Научная статья на тему 'Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства'

Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ УКЛАДА ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / VIRTUAL PROJECTION OF THE WAY OF EDUCATION / INFORMATIZATION / VIRTUAL SPACE / THE SOCIAL NETWORK / SCHOOL SITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачкова Светлана Николаевна

В статье рассмотрены различные аспекты представленности уклада школы в информационном пространстве, вводится новое понятие «виртуальная проекция уклада школы». Показано, что современные школьники активно включены в коммуникацию через различные формы общения в Интернете. Информационно-коммуникационная среда школ в оценке учеников не отвечает требованиям полноценного отражения уклада школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The virtual projection of school way as a phenomenon of information space

For the description of the way of school’s representation in the global information space, the author introduces a new concept of «virtual projection of the way of school». It is shown that high school students are actively involved in communication through various forms of forms of intercourse on the Internet. At the same time the information and communication among schools in the eyes of the pupils did not meet the requirements of a full way of reflection of the school way.

Текст научной работы на тему «Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ УКЛАДА ШКОЛЫ КАК ФЕНОМЕН ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА*

С.Н. Вачкова

Институт педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия,129226

В статье рассмотрены различные аспекты представленности уклада школы в информационном пространстве, вводится новое понятие «виртуальная проекция уклада школы». Показано, что современные школьники активно включены в коммуникацию через различные формы общения в Интернете. Информационно-коммуникационная среда школ в оценке учеников не отвечает требованиям полноценного отражения уклада школы.

Ключевые слова: виртуальная проекция уклада школы, информационное пространство, информатизация, социальные сети, школьный сайт.

Включение учителей и учащихся в глобальную информационную среду стало обыденным явлением. В современных условиях коммуникации между учащимися и их сверстниками, учащимися и учителями и между учителями все в большей степени опосредуются разнообразными информационными технологиями. Повсеместное использование компьютеров для виртуальных контактов ведет к принципиальному изменению стиля общения и учащихся, и учителей, способов их коммуникации, а также методов организации практически всех видов деятельности, существующих в образовательном учреждении. Принципиально важный момент, повлиявший на структуру общения школьников и педагогов, — появление сетевых форм коммуникации. Выступив в роли качественно новой информационно-коммуникационной среды, в которой круглосуточно взаимодействуют миллионы пользователей, виртуальное пространство стало привлекательным местом общения для всех субъектов образовательной среды, при этом, по всей очевидности, для учащихся — в большей степени, для учителей — в меньшей.

Нет сомнений, что в приложении к реалиям современного образования это означает превращение информационно-коммуникационной среды в существенный

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00452а).

фактор, влияющий не только на появление и развитие новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и в целом на весь уклад школьной жизни.

В статье представлены результаты исследования данного фактора. Исследование было проведено посредством изучения различных составляющих, в частности: предпочтений в плане интернет-сервисов, технических средств и информационно-коммуникационных технологий, имеющихся у современных учащихся и учителей, степени актуализации образовательных ресурсов конкретного образовательного учреждения, в частности сайта школы, в восприятии педагогов и учащихся. В ряде публикаций мы уже показали, что уклад массовой школы все более «погружается» в информационно-коммуникационную среду.

В связи с этим в значительном количестве школ (а в ближайшем будущем, видимо, в подавляющем большинстве) уклад школы будет «презентироваться» прежде всего через интернет-ресурсы. По нашему мнению, целесообразно ввести новое понятие: «виртуальная проекция уклада школы», содержанием которого является совокупность информационного содержания и специальных служб, сервисов, отражающих особенности уклада определенной школы. Основой этой виртуальной проекции уклада школы, как правило, выступает школьный сайт.

В выборку школ, составивших эмпирическую базу исследования, вошли 19 школ из четырех регионов России: Московской, Калужской, Оренбургской областей и г. Москвы.

