Научная статья на тему 'Создание и реализация в образовательной практике организационнопедагогических условий управления формированием уклада школы'

Создание и реализация в образовательной практике организационнопедагогических условий управления формированием уклада школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САЙТ ШКОЛЫ / SCHOOL SET-UP / ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL ENVIRONMENT / MANAGEMENT / COMPUTERIZATION OF EDUCATION / SCHOOL WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачкова Светлана Николаевна

В статье показаны возможности решения актуальной в связи со стремительным процессом информатизации образования проблемы управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах. Описаны конкретные пути реализации в ряде школ таких организационно-педагогических условий, как: погруженность уклада школы в информационную среду, консолидирование и расширение субъекта управления, развитие специальных компетенций у педагогов, формирование готовности учителей к рефлексивной деятельности в отношении уклада школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS FOR THE SCHOOL SET-UP MANAGEMENT

The article shows possible ways of solution of the topical considering the swift process of education informatization issue of the school set-up management in the context of shaping of the informational and communicational environment. The author describes the concrete modes of implementation in a number of schools such organizational and educational conditions, as: informatization of the school’s set-up, consolidation and broadening of the management subject, development of teachers’ particular competences, and shaping of the teachers’ readiness for reflexive activities in the social environment of the school.

Текст научной работы на тему «Создание и реализация в образовательной практике организационнопедагогических условий управления формированием уклада школы»

УДК 37.062 Вачкова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Института педагогики и психологии образования города Москвы Московского городского педагогического университета dom-hors@mail.ru

СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ

Vachkova Svetlana Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Department for Philological Disciplines and Methods of Their Teaching at Elementary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teachers’ Training University dom-hors@mail.ru

FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE ORGANIZATIONAL AND EDUCATIONAL CONDITIONS FOR THE SCHOOL SET-UP MANAGEMENT

Аннотация:

В статье показаны возможности решения актуальной - в связи со стремительным процессом информатизации образования - проблемы управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах. Описаны конкретные пути реализации в ряде школ таких организационно-педагогических условий, как: погруженность уклада школы в информационную среду, консолидирование и расширение субъекта управления, развитие специальных компетенций у педагогов, формирование готовности учителей к рефлексивной деятельности в отношении уклада школы.

Ключевые слова:

уклад школы, организационно-педагогические условия, информационно-коммуникационная среда, управление, информатизация образования, сайт школы.

Summary:

The article shows possible ways of solution of the topical - considering the swift process of education informatization - issue of the school set-up management in the context of shaping of the informational and communicational environment. The author describes the concrete modes of implementation in a number of schools such organizational and educational conditions, as: informatization of the school’s set-up, consolidation and broadening of the management subject, development of teachers’ particular competences, and shaping of the teachers’ readiness for reflexive activities in the social environment of the school.

Keywords:

school set-up, organizational and educational conditions, informational and communicational environment, management, computerization of education, school website.

На современном этапе развития отечественной школы значительная часть коммуникационных, организационных процессов и педагогических взаимодействий смещаются в область информационных сред.

В данной статье мы рассмотрим опыт реализации предлагаемой нами модели управления формированием уклада школы в информационных средах [1]. В выборку школ, составивших экспериментальную базу исследования, вошли 5 образовательных учреждений из 4 регионов России.

Начальный этап опытно-экспериментальной работы был связан в первую очередь с созданием необходимых организационно-педагогических условий. Важнейшими из них были:

- определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду, в том числе функционирование сайта образовательного учреждения (наличие виртуальной проекции уклада школы);

- консолидирование и расширение субъекта управления (формирование организационных структур, способных осуществлять управление формированием уклада школы, в том числе и в информационных средах);

- развитие специальных компетенций у педагогов;

- формирование готовности учителей к специальной рефлексивной деятельности в отношении уклада школы.

Рассмотрим более подробно процесс создания каждого из указанных условий.

