Научная статья на тему 'Использование информационнокоммуникационной среды для управления развитием уклада школы'

Использование информационнокоммуникационной среды для управления развитием уклада школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САЙТ ШКОЛЫ / SCHOOL’S WEBSITE / SCHOOL SET-UP / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / MANAGEMENT / COMPUTERIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачкова Светлана Николаевна

Процессы информатизации образования приводят к кардинальным изменениям всей жизнедеятельности школы, к качественному преобразованию ее уклада. Управление его развитием в информационно-коммуникационной среде (ИКС) имеет специфические особенности, которые отражаются в ценностном, субъектно-средовом и структурно-процессуальном компонентах. Наиболее важной из этих особенностей выступает возникновение феномена виртуальной проекции уклада школы, под которой понимается обладающее определенной целостностью его информационное отражение в ИКС. В статье описана педагогическая модель процесса управления формированием уклада школы в информационно-коммуникативной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLOITATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT FOR DEVELOPMENT MANAGEMENT OF THE SCHOOL SET-UP

Informatization of education leads to cardinal changes in all the school activities, to qualitative transformation of its set-up. Management of the school development in the information and communication environment has some specific features affecting values, subjects, structure and process components of the school set-up. The most relevant peculiarity is emergence of the virtual projection of the school set-up, embodied as its informative reflection with certain integrity in the information and communication environment. The article describes an educational model of the school set-up management in the information and communication environment.

Текст научной работы на тему «Использование информационнокоммуникационной среды для управления развитием уклада школы»

УДК 37.062 Вачкова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры филологических дисциплин

и методики их преподавания в начальной школе

Института педагогики и психологии образования

Московского городского

педагогического университета

[email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ

Vachkova Svetlana Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department for Philological Disciplines and Methods of Their Teaching at Elementary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teachers’ Training University [email protected]

EXPLOITATION OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT FOR DEVELOPMENT MANAGEMENT OF THE SCHOOL SET-UP

Аннотация:

Процессы информатизации образования приводят к кардинальным изменениям всей жизнедеятельности школы, к качественному преобразованию ее уклада. Управление его развитием в информационно-коммуникационной среде (ИКС) имеет специфические особенности, которые отражаются в ценностном, субъектно-средовом и структурно-процессуальном компонентах. Наиболее важной из этих особенностей выступает возникновение феномена виртуальной проекции уклада школы, под которой понимается обладающее определенной целостностью его информационное отражение в ИКС. В статье описана педагогическая модель процесса управления формированием уклада школы в информационно-коммуникативной среде.

Ключевые слова:

уклад школы, информационно-коммуникационная среда, управление, информатизация образования, сайт школы.

Summary:

Informatization of education leads to cardinal changes in all the school activities, to qualitative transformation of its set-up. Management of the school development in the information and communication environment has some specific features affecting values, subjects, structure and process components of the school set-up. The most relevant peculiarity is emergence of the virtual projection of the school set-up, embodied as its informative reflection with certain integrity in the information and communication environment. The article describes an educational model of the school set-up management in the information and communication environment.

Keywords:

school set-up, information and communication environment, management, computerization of education, school’s website.

Процессы развития информатизации общества послужили основой для построения моделей информационного пространства, в котором данные становятся существенной и значимой частью основных социальных институтов.

В специальной литературе до сих пор нет единого понимания сущности ни информационно-коммуникационной технологии, ни составляющих ее элементов. «Большой энциклопедический словарь» определяет коммуникацию как: 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных. Это же издание определяет информацию как современное общенаучное понятие, обозначающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.

В наше время у термина «информация» появилось близкое по значению понятие «контент», широко используемое как в научной литературе, так и в прессе. С.В. Бондаренко определяет контент как «содержимое файлов, которые в киберпространстве являются носителями сигналов, декодируемых пользователями в какой-либо форме» [1, с. 229].

В литературе средства информационно-коммуникационных технологий (далее - средства ИКТ) понимаются и как аппаратные (то есть технические устройства), и как программные (программное обеспечение). Основным в их выделении служит функциональное предназначение -обеспечение операций по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче и использованию информации [2].

