Научная статья на тему 'Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития'

Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1826
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / STATE / STATE REGULATION OF ECONOMY / PUBLIC SECTOR / STATE CORPORATION / CORPORATE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Ольга Сергеевна

В статье раскрываются вопросы развития и функционирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики. Процессы приватизации с одной стороны и увеличение вмешательства государства в экономику с другой изменили состав и структуру государственного сектора российской экономики. Одним из значимых направлений политики Правительства РФ является создание крупных государственных корпораций и дальнейшее увеличение масштабов и направлений их деятельности. Данные корпорации приобрели обширный набор функций, существенные объемы имущества государства (федеральные бюджетные средства, разные производственные и финансовые активы), которые обеспечили их деятельность на долгую перспективу. Государственные корпорации выполняют важную роль в обеспечении стабильного развития национальных экономических систем на протяжении уже нескольких лет, сглаживая так называемые провалы рынка, и формируют нужные условия для преодоления кризисных явлений. В статье представлена классификация секторов экономики, состоящая из государственного, муниципального и частного сектора. Рассмотрены характер и структура государственного сектора развитых зарубежных стран. Проведенная сравнительная характеристика основных национальных моделей государственного сектора позволила выявить степень влияния государства на экономику в североамериканских, западноевропейских и азиатских странах, а также определить основные черты и особенности госсектора данных стран. Рассмотрены понятие и сущность государственной корпорации, а также тенденции их создания и развития. Предложена корпоративная модель государственного сектора российской экономики и определены ее основные характеристики. Анализ результатов проводимого исследования позволил сделать вывод о необходимости дальнейшего развития государственных корпораций и крупных национальных компаний с государственным участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE MODEL OF PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY: TRENDS AND PATTERNS OF DEVELOPMENT

The article reveals the issues of development and functioning of corporate model of public sector of the Russian economy. Today Russia is fully influenced by consequences of entry into world economy. Privatization processes, on the one hand, and increase in intervention of the state in economy, on the other hand, changed composition and structure of the public sector of the Russian economy. Establishment of large state corporations and further increase in scales and directions of Russian government’s policy. These corporations acquired an extensive set of functions, large volumes of state property (federal budgetary funds, different production and financial assets), which ensured their activity in the long run. The state corporations carry out an important role in ensuring stable development of national economic systems for already several years, smoothing the so-called “failures” of the market, and create the necessary conditions for overcoming the crisis phenomena. The author presents the classification of economic sectors consisting of public, municipal and private sectors, studies the character and structure of public sector of the developed foreign countries. The carried-out comparative characteristic of main national models of public sector allowed to reveal the extent of state’s influence on the economy in the North American, Western European and Asian countries, as well as to define the main features of public sector in these countries. The concept and essence of the state corporation, as well as trends of their creation and development are also studied. The author proposes the corporate model of public sector of the Russian economy and defines its main characteristics. The analysis of the conducted research allowed to draw a conclusion on the need of further development of the state corporations and large national companies with the state participation.

Текст научной работы на тему «Корпоративная модель государственного сектора российской экономики: тенденции и закономерности развития»

Ä®

üШ

УПРАВЛЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

DOI: https://doi.org/ 10.15688^токи3.2017.1.8

УДК 338.242.4 ББК 65.050.1

КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Аспирант кафедры государственного и муниципального управления,

Волгоградский государственный университет

keprid@volsu.ru

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье раскрываются вопросы развития и функционирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики. Процессы приватизации с одной стороны и увеличение вмешательства государства в экономику с другой изменили состав и структуру государственного сектора российской экономики. Одним из значимых направлений политики Правительства РФ является создание крупных государственных корпораций и дальнейшее увеличение масштабов и направлений их деятельности. Данные корпорации приобрели обширный набор функций, существенные объемы имущества государства (федеральные бюджетные средства, разные производственные и финансовые активы), которые обеспечили их деятельность на долгую перспективу. Государственные корпорации выполняют важную роль в обеспечении стабильного развития национальных экономических систем на протяжении уже нескольких лет, сглаживая так называемые провалы рынка, и формируют нужные условия для преодоления кризисных явлений.

