Научная статья на тему 'Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России'

Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
981
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ISTATE REGULATION / STATE SECTOR / STATE CORPORATIONS / CORPORATE MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курченков В.В., Макаренко О.С.

Настоящее время доля государственного сектора в экономике России играет весомую роль. Государственный сектор активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей, в том числе для обеспечения стабильного развития стратегических. В статье раскрываются особенности становления и развития корпоративной модели государственного сектора российской экономики, связанных в том числе с созданием и функционированием института государственных корпораций. Выделены особенности формирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики посредством определения ее признаков, принципов, преимуществ и недостатков использования, заключающихся в том числе в достижении интеграционного эффекта в процессе взаимодействия ее хозяйствующих субъектов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности государственных структур управления при осуществлении государственной политики по развитию государственного сектора, решении проблем учета его границ и масштабов, а также при разработке и совершенствовании стратегий развития государственных корпораций, повышении эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF THE CORPORATE MODEL OF THE STATE SECTOR OF THE ECONOMY OF RUSSIA

At present, the share of the public sector in the Russian economy plays a significant role. The state sector is actively used as a means of regulation to achieve many state social and economic goals, including provision of the stable development of important strategic sectors. The article reveals the features of the formation and development of the corporate model of the public sector of the Russian economy, related, including the creation and functioning of the institution of state corporations. Special features of the formation of the corporate model of the public sector of the Russian economy are identified, by defining its features, principles, advantages and disadvantages of use, including the achievement of the integration effect in the process of interaction of its economic entities. The results could be used in the activities of state structures in the implementation of state policy for the development of the public sector, solving problems of accounting for its boundaries and scales, and in developing and improving strategies for the development of state corporations, and improving the efficiency of their activities.

Текст научной работы на тему «Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России»

УДК 338.242.4

В. В. КУРЧЕНКОВ

Доктор экон. наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». Область интересов: проблемы государственной политики, государственное регулирование рыночной экономики, государственные корпорации,

региональная экономика, государственное регулирование в инновационной сфере.

Е-таЛ:кигсЬепкоу@уоки.ги

О. С. МАКАРЕНКО

Старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». Область интересов: государственное регулирование экономики, государственный сектор, государственные корпорации.

Е-таП:о^а8тт@уо18и.ги 10

ПРЕИМУЩЕСТВА

КОРПОРАТИВНОЙ

МОДЕЛИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

АННОТАЦИЯ

настоящее время доля государственного сектора в экономике России играет весомую роль. Государственный сектор активно используется как средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей, в том числе для обеспечения стабильного развития стратегических. В статье раскрываются особенности становления и развития корпоративной модели государственного сектора российской экономики, связанных в том числе с созданием и функционированием института государственных корпораций. Выделены особенности формирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики посредством определения ее признаков, принципов, преимуществ и недостатков использования, заключающихся в том числе в достижении интеграционного эффекта в процессе взаимодействия ее хозяйствующих субъектов. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности государственных структур управления при осуществлении государственной политики по развитию государственного сектора, решении проблем учета его границ и масштабов, а также при разработке и совершенствовании стратегий развития государственных корпораций, повышении эффективности их деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СЛОВА

СЕКТОР, ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ.

ВВЕДЕНИЕ

Генеральное направление развития экономических процессов во многом зависит от эффективности развития государственного сектора. Последствия массовой приватизации государственных предприятий, отсутствие ожидаемого эффекта реализации рыночных реформ принадлежат к главным причинам активизации теоретического осмысления процесса развития государственного сектора в Российской Федерации. В условиях, когда усиливаются процессы глобализации, возрастают экономические

и политические угрозы, возникает потребность в сильном и эффективном государственном секторе, который обеспечит поддержку отечественных производителей, стратегических отраслей экономики и станет гарантом национальной экономической безопасности. Выполнению данных задач во многом способствует развитие и реализация корпоративной модели государственного сектора, вместе с тем они обеспечивают достижение интеграционного эффекта за счет более широкого взаимодействия с частным сектором. Государственный сектор представляют не только государственные унитарные

Таблица 1

Подходы к определению сущности государственного сектора экономики

Подход Содержание

Ресурсный Совокупность материальных и нематериальных ресурсов, находящихся в распоряжении государства или иных субъектов - поставщиков общественных благ

Нормативный Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в собственности государства

