Научная статья на тему 'Влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад школы'

Влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / GLOBAL INFORMATION ENVIRONMENT / УКЛАД ШКОЛЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / VIRTUAL SPACE / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / SCHOOL SITE / WAY OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачкова Светлана Николаевна

Процесс информатизации, бурно протекающий в обществе, привел к проблеме учета влияния глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад современной школы. В статье представлены результаты изучения такого влияния на примере 19 школ 4 регионов России. Исследование показало, что современные школьники всех возрастов активно включены в коммуникацию посредством разнообразных форм общения в Интернете. При этом информационно-коммуникационная среда образовательных учреждений не отвечает требованиям полноценного отражения уклада школы и в глазах учеников не способна конкурировать с другими каналами информации. Делается вывод о необходимости целенаправленного управления формированием уклада школы с помощью кардинального изменения и развития ИКТ в образовательном учреждении в условиях усиления влияния глобальной информационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the global information environment on the educational atmosphere and way of school

The active process of informatization in society has led to the problem of accounting the influence of the global information environment on the educational atmosphere and way of the modern school. The article presents the results of the study of the influence on the example of 19 schools from four regions of Russia. The research has shown that modern students of all ages are actively involved in communication through various forms of communication on the Internet. At the same time the informational and communicational environment of the educational institutions do not meet the requirements of a full reflection in the students’ eyes is not able to compete with other sources of information. The author has come to the conclusion about the necessity of successful achievement of educational goals purposeful management school way of formation with fundamental changes and the development of ICT in an educational institution in conditions of the growing influence of global information environment.

Текст научной работы на тему «Влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад школы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 4

IT В ОБРАЗОВАНИИ

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

И УКЛАД ШКОЛЫ

С.Н. Вачкова

(Институт педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО

"Московский городской педагогический университет ";

e-mail: svachkova@gmail.com)

Процесс информатизации, бурно протекающий в обществе, привел к проблеме учета влияния глобальной информационной среды на образовательное пространство и уклад современной школы. В статье представлены результаты изучения такого влияния на примере 19 школ 4 регионов России. Исследование показало, что современные школьники всех возрастов активно включены в коммуникацию посредством разнообразных форм общения в Интернете. При этом информационно-коммуникационная среда образовательных учреждений не отвечает требованиям полноценного отражения уклада школы и в глазах учеников не способна конкурировать с другими каналами информации. Делается вывод о необходимости целенаправленного управления формированием уклада школы с помощью кардинального изменения и развития ИКТ в образовательном учреждении в условиях усиления влияния глобальной информационной среды.

Ключевые слова: глобальная информационная среда, уклад школы, информатизация, виртуальное пространство, социальные сети, школьный сайт.

Процесс информатизации общества, который начался в 70-х гг. прошлого века, к настоящему моменту приобрел действительно глобальный размах. Следствием этого стали качественные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности общества: в экономике, науке, культуре, здравоохранении, бытовой сфере и конечно же образовании. Повсеместное использование компьютеров и глобальных сетей ведет к трансформации стиля мышления и учащихся, и учителей, способов коммуникации, методов организации практически всех видов деятельности, существующих в образовательном учреждении.

Информатизация сказывается на сфере управления образования, применении различных форм дистанционного образования, расширении возможностей мультимедийных средств. Процесс информатизации образования в нашей стране осуществляется за счет использования современных средств ИКТ, телекоммуникаций сетей и баз данных, необходимых для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечивающих возможность удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации не только из российских источников, но и из зарубежных.

Принципиально важный момент, повлиявший на структуру общения школьников и педагогов, — появление сетевых форм коммуникации. Глобальным фактором изменения форм и содержания коммуникаций между людьми стал Интернет. Выступив в роли качественно новой информационно-коммуникативной среды, в которой круглосуточно взаимодействуют миллионы пользователей, виртуальное пространство не могло не стать одним из самых привлекательных мест общения для самого динамичного слоя общества — молодежи. Международные исследования убедительно показывают, что подавляющее большинство интернет-пользователей составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Этот факт приводит к тому, что в виртуальном пространстве коммуникации создается особая социальная среда, в которой формируются свои правила, формы и средства общения.

