адаптивную школу, органично интегрированную в социальную инфраструктуру страны.

Эти результаты требуют дальнейшего поиска путей совершенствования и модернизации системы образования Республики Таджикистан. При этом важнейшим шагом в решении этих проблем становится повышение эффективности управления образовательными системами всех ступеней.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андреева, А.Д., Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы /А.Д.Андреева, А.М.Прихожан // Психологическая диагностика: Ежеквартальный научно-методический и практический журнал. - 2006 . - № 1 . - С. 33-38.

2. Кун, М., Макпартленд, Т. Методика «Кто Я?» (модификация Т.В.Румянцевой). /Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82-103.

3. Стандарты начального обучения. - Душанбе, 2010.-150с

4. Цукерман, Г.А Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - М.: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.

5. Шарифзода, Ф. Актуальные проблемы современной педагогики / Ф.Шарифзода. - В 2-х книгах. - Душанбе: Ирфон, 2009, 2010.

REFRENCES:

S

1. Andreyeva, A.D. The method of diagnostics of learning motivation and emotional attitude to learning in middle and high forms of schools /A.D.Andreyeva, A.M.Prikhozhan // Psychological diagnostics: Quarterly scientific-methodological and practicaljournal. - 2006. - № 1. - P. 33-38.

2. Kuhn, M. McPartland, T. The methods of "Who am I?" (Modification T. V. Rumyantseva). / Rumyantseva T.V. Psychological Counseling: the diagnosis of relationship in a couple. - Saints Petersburg., 2006. - P. 82-103.

3. The standards of elementary education. - Dushanbe, 2010.-150p.

4. Zuckerman, G.A. Psychological examination of younger pupils. / A.L. Wenger, G.A. Zuckerman - M .: Vlados-Press, 2007. - 160 p.

5. Sharifzoda, F. The actual problems of modern pedagogy / F.Sharifzoda. - In 2 books. - Dushanbe: Irfon, 2009, 2010.

204

НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES

№1(42) 2015

Влияние государственного стандарта начального образования на формирование образовательного уровня учащихся начальных классов

Ключевые слова: стандарт начального образования, начальная школа, универсальные учебные действия, экспериментальные школы, мониторинг сформированности, метод, уровень, анализ, реализация.

В статье рассматриваются результаты введения государственного стандарта начального образования и его влияние на формирование образовательно-культурного уровня учащихся начальных классов. А также анализированы деятельность экспериментальных школ по введению новых стандартов и результаты мониторинга, целью которого является выявление уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников данных школ. Особо подчеркиваются некоторые выводы по введению и реализации новых стандартов начального образования в деятельность средних школ, а также результаты итогового мониторинга в экспериментальных школах.

Автором изучена и проанализирована деятельность рабочей группы при директорах экспериментальных школ по ведению новых стандартов, этапы по подготовке к введению новых стандартов, комплекс мероприятий для успешной реализации требований новых стандартов, таких как обучающие семинары, консультации, методическая помощь в разработке материалов, организация и проведение просветительскойработы сродителями

Предлагаются конкретные рекомендации для успешного введения в деятельность школ новых государственных стандартов начального образования.

The influence of state standard of primary education on the development of educational level of primary school pupils

Keywords: the standard of primary education, primary school, universal learning activities, experimental schools, monitoring of development, method, level, analysis, implementation.

The article discusses the results of introduction of state standard of primary education and its influence on the development of educational and cultural level of primary school pupils. As well, the activities of pilot schools to introduce new standards and monitoring results which aim to identify the level of development of universal learning activities of the first grade pupils of these schools were analyzed. Some conclusions on the introduction and implementation of new standards of primary education in secondary school activities as well as the results of final monitoring in pilot schools are specially highlighted.

The author studied and analyzed the activities of working groups under experimental schools' directors on introduction of new standards, stages of preparation and introduction of new standards, a set of measures for successful implementation of new standards requirements, such as training seminars, consultations, methodological assistance in developing materials, organizing and conducting educational work with parents.

At the end, specific recommendations for successful introduction of new state standards of primary education into schools activities are made.

Сведения об авторе:

Сабуров Хайрулло Мирзоевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафуров (Республика Таджикистан, г Худжанд),E-mail:

[email protected]

Information about the author:

Saburov Khairullo Mirzoevich, Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Psychology of Professional Activity, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.