В статье представлена классификация секторов экономики, состоящая из госу-

^ дарственного, муниципального и частного сектора. Рассмотрены характер и структу-

о

^ ра государственного сектора развитых зарубежных стран. Проведенная сравнитель-

^ ная характеристика основных национальных моделей государственного сектора позво-

о лила выявить степень влияния государства на экономику в североамериканских, за-

§ падноевропейских и азиатских странах, а также определить основные черты и особен-

§ ности госсектора данных стран. Рассмотрены понятие и сущность государственной

2 корпорации, а также тенденции их создания и развития. Предложена корпоративная

® модель государственного сектора российской экономики и определены ее основные

Ольга Сергеевна Макаренко

характеристики. Анализ результатов проводимого исследования позволил сделать вывод о необходимости дальнейшего развития государственных корпораций и крупных национальных компаний с государственным участием.

Ключевые слова: государство, государственное регулирование экономики, государственный сектор, государственная корпорация, корпоративная модель.

Государственный сектор является неотъемлемым элементом экономики развитых стран в современном мире. Возрастающая роль государства в социально-экономической сфере, наличие общественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством, обусловливают место и необходимость наличия государственного сектора экономики. Предприятия и организации государственного сектора выполняют важные социально-экономические задачи по сглаживанию последствий циклических колебаний, структурной перестройке производства, поддержанию уровня занятости, смягчению территориальных и отраслевых диспропорций, стимулированию научно-технического прогресса и др. Государственные предприятия в отличие от частных в большей степени функционируют в низкорентабельных отраслях экономики, требующих больших финансовых затрат и вложений. Тем не менее развитие данных отраслей крайне важно для удовлетворения общественных потребностей и достижения устойчивого развития экономики страны в целом.

Совокупность всех хозяйствующих субъектов, производящих товары и услуги на территории страны, составляет национальную систему производства России. К ним относятся все организации, имеющие статус юридического лица, а также физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Важно отметить, что национальная производственная система может быть разделе-

на на государственный, муниципальный и частный секторы экономики.

Государственный сектор экономики включает в себя все предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности, финансирование которых производится из бюджета государства [8, с. 116]. В муниципальный сектор включаются хозяйствующие субъекты, административно-хозяйственное управление которыми осуществляют местные органы самоуправления. Общественный сектор экономики, в свою очередь, включает в себя государственный и муниципальный секторы. Классификация и «пересечения» секторов российской экономики представлены на рисунке.

К частному сектору экономики относят всех юридических лиц, не входящих в состав государственного и муниципального секторов, а также физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Соответственно, негосударственный сектор экономики страны в совокупности образуют частный и муниципальный секторы.

Стоит отметить, что в рамках каждого сектора экономики можно выделить смешанный сектор, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов (юридических лиц), часть собственности или акционерного капитала которых принадлежит собственнику одного сектора, а другая часть - собственнику другого. В итоге смешанный сектор можно будет отнести к одному из трех основных секторов экономики в

Рисунок. Классификация секторов экономики России Примечание. Составлено автором по: [2].

зависимости от того, собственнику какого сектора будет принадлежать большая часть собственности. Так, если более 50 % акционерного капитала предприятия находится под контролем федеральных или региональных органов власти, то данное предприятие принадлежит государственному сектору вне зависимости от того, что в его собственности имеется значительная доля частных капиталовложений [1, с. 19-20].

В настоящее время государственный сектор широко представлен в развитых зарубежных странах. Так, в конце XX столетия в странах Европы на хозяйственных объектах государственной собственности работало более 8 млн человек, на долю которых приходилось 12,5 % вновь созданной стоимости и почти 20 % валовых капиталовложений в основные фонды (без сельского хозяйства). Предприятия государственного сектора широко представлены в энергетике (примерно 70 % всех занятых в этой отрасли в европейских странах); в отраслях транспорта и связи (около 60 % занятых); в финансовой сфере (30 %). Особо велико влияние государственного сектора в металлургии, химической и пищевой промышленности, автостроении и исследовании космоса [3, с. 20].

