ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Суханова Н.В. , Сысоев А.П.
1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики
АННОТАЦИЯ:
Работа посвящена анализу деятельности государственных корпораций (ГК) и их ключевой роли в развитии инновационной экономики России. Авторы подробно останавливаются на причинах образования, реорганизации и ликвидации ГК. Значительное внимание в статье уделено рассмотрению основных показателей, характеризующих госкорпорации (прежде всего, промышленные ГК «Ростех» и «Росатом») как лидеров инновационного развитии отечественной экономики. Авторы работы обращают внимание на то, что в настоящее время в российском обществе не сложилось единого подхода к оценке эффективности деятельности государственных корпораций. В связи с чем они высказывают свой взгляд на данную проблему, который сводится к тому, что потенциал такой организационно правовой формы, как госкорпорации, в России далеко не исчерпан и в дальнейшем может быть более широко использован для повышения инновационного развития, эффективности и конкурентоспособности отечественной экономики
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: корпорация, государственная корпорация, цели образования госкорпораций, реорганизация госкорпораций, инновационное развитие
JEL: L32, L53, 030
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Суханова, Н.В., Сысоев, А.П. (2015). Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики. Креативная экономика, 9(7), 861-872. doi: 10.18334/се.9.7.502
Суханова Наталия Виленовна, канд. экон. наук, научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ([email protected])
Сысоев Александр Петрович, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории институционального анализа экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 03.06.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.07.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.7.502
(с) Суханова Н.В., Сысоев А.П. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В современной глобализованной экономике возрастает роль крупных интегрированных структур, которые все в большей мере определяют темпы научно-технического прогресса и инновационную составляющую экономики, ее конкурентоспособность на мировых рынках (Алехин, Захаров, 2007; Бляхман, 2008; Бучнев, 2007; Ефимова, 2008; Клименко, 2012; Клименко, 2013; Ларин, Герасимова, 2013; Меняев, 2010; Субботина, 2013; Antonelli, Amidei, Fassio, 2014; Girma, Gong, Górg, 2009; Hu, Jefferson, 2004; Li, 2011; Nolan, Xiaoqiang, 1999; Soboleva, Bondar, Beskrovnaya, 2015; Tonurist, 2015). В России такими структурами являются государственные корпорации. Их высокий научно-производственный и инновационный потенциал должен помочь в более короткие сроки вывести экономику России на преимущественно инновационный путь развития и за счет этого обеспечить устойчивую динамику роста отечественных отраслей промышленности, и в первую очередь тех из них, которые связаны с производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Цели образования в России госкорпораций и анализ их деятельности
Помимо понятия «корпорация» в российском праве широко используется также понятие «государственная корпорация», которым охватываются как корпоративные, так и некорпоративные организации. В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140 «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В России государственные корпорации создаются на основании специального федерального закона.
В постсоветской России первой госкорпорацией было «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), созданное в 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 144 «О реструктуризации кредитных организаций», которое затем было преобразовано в госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов», согласно Федеральному закону от 21 декабря 2003 г. № 177 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Затем, начиная с 17 мая 2007 г. по 1 декабря 2007 г., принимается
6 федеральных законов, в соответствии с которыми были созданы 6 государственных корпораций:
— ГК «Банк развития внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк»);
— ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех»);
— ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
— ГК по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта (ГК «Олимпстрой»);
— ГК по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии»;
— ГК по атомной энергии «Росатом» (ГК «Росатом»).
Появление в России в 2007 г. шести новых госкорпораций было
вызвано неэффективностью работы ряда производственных, финансово-кредитных и других структур, существенным отставанием нашей экономики в инновационном развитии от передовых стран мира. Промышленные госкорпорации необходимы были российской экономике прежде всего в тех областях деятельности, в которых еще с советских времен у нас сохранились хорошие заделы в области высоких технологий и научных исследований и где раздробленные предприятия (организации) не имели возможности в полной мере использовать данный потенциал: проводить масштабную самостоятельную техническую, инновационную, кредитную, кадровую политику, эффективно работать с зарубежными партнерами, что существенно снижало их конкурентоспособность на мировых рынках. ГК создавались для того, чтобы: консолидировать разрозненные производства и предприятия после их достаточно разобщенной работы в первые постсоветские годы; объединить финансовые ресурсы и восстановить научный, опытно-конструкторский и производственный потенциал некогда мощных отраслей отечественной экономики; сохранить высококвалифицированный кадровый состав ведущих российских предприятий и, самое главное, ликвидировать опасное отставание отечественной промышленности в области высоких технологий от развитых стран мира.