Первое условие, связанное с погруженностью уклада образовательного учреждения в информационную среду, обеспечивалось учетом имеющегося оборудования. Обязательным условием включения школы в экспериментальную выборку было наличие оснащенности 1Т-оборудованием и ЦОР согласно региональным стандартам. Кроме общих требований по осна-

щенности компьютерным оборудованием мы сформулировали специальные, исходящие из специфики предполагаемой работы. Эти характеристики касались вовлеченности учащихся и педагогов в информационно-коммуникационную среду и ряда особенностей работы школьных сайтов. Показатель вовлеченности учащихся и педагогов в информационно-коммуникационные среды оценивался по соответствующим вопросам анкеты. В частности, во всех школах, которые мы выбирали для опытно-экспериментальной работы, минимальное значение этого показателя было не менее 60 % (использование учащимися и педагогами тех или иных средств ИКТ). Для школ экспериментальной группы были сформулированы минимальные требования к работе школьных сайтов. В школах, отнесенных к экспериментальной группе, на сайтах должны были быть размещены счетчики голосования с визуализацией данных в режиме реального времени.

Следующим важнейшим организационно-педагогическим условием было консолидирование и расширение субъекта управления. Реализация этого условия осуществлялась путем формирования организационных структур, способных осуществлять управление формированием уклада школы, в том числе и в информационных средах. В нашей опытно-экспериментальной работе такими структурами были, как правило, специальные советы, созданные по нашей инициативе при директорах школ. В большинстве школ они создавались как советы экспериментальных площадок, часто на основе действующих методических комитетов. В 40 % школ в их состав входили учащиеся старших классов. Руководителем совета, как правило, становился или директор школы, или его заместитель. Именно советы осуществляли текущую координацию и планирование опытно-экспериментальной работы. Процесс формирования такого органа управления не ограничивался лишь административным решением - административная структура лишь создавала формальные условия для организации работы. Основные усилия были сосредоточены на формировании управленческих и специальных компетенций у всех, кто, так или иначе, оказался вовлеченным в формирование уклада школы. Специальный совещательный орган в условиях нашего эксперимента широко использовал возможности ИКТ. В частности создавались дискуссионные интернет-площадки (тематические разделы форумов).

В социологии киберпространства электронные площадки описываются как пример одной из форм виртуальных сетевых сообществ пользователей телекоммуникационных сетей. Мы согласны с С.В. Бондаренко, который определяет «виртуальное сетевое сообщество» как базовую единицу социальной организации пользователей телекоммуникационных сетей, имеющую стратификационную систему, устоявшиеся социальные нормы, роли и статусы участников; включающую в свой состав не менее трех акторов, разделяющих общие ценности и осуществляющих посредством использования соответствующих аппаратных и программных артефактов на регулярной основе социальные взаимодействия, а также имеющих доступ к контенту и иным общим ресурсам [2, с. 68-69]. Речь идет о создании «электронных советов управления школой», под которыми понимается формирование управляющих и информационных структур в коммуникативной среде виртуального и гибридного пространств. Такого рода формы - это пример использования социально-политических технологий «краудсорсинга». По базовым характеристикам публичные площадки «электронной демократии» можно отнести к числу открытых (особенно в терминах степени эффектов и последствий действий) и многофакторных (в терминах социального разнообразия) субъектов социального действия. Несложное с технической стороны решение позволяет использовать формы «прямой демократии» при принятии весьма большого круга управленческих решений.

Решение задачи подготовки педагогов и учащихся составило формирование третьего организационно-педагогического условия. Оптимальной формой нами была признана курсовая подготовка педагогов, администраторов школ к работе в условиях эксперимента. Программа подготовки включала три модуля:

1. Модуль, представленный содержанием, формирующим общее представление о месте информатизации в современном обществе, о концепциях информационного общества, о тех изменениях, которые происходят в отечественном образовании в связи с его информатизацией.

2. Модуль, касающийся формирования компетенций операционально-технического плана. Он был образован такими разделами как «Ресурсы информационно-образовательной среды обучения», «Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании» и другие разделы. В ходе изучения данного модуля совершенствовались (или формировались) навыки общения друг с другом посредством тех или иных сервисов, работы со стандартными сервисами сайтов и прочее.

3. Модуль, посвященный специфическим компетенциям, связанным с проблемами управления формированием уклада школы с использованием ИКТ (в общем и в частности).