Особенности экономики разных государств определяют характер и структуру государственного сектора. В некоторых странах доля государственного сектора велика (Франция, Италия), в других незначительна (Япония, Люксембург). Одни страны имеют высокоэффективный госсектор (Швеция), другие - малоэффективный (Бельгия). Таким об-

разом, определенные характеристики и особенности госсектора разных стран дают возможность сформировать национальные модели государственного сектора.

Традиционно в научной литературе выделяют западноевропейскую, североамериканскую и азиатскую модели государственного сектора (табл. 1).

Западноевропейская модель отличается относительно большими размерами государственного сектора с разнообразной отраслевой структурой. Данная модель свойственна Португалии, Франции и другим европейским странам, в которых госсектор является высокоэффективным и щедро финансируется государством. Североамериканская модель, характерная для США и Канады, наоборот, имеет низкоэффективный, незначительный по объему и малофинансируемый государственный сектор.

Таким образом, роль государства в регулировании экономики наиболее высока в европейской модели, а в американской модели предпочтение отдается частному сектору. Однако в данных моделях прослеживается четкая грань между государственным и частным секторами, что нехарактерно для азиатской модели, в которой эта грань размыта. Для азиатской модели государственного сектора экономики интересы государства и бизнеса тесно связаны между собой посредством своих представителей во властных и корпоративных структурах. По сути дела, азиатская модель госсектора характеризуется сращиванием государства и частного бизнеса, что приводит к формированию

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных моделей госсектора

Признак Модель

Западноевропейс кая Североамериканская Азиатская

Относительные размеры государствен- большие незначительные незначительные

ного сектора

Эффективность государственного сек- высокая низкая неопределенная

тора

Степень отраслевой диверсификации значительная незначительная незначительная

государственного сектора

Четкость границ государственного сек- четкие четкие размытые

тора

Бюджетное финансирование государст- высокое низкое неопределенное

венного сектора

Примечание. Составлено по: [5, с. 20-21].

70 О.С. Макаренко. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики

частно-государственного сектора, который, с одной стороны, остается частным, но также может быть отнесен и к государственному сектору [2].

Говоря о выборе модели госсектора для России, можно считать, что выбрана американская модель. Действительно, размеры российского госсектора за годы экономических реформ стали сокращаться, его финансирование снизилось, а результаты его деятельности являются неудовлетворительными. России не удалось в чистом виде построить североамериканскую модель госсектора, а с точки зрения механизма функционирования хозяйственных предприятий отечественного госсектора явно имеется его схожесть с азиатской моделью. Однако отечественный госсектор продолжает активно эволюционировать, а значит, можно говорить о необходимости построения в нашей стране собственной модели государственного сектора.

В России государство традиционно играет важную роль в развитии страны, осуществляя регулирование экономики и участвуя в деятельности предприятий. К числу крупных российских компаний, акции которых полностью или частично принадлежат государству, относят ПАО «Газпром», банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России», ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК "Транснефть"».

При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. В ряде отраслей степень огосударствления довольно высокая, в то же время существуют отрасли, в которых государство почти не представлено.

Государственное регулирование в транспортной отрасли достигает 73 %, главную роль в ней играют железные дороги (ОАО «РЖД»), нефтепроводы (ОАО «АК "Транснефть"») и магистральные газопроводы (ПАО «Газпром»). Второе место по уровню огосударствления занимает производство судов, летательных и космических аппаратов (57 %). Это связано с присутствием в этой отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, которые контролируются государством, а так-

же сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. Около 48 % газодобывающей промышленности контролируется государством, которое владеет более 50 % акций ПАО «Газпром». Значительное присутствие государства наблюдается в электроэнергетике, в транспортной обработке грузов и организации перевозок. Незначительный уровень огосударствления наблюдается в легкой и пищевой промышленности, практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности [4].

