Научная статья на тему 'Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах'

Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛАД ШКОЛЫ / УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДЫ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ / SCHOOL WAY / WAY OF FORMATION OF SCHOOL MANAGEMENT / INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT / MANAGEMENT PRINCIPLES / GOVERNANCE CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачкова Светлана Николаевна

Сформулированы следующие принципы, подразумевающие соблюдение баланса: гуманизации / культуросообразности, уникальности / типичности, фрагментарности / гомогенизации, устойчивости / изменчивости, обособленности / открытости. Успешное управление формированием уклада в информационно-коммуникационной среде предполагает наличие ряда организационно-педагогических условий: развитие специальных компетенций у педагогов; специальную рефлексивную деятельность по выявлению и уточнению предмета управления; консолидирование, структурирование и расширение субъекта управления; определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду, в т. ч. наличие виртуальной проекции уклада школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR FORMATION OF MANAGEMENT SCHOOLS IN THE WAY OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

The following principles that assume the balance are formulated: the humanization / cultural images, uniqueness / typicality, fragmentation / homogenization, stability / variability, isolation / openness. Successful management of the formation of structure in the information and communications environment requires a number of organizational and pedagogical conditions: the development of specialized teachers’ skills, a special reflective efforts to identify and clarify the subject of management, consolidation, structuring and expansion of the subject of management, a certain level of immersion way of educational institutions in the information environment, including the availability of the virtual projection of way of school.

Текст научной работы на тему «Принципы и условия управления формированием уклада школы в информационно-коммуникационных средах»

УДК 37.062

ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ УКЛАДА ШКОЛЫ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДАХ1

© Светлана Николаевна ВАЧКОВА

Московский городской педагогический университет, Институт педагогики и психологии образования, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: svachkova@gmail.com

Сформулированы следующие принципы, подразумевающие соблюдение баланса: гуманизации / культуросообразности, уникальности / типичности, фрагментарности / гомогенизации, устойчивости / изменчивости, обособленности / открытости. Успешное управление формированием уклада в информационно-коммуникационной среде предполагает наличие ряда организационно-педагогических условий: развитие специальных компетенций у педагогов; специальную рефлексивную деятельность по выявлению и уточнению предмета управления; консолидирование, структурирование и расширение субъекта управления; определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду, в т. ч. наличие виртуальной проекции уклада школы.

Ключевые слова: уклад школы; управление формированием уклада школы; информационнокоммуникационные среды; принципы управления; условия управления.

В современных условиях информационно-коммуникационная среда превращается в существенный фактор, влияющий не только на появление и развитие новых способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, но и в целом на весь уклад школьной жизни. Под укладом школы мы понимаем устоявшиеся формы организации повсе-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-06-00452а).

дневной жизнедеятельности в школе. Сущностной характеристикой уклада школы являются в той или иной мере закрепившиеся седиментированные структуры реальности образовательного учреждения, выступающие для субъектов образовательного процесса как привычные и повседневные и, как правило, недостаточно отрефлексированые.

Подавляющая часть школ в современном обществе имеют разной «толщины» пласт уклада, погруженного в информационную

среду [1]. Развитие школы в информационной среде постепенно из специфической характеристики превращается в норму. Несмотря на глобальность этих изменений, они часто не рефлексируются педагогами.

На основании наших представлений о сущности уклада школы, его взаимосвязи с информационно-коммуникационными средами мы сформулировали основные принципы управления формированием уклада школы.

Учитывая характеристику управления как процесса, во многом основанного на выборе между различными вариантами развития управляемого объекта, при которой нельзя полностью игнорировать ни один принцип управления, а сами принципы часто ориентируют на противоположные решения, мы предлагаем описание принципов связанных альтернатив.

1. Соблюдение баланса гуманизации / культуросообразности (соблюдение интересов развития личности ребенка / соответствие конкретной социально-культурной нише образовательного учреждения: от общекультурных особенностей исторического периода до особенностей школьной культуры).

И принцип гуманизации, и принцип культуросообразности традиционно и достаточно давно вошли в педагогику. Их содержание и интерпретация практически не различается у разных авторов. При этом подразумевается, что в практике воспитания и образования абсолютизация какого-то одного принципа приводит к крайне негативным последствиям. Существующие культурноисторические условия могут накладывать существенные ограничения на реализацию данного принципа, но из этого не следует, что их можно игнорировать.

2. Соблюдение баланса уникальности / типичности (данная качественная определенность и своеобразие уклада может быть воспроизведена только на одной школе / формирование и развитие уклада школы опирается на определенные механизмы).