Цели и задачи деятельности ГК сводятся к реализации общих для государства и общества интересов. Так, в настоящее время одной из важнейших задач промышленных госкорпораций является
производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и поставка ее как на отечественный рынок, так и за рубеж, особенно в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, куда в настоящее время смещаются внешнеторговые интересы России.
Некоммерческий характер деятельности госкорпораций позволяет обеспечить наиболее полный учет интересов государства и общества, поскольку вся их прибыль должна направляться только на цели, ради которых эти корпорации создаются. При этом важно иметь в виду, что госкорпорации (также как и другие предприятия с государственным участием) функционируют как субъекты рыночных отношений и вовсе не исключена возможность их частичной, а то и полной приватизации. Например, если мировые цены на углеводороды опустятся значительно ниже прогнозируемого критического уровня и возникнет реальная угроза существенной несбалансированности федерального бюджета по доходам и расходам.
В соответствии с федеральными законами, регулирующими правовой статус и деятельность госкорпораций, весьма широкий круг полномочий в отношении их имеют Президент РФ и Правительство РФ.
Органами управления госкорпорации являются: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ГК осуществляет ревизионная комиссия. Помимо этого, в госкорпорации создается консультативно-совещательный орган — научно-технический совет.
Основными показателями, характеризующими лидирующую роль ГК (прежде всего промышленных ГК «Ростех» и «Росатом») в инновационном развитии экономики являются:
— производство принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг) на основе современных технологий, относящихся преимущественно к базовым и улучшающим инновациям;
— реализация инновационных проектов национального уровня;
— инновационная деятельность, связанная с решением приоритетных национальных задач (проведением фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров инноваторов);
— активное привлечение государственных инвестиций, а также внебюджетных средств, для проведения НИОКР инновационной
направленности, приобретения современной техники и оборудования, строительства инфраструктурных инновационных объектов;
— выполнение совместных инновационных проектов и работ с предприятиями или научно-исследовательскими организациями (в том числе и иностранными), расположенными вне юрисдикции госкорпораций;
— высокий уровень профессиональной и инновационной подготовки научных и производственных кадров.
Несмотря на сравнительно небольшой период деятельности, можно сказать, что интеграция инновационных составляющих экономического развития в форме ГК свидетельствует о значительных преимуществах концентрации научно-технических, технологических, материальных, финансовых и трудовых ресурсов над их распылением по отдельным самостоятельным предприятиям и организациям. Являясь опорными центрами формирующейся национальной инновационной системы ГК должны помочь в более короткие сроки вывести экономику России на преимущественно инновационный путь развития, обеспечить высокую динамику роста отечественных отраслей промышленности.
Реорганизация и ликвидация государственных корпораций
Госкорпорации могут быть ликвидированы или реорганизованы на основании принятия специального федерального закона. Далее в хронологическом порядке мы более подробно рассмотрим те госкорпорации, которые были подвергнуты данным процедурам.
Первой государственной корпорацией, подвергшейся ликвидации, стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций («АРКО»). Данная госкорпорация была создана в целях восстановления и укрепления банковской системы РФ после банковско-финансового кризиса августа 1998 г. Следует отметить, что в начале 2000 г. «АРКО» ввело в действие первую в России систему гарантирования вкладов населения в банках, находящихся под его управлением. Правда, эта система распространялась лишь на отдельные кредитные организации и не касалась таких «банковских монстров», как «СБС-Агро», «Российский кредит» и др. В связи с выполнением основных задач, поставленных перед «АРКО», Агентство было ликвидировано в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 87 «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Следует сказать, что инновационные разработки по гарантированию вкладов населения, предложенные ГК «АРКО» в период банковского кризиса 1998 г., в последующие годы распространились на всю банковскую систему России и с незначительными изменениями продолжают действовать и в настоящее время.
Первой ГК, подвергшейся серьезной реорганизации, была Российская корпорация нанотехнологий, основная деятельность которой была связана с поддержкой отечественных предприятий наноиндустрии, в том числе финансированием и строительством центров ядерной медицины, занимающихся ранней диагностикой онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Реорганизация корпорации произошла в форме преобразования ее в открытое акционерное общество. При этом в соответствии с ФЗ от 27 июля 2010 г. № 211 «О реструктуризации Российской корпорации нанотехнологий», сто процентов акций данного открытого акционерного общества поступило в собственность РФ. Во исполнение ФЗ № 211 Правительством РФ 17 декабря 2010 г. было принято Распоряжение № 2287 «О реорганизации государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» в форме преобразования в открытое акционерное общество «Роснано».