Управленческий Совокупность хозяйственных субъектов, управление которыми осуществляется и контролируется органами государственной власти

Экономический Совокупность предприятий, организаций, учреждений, занимающихся предоставлением общественных благ и услуг

Институциональный Совокупность государственных институтов, функционирующих в стратегически важных отраслях экономики и обеспечивающих выполнение общественно-социальных функций государства

предприятия, публичные акционерные общества с государственным участием, но и государственные корпорации -некоммерческие организации, созданные для реализации управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Как современный институт развития экономики государственные корпорации также играют важную роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем, нивелируя «провалы» рынка и создавая необходимые условия для преодоления кризисных явлений. Крупные государственные корпорации не только способствуют экономическому развитию, но и вносят существенный вклад в решение многих социальных вопросов.

СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Государственный сектор является неотъемлемым элементом структуры экономики. С одной стороны, государственное предпринимательство способствует накоплению капитала, обеспечивает оздоровление отраслей экономики и укрепляет позиции страны на мировом рынке. С другой стороны, значительная часть производственной, транспортной и социальной инфраструктуры находится в собственности государства и выступает в роли материальной базы устойчивого развития национальной экономики.

В экономике России государственный сектор занимает существенное место как по объему произведенной и реализованной продукции, так и по количеству созданных рабочих мест. К числу наиболее крупных предприятий государственного сектора принадлежат АО «ОПК «Оборонпром»», ОАО «Оборонсервис», ПАО «Газпром», ПАО «НК «Росснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России» и др., которые функционируют преимущественно в оборонной и социальной сферах (Смирнова О. С., 2014).

Важным инструментом государственного регулирования экономики являются естественные монополии, функционирующие в стратегически значимых отраслях экономики страны, обеспечивающих целостность и безопасность социально-экономического пространства. Государство стремится сохранять их и одновременно способствовать развитию конкуренции в тех сегментах, где это возможно (Гоголева Т. Н., 2013). В сфере естественных монополий большинство предприятий принадлежат государству, есть даже государственные корпорации (ГК «Росатом», ГК «Роскосмос»).

Государственный сектор представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами и нанимаемыми ими лицами [Райз-берг Б. А., 1999]. Государственный сектор рассматривается не только как сфера государственной собственности, его бюджет и другие ресурсы находятся в непосредственном распоряжении государства [Аткинсон Э., Стиглиц Дж., 1995]. Кроме того, в государственном секторе разворачиваются экономические отношения, которые возникают по поводу производства, распределения, обмена, потребления материальных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и обеспечения национальной безопасности [Подрезова Ю. А., 2008].

Анализ различных трактовок понятия «государственный сектор» показал, что его природа понимается по-разному и допустимо выделить ряд подходов к определению сущности государственного сектора российской экономики (табл. 1).

Согласно институциональному подходу, государственный сектор можно рассматривать как совокупность неоднородных по своему генезису институтов: унитарные предприятия, бюджетные учреждения и корпорации в широком смысле, в том числе некоммерческие государственные корпорации, созданные на основе федерального закона [Федеральный закон, 1996], и публичные акционерные общества с государственным участием. Подобная трактовка государственного сектора позволяет в полном объеме включить в его состав большое количество разнообразных предприятий и организаций, что в значительной степени способствует расширению его границ посредством охвата большего количества внутренних рынков, использования форм кооперации и сотрудничества.

Исторически наблюдается постоянная эволюция социально-экономических отношений, связанная в том числе с изменениями в государственном регулировании экономики [Курченков В. В., Фетисова О. В., Чигарева Т. В., 2013] и развитии государственного сектора. До 1990-х годов государственный сектор доминировал в отечественной экономике. Переход от командно-административного к рыночному хозяйствованию существенно повлиял на количественные, качественные и структурные характеристики госсектора. Результаты изменений оказались негативными, поскольку на тот момент отсутствовали необходимые государственные институты, финансовая поддержка и действенные механизмы реализации реформ. Стало очевидно, что необходимо комплексное обоснование и практическая реализация экономических реформ государственного сектора России с ис-

1 1

Таблица 2

Исторические этапы развития государственного сектора (1991-2017 годы)

Этап Описание

Становление государственного сектора в условиях рыночной экономики (1991-2007 годы) Ускоренный процесс приватизации, активное сокращение доли государственного сектора в экономике и рост частного сектора, формирование законодательной базы и новых институтов государственного управления