В приложении к реалиям современного образования это означает превращение информационно-коммуникационной среды в существенный фактор, влияющий не только на появление и развитие новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и в целом на весь уклад школьной жизни. В современных условиях коммуникационные связи, обеспечивающие организационную, образовательную деятельность школы, все более опосредуются 1Т-технологиями. Уклад массовой школы все более "погружается" в информационно-коммуникационную среду. В связи с этим в значительном количестве школ (а в ближайшем будущем, видимо, в подавляющем большинстве) можно выделить ортогональный по отношению к другим элемент уклада школы, представляющий собой совокупность информационного содержания и специальных служб, сервисов, отражающий особенности уклада определенной школы. Для его обозначения мы вводим термин "виртуальная проекция уклада школы" (основой которой, как правило, выступает школьный сайт).

Данная ситуация порождает ряд проблем, одна из которых может быть сформулирована следующим образом: как глобальная

информационная среда влияет на образовательное пространство и уклад современной школы? Решение этой проблемы и выступило в качестве важнейшей задачи нашего исследования.

В выборку, составившую эмпирическую базу исследования, вошли 19 школ из 4 регионов России: Московской, Калужской, Оренбургской областей и г. Москвы.

Некоторые методы, использованные нами, были призваны проверить предположение о том, что в современном отечественном образовании уже происходят глубокие изменения в укладе школ, связанные с его информатизацией, что приводит к необходимости оценки вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельность в киберпространстве. Изменения уклада в этом контексте многоаспектны, и одно из важнейших изменений — продолжающееся "вхождение" образовательного пространства школы в глобальную информационную среду. Следствием этого может считаться и обратный процесс: влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство школы и, следовательно, на ее уклад. Рассмотрим подробнее полученные материалы.

В рамках специально разработанной анкеты учащимся было предложено, в частности, ответить на вопрос: "Общаетесь ли вы с одноклассниками, используя социальные сети и форумы или иные формы общения в Интернете?" Практически все опрошенные (81,92%) ответили утвердительно (лишь 6,18% ответили "нет").

Дальнейшие вопросы анкеты были нацелены на то, чтобы уточнить, какие именно средства ИКТ используют учащиеся в общении. В качестве вариантов ответов назывались: "Разделы сайта школы", "Вконтакте", "Другие общероссийские социальные сети", "Другие международные социальные сети", "Системы передачи коротких сообщений (ICQ, SMS)".

Данные на рис. 1 и 2 приводятся раздельно для учащихся разных возрастных групп (для наглядности ответы "иногда" и "никогда" проградуированы как отрицательные).

Как видно, распределение ответов принципиально не отличается в зависимости от возраста учащихся. Сеть Вконтакте является абсолютным лидером среди остальных сетей и сервисов. Значительный объем общения аккумулируют системы коротких сообщений. И лишь использование средств сайта школы значимо снижается с возрастом, что в общем-то легко объяснимо расширением освоенной социальной среды, в том числе информационной.

Картина распределения предпочтений других социальных сетей и сервисов (помимо Вконтакте) показана в табл. 1. Если для старшеклассников результаты вполне ожидаемые, то для младших

g никогда ^ иногда □ часто

100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00 -20,00 -40,00 -60,00 -80,00 -100,00 -120,00

Разделы В контакте Другие Другие Системы сайта обще- между- передачи

школы российские народные

сети сети

Рис. 1. Предпочитаемые для общения виды интернет-средств (старшие классы)

ш ш В - 1

т

80,00 60,00 40,00 20,00 0,00 -20,00 -40,00 -60,00 -80,00 -100,00

i ш ц ш ш

= = = 'т —

а = =

=

g никогда 0 иногда □ часто

Школьный Вконтакте Другие Другие ICQ, CMC сайт общерос. межд.