Четвертым организационно-педагогическим условием было формирование готовности педагогов к специальной рефлексивной деятельности в отношении уклада школы. Уклад, преж-

де чем выступить предметом управления, сначала должен быть выделен, очерчен для субъекта управления. В научной литературе достаточно изучены феномены рефлексии. Все авторы, как правило, признают, что исходной точкой рефлексивных технологий является в первую очередь определение своей позиции, выделение и анализ собственных мотивов, целей [3]. Схожие элементы присутствуют в технологиях выработки миссии организации. В предмет рефлексии попадает и собственная деятельность. Рефлексивный анализ уклада основан на совместном анализе двух аспектов: практической деятельности, явлений, характеризующих школьную культуру и прочем, и восприятия этих феноменов в сообществе педагогов и учащихся. Развитие профессионально-личностной рефлексии осуществлялось в соответствии с определенными этапами. На первом этапе она была реализована в виде привычных для педагогов форм: методического анализа воспитательных мероприятий, планов работы и прочего. На втором этапе привлекались знания, полученные в ходе курсовой подготовки: педагогам предлагалось проанализировать свою деятельность с точки зрения более широкого контекста, в частности формирования уклада школы. На третьем этапе развивалась способность замечать повседневные, привычные элементы школьной жизни. Основным результатом формирования организационнопедагогических условий было создание организованных групп педагогов, достаточно компетентных для того, чтобы ставить и реализовывать задачи управления укладом школы.

Важнейшей особенностью управления укладом школы в информационных средах является феномен интерференции функций субъекта управления. Это отчетливо проявилось на этапе целеполагания, когда выдвижение целей и задач и их коррекция сопровождались постоянным анализом. В ходе обсуждения в проблемных группах, на которые было возложено руководство опытно-экспериментальной работой, во всех школах было принято решение повысить степень гуманистичности уклада, сделать его более свободным и активным. В процессе общения с руководством школ мы пытались предложить другие варианты изменения уклада школы в качестве экспериментальной задачи. Однако эти предложения не были приняты. Аргументация, как правило, сводилась к тому, что соотношение привычной части повседневной жизни и нового устраивает школьный коллектив и его менять не нужно. Что же касается недостатка гуманистичности атмосферы, не способствующей развитию активности и свободы учащихся, то во всех школах это было воспринято как актуальная проблема.

Особую сложность вызывал у педагогов рефлексивный анализ собственной деятельности, анализ проводившихся в школе традиционных мероприятий, привычных форм учебного процесса. Для помощи в решении этой проблемы в большинстве школ мы создали фокус-группы. С их помощью были проанализированы и отрефлексированы такие показательные моменты в укладе школы, как, например, традиционные общешкольные мероприятия. Отдельные педагоги в фокус-группах долго не могли понять, почему уклад их школы имеет столь малые значения по показателю «гуманистичность». Пришлось детально «восстанавливать» каждое традиционное мероприятие. При этом выяснилось, что даже на мероприятия досугового характера учащиеся привлекаются в приказном порядке, принудительно. Отказ кого-нибудь участвовать вызывает у большинства педагогов искреннее возмущение. Похожие моменты выявились и в связи с анализом учебной деятельности. Ситуации, когда ученик, оказываясь правым, отмечает ошибку учителя, воспринимались как оскорбление. Жесткая, ригидная позиция многих учителей являлась серьезным препятствием для дальнейшей работы. Сопротивление такой группы педагогов адекватной постановке задач резко возрастало с того момента, когда им становилось ясно, что изменяться придется и им самим. Определенную помощь оказали в этом отношении и психологические службы школ. Следует отметить, что до конца опытноэкспериментальной работы все равно оставались учителя, которые так и не изменили ни своей деятельности, ни своего отношения к учащимся (в среднем число таких педагогов составило около 5-8 %). В подавляющем большинстве учителя смогли связать решение поставленных задач с необходимостью коррекции своего восприятия уклада школы, своей деятельности и своих отношений. В результате такой работы мы добились того, что неявные параметры уклада школы перешли в область воспринимаемых феноменов и образовали предмет управления.