В педагогических исследованиях достаточно подробно изучены феномены образовательной среды, информационной среды, информационно-коммуникационных технологий и их роли в образовании. Однако термин «информационно-коммуникационная среда» (далее - ИКС) используется достаточно редко. Под ИКС мы понимаем информационное содержание и коммуникационные возможности компьютерных сетей. Важность изучения именно данного аспекта подтверждена многочисленными исследованиями.

В современной отечественной научной литературе существует множество позиций в отношении особенностей социализации в ИКС. Большинство из них принадлежит социологам и психологам. По нашему мнению, источником всех социальных эффектов ИКС являются два основания:

1. Сочетание усовершенствования каналов передачи информации с возможностью ее автоматической обработки.

2. Возникновение глобальных сетей как качественно нового объединения информационных ресурсов, техногенных акторов и активности пользователей.

В смешанной и виртуальной реальности все механизмы социализации (А.В. Мудрик) видоизменяются [3].

Однако, несмотря на возникновение новых феноменов в области социализации, по сути своей этот фундаментальный процесс остается прежним, по крайней мере - пока. М. Кастельс пишет, что в подавляющем большинстве случаев использование сети Интернет является инструментальным, тесно связанным с работой, семьей и повседневной жизнью пользователей. Свыше 85 % всех случаев использования ИКС приходится на электронную почту. Большая часть объема последней связана с выполнением различных функций, конкретными задачами и контактами с родными и друзьями в условиях реальной жизни [4, с. 143]. Ролевые игры и конструирование идентичности в качестве основы онлайнового взаимодействия составляют лишь малую долю системы социальных связей, основанную на ИКС. Этот вид практики большей частью концентрируется вокруг подростков.

Школа, как и все остальные социальные организации, испытывает усиливающееся «давление» на свои границы: пространственные и временные. Традиционная школа - весьма закрытое учреждение, уклад которой, как правило, имеет большую «толщину», то есть традиционными формами жизнедеятельности охвачена большая часть отношений.

Мы определяем уклад школы как сформировавшиеся структуры и устоявшееся содержание всей совокупности социальных взаимодействий и взаимного восприятия педагогов и учащихся образовательного учреждения.

В структуре уклада мы выделяем три составляющих: ценностную - наиболее устойчивую часть ценностей, разделяемых учащимися и педагогами и поддерживаемых в повседневных отношениях и поведении; субъектно-средовую - наиболее устойчивые характеристики места учащегося в системе отношений, на которых основывается образовательная среда школы; структурно-процессуальную - устоявшиеся формы организации повседневной жизнедеятельности в школе, определенные паттерны поведения (преимущественно коллективного), имеющие пространственные и временные характеристики [5].

Информационно-коммуникационные технологии делают прозрачными пространственные границы. Ученик, находящийся в школе, за счет возможностей своего смартфона может одновременно общаться в чате, просматривать сообщения в социальной сети и смотреть видео. У каждого из многочисленных процессов и организаций, которые доступны через ИКС, свои временные циклы. Все это делает уклад школы более открытым и, следовательно, менее устойчивым, более размытым. Неустойчивость уклада школы усиливается и в связи с тем, что содержащиеся в нем формы деятельности в смешанных и виртуальных средах обладают такой же изменчивостью и динамизмом, как и все остальные феномены ИКС. Объем уклада снижается, а его фрагментированность растет.

Отметим еще одну особенность изменения уклада школы в эпоху компьютеризации. Это двоякий источник изменений. Во-первых, им служат программы информатизации образования, и, во-вторых, информатизация проникает в школу через средства, используемые в быту и повседневной жизни учащихся и их семей.

Оба источника, по нашему мнению, весьма значимы. Информатизация образования вплотную подводит школы к реальности проектирования индивидуальных образовательных траекторий для всех учащихся, тем самым превращая классно-урочную систему в пережиток прошлого. Вместе с ее заменой, очевидно, кардинально изменится уклад школы.

Использование информационно-коммуникационных сервисов в быту также существенно изменяет уклад школы: в частности, информационно-коммуникационные технологии существенно модулируют формы общения учащихся друг с другом, с родителями и с педагогами.