На этом реорганизация отечественных госкорпораций не закончилась. В декабря 2012 г. одна из наиболее крупных отечественных госкорпораций — корпорация «Ростехнологии» была переименована в «Ростех». Это название было закреплено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 259 "О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации «Ростехнологии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как известно, данная ГК была создана в 2007 г. на базе унитарного предприятия «Рособоронэкспорт». На 1 января 2014 г. в её состав входили 663 организации с государственным участием, которые располагались на территории 60 субъектов РФ. Все данные организации госкорпорации активно участвуют в выполнении государственного заказа по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичных инновационных товаров гражданского и военного назначения. По заявлению главы госкорпорации С. Чемезова доля гражданской продукции на предприятиях корпорации «Ростех» должна
достичь к 2020 г. минимум 50%. При этом предприятия «Ростеха» не делают, как в 1990-е годы, чайники и кастрюли. В настоящее время они производят высокотехнологичные товары гражданского назначения, прежде всего медицинскую продукцию и медицинское оборудование, которые используются не только внутри страны, но и идут на экспорт, в частности, в Германию и Швейцарию1.
Важнейшей целью промышленных ГК в нашей стране является содействие входящим в их состав предприятиям в разработке, производстве и реализации инновационной продукции. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270 «О Государственной корпорации «Ростехнологии»» одной из основных целей деятельности данной корпорации является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского, двойного и военного назначения. Данное положение Закона очень скоро нашло свое практическое воплощение. В декабре 2007 г. компания «ВСМПО-АВИСМА», входившая тогда в состав государственной корпорации «Ростехнологии» (в настоящее время это государственная корпорация «Ростех»), подписала контракт с компанией «Боинг» на сумму более 1 млрд долларов США на поставку титана для производства новейших самолетов с 2011 по 2015 гг. Важно отметить, что контракт был заключен в области высоких технологий с лидером мирового авиастроения, чрезвычайно щепетильно относящемуся к выбору своих партнеров. В июле 2009 г. «ВСМПО-АВИСМА» и компания «Боинг» открыли в г. Верхняя Салда (Свердловская область) совместное предприятие по обработке титановых деталей «Урал Боинг Мануфэктуринг», которое производит данные детали как для самолетов класса «Боинг», так и для российских лайнеров. Предприятие оснащено современным американским оборудованием, которое в Россию было поставлено впервые и которое без образования совместного предприятия и мощной поддержке ГК «Ростехнологии» нам было бы трудно получить.
Одной из продуктивно работающих российских госкорпораций зарекомендовал себя Фонд содействия реформированию ЖКХ, основной задачей которого является капитальный ремонт ветхого жилья с использованием современных инновационных технологий и переселение людей из аварийных помещений. Данный Фонд был образован 21 июля 2007 г. согласно Федеральному закону от 21 июля
1 Российская газета. (2014; 20 июня).
2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в виде государственной корпорации. Первоначально его деятельность должна была прекратиться 1 января 2013 г. Затем, по просьбе многих субъектов РФ, работа Фонда была продлена до 15 декабря 2015 г. Наконец, в июле 2013 г. был установлен новый срок деятельности Фонда - до 1 января 2018 г. Основное объяснение неоднократного продления срока окончания деятельности Фонда в январе 2014 г. дал Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на встрече с главой наблюдательного Совета Фонда С. Степашиным: «С кем бы из губернаторов я ни встречался, они говорят: из того, что создавалось за последние годы, это один из наиболее активно вовлеченных в процесс реформ и развитие жилищно-коммунального
<_> _ п
хозяйства институт»2.
В связи с достижением основной цели 21 июля 2014 г. был принят ФЗ N 210 о ликвидация госкорпорации «Олимпстрой».
Таким образом, после соответствующих законодательных изменений на 1 мая 2015 г. в российской экономике осталось пять действующих ГК: Агентство по страхованию вкладов, Внешэкономбанк, Ростех, Росатом, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Краткие выводы
Следует признать, что в российском обществе пока не сложилось единого мнения о роли госкорпораций в отечественной экономике. Одни ученые и специалисты высоко оценивают деятельность госкорпораций, признавая их решающую роль в сохранении целого ряда подотраслей промышленности и их инновационном развитии, улучшении использования огромного государственного имущества. Другие не согласны с этим и настаивают на необходимости преобразования их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Так, в марте 2009 г. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил упразднить ГК как форму юридических лиц в виду непрозрачности и неподконтрольности действий госкорпораций большинству государственных органов власти.