Трансформация государственного сектора в корпоративную структуру (2007-2014 годы) Активное создание государственных корпораций в стратегически важных отраслях экономики, увеличение бюджетного финансирования крупных корпоративных структур с государственным участием

Стабилизация и организационное совершенствование корпоративной структуры государственного сектора (2014-2017 годы) Развитие механизмов государственно-частного партнерства, возрастание доли государственного сектора в экономике России, дискуссии о масштабах и границах государственного сектора российской экономики, проблемах его эффективности

пользованием системного подхода и четким определением влияния институциональных факторов на его развитие [Ма-занова В. В., 2008].

Необходимость участия государства в экономических отношениях до сих пор вызывает дискуссии между учеными [Мокина Л. С., Никитина Э. Г., 2015]; некоторые исследователи [Бабикова А. В., Ханина А. В., 2015] отстаивают присутствие государственного сектора в энергетике, судо-, авиа- и ракетостроении, железнодорожном транспорте, военно-промышленном комплексе и большую концентрацию предприятий государственного сектора в стратегически важных отраслях промышленности российской экономики.

В эволюционном развитии государственного сектора современной российской экономики можно выделить три основных этапа (табл. 2).

На этапе становления государственный сектор российской экономики функционировал благодаря государственной собственности и имел унитарную структуру управления, государство доминировало как основной агент хозяйственной деятельности и основной собственник. На этапе трансформации, с формированием корпоративной модели государственного сектора, часть государственной собственности отчуждена в пользу государственных корпораций. Однако отчуждение оказалось «неполным», поскольку государство по-прежнему занимает доминирующее положение в системе стратегического управления государственными корпорациями, по-прежнему значительна его доля в структуре капитала государственных корпораций, в ряде случаев она доминирует (ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос»). Переход от унитарной модели государственного сектора к корпоративной можно определить как переход от моноцентрической модели к полицентрической, гомогенная структура трансформируется в гетерогенную.

Выделенные этапы эволюции государственного сектора российской экономики позволили обосновать генезис возможностей использовать альтернативные модели развития государственного сектора российской экономики (унитарной, корпоративной, смешанной). Так, унитарная модель госсектора представлена государственными унитарными предприятиями, находящимися в полной государственной собственности. Корпоративную модель составляют крупные государственные корпорации и публичные акционерные общества с государственным участием. Смешанная модель сочетает в себе признаки унитарной и корпоративной моделей, в ней есть и корпоративные структуры с долей государственного капитала, и государственные предприятия, основные средства которых находятся в собственности государства.

ПРЕИМУЩЕСТВА КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Развитие корпоративных отношений оказало значительное влияние на закономерности формирования структуры государственного сектора. Общая динамика развития государственного сектора в количественном отношении характеризуется несколькими тенденциями. Происходит формальное сокращение числа унитарных государственных предприятий, продолжается интеграция государственных активов в крупные холдинговые компании и государственные корпорации. Предприятия реструктуризируются таким образом, что создаются крупные корпоративные объединения, большая часть акций которых принадлежит государству, в том числе появляются вертикально интегрированные структуры.

Увеличение доли государства в частных корпорациях, создание крупных корпоративных структур с государственным участием позволяют говорить о формировании новой модели государственного сектора российской экономики. Успешные государственные корпорации функционируют в ключевых секторах национальной промышленности, вносят существенный вклад в развитие международных экономических отношений России [Смирнова О. С., 2013]. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает вопрос: какова оптимальная модель государственного сектора российской экономики? Основные признаки корпоративной модели государственного сектора отражены в табл. 3.

В ситуации, когда продолжается глобализация, деятельность зарубежных транснациональных компаний подавляет российскую экономику, необходимо наращивать конкурентный потенциал национальной экономики. Предстоит развивать корпоративную модель государственного сектора российской экономики с участием крупных государственных корпораций, способных создать конкуренцию иностранным транснациональным компаниям [Калмыкова Т. Н., 2013].