При помощи методов, использованных нами, проверялось предположение о том, что в современном отечественном образовании уже происходят глубокие изменения в укладе школ, связанные с его информатизацией, что приводит к необходимости оценки вовлеченности учащихся в различные формы общения, игры и деятельности в виртуальном пространстве. Изменения уклада многоаспектны, и одно из важнейших изменений — продолжающееся «вхождение» образовательного пространства школы в глобальную информационную среду. Следствием этого может считаться и обратный процесс: влияние глобальной информационной среды на образовательное пространство школы и, следовательно, на ее уклад. Рассмотрим подробнее полученные материалы.

В рамках специально разработанной анкеты учащимся было предложено, в частности, ответить на вопрос: «Общаетесь ли вы с одноклассниками, используя социальные сети и форумы или иные формы общения в Интернете?» Практически все опрошенные (81,92%) ответили утвердительно (лишь 6,18% ответили «нет»). Другие вопросы анкеты были нацелены на то, чтобы уточнить, какие именно средства ИКТ используют учащиеся в общении. В качестве вариантов ответов назывались: «Разделы сайта школы», «Вконтакте», «Другие общероссийские социальные сети», «Другие международные социальные сети», «Системы передачи коротких сообщений (KQ, SMS)».

Интересный факт: распределение ответов принципиально не отличается в зависимости от возраста учащихся. Сеть «ВКонтакте» является абсолютным лидером среди остальных сетей и сервисов. Значительный объем общения аккумули-

руют системы коротких сообщений. И лишь использование средств сайта школы значимо снижается с возрастом, что в общем-то легко объяснить расширением освоенной социальной среды, в том числе информационной. Картина распределения предпочтений других социальных сетей и сервисов (помимо «ВКонтакте») показана в табл. 1. Если для старшеклассников результаты вполне ожидаемые, то для младших классов несколько удивительно было видеть высокий вес социальной сети «Одноклассники» и фактическое отсутствие IСQ.

Таблица 1

Распределение предпочтений учащихся разных возрастов социальных сетей и сервисов (%)

Сеть/сервис Старшие классы Средние и младшие классы

Одноклассники 10,26 38,32

Mail.ru 12,82 28,97

ICQ 14,10 —

Skype 20,09 21,50

Facebook 30,34 4,67

Следующий ряд данных иллюстрирует факт использования тех или иных технических средств общения и доступа в интернет (табл. 2).

Таблица 2

Предпочтения учащихся в отношении технических средств, используемых для доступа в Интернет (%)

Вариант ответа Настольный компьютер КПК, смартфон

Старшие классы Средние и младшие классы Старшие классы Средние и младшие классы

Часто 44,09 41,47 33,60 30,29

Постоянно 45,57 37,60 36,29 34,85

Изредка 8,62 14,34 17,74 16,60

Почти никогда 1,72 6,59 12,37 18,26

Как видно из табл. 2, существенного различия в использовании мобильных и настольных компьютерных устройств между учащимися старших и средних и младших классов нет. Таким образом, обобщая рассмотренные выше данные, можно заключить, что для подавляющего большинства учащихся (более 80%) пользование различными интернет-сервисами, участие в социальных сетях стало обыденным, повседневным занятием. Этот факт влечет за собой множество следствий, наиболее важное из которых (в связи с темой нашего исследования) — то, что уклад учреждения, объединяющего членов, «погруженных» в информационную среду, не может оставаться вне этой среды.

Выше мы упоминали о невысокой популярности среди учащихся школьных сайтов. Сейчас мы приведем данные о частоте посещения школьных сайтов (табл. 3).

Таблица 3

Посещаемость школьных сайтов (%)

Вариант ответа Средние и младшие классы Старшие классы

Никогда 19,57 39,90

Очень редко 43,77 45,61

Несколько раз в месяц 17,79 10,69

Несколько раз в неделю 10,68 1,66

Ежедневно 7,12 1,66

Несколько раз в день 1,07 0,48

Очевидно, что и так невысокая частота посещения школьных сайтов существенно падает с возрастом. Этот факт является одним из признаков заметного отставания школы в интеграции в глобальное информационное пространство.

