The features of the current stage of corporate relations development
in Russia's economy Maksimova K. (Russian Federation)
Особенности современного этапа развития корпоративных отношений в экономике
России
Максимова К. В. (Российская Федерация)
Максимова Ксения Владимировна /Maksimova Kseniya - ассистент, кафедра экономической теории и национальной экономики, экономический факультет,
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов
Аннотация: в статье рассмотрены особенности современного этапа развития корпоративных отношений в экономике России, выделены основные тенденции и факторы развития корпоративного сектора.
Abstract: the article describes the features of the current stage of development of corporate relations in Russia's economy, highlights the main trends and factors of development of the corporate sector.
Ключевые слова: корпорации, корпоративный сектор, корпоративные отношения.
Keywords: corporation, corporate sector, corporate relations.
Современный этап развития корпоративных отношений в России начался с 2004 г. и продолжается по настоящее время.
Одной из тенденций, характерных для корпоративного сектора России в этот период, стало расширение государственного сектора за счет как увеличения объемов и видов активов государственных компаний, так и формирования новых акционерных обществ с государственным участием.
А. С. Давыденко, В. В. Клочай высказывают мнение, что в этот период произошел фактический переход к государственному капитализму, частичная монополизация государством наиболее доходных секторов национальной экономики [1, С. 28].
А. А. Яковлев, Ю. Симачев отмечают также усиление неформальных связей корпоративного сектора с государством, ориентация части корпораций на государственные ресурсы [2, С. 72].
Другой тенденцией этого периода стало начавшееся разделение собственности и менеджмента и реальное использование инструментов современного корпоративного управления, что выражается в повышении прозрачности компаний, привлечении независимых директоров, регулярной выплате дивидендов акционеров. Это стало фактором улучшения деловой репутации российских компаний на глобальных рынках, повышения доверия акционеров и приближением российской модели корпоративных отношений к моделям развитых стран.
Как свидетельствуют данные Росстата, в 2000 -е годы в стране наблюдался быстрый рост прямых иностранных инвестиций. По сравнению с 2004 г. их объем в 2014 г. увеличился в 6,3 раза, портфельные инвестиции выросли в 56 раз. Наиболее известные сделки: приобретение корпорацией «Renault» 25 % акций ОАО «АвтоВАЗ», приобретение скандинавским банком Nordea 17,7 % акций АБ «Оргрэсбанк», покупка голландской компанией Eureko российской страховой компании «Франта», покупка немецким холдингом Stada Arzneimittel одного из крупнейших фармпроизводителей — «Верофарм».
В 2005 г. начался бум публичного размещения акций на зарубежных биржах, прежде всего на Лондонской фондовой бирже. Если в 2004 г. прошло пять размещений на сумму 620 млн долл. (0,1 % ВВП), то в 2014 г. — уже 21 на сумму более 10 млрд. долл. (0,4 % ВВП). Несмотря на предпринятые ФСФР меры, направленные на поддержку национального фондового рынка, доля стоимости акций, обращающихся на зарубежных биржах, выше, чем внутри страны.
Еще одной важной тенденцией этого периода стало появление новых корпораций, базирующихся в основном в высокотехнологичных секторах экономике: в секторе информационно -коммуникационных технологий, наукоемких отраслях. Эти компании обладают современной технологией, высокопрофессиональным менеджментом, большим уровнем прозрачности и лояльности по отношению к инвесторам и акционерам. По оценкам журнала «Эксперт», новые корпоративные образования (так называемые «start-up companies») развиваются наиболее быстрыми темпами [3, С. 37].
Продолжается расширение масштабов деятельности российских корпораций, становление российских транснациональных корпораций, усилилась инвестиционная экспансия российского капитала за границу. Так, в составленный газетой «Financial Times» рейтинг 500 крупнейших компаний мира в 2014 году вошли такие российские компании, как ОАО «Газпром» (15 место), «Роснефть» (56 место), «ЛУКойл» (118 место), «Норильский Никель» (154 место) и другие.
Таким образом, в последние годы в формировании корпоративной собственности наблюдаются следующие процессы: активизация действующих государственных холдингов и компаний, вставших на
путь увеличения масштабов своего бизнеса путем слияний и поглощений; появление новых корпораций, базирующихся, в основном, в высокотехнологичных секторах экономики, расширение масштабов деятельности, выход российских корпораций на международные рынки.
Литература
1. Давыденко А. С., Ключай В. В. О специфике формирования корпоративных отношений в Российской Федерации // Экономические науки. 2007. № 4 (29). С. 27-35.
2. Яковлев А., Симачев Ю. Российская корпорации: модели поведения в условиях кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 6. С. 70-79.
3. Краснова В. Агенты модернизации // Эксперт. № 21. 2012, С. 37.