По нашему мнению, основу корпоративной модели должны составить следующие принципы:

• активное экономическое взаимодействие и сотрудничество государственных корпораций с крупными зарубежными компаниями и корпорациями; ряд российских корпораций имеет свои представительства и филиалы за рубежом;

• значительный, иногда полный контроль над отдельными отраслями экономики, имеющими стратегическое

Таблица 3

Основные признаки корпоративной модели государственного сектора

Признак Характеристика Описание

Относительный размер Небольшой В состав государственного сектора включено относительно немного сверхкрупных корпораций, доля государственных унитарных предприятий сокращается

Масштабы деятельности Значительные Вклад государственных корпораций и государственных компаний в структуре ВВП довольно значителен, имеют место высокие объемы производственной деятельности и объемы выручки

Степень отраслевой специализации Высокая Крупные государственные корпорации функционируют в высокотехнологичных отраслях промышленности: оборонной, атомной, энергетической, космической, транспортной, где они занимают большую часть рынка или контролируют отрасль в целом (ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», ГК «Ростехнологии»)

Четкость границ Нечеткие В составе хозяйствующих субъектов государственного сектора выделяют корпорации со 100%-ным участием государства и компании, акции которых частично принадлежат государству (50% акций и более), иными словами, часть акций принадлежит государству, а часть - частным корпорациям

Инвестиционная активность Высокая Государственные корпорации осуществляют значительные инвестиции в развитие отраслей и поддержку отечественных производителей, в структуре ряда корпораций (ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом») выделены инвестиционные подразделения и отдельные компании, специализирующиеся на управлении инвестиционными проектами

значение (атомная, энергетика, оборонно-промышленный комплекс и др.);

• тесная взаимосвязь стратегических приоритетов развития государственных корпораций с общими целями и задачами развития государства в целом, реализация финансовой, инвестиционной, социально-экономической, внешнеэкономической государственной политики;

• разработка долгосрочных стратегий государственных корпораций, в которой отражены миссия, цели, задачи, а также приоритетные направления их развития.

Анализ особенностей формирования и реализации корпоративной модели государственного сектора российской экономики позволил выявить ее преимущества и недостатки (табл. 4).

Основное преимущество корпоративной модели государственного сектора российской экономики заключается в достижении интеграционного эффекта. Повышается интеграционный потенциал основных элементов внутри самого государственного сектора, в первую очередь унитарных предприятий, научных и образовательных учреждений и др. Границы взаимодействия с частным сектором расширяются благодаря возможностям совместного владения акционерным капиталом при реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства, диверсификации портфеля государственного заказа, расширения коммерческих функций новых субъектов государственного сектора. Открываются возможности для относительного роста размеров государственного сектора и фактического расширения его границ за счет усиления переходных элементов, развития корпоративных и ассоциативных форм интеграции с пред-

приятиями частного сектора. Для сравнения: классическая, или унитарная, модель государственного сектора способствует изоляционизму и дезинтеграции как внутренних элементов, входящих в его состав, так и внешних, в том числе предприятий частного сектора.

Данная модель предполагает увеличение размеров государственного сектора, а именно числа государственных унитарных предприятий, что в современных условиях достаточно проблематично. В связи с этим потенциал роста размеров государственного сектора в рамках классической унитарной модели весьма ограничен.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ОСНОВА КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

В 2007 году были созданы государственные корпорации, которые составили три основные группы:

• ГК «Внешэкономбанк», ГК «Агентство по страхованию вкладов» восполняют «провалы» рынка и системы управления государством, создают институты финансового развития в виде госкорпораций.

• ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ГК «Олимпстрой» повышают гибкость и эффективность административной системы, передают отдельные функции государственных органов власти в ведение государственных корпораций.

Таблица 4

Преимущества и недостатки корпоративной модели

Преимущество

• Значительные объемы финансовых ресурсов, консолидация государственного капитала в структуре крупных государственных корпораций;

• широкие возможности привлекать частные инвестиции;

• долгосрочное стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов;

• развитие высокотехнологичных и приоритетных отраслей экономики;

• реализация отдельных видов государственной политики

Недостаток

• Значительные затраты материальных и нематериальных ресурсов на создание и функционирование

крупных корпораций;

• сложность организационных структур государственных корпораций;

• проблемы комплексной оценки эффективности государственных корпораций;

• проблемы определения границ государственного сектора;

• недостаточный государственный контроль над деятельностью государственных корпораций

• ГК «Росатом», ГК «Ростехнологии», ГК «Роскосмос» способствуют повышению конкурентоспособности стратегически важных отраслей экономики, обеспечивают национальную безопасность, реструктуризацию и консолидацию соответствующих активов государства [Синюков Ю. В., 2011].