С помощью опроса мы, в частности, выясняли предпочтительные информационные каналы, которыми пользуются учащиеся для получения информации о проходившем в школе мероприятии (событии). Было предложено несколько вариантов ответа. Полученные данные приведены в табл. 4.

Таблица 4

Предпочтительные каналы получения информации о проходившем в школе мероприятии (событии) (%)

Вариант ответа Школьный сайт Вконтакте Соцсети E-mail IOQ, СМС Разговоры по мобильному телефону

Старшие классы

Часто 9,70 34,86 18,69 18,18 35,28 35,08

Постоянно 4,24 25,95 12,12 8,48 22,01 29,06

Изредка 40,61 27,57 35,35 33,94 28,16 26,18

Почти никогда 45,45 11,62 33,84 39,39 14,56 9,69

Средние и младшие классы

Часто 18,25 34,64 30,99 30,14 24,85 48,48

Постоянно 16,06 34,08 16,20 13,70 31,52 56,36

Изредка 40,15 18,44 30,99 32,19 24,85 24,24

Почти никогда 25,55 12,85 21,83 23,97 18,79 14,55

Видно, что с возрастом роль голосовой мобильной связи замещается средствами, предоставляемыми социальными сетями и системами коротких сообщений. Роль контента, расположенного на школьном сайте, продолжает снижаться.

Вопрос «Как ты считаешь, отражает ли оформление и содержание сайта твоей школы уникальное „лицо" школы, ее особенности?» был прямо направлен на оценку соответствия виртуальной проекции школы ее укладу. Приведенные данные показывают, что учащиеся начальных и средних классов оценили степень соответствия сайта школы достаточно высоко, однако в старших классах такая оценка падает примерно в три раза. Соответствующие данные приведены в табл. 5.

Таблица 5

Оценка соответствия сайта школы ее уникальным особенностям (%)

Вариант ответа Младшие и средние классы Старшие классы

Да, полностью 35,46 11,44

Во многом 30,68 21,25

В чем-то отражает 25,50 44,14

Практически не отражает 8,37 23,16

А как педагоги используют возможности информационно-коммуникационных сред и виртуальную проекцию уклада школы?

По результатам нашего исследования, только треть из 260 опрошенных учителей используют в своей работе сайты школы или класса. Электронную почту для работы с родителями или учениками используют примерно 35% опрошенных учителей, причем «сообщение информации» — это наиболее распространенная цель использования. И только 16% из опрошенных учителей для общения с детьми используют социальные сервисы. Это весьма показательно ввиду того, что учащиеся, как было показано выше, весьма активно включены в жизнь сетевых сообществ.

Повсеместно в школах внедряются электронный журнал и электронный дневник. Однако зачастую они существуют пока наравне с бумажными вариантами журналов и дневников, что создает дополнительную нагрузку как для педагогов, так и для учащихся. Многие родители, которые активно пользуются данными сервисами, положительно относятся к их использованию, отмечают, что могут своевременно реагировать на результаты обучения собственного ребенка.

По мнению учителей, внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс будет иметь больше преимуществ, чем недостатков.

Среди преимуществ учителя называли: повышение интереса к предмету (22%), интереса на уроке к изучаемому материалу (19%), наглядность урока (19%), возрастание эффективности урока (17%), получение дополнительной информации (знаний) или систематизации материала (11%), приобщение к компьютеру (6%), использование разных каналов восприятия учащихся (3%). Единичными были ответы: «поможет научиться правильно работать», «ускоряет процесс обучения», «создание интернет-журнала класса», «снижает усталость», «повышает познавательную активность», «меньше писать на доске», «проще проводить контрольные работы» и даже «повышение зарплаты».