соц. сети соц. сети

Рис. 2. Предпочитаемые для общения виды интернет-средств (младшие и средние классы)

классов несколько удивительно было видеть высокий вес социальной сети "Одноклассники" и фактическое отсутствие ICQ.

Таблица 1

Распределение предпочтений социальных сетей и сервисов среди учащихся разных возрастов

Старшие классы Средние и младшие классы

Одноклассники 10,26 38,32

Mail.ru 12,82 28,97

ICQ 14,10 -

Skype 20,09 21,50

Facebook 30,34 4,67

Следующий ряд данных иллюстрирует факт использования тех или иных технических средств общения и доступа в Интернет (табл. 2).

Таблица 2

Предпочтения в отношении технических средств, используемых для доступа в Интернет

Настольный компьютер КПК, смартфон

Старшие классы Средние и младшие классы Старшие классы Средние и младшие классы

Часто 44,09 41,47 33,60 30,29

Постоянно 45,57 37,60 36,29 34,85

Изредка 8,62 14,34 17,74 16,60

Почти никогда 1,72 6,59 12,37 18,26

Сопоставив полученные данные, мы можем констатировать, что существенного различия в использовании мобильных и настольных компьютерных устройств между учащимися старших, средних и младших классов нет и для подавляющего большинства учащихся (более 80%) использование различных интернет-сервисов, участие в социальных сетях стало обыденным, повседневным занятием.

Этот вывод влечет за собой множество следствий. Наиболее важное из них (в связи с темой нашего исследования) — тот факт, что уклад учреждения, объединяющего членов, "погруженных" в информационную среду, не может оставаться вне этой среды.

Результаты исследования, помещенные ниже, доказывают этот тезис.

В табл. 3 приведены сводные результаты ответа на вопрос: "Укажите, пожалуйста, какой примерный объем (в % от общего времени общения) вашего общения в Интернете с товарищами занимают следующие темы: а) учеба; б) обсуждение отношений с учителями; в) обсуждение отношений с товарищами; г) досуг и времяпровождение (музыка, интересы увлечения, звезды шоу и т.п.)".

Таблица 3

Распределение объема общения в Интернете по тематике

Учеба Отношения с учителями Отношения с товарищами Досуг

Учащиеся старших классов

X 18,69 6,77 23,97 44,53

8 2,95 4,17 2,93 2,32

Учащиеся средних и младших классов

X 17,82 8,54 18,65 24,50

8 2,44 2,50 2,20 2,06

Применение. X — среднее арифметическое, 8 — стандартное отклонение.

Обращают на себя внимание очень высокие показатели дисперсии выборки. Проведенный нами кластерный анализ показал наличие нескольких различных групп, существенно отличающихся по своим ответам на вопросы анкеты. Они образованы в основном учащимися, имеющими оформленные узконаправленные увлечения, например геймерскими сообществами, постоянными посетителями тематических блогов и т.п. Но даже если исключить их из анализа, вариабельность выборки остается высокой.

С возрастом происходит сокращение обсуждения таких тем, как учеба и отношения с учителями. Выше уже были приведены данные о невысокой популярности средств общения, которые предоставляют школьные сайты. Сейчас мы их уточним, приведя данные о частоте посещения школьных сайтов (табл. 4).

Очевидно, что и так невысокая частота посещения школьных сайтов существенно падает с возрастом. Этот факт является одним из признаков заметного отставания школы в интеграции в глобальное информационное пространство.

Таблица 4

Посещаемость школьных сайтов

Средние и младшие классы Старшие классы

Никогда 19,57 39,90

Очень редко 43,77 45,61

Несколько раз в месяц 17,79 10,69

Несколько раз в неделю 10,68 1,66

Ежедневно 7,12 1,66

Несколько раз в день 1,07 0,48

С помощью опроса мы, в частности, выясняли предпочтительные каналы, которыми пользуются учащиеся для получения информации о проходившем в школе мероприятии (событии). Было предложено несколько вариантов ответа. Полученные данные приведены в табл. 5.