Государственные корпорации функционируют в приоритетных отраслях и выполняют в структуре государственного сектора ряд важных функций. Среди последних основными являются:

• воспроизводственная функция: производство, распределение и потребление общественных благ с акцентом на создание условий для производства полезных благ населению не только в рамках государственного сектора, но и для предприятий и организаций частного сектора;

• обеспечение национальной безопасности: в государственном секторе сконцентрированы предприятия, образующие ядро ОПК и удерживающие научно-технологический приоритет в области создания нового вооружения и техники;

• инновационная функция: концентрация большого научного потенциала в рамках государственного сектора, ориентация вновь созданных государственных корпораций на высокотехнологичное производство и выпуск инновационной продукции;

• стабилизационная функция: стабилизация финансового и реального секторов российской экономики в условиях кризиса, преодоление последствий политики экономической изоляции России со стороны экономически развитых стран.

Для оценки ключевых показателей эффективности государственных корпораций важно модифицировать существующую систему оценки их эффективности, так чтобы она включала и базисные критерии, отражающие внутреннюю эффективность корпорации непосредственно как экономического субъекта или хозяйственной единицы, и производные, отражающие внешние экономические, социальные и экологические эффекты в масштабах всего государственного сектора, отрасли и экономики в целом.

Важным направлением повышения эффективности института государственных корпораций является совершенствование их системы стратегического планирования, направленное на оптимизацию структурных элементов базовых стратегий и на достижение организационно-функциональной конфигурации государственной корпорации, комплементарной типу выбранной эталонной стратегии (концентрированного роста, вертикальной интеграции или диверсификации).

Особенность выбора той или иной стратегии государственной корпорации зависит от ее типа. Государственные корпорации можно условно разделить на несколько групп (табл. 5) в зависимости от комбинации признаков, отражающих степень участия государства в капитале и уровень

ориентации производственно-хозяйственной деятельности на конкурентный рынок, рыночные транзакции [Курчен-ков В. В., Калмыкова Т. Н., 2013].

Следуя теории О. В. Иншакова о различии институционального статуса предприятия и фирмы [Иншаков О. В., 2008], необходимо отметить, что только государственные корпорации, относящиеся к сектору А - Б, будут в большей степени иметь институциональные черты фирмы, в то время как государственные корпорации сектора В - С - черты классического предприятия централизованной плановой экономики. Таким образом, в современных условиях институциональные границы государственных корпораций достаточно размыты, поскольку структуры подобного рода чрезвычайно разнообразны, отличаются по размерам, структуре, отраслевой принадлежности [Курченков В. В., Калмыкова Т. Н., 2013].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оптимизация структуры стратегий госкорпораций связана с необходимостью выделить обязательные элементы: «определение миссии и целей», «анализ внешней и внутренней среды», «разработка программы мероприятий», «утверждение целевых индикаторов и ресурсного обеспечения реализации стратегии». Кроме того, тип организационно-функциональной конфигурации госкорпорации должен соответствовать типу выбранной стратегии (табл. 6). Для ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Внешэкономбанк», «Фонд содействия реформированию ЖКХ» характерен тип стратегии концентрированного роста, связанный с усилением позиций на рынке. ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» выбрали стратегию диверсифицированного роста, связанную с диверсификацией продуктового портфеля и выходом на новые, быстрорастущие рынки. Реализация выбранных стратегий позволит государственным корпорациям эффективно развиваться в долгосрочной перспективе и успешно выполнять поставленные цели, связанные в том числе с поддержкой стратегических отраслей российской экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преимущества корпоративной модели государственного сектора обусловлены преимуществами крупных корпораций, связанными с неограниченными возможностями развития и диверсификации производства, получением высокой прибыли, внедрением новых технологий. Деятельность государственных корпораций осуществляется в перспективных секторах национальной экономики, от эффективного развития которых зависит успешное развитие экономики страны в целом. Обеспечивая устойчивое развитие национальной экономической системы, государственные корпорации способствуют сглаживанию «провалов» рынка, формируя необходимые предпосылки для ликвидации последствий кризисных явлений. В рамках государственного

Таблица 5

Классификация государственных корпораций по степени государственного участия и уровню позиционирования на рынке