Рассматривая государственный сектор, следует отметить, что в его состав входят государственные корпораций, деятельность которых способствует консолидации капитала, интеграции специфических активов на приоритетных направлениях развития промышленности в современных условиях, повышению конкурентоспособности национальной экономики в целом [6, с. 37]. В соответствии со статьей 7.1 ФЗ № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» под государственной корпорацией понимают не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основании федерального закона о ее создании и на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [10]. Данная корпорация реорганизуется и ликвидируется исключительно на основании федерального закона, который определяет порядок ее реорганизации или ликвидации. Наличие особого правового статуса позволяет государственным корпорациям осуществлять свою деятельность на определенных условиях. Так, на госкорпорации не распространяются положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а специальные требования к раскрытию информации и меньший контроль со стороны государственных органов власти позволяют избежать лишней бюрократической волокиты. Государственные корпорации имеют возможность представлять интересы и реализовывать политику государства, кроме того, они могут являться учредителями различных государственно-частных предприятий.

Как видно из таблицы 2, бурный рост числа государственных корпораций наблюдал-

ся в 2007 г., когда почти одновременно были созданы шесть корпораций. Данные корпорации осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики и выполняют социально значимые функции. В дальнейшем институт государственных корпораций претерпел ряд изменений. Так, одной из первых государственных корпораций, завершивших свою реорганизацию, стала ГК «Российские нанотехнологии», которая в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2287-р61 была перерегистрирована в открытое акционерное общество [4]. Также в 2014 г. была ликвидирована госкорпорация «Олимпстрой», а в 2015 г. создана новая государственная корпорация «Рос-космос». Таким образом, в настоящее время в нашей стране функционирует шесть государственных корпораций.

В отличие от федеральных и государственных унитарных предприятий государственные корпорации могут привлекать и частные инвестиции, а не только государственные. Иными словами, каждая государственная корпорация представляет собой отраслевую инвестиционную компанию, которая стимулирует инновационную активность, создавая совместные государственно-частные структуры, осуществляя в последующем их кредитование и вложение инвестиций в инновационную деятельность. Роль государствен-

ных корпораций в развитии экономики России очень велика. Они создаются в значимых для страны индустриях, способствуют развитию высокотехнологичных отраслей и привлечению инвестиций, обеспечивают национальную безопасность и рост инновационного потенциала страны в целом.

Таким образом, корпорация является наиболее эффективной и часто используемой формой хозяйственной деятельности, составляющей основу государственного сектора российской экономики. Иначе говоря, государственный сектор строится на основе «корпоративной модели», предполагающей включение в его состав относительно небольшого количества сверхкрупных предприятий, деятельность которых имеет решающее значение для экономики государства.

Крупнейшие корпорации аккумулируют огромные финансовые средства, сопоставимые со средствами некоторых государств. Огромные корпорации на настоящий момент являются основой инновационного развития многих экономик лидирующих стран, которые оказывают стабилизационное воздействие на ценовую политику и производство. Их закономерное формирование в постиндустриальной экономике во всем мире является одним из показателей, отражающих динамику роста объемов эффективности производства [7, с. 43].

Таблица 2

Государственные корпорации в России

№ Государственная корпорация Федеральные законы, Текущее положение

п/п определяющие правовой статус

1 Агентство по реструктуризации кредитных организаций № 144-ФЗ от 08.07.1999 ликвидирована

2 Агентство по страхованию вкладов № 177-ФЗ от 23.12.2003 функционирует

3 Внешэкономбанк № 82-ФЗ от 17.05.2007 функционирует

4 Роснанотех № 139-ФЗ от 19.07.2007 с 11.03.2011 перерегистрирована в ОАО «Роснано»

5 Фонд содействия реформированию ЖКХ № 185-ФЗ от 21.07.2007 функционирует

6 Олимпстрой № 238-ФЗ от 30.10.2007 ликвидирована ФЗ от 21.07.2014 № 210-ФЗ

7 Росатом № 317-ФЗ от 01.12.2007 функционирует

8 Ростехнологии № 279-ФЗ от 23.11.2007 функционирует

9 Роскосмос № 215-ФЗ от 13.07.2015 функционирует

Примечание. Составлено автором. 72 О.С. Макаренко. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики

В таблице 3 представлены основные признаки корпоративной модели государственного сектора российской экономики. Так, в состав госсектора включено относительно небольшое количество сверхкрупных корпораций, имеющих решающее значение для национальной экономики. Однако масштабы деятельности и вклад в ВВП данных корпораций довольно значительны. По данным ФАС, вклад государства и госкомпаний в ВВП России вырос с 35 % в 2005 г. до 70 % в 2015 году [9].