Субъектно-средовая составляющая уклада так же испытывает существенные изменения. С погружением образовательной среды школы в ИКС границы последней раскрываются и учащийся становится субъектом гораздо большего количества сред. Тем самым добавляется но- 201 -

вая функция образовательной среды школы - посредничество в организации взаимодействия с широким классом локальных и глобальных ИКС.

Новые изменения среды несут с собой соответствующие риски для уклада. В силу того, что глобальные ИКС насыщены манипулятивными элементами (в первую очередь, рекламой и информацией, обращенной к непроизвольному вниманию), погружение уклада школы в эту сферу может привести и приводит к росту активности потребителя, несубъектной, вторичной, а также к такой, которая выражается лишь в бездумном потреблении информации, предлагаемой коммерческими сегментами ИКС.

Изменяется и ценностная составляющая уклада. Во-первых, более интенсивно идет культурная интерференция: в уклад школы могут привноситься ценности не только из соседних учебных заведений, но и ценности из других стран. Достаточно вспомнить модное одно время празднование Хэллоуина. Во-вторых, появляются ценности, связанные со специфическими видами деятельности в ИКС - например, количество «скиллов», полученных ребенком в определенной игре.

Одно из наиболее заметных проявлений изменения уклада школы в ИКС - это формирование виртуальной проекции ее уклада. Мы вводим этот термин не только для обозначения школьного сайта.

ИКС как некое хранилище контента содержат информационное отображение множества фактических и мнимых событий и явлений. Соответственно, и привычные, устоявшиеся взаимодействия, формы общения, виды деятельности, которые, собственно, и составляют основу школьного уклада, неизбежно отображаются в ИКС.

Виртуальная проекция уклада школы - это обладающее определенной целостностью информационное отражение ее уклада в ИКС. Информационное отражение может включать данные в виде текста, изображений и видео. Основой виртуальной проекции является школьный сайт, но к нему она не сводится. Различного рода информация об укладе школы содержится в социальных сетях, в электронной переписке и прочем. Виртуальная проекция структурирована не только за счет смысловых взаимосвязей между различными частями контента, но и за счет того, что некоторая информация имеет символическое наполнение. День 1 сентября, например, как и многие другие торжественные даты, несет в себе большую символическую нагрузку, хотя она и отличается в зависимости от конкретной школы. На схеме графически отражена структура и основные составляющие уклада школы (рисунок 1).

В нижней части помещена сфера уклада с выделением ее элементов: ценностного, субъектно-средового и структурно-процессуального. Отметим, что, как и в каждой схеме, в данной присутствует определенная формализация. Так в действительности выделенные элементы можно лишь относительно условно вычленить друг от друга. Как следует из нашего понимания, они отражают разные стороны единого феномена.

Пунктирной линией на схеме отражена сфера информационно-коммуникационной среды, которая охватывает часть уклада школы. Виртуальная проекция как феномен, принадлежащий исключительно к коммуникационной среде, расположен как вписанный в нее элемент, в котором также достаточно условно выделены информационная и символическая составляющие. Последние различаются только в восприятии субъектов (учащихся и педагогов).

Наряду с традиционными для педагогики задачами в отношении формирования и развития уклада школы возникают новые: в частности, задача обеспечения его устойчивости и целостности, как в ценностном, так и в формальном отношении. Таким образом, информационнокоммуникационные технологии открывают новые возможности для более эффективного управления укладом школы.

Разработанная в рамках исследования модель процесса управления формированием уклада школы в информационно-коммуникативной среде описывает следующие этапы: анализ и выдвижение идей, принятие решений, организацию управленческой деятельности по реализации воздействия на основные компоненты уклада школы посредством влияния на ее виртуальную проекцию; организацию контроля, регулирования и корригирования. Она предполагает наличие ряда организационно-педагогических условий: развитие специальных компетенций у педагогов; рефлексивная деятельность по выявлению и уточнению предмета управления; консолидирование, структурирование и расширение субъекта управления; определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду. Данная модель подразумевает использование двух групп форм и методов воздействия на формирование уклада школы в информационно-коммуникационных средах: во-первых, методов и форм, непосредственно воздействующих на коммуникационные структуры уклада, погруженные в соответствующие среды (управление (модерирование), организация форм информационнокоммуникационной составляющей педагогического общения учителей, учащихся и родителей); во-вторых, информатизация управленческих коммуникаций.