Позиционирование на рынке Степень государственного участия в капитале

Сильное А. Большая часть производственно-хозяйственной деятельности ориентирована на конкурентный рынок В. Контрольный пакет акций принадлежит государству или полностью находится в государственной собственности

Слабое С. Большая часть производственно-хозяйственной деятельности ориентирована на государственный заказ Д. Участие государства в капитале ограничено

Таблица 6

Базовые стратегии государственных корпораций в РФ

Государственная корпорация Тип стратегии Реализуемая функция Срок реализации стратегии

Агентство по страхованию вкладов Стратегия концентрированного роста Стабилизационная, воспроизводственная С 2015 по 2020 год

Внешэкономбанк Стратегия концентрированного роста Стабилизационная, воспроизводственная С 2016 по 2021 год

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Стратегия концентрированного роста Социальная, воспроизводственная С 2014 по 2017 год

Ростехнологии Стратегия диверсифицированного роста Инновационная, воспроизводственная С 2013 по 2020 год

Росатом Стратегия диверсифицированного роста Обеспечение национальной безопасности, воспроизводственная С 2012 по 2030 год

Роскосмос Стратегия диверсифицированного роста Инновационная, воспроизводственная С 2017 по 2030 год

сектора государственные корпорации выполняют ряд важных функций, в первую очередь воспроизводственную, инновационную и стабилизационную, а также обеспечивают национальную безопасность. Консолидация государственного капитала в крупных государственных корпорациях позволяет комплексно и эффективно развивать стратегические отрасли экономики.

Успешное становление и развитие корпоративной модели государственного сектора российской экономики напрямую зависят от эффективности функционирования государственных корпораций, которые составляют основу формирования данной модели. Развитие государственного сектора способствует консолидации государственного капитала в стратегически важных отраслях экономики посредством объединения хозяйствующих субъектов в крупные государственные корпорации, что позволяет обеспечить высокую диверсификацию производства, значительные масштабы деятельности и эффективную реализацию отдельных видов государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Э., Стиглиц Дж. (1995) Лекции по экономической теории государственного сектора: Пер. с англ. М.: Аспект-пресс. С. 5-9.

2. Бабикова А. В., Ханина А. В. (2015) Государственное регулирование развития высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях модернизации экономики // Проблемы экономики и менеджмента. №. 1 (41). С. 28-33.

3. Гоголева Т.Н. (2013) Устойчивость естественно-монопольного эффекта: методологические предпосылки и методика анализа // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Экономика и управление. № 1. С. 5-11.

4. Иншаков О. В. (2008) Предприятие и фирма: выход

из заблуждений в русле эволюционной экономической теории // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. № 2. С. 6-15.

5. Калмыкова Т.Н. (2013) Формирование корпоративных структур в государственном секторе российской экономики в современных условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.

№ 4. С. 231-235.

6. Курченков В. В. (2012) Роль государства в консолидации российского капитала на современном этапе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. № 1. С. 6-13.

7. Курченков В.В., Калмыкова Т.Н. (2013) Институциональные факторы формирования государственных корпораций в современной российской экономике // Современная экономика: проблемы и решения.

№ 2 (38). С. 37-45.

8. Мазанова В. В. (2008) Государственный сектор в экономической системе современного российского государства // Социально-экономические явления и процессы. № 4. С. 56-58.

9. Мокина Л. С., Никитина Э. Г. (2015) Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник СамГУ № 2 (124). С. 153-156.

10. Подрезова Ю. А. (2008) Государственный сектор и его эффективность в российской экономике: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов. С. 17-23.

11. Райзберг Б. А. (2016) Современный экономический словарь // Академик.ру. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/econ_dict /17398.

12. Синюков Ю. В. (2011) Роль государственных корпораций в механизме финансирования инноваций и модернизации экономики России // Вестник Казанского юридического института МВД России. № 6. С. 122-125.

13. Смирнова О. С. (2013) Государственные корпорации как современный институт развития экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9. Исследования молодых ученых. № 11.

С. 51-53.

14. Смирнова О. С. (2014) Роль предприятий государственного сектора в развитии экономики страны // Тенденции развития экономических наук: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтэрна. С. 59-60.

15. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_ LAW_8824/.

16. Якобсон Л. И. (2000) Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ. 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.