Отраслевая специализация предприятий государственного сектора довольно значительна. Крупные государственные корпорации функционируют в высокотехнологичных отраслях промышленности, оборонно-промышленном комплексе, а также атомной, энергетической, космической, телекоммуникационной, транспортной и других сферах экономики. В составе предприятий госсектора имеются корпорации со 100 %-м участием государства и компании, акции которых частично принадлежат государству (50 % акций и более). Таким образом, происходит сращивание интересов государства и частных корпораций, а границы госсектора становятся размытыми.

И наконец, важной отличительной особенностью корпоративной модели госсектора российской экономики является высокая инновационная и инвестиционная активность его субъектов. Крупные государственные корпорации осуществляют значительные инвестиции в развитие отраслей и поддержку отечественных производителей, тем самым внося существенный вклад в развитие экономики в целом.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Государственно-корпоративная модель представляет собой обширную иерархичес-

кую организацию, координирующуюся на принципе вертикальной интеграции. Она образуется посредством сращивания интересов государства и крупных корпораций, функционирующих в стратегически важных отраслях экономики.

Таким образом, доказана необходимость создания собственной модели госсектора российской экономики. Оптимальным вариантом такой модели для России будет корпоративная модель, реализация которой основывается на деятельности государственных корпораций. Однако если правительством нашей страны будет проводиться политика дальнейшей приватизации государственной собственности, то это может привести к окончательной потере одного из важнейших механизмов противодействия негативным последствиям процесса глобализации мировой экономики.

В сложившихся условиях и в рамках реализации корпоративной модели государственного сектора необходимо дальнейшее развитие крупных транснациональных компаний с государственным участием и государственных корпораций.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Балацкий, Е. В. Российская модель государственного сектора экономики / Е. В. Балацкий, В. А. Конышев. - М. : Экономика, 2005. - 390 с.

2. Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://kapital-rus. ru/ img/ 2013/articles/225033/EconomicsElements. pdf. - Загл. с экрана.

3. Бочаров, В. П. Государственный капитал: сущность, функции, современные тенденции развития / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевс-кий. - М. : ТЕЙС, 2004. - 159 с.

4. Государственные компании России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://

Таблица 3

Основные признаки корпоративной модели госсектора российской экономики

Признак Характеристика

Относительный размер госсектора Невысокий

Масштабы деятельности Значительные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень отраслевой специализации Высокая

Четкость границ госсектора Размытые

Инновационная и инвестиционная активность Высокая

Примечание. Составлено автором. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2017. № 1 (38) 73

newsrass.m/doc/mdex.php/R)c^apcTBeHHbie_KOM-пании_России. - Загл. с экрана.

5. Дайнега, В. Г. Специфика российской модели государственного сектора экономики / В. Г. Дайнега // Terra Economicus. - 2009. - №2 1-2. -С. 20-25.

6. Курченков, В. В. Институциональные факторы формирования государственных корпораций в современной российской экономике / В. В. Курченков, Т. Н. Калмыкова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - №№ 2 (38). - С. 37-45.

7. Курченков, В. В. Определение оптимального варианта модернизации производства на промышленном предприятии / В. В. Курченков, С. А. Овши-нов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - №2 3. - С. 43-50.

8. Макаренко, О. С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О. С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - №> 1. - С. 115-122. - DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.1.12.

9. ФАС заявила о контроле государства над 70 % российской экономики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac. -Загл. с экрана.

10. Федеральный закон от 12.01.1996 №2 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция, 2016). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Balatskiy E.V., Konyshev V.A. Rossiyskaya model gosudarstvennogo sektora ekonomiki [Russian Model of Public Sector of Economy]. Moscow, Ekonomika Publ., 2005. 390 p.

