Научная статья на тему 'Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике'

Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ПРИВАТИЗАЦИЯ / CORPORATION / CORPORATE SECTOR / GOVERNMENT CORPORATION / PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Ксения Владимировна

В статье рассмотрена роль государства в развитии корпоративного сектора в России, выделены проблемы госкорпораций и нового этапа приватизации, обозначены перспективы развития корпоративного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике»

Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике Максимова К. В.

Максимова Ксения Владимировна /Maksimova Kseniya Vladimirovna - ассистент, кафедра экономической теории и национальной экономики, экономический факультет,

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: в статье рассмотрена роль государства в развитии корпоративного сектора в России, выделены проблемы госкорпораций и нового этапа приватизации, обозначены перспективы развития корпоративного сектора.

Abstract: the article discusses the role of the state in development of the corporate sector in Russia, reviewed the problems of state corporations and the new stage ofprivatization, denoted the prospects of the corporate sector.

Ключевые слова: корпорации, корпоративный сектор, государственные корпорации, приватизация. Keywords: corporation, corporate sector, government corporation, privatization.

В российской экономике тенденции развития корпоративного сектора определяются специфической моделью экономической системы, складывающейся в результате трансформации командной экономики в рыночную. На протяжении почти 20 лет российская экономика характеризовалась определением переходной экономики, для которой было характерно радикальное преобразование всей социально -экономической системы, изменение роли государства в экономике, трансформация отношений собственности, неразвитость институциональной среды.

По мнению исследователей Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара, к 2008 году переходный период в российской экономике завершился [1]. Однако сложившаяся модель экономической системы носит черты капитализма олигархического типа: сращивание государственной власти и собственности; ресурсно-сырьевая направленность экономики; незаинтересованность крупного бизнеса в обновлении основных фондов, модернизации производства, инновационной деятельности; резкая дифференциация населения по доходам.

Кроме того, с начала 2000-х годов отмечается движение России к государственно-монополистическому капитализму: вмешательство государства в экономику растет, происходит частичная монополизация государством наиболее доходных секторов национальной экономики. Государство активизировало деятельность по повышению эффективности управления распыленными активами путем их интеграции в государственные холдинговые структуры в нефтяной, автомобильной, авиационной и некоторых других отраслях экономики. В этот период заметно активизировались попытки установления контроля за основными финансовыми потоками и более сильной зависимости корпоративного бизнеса от государственных институтов, несмотря на административную реформу и планы дальнейшей приватизации. Главной особенностью этих лет стало смещение приоритетов в пользу прямого государственного участия в экономике [2, С. 7].

Во второй половине 2007 года были созданы государственные корпорации в различных отраслях («Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Ростехнологии», «Роснано», «Олимпстрой», «Агентство по страхованию вкладов», Банк развития). Кроме того, мировой экономический кризис 2008-2009 годов вынудил государство принимать меры экономической поддержки экономики, что еще больше усилило вмешательство государства в экономику. А. Яковлев, Ю. Симачев отмечают также усиление в этот период неформальных связей корпоративного сектора с государством, ориентации части корпораций на государственные ресурсы [3, C. 70].

Перспективы развития корпоративного сектора в настоящее время связаны с программами приватизации на 2012-2017 годы. В планы приватизации входят пакеты акций 20 крупнейших российских компаний и банков, занимающих лидирующее положение в отраслях экономики (Роснефть, Русгидро, Совкомфлот, ВТБ, Росагролизинг, РЖД, Россельхозбанк, Роснано и др.). Также намечена приватизация широкого круга менее крупных компаний и предприятий госсектора - порядка 500 организаций, в том числе свыше 200 ФГУП. При этом следует особо отметить дополнение перечня рядом крупных АО в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры (морские и речные пароходства, порты, аэропорты).

Утвержденные программы приватизации в экономической литературе уже получили название «новая волна приватизации» [4, C. 9]. Однако перспективы «новой волны приватизации» оцениваются экономистами неоднозначно.

Приватизация позволит снизить долю государства в управлении экономикой. По оценкам ОЭСР доля государства сегодня превышает 60 % в банковском секторе, 50 % - в обрабатывающей промышленности, 45 % - в нефтяной и газовой промышленности. Это слишком высокие показатели даже на фоне других развивающихся рынков.

Однако по результатам исследований, проведенных консалтинговой компанией «ЭКОПСИ Консалтинг», в настоящее время эффективность компании определяется не формой собственности, а в большей мере

компетентностью конкретных менеджеров. При этом работа в государственной компании сегодня зачастую оказывается для высококвалифицированных специалистов привлекательнее, чем в частных корпорациях.

С другой стороны, на балансе государства находятся предприятия, на модернизацию и развитие которых требуются значительные инвестиции, которые государство осуществлять не может. Так, например, Объединенная зерновая компания, объединяющая несколько десятков элеваторов и зернохранилищ, разбросанных по восемнадцати регионам страны, нуждается в качественной модернизации за счет частных инвестиций.

Таким образом, можно выделить перспективы развития корпоративного сектора в России, которые будут проявляться в снижении доли государственного сектора в экономике, развитии конкуренции в отраслях, привлечении инвестиций в долгосрочное развитие корпораций, повышении эффективности крупных компаний с государственным участием. При этом усиливаются риски передела собственности, повышения зависимости корпоративного сектора от экономической политики государства.

Литература

1. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007 / В. Мау, К. Рогов, А. Радыгин - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. 1328 с.

2. Максимова К. В. Сборник кейсов по экономике (микроэкономика): учебное пособие. - Саратов, СГУ. Издательство «Саратовский источник», 2013. - 25 с.

3. Яковлев А., Симачев Ю. Российские корпорации: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 70-79.

4. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. 2011. № 9. С. 4-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.