Предметом нашего исследования являлось не изучение изменения уклада вообще, а изучение возможностей управления формированием уклада школы посредством информационно-коммуникационных технологий. Поэтому изучались в первую очередь способы решения следующих задач с использованием информационно-коммуникационных технологий: «изменить на более гуманистическую позицию педагогов при организации общешкольного мероприятия...»; «изменить сценарий проведения общешкольного мероприятия таким образом, чтобы он создавал больше возможностей для проявления свободы и активности учащихся» и т.п.

Важнейшим направлением работы, непосредственно воздействующим на коммуникационные структуры уклада школы, погруженные в информационно-коммуникационные среды, яв-

лялось управление (модерирование), организация форм информационно-коммуникационной составляющей педагогического общения учителей, учащихся и родителей. Многие школы испытывали сложности в организации взаимодействия с родителями. Часть родителей, например, не посещали родительские собрания не в силу равнодушия, а в силу высокой занятости. Поэтому еще до начала опытно-экспериментальной работы практически во всех школах в той или иной степени использовалась электронная почта для связи классных руководителей и родителей. Однако использование для этой цели школьных сайтов было сведено к минимуму.

В связи с этим первая задача, которая решалась - это включение и использование ресурсов школьных средств ИКТ в организацию взаимодействия между учителями, родителями и учениками. Основным инструментом в этом отношении служило размещение информации, необходимой для каждой из сторон, на одном из школьных интернет-ресурсов. Например, дата родительского собрания и его повестка размещались на соответствующей странице сайта школ, при этом дата собрания сообщалась и устно, и в виде записей в дневниках, а вот информация о повестке была доступна только на сайте. Педагогов специально просили по возможности не отвечать на вопросы о повестке, отсылая к сайту школы. Во всех школах существовали те или иные версии электронного дневника. Большинство из них позволяли оставлять комментарии и сообщения. Усилия проблемных групп, руководивших экспериментом, были направлены на то, чтобы интенсифицировать это общение, сделать его привычным и регулярным. Во всех экспериментальных школах мы ввели обязательное обсуждение общешкольных мероприятий на форумах школьного сайта. Однако основное внимание в силу поставленных задач уделялось модерирова-нию самого общения между педагогами и учениками, педагогами и родителями, и особенно между учениками. Основная его цель состояла в недопущении грубости, в первую очередь, угроз, прямых оскорблений, и, наоборот, в поддержке фасилитативного типа общения. Авторитарный стиль писем был характерен для многих педагогов в первый период опытно-экспериментальной работы. Приведем пример письма, которое было направлено классным руководителем родителям своего класса: «Уважаемые родители! Жду вас во вторник, 18 октября, в 18.00». По прошествии первого года тональность и стилистика писем данного педагога изменились: «Уважаемые родители! Администрация школы приглашает вас на собрание 13 марта. Собрание пройдет в три «волны». Члены родительского комитета встречаются с Александром Евгеньевичем в 15 кабинете в 17.15 для обсуждения работы управляющего совета школы. В 18.00 в актовом зале начнется общее собрание родителей третьеклассников, которое проведет Александр Евгеньевич. Собрание посвящено изменению учебного плана в 2012-2013 учебном году. После этого буду рада видеть вас в 25 кабинете для обсуждения вопросов жизни класса». Повторимся, что такое изменение было характерным для всех экспериментальных школ.

Происходящие позитивные изменения хорошо были видны в такой форме общения как блоги. По нашей рекомендации учителям было предложено вести на сайтах школ блоги. Их тематика была, как правило, связана с проблемами обучения предмету, взаимоотношениями в школьном классе, общепедагогическими вопросами. Уже на втором году опытноэкспериментальной работы происходит расширение количества педагогов-авторов блогов (к концу эксперимента их стало около 20 % от общего количества), и качественно улучшается их содержание. В них на достаточно глубоком уровне обсуждаются важнейшие проблемы воспитания и обучения.

По сравнению с педагогами гораздо медленнее изменялся характер общения в интернете у учащихся. Очень часто, особенно при обсуждении результатов какого-то конкурса или соревнования, употреблялись грубые выражения, прямые оскорбления и угрозы. Со временем количество таких текстов снижалось.