2. Balatskiy E.V. Elementy ekonomiki gosudarstvennogo sektora [The Elements of Economy of Public Sector]. Available at: http://kapital-rus.ru/img/ 2013/articles/225033/EconomicsElements.pdf. (accessed January 16, 2017).

3. Bocharov VP., Risin I.E., Treshchevskiy Yu.I. Gosudarstvennyy kapital: sushchnost, funktsii, sovremennye tendentsii razvitiya [State Capital: Nature, Functions, Current Trends]. Moscow, TEYS Publ., 2004. 159 p.

4. Gosudarstvennye kompanii Rossii [Public Companies of Russia]. Available at: http://newsruss. ru/doc/index.php/. (accessed January 16, 2017).

5. Daynega V.G. Spetsifika rossiyskoy modeli gosudarstvennogo sektora ekonomiki [The Specifics of the Russian Model of Public Sector of Economy]. Terra Economicus, 2009, no. 1-2, pp. 20-25.

6. Kurchenkov V.V., Kalmykova T.N. Institutsionalnye faktory formirovaniya gosudarstvennykh korporatsiy v sovremennoy rossiyskoy ekonomike [Institutional Factors of Establishing Public Corporations in the Modern Russian Economy]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya, 2013, no. 2 (38), pp. 37-45.

7. Kurchenkov VV, Ovshinov S.A. Opredelenie optimalnogo varianta modernizatsii proizvodstva na promyshlennom predpriyatii [Determining the Optimal Variant of Production Modernization at an Industrial Plant]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2011, no. 3, pp. 43-50.

8. Makarenko O.S. Struktura i perspektivy razvitiya gosudarstvennogo sektora rossiyskoy ekonomiki [Structure and Prospects of Public Sector Development in the Russian Economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2016, no. 1, pp. 115-122. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.1.12.

9. FAS zayavila o kontrole gosudarstva nad 70% rossiyskoy ekonomiki [The Federal Anti-Monopoly Service Has Declared the State Control over 70% of the Russian Economy]. Available at: http:// www.rbc.ru/economics/29/09/2016/57ecd5429a 794730e1479fac. (accessed 16 January 2017).

10. Federalnyy zakon ot 12.01.1996N 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (red. ot 2016) [Federal Law of January 12, 1996 no. 7-FL "On Noncommercial Organizations" (ed. of 2016)]. Available at: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8824/. (accessed January 16, 2017).

74

О.С. Макаренко. Корпоративная модель государственного сектора российской экономики

CORPORATE MODEL OF PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY: TRENDS AND PATTERNS OF DEVELOPMENT

Olga S. Makarenko

Postgraduate Student, Department of State and Municipal Management,

Volgograd State University

keprid@volsu.ru

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation.

Abstract. The article reveals the issues of development and functioning of corporate model of public sector of the Russian economy. Today Russia is fully influenced by consequences of entry into world economy. Privatization processes, on the one hand, and increase in intervention of the state in economy, on the other hand, changed composition and structure of the public sector of the Russian economy. Establishment of large state corporations and further increase in scales and directions of Russian government's policy. These corporations acquired an extensive set of functions, large volumes of state property (federal budgetary funds, different production and financial assets), which ensured their activity in the long run. The state corporations carry out an important role in ensuring stable development of national economic systems for already several years, smoothing the so-called "failures" of the market, and create the necessary conditions for overcoming the crisis phenomena.

The author presents the classification of economic sectors consisting of public, municipal and private sectors, studies the character and structure of public sector of the developed foreign countries. The carried-out comparative characteristic of main national models of public sector allowed to reveal the extent of state's influence on the economy in the North American, Western European and Asian countries, as well as to define the main features of public sector in these countries. The concept and essence of the state corporation, as well as trends of their creation and development are also studied. The author proposes the corporate model of public sector of the Russian economy and defines its main characteristics. The analysis of the conducted research allowed to draw a conclusion on the need of further development of the state corporations and large national companies with the state participation.

Key words: state, state regulation of economy, public sector, state corporation, corporate model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.