Таблица 5

Предпочтительные каналы получения информации о проходившем в школе мероприятии (событии)

Школьный сайт Вконтакте Социальные сети Е-шаП 1СО, СМС Разговоры по мобильному телефону

Старшие классы

Часто 9,70 34,86 18,69 18,18 35,28 35,08

Постоянно 4,24 25,95 12,12 8,48 22,01 29,06

Изредка 40,61 27,57 35,35 33,94 28,16 26,18

Почти никогда 45,45 11,62 33,84 39,39 14,56 9,69

Средние и младшие классы

Часто 18,25 34,64 30,99 30,14 24,85 48,48

Постоянно 16,06 34,08 16,20 13,70 31,52 56,36

Изредка 40,15 18,44 30,99 32,19 24,85 24,24

Почти никогда 25,55 12,85 21,83 23,97 18,79 14,55

Видно, что с возрастом роль голосовой мобильной связи замещается средствами, предоставляемыми социальными сетями и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

системами коротких сообщений. Роль контента, расположенного на школьном сайте, продолжает снижаться.

Вопрос: «Как ты считаешь, отражает ли оформление и содержание сайта твоей школы уникальное "лицо" школы, ее особенности?» — был прямо направлен на оценку соответствия виртуальной проекции школы ее укладу (табл. 6).

Таблица 6

Оценка соответствия сайта школы ее уникальным особенностям

Младшие и средние классы Старшие классы

Да, полностью 35,46 11,44

Во многом 30,68 21,25

В чем-то отражает 25,50 44,14

Практически не отражает 8,37 23,16

Приведенные данные показывают, что учащиеся начальных и средних классов оценили степень соответствия сайта школы достаточно высоко, однако в старших классах такая оценка падает примерно в три раза.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Современные школьники — учащиеся как старших, так и средних и младших классов — активно включены в коммуникацию посредством разнообразных форм общения в Интернете. При этом они достаточно часто общаются в виртуальном пространстве со своими одноклассниками.

2. Предпочитаемыми формами общения для школьников всех возрастов являются контакты в социальных сетях. Младшие школьники и ученики средних классов большую часть времени посвящают обсуждению отношений с учителями и учебе, в то время как ученики старших классов — отношениям с товарищами и досугу.

3. Посещаемость школьных сайтов как средств отражения уклада школы, будучи невысокой с самого начала, с увеличением возраста учащихся снижается, интерес к имеющейся на сайтах информации падает. Учащиеся используют иные каналы для получения информации о мероприятиях, происходящих в школе.

4. Глобальная информационная среда оказывает существенное влияние на жизнедеятельность учащихся, на образо-

вательное пространство школы и ее уклад. Однако информационно-коммуникационная среда образовательный учреждений не соответствует значимости образовательного учреждения в жизни учащихся и не способна конкурировать с другими каналами информации.

5. Администрации образовательных учреждений для успешного решения образовательных задач следует целенаправленно управлять формированием уклада школы в условиях усиления влияния глобальной информационной среды с помощью кардинального изменения и развития ИКТ в образовательном учреждении.

THE INFLUENCE OF THE GLOBAL INFORMATION

ENVIRONMENT ON THE EDUCATIONAL

ATMOSPHERE AND WAY OF SCHOOL

S.N. Vachkova

The active process of informatization in society has led to the problem of accounting the influence of the global information environment on the educational atmosphere and way of the modern school. The article presents the results of the study of the influence on the example of 19 schools from four regions of Russia. The research has shown that modern students of all ages are actively involved in communication through various forms of communication on the Internet. At the same time the informational and communica-tional environment of the educational institutions do not meet the requirements of a full reflection in the students' eyes is not able to compete with other sources of information. The author has come to the conclusion about the necessity of successful achievement of educational goals purposeful management school way of formation with fundamental changes and the development of ICT in an educational institution in conditions of the growing influence of global information environment.

Key words: global information environment, way of school, informatization, virtual space, social networks, school site.

Сведения об авторе

Вачкова Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО "Московский городской педагогический университет". Тел.: 8-926-291-23-24; e-mail: svachkova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.