Из недостатков были названы: ухудшение зрения или осанки (26%), снижение эмоционального общения (8%), большая подготовка учителя (6%), увеличение нагрузки на ученика и педагога (5%), возникновение зависимости от ИКТ (5%), наличие «вредных» сайтов (5%), дети перестают читать книги (3%); однако при соблюдении требований и рекомендаций по использованию ИКТ этого, безусловно, можно избежать.

Проанализировав ответы, мы выяснили, что примерно половина опрошенных педагогов не проходили специальной подготовки по использованию ИКТ, но знаний для проведения занятий с использованием компьютерных технологий у учителей, по их мнению, достаточно. Большинство педагогов имеют собственные методические разработки для проведения занятий с использованием компьютерных

технологий, даже те педагоги, которые не проходили специальной подготовки. Однако есть и такие учителя, которые, получив специальную подготовку в области ИКТ, не имеют собственных методических разработок и не используют уже готовые электронные образовательные ресурсы в своей педагогической практике.

Почти все педагоги отмечают, что им не хватает знаний для проведения занятий с использованием ИКТ.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Виртуальная проекция уклада школы, под которой понимается ортогональный по отношению к другим элемент уклада школы, представляющий собой совокупность информационного содержания и специальных служб, сервисов, отражающих особенности уклада определенной школы, выступает в настоящее время одним из основных способов презентации для внешних и внутренних субъектов оригинального «лица» образовательного учреждения.

2. Предпочитаемыми формами общения для школьников всех возрастов являются контакты в социальных сетях. Младшие школьники и ученики средних классов большую часть времени посвящают обсуждению отношений с учителями и учебе, в то время как ученики старших классов — отношениям с товарищами и досугу. Посещаемость школьных сайтов как средства виртуальной проекции уклада школы, будучи невысокой с самого начала, с увеличением возраста учащихся снижается, интерес к имеющейся на сайтах информации падает. Учащиеся используют иные каналы для получения информации о мероприятиях, происходящих в школе, и об укладе школы.

3. Во многих образовательных учреждениях сложилась парадоксальная ситуация: школьники первой четверти XXI в. проводят значительную часть своей жизни в сети Интернет и не делают принципиальных различий между жизнью в Сети и жизнью вне ее, они хорошо владеют информационными технологиями; педагоги же не в полной мере оказываются компетентными в этой сфере. Эта ситуация порождает необходимость более глубокого изучения возможностей, методов, средств, форм обучения современного ребенка в образовательной среде школы и повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

4. Виртуальные проекции уклада школы в глобальном образовательном пространстве не соответствуют значимости изученных образовательных учреждений в жизни учащихся и не способны конкурировать с другими каналами информации. Как учащиеся, так и учителя явно недостаточно используют ресурсы электронных СМИ образовательных учреждений и в частности сайта школы.

5. Администрации образовательных учреждений для успешного решения образовательных задач следует целенаправленно управлять формированием уклада школы в условиях усиления информатизации с помощью кардинального изменения содержания и форм виртуальной проекции школы в глобальном информационном пространстве, привлекая для этого и учащихся, и педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Воропаев М.В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание // Педагогика. —

2011. — № 5. — С. 45—51.

LITERATURA

[1] Voropaev M.V. Virtual'nye i smeshannye real'nosti i vospitanie // Pedagogika. — 2011. — № 5. — S. 45—51.

THE VIRTUAL PROJECTION OF SCHOOL WAY AS A PHENOMENON OF INFORMATION SPACE

S.N. Vachkova

Institute of pedagogics and education psychology Moscow city pedagogical university 2-j Sel'skohozjajstvennyj proezd, 4, Moscow, Russia, 129226

For the description of the way of school's representation in the global information space, the author introduces a new concept of «virtual projection of the way of school». It is shown that high school students are actively involved in communication through various forms of forms of intercourse on the Internet. At the same time the information and communication among schools in the eyes of the pupils did not meet the requirements of a full way of reflection of the school way.

Key words: virtual projection of the way of education, informatization, virtual space, the social network, school site.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.