Важным направлением формирования уклада школы была информатизация управленческих коммуникаций. Простейшими формами было голосование через сайт с целью выявить победителей в конкурсах, викторинах, соревнованиях и прочем. Такая форма гарантированно вызывала всеобщий интерес и использовалась практически во всех школах. Некоторые коллективы пошли дальше и распространили право участия учащихся и педагогов в решении важных вопросов управления школой. В частности, общее мнение учитывалось при формировании списка дополнительных образовательных услуг, при формировании профильных классов, при оценке конфликтных ситуаций в коллективе и прочее.

Основным методом, опосредованно воздействующим на весь уклад школы, является управление виртуальной проекцией школы [4; 5]. При этом виртуальная проекция школы выступает как объект и как инструмент управления. Основным направлением работы с виртуальной проекцией школы была коррекция отображения события на страницах сайта, которая проводилась для того, чтобы обеспечить необходимую степень представленности определенного мероприятия, составляющего уклад школы в информационном и символическом пространстве.

За несколько недель до этого мероприятия на сайте школы размещается его анонс. Предлагается всем заинтересованным лицам участвовать в его подготовке и проведении. После проведения публикуются видео- и фотоотчеты с соответствующими текстами и комментариями. Мероприятие отражается в школьных блогах, форумах заводятся темы для его обсуждения. Важнейшим требованием нашей опытно-экспериментальной работы было то, чтобы на всех упомянутых этапах информационного освещения мероприятия создавался его образ, который ориентирован на гуманистические ценности, на развитие свободы и активности учащихся. Параллельно с решением задачи коррекции ценностных отношений решалась задача исправления представленности различных сфер уклада школы в информационных средах.

Как было выявлено в ходе пилотажных исследований, целые области уклада школы фактически не были представлены на сайтах. Среди них были сферы досуга, учебы и т.д. В ходе опытно-экспериментальной работы мы добивались коррекции степени представленности этих сфер на сайтах и связывания их с необходимым ценностным наполнением. С этой целью использовались как тематические разделы сайтов, так и новостные ленты и виртуальные СМИ. Все описанные выше формы и методы постоянно находились в сфере внимания консультативных групп, руководящих опытно-экспериментальной работой.

Как мы уже отмечали, несмотря на то, что общая диагностика состояния уклада проводилась раз в полгода, консультативные группы постоянно занимались анализом информации и подготовкой принятия решений, в том числе в анализе успешности управленческих действий. Для организации контроля использовались, например, такие данные, как количество посещений сайта, отдельных его разделов, тематика и характер обсуждения на форумах проблем школьной жизни. Использовались собеседования с экспертами, экспресс-опросы учеников. На этом основании реализовывались механизмы обратной связи, которые позволяли достигать поставленных в исследовании задач.

Опытно-экспериментальная работа наглядно продемонстрировала необходимость высокого темпа принятия управленческих решений, и, в силу использования информационных технологий, смешение, интерференцию функций управления, которые часто осуществлялись не последовательно, а одновременно.

Таким образом, за время опытно-экспериментальной работы значимо возросла степень соответствия виртуальной проекции школы ее укладу. Результатом формирующего этапа стало то, что удалось принципиально изменить направленность воздействия на сам уклад. В результате проводимой работы изменилось динамическое соотношение колебаний значимости событий в реальной и информационной сферах. Удалось добиться того, что информационная представленность события несколько опережает его. Изменилась значимость событий, относящихся к различным сферам уклада школы: существенно выросла важность общешкольных мероприятий, посвященных торжественным датам, несколько снизилась ценность досуговых мероприятий. Это также подтверждает достижение задач, поставленных педагогическими коллективами в части актуализации значимости мероприятий, поддерживающих гуманистические ценности, отношения свободы и активности со стороны учащихся.

Ссылки:

1. Вачкова С.Н. Педагогическая модель управления формированием уклада школы в информационнокоммуникационных средах // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 10.

2. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д., 2004.

3. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3.

4. Воропаев М.В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание // Педагогика. 2011. № 5.

5. Вачкова С.Н. Виртуальная проекция уклада школы как феномен информационного пространства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Информатизация образования. 2013. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.