Рисунок 1 - Структура уклада школы

Реализация разработанной нами модели процесса управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационной среде наглядно продемонстрировала необходимость высокого темпа принятия управленческих решений, и, в силу использования информационных технологий, смешение, интерференцию функций управления, которые часто осуществлялись не последовательно, а одновременно.

Сопоставление данных о степени вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельности в киберпространстве показало, что в контрольной группе произошли изменения скорее структурного, нежели количественного характера. Значимый рост (в несколько раз) во всех возрастных группах обнаружил показатель использования школьных сайтов для общения (рисунок 2).

Рисунок 2 - Предпочтительные каналы получения информации о проходившем в школе мероприятии (событии) (сравнительные данные)

Несколько в меньшей степени упала популярность сети ВКонтакте при фактическом сохранении степени вовлеченности учащихся в другие социальные сети. Изменилось и содержание общения в экспериментальных группах (в отличие от контрольных, где существенных сдвигов не произошло). Обращают на себя внимание значимые изменения в структуре общения в первую очередь за счет увеличения объема тем, связанных с учебой, отношениями с педагогами и товарищами (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика распределения объема общения в интернете по тематике в экспериментальных группах____________________________________________

Год Учеба Отношения с учителями Отношения с товарищами Досуг

Учащиеся старших классов

2010 18,69 6,77 23,97 44,53

2012 25,48 15,05 24,13 28,32

Учащиеся средних и младших классов

2010 17,82 8,54 18,65 24,50

2012 32,21 18,55 25,27 14,15

* - значения в таблице являются средними арифметическими

Выросла и популярность школьных сайтов как источника информации, которым пользуются учащиеся для получения сведений о проходившем в школе мероприятии (событии). Сравнительный анализ динамики показывает, помимо роста популярности сайтов школ, относительное снижение значимости социальных сетей как источника информации о событиях и практически неизменные значения мобильной связи (таблица 2).

Таблица 2 - Предпочитаемые средства общения в экспериментальной группе

Варианты ответа Разделы сайта школы ВКонтакте Другие социальные сети Системы передачи коротких сообщений (ICQ, SMS)

2010 | 2012 2010 1 2012 2010 | 2012 2010 1 2012

Учащиеся старших классов

часто 0,52 78,89 72,15 54,45 49,63 48,73 38,59 45,68

иногда 15,34 10,02 21,71 20,03 49,35 42 35,61 42,09

никогда 84,14 11,09 6,14 25,52 1,02 9,27 25,8 12,23

Учащиеся с редних классов

часто 30,12 85,92 55,14 42,15 41,27 40,89 9,87 12,43

иногда 29,68 10,54 19,68 15,89 25,99 21,19 25,87 34,52

никогда 40,2 3,54 25,18 41,96 32,74 37,92 64,26 53,05

За время опытно-экспериментальной работы существенно возросла степень соответствия виртуальной проекции школы ее укладу. В результате проведенной работы изменилось динамическое соотношение колебаний значимости событий в реальной и информационной сферах. Мы добились того, что информационная представленность произошедшего несколько его опережала. Изменилась значимость событий, относящихся к различным сферам уклада школы: существенно возросла ценность общешкольных мероприятий, посвященных торжественным датам, несколько снизилась значимость досуговых мероприятий. Это также подтверждает достижение задач, поставленных педагогическими коллективами в части актуализации значимости мероприятий, поддерживающих гуманистические ценности, отношения свободы и активности со стороны учащихся. Анализ основных параметров изменения уклада школ также свидетельствует об успешности решения задач формирующего эксперимента.

Ссылки:

1. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д., 2004.

2. Пантелейко Г.И. Использование информационных технологий в управлении развитием школы: дис. ... канд. пед.

наук. Ростов на/Д., 2005. 204 с.

3. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. М., 2006.

4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.

5. Вачкова С.Н. Уклад школы как педагогическая категория и феномен действительности // Вестник БФУ им. И. Канта. 2013. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.