Данную позицию поддержал и Д.А. Медведев, бывший тогда Президентом РФ. В своём послании Федеральному Собранию РФ от
2 Российская газета. (2014; 20 января).
12 ноября 2009 г. он заявил, что считает форму госкорпорации в современных условиях в целом бесперспективной. Следует учесть, что все это происходило по прошествии 2-2,5 лет со дня образования большинства госкорпораций. Мы считаем, что за такой небольшой срок ГК просто не смогли проявить всех своих позитивных потенциальных возможностей. Данную точку зрения разделяют и некоторые ученые Института экономики РАН и Финансового университета при Правительстве РФ: «Обобщение результатов деятельности организационных структур с воспроизводственными функциями долгосрочного характера по истечении всего двух лет деятельности представляется не вполне уместным. Объективность такой оценки не может не вызывать сомнений» (Сильвестров, Зельднер, Ширяева, 2011).
В отличие от позиции Д.А. Медведева и Президентского совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства несколько иных взглядов по отношению к госкорпорациям придерживается Президент РФ В.В. Путин (напомним, что все госкорпорации в РФ, за исключением госкорпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), появились во время президентства и при активной поддержки В.В. Путина). В одной из своих предвыборных статей В.В. Путин подчеркнул, что «наши действия по созданию крупных госкорпораций (Ростехнологий, Росатома и др.) были продиктованы приоритетами промышленной политики... Именно такие корпорации, сочетающие деятельность, начиная от перспективных исследований и разработки продукции и заканчивая производством, поставкой и обслуживанием высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники»3.
У нас такими структурами могут стать промышленные госкорпорации «Ростех» и «Росатом», которые в настоящее время признаны мировыми лидерами в своих сферах деятельности: в выпуске вертолетов и самолетостроении, производстве и реализации современных видов оружия, строительстве АЭС и переработке радиоактивных отходов их деятельности, научном проектировании и строительстве современных атомных кораблей и подводных лодок, плавающих атомных электростанций. Названные выше госкорпорации обеспечивают не только стратегическую безопасность страны, но и активно способствуют внедрению на своих предприятиях самых
3 Путин, В.В. (2012). О наших экономических задачах. Ведомости, 3029.
передовых инновационных разработок. Без современных фундаментальных исследований и их практической апробации, ведущихся на предприятиях «Ростеха» и «Росатома», нам сложно было бы поддерживать высокий инновационный потенциал страны в целом ряде направлений настоящего и будущего развития отечественной науки, техники и технологий. Важно также отметить, что от эффективности работы и успешного развития предприятий «Ростеха» и «Росатома» зависит социально-экономическое благополучие многих моногородов и целого ряда регионов нашей страны, уровень и качество жизни их населения.
Заключение
Несмотря на отдельные недостатки, которые, безусловно, необходимо устранять, не вызывает сомнений, что потенциал такой организационно правовой формы, как госкорпорации, в России далеко не исчерпан. Лучшим подтверждением чего является решение Президента РФ В.В. Путина поручить Правительству России подготовить законопроект об образовании новой государственной корпорации «Роскосмос».
Особенно широко огромный потенциал отечественных госкорпораций (в том числе и инновационный) может быть использован в современных условиях, когда отказ некоторых стран от сотрудничества с Россией в финансово-кредитной сфере, в области высоких технологий и производства современной промышленной продукции ставит перед нами непростые задачи по импортозамещению многого из того, что мы до событий на Украине получали по линии взаимовыгодной торговли с США, ЕС и другими странами западного мира. И в этом плане нам представляется, что в свое время решения о создании государственных корпораций в отдельных отраслях и сферах российской экономики, безусловно, были целесообразными и дальновидными.
Более того, мы считаем, что в условиях непрекращающихся санкций США и их союзников по блоку НАТО в отношении отечественного оборонно-промышленного комплекса Правительству России и Федеральному Собранию РФ целесообразно было бы рассмотреть вопрос о принятии федеральных законов о придании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) статуса государственных корпораций.
ИСТОЧНИКИ:
Алехин, Б., Захаров, А. (2007). Государственные корпорации. Экономика России: XXI век, 20.
Бляхман, Л.С. (2008). От экстенсивного экономического роста к инновационному
развитию: проблемы, перспективы, роль государственных корпораций. Проблемы современной экономики, 1, 23-33.
Бучнев, О.А. (2007). Организация инновационного развития государственной корпорации. Газовая промышленность, 7, 16-20.
Ефимова, Л. (2008). О правовой природе госкорпораций. Хозяйство и право, 8, 59-69.
Клименко, Э.Ю. (2013). Государственные корпорации как фактор инновационного развития российской экономики. Инновации и инвестиции, 5, 222-225.
Клименко, Э.Ю. (2012). Цели, принципы и методы управления инновационным развитием государственных корпораций. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки, 4, 4-13.
Ларин, С.Н., Герасимова, Е.В. (2013). Участие государственных корпораций в практическом развитии инновационной инфраструктуры региона. Проблемы современной экономики (Новосибирск), 13, 144-152.
Меняев, А.В. (2010). Некоторые проблемы отечественного законодательства о государственных корпорациях. Закон, 3, 46-50.
Сильвестров, С., Зельднер, А., Ширяева, Р. (2011). Государственные корпорации в системе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Вестник Института экономики РАН, (1), 17-32.
Субботина, Г.В. (2013). Роль госкорпораций в развитии инноваций в современной россии (обзор социологических исследований). Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 4, 106-109.
Antonelli, C., Amidei, F.B., Fassio, C. (2014). The mechanisms of knowledge governance: State owned enterprises and Italian economic growth, 1950-1994. Structural Change and Economic Dynamics, 31, 43-63. doi: 10.1016/j.strueco.2014.08.004
Girma, S., Gong, Y., Gorg, H. (2009). What Determines Innovation Activity in Chinese State-
owned Enterprises? The Role of Foreign Direct Investment. World Development, 37(4), 866-873. doi: 10.1016/j.worlddev.2008.07.017
Hu, A.G., Jefferson, G.H. (2004). Returns to research and development in Chinese industry:
Evidence from state-owned enterprises in Beijing. China Economic Review, 15(1), 86107. doi: 10.1016/S1043-951X(03)00028-2
Li, X. (2011). Sources of External Technology, Absorptive Capacity, and Innovation Capability in Chinese State-Owned High-TechEnterprises. World Development, 39(7), 1240-1248. doi: 10.1016/j.worlddev.2010.05.011
Nolan, P., Xiaoqiang, W. (1999). Beyond privatization: Institutional innovation and growth in China's large state-owned enterprises. World Development, 27(1), 169-200. doi: 10.1016/S0305-750X(98)00132-6
Soboleva, E., Bondar, T., Beskrovnaya, L. (2015). Activity of State-owned Enterprises: How to Evaluate their Effectiveness?. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 166, 166-170. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.504
Tönurist, P. (2015). Framework for analysing the role of state owned enterprises in innovation policy management: The case of energy technologies and Eesti Energia. Technovation, 38, 1-14. doi: 10.1016/j.technovation.2014.08.001
Зарецкий, А.Д., Иванова, Т.Е. (2012). Корпоративная ответственность: мировая и отечественная практика. Краснодар: Издательство КСЭИ.
Суханов, Е.А. (2014). Сравнительное корпоративное право. М. Статут.
Nataliya V. Sukhanova, Candidate of Sciences, Economics, Researcher at the Laboratory for Institutional Analysis of the Faculty of Economics, Moscow Lomonosov State University Alexander P. Sysoev, Candidate of Sciences, Economics, Leading Researcher at the Laboratory for Institutional Analysis of the Faculty of Economics, Moscow Lomonosov State University
State corporations and their role in the innovative development
of the russian economy
ABSTRACT:
This paper analyzes the activities of state corporations (SC) and their key role in the development of innovative economy of Russia. The authors discuss the reasons for the formation, reorganization and liquidation of SC. A considerable attention is paid to the main indicators characterizing SCs (primarily, industrial SCs of "Rostech" and "Rosatom", as leaders of innovative development of domestic economy) The authors draw attention to the fact that at the present time a unified approach to assessment of efficiency of SCactivity has not developedin the Russian society. In this connection, they express their view on this issue, which is to ensure that the potential of such organizational form as a SC in Russia is far from being exhausted and in the future may be used to improve innovative development, efficiency and competitiveness of the domestic economy.
KEYWORDS: corporation, state corporation, goals of state corporation, goals of state corporation organization, reorganization of corporations, innovative development