Уклад относится к уникальным явлениям, т. е. невозможно создать копию (клон) с какого-нибудь определенного уклада школы. Индивидуальные, уникальные характеристики окажутся утраченными. В то же время развитие уклада подчиняется определенным закономерностям, на формирование уклада

влияют однотипная организационная структура, сходная структура деловых отношений и пр. Учет этих факторов и предполагает принцип типичности.

3. Соблюдение баланса фрагментарности / гомогенизации уклада.

Уклад как некое целое неизбежно должен быть однороден и в ценностном, и в организационно-формальном отношении. Иначе он распадется на индивидуальные уклады, в которых живут не связанные друг с другом субъекты. В то же время абсолютная однородность уклада вряд ли является благом. Только тоталитарные сообщества приближаются к такой однородности.

Значимость «зон неупорядоченности» была показана в теории воспитательных систем. Кроме того, необходимость разнообразия хорошо сочетается с практикой управления образовательными учреждениями.

4. Соблюдение баланса устойчивости / изменчивости уклада школы.

По своим сущностным характеристикам уклад воплощает в себе наиболее устойчивые элементы школьной жизни. В то же время он выступает в нашем исследовании предметом направленного управленческого воздействия, целью которого выступает именно изменение. Важность соблюдения названных принципов несомненна: если преувеличить фактор изменчивости, то уклад может быть вообще разрушен, если преувеличить роль устойчивости, то изменения вообще могут не произойти.

5. Соблюдение баланса обособленности / открытости уклада школы.

Уклад как и другие общесистемные феномены школы можно характеризовать с точки зрения открытости по отношению к окружающей среде. В целом ряде педагогических направлений и научных школ доказано, что школа, как образовательная организация обязательно должна быть открыта, взаимосвязана с окружающей социальной, культурной, экономической средой. В то же время уклад в силу своей специфики обязательно предполагает определенную степень закрытости. Именно некоторая степень закрытости уклада обеспечивает возможность формирования воспитательной системы школы.

Формирование уклада подчиняется определенным закономерным характеристикам:

а) уклад по своей сути является неявным объектом управления. Значительная часть его элементов относится к обыденному, повседневному слою жизнедеятельности и для их выделения в предмет управления требуется специальная рефлексия;

б) уклад, будучи измененным в результате формирования определенных черт, должен опять «уходить» из рефлексивного поля, иначе он потеряет свою сущностную характеристику как устоявшейся формы жизнедеятельности школы;

в) большая часть управленческих воздействий на уклад в силу общесистемной природы последнего должна носить опосредованный характер;

г) изменение одного из элементов уклада приводит к изменению остальных. Уклад, существуя одновременно как феномен информационной среды и базовой, физической реальности обладает выраженными системными характеристиками и в силу этого - выраженной взаимосвязью всех элементов, его образующих.

Успешное управление формированием уклада в информационно-коммуникационной среде предполагает наличие ряда организационно-педагогических условий:

1) развитие специальных компетенций у педагогов.

Это условие предполагает формирование специальных информационных компетенций у педагогов, позволяющих реализовывать специфические функции управления. Нами был разработан специальный курс, который проводился с учителями;

2) специальная рефлексивная деятельность по выявлению и уточнению предмета управления.

Уклад, прежде чем выступить предметом управления, сначала должен быть выделен, очерчен для субъекта управления. Это возможно сделать только используя рефлексию. Рефлексия является достаточно изученным в педагогике и психологии феноменом [2-7].

В анализе рефлексивных технологий психологи выделяют в первую очередь этап определения своей позиции, выделения и анализ собственных мотивов, целей. То же самое происходит с коллективными субъектами при формулировке миссии организации. В предмет рефлексии попадает и собственная деятельность.

Рефлексивный анализ уклада основан на совместном анализе двух аспектов: практической деятельности, явлений, характеризующих школьную культуру и пр., и в то же время анализ восприятия этих феноменов в сообществе педагогов и учащихся;

3) консолидирование, структурирование и расширение субъекта управления.

Широта и масштабность изменений уклада школы предполагает существенное изменение (расширение) субъекта управления.

Упрощение коммуникации в информационной среде позволяет упростить и ускорить процесс формирования коллективного субъекта управления.

Организация различных сред общения (чатов и пр.), обсуждение проектов, создание специализированных баз данных существенно упрощает формирование сообщества педагогов и учащихся, которые потенциально заинтересованы в изменении уклада школы.

Как правило, целесообразно создание специального совещательного органа при директоре школы, обладающего консультативными функциями. Хотя возможно и делегирование ему ряда властных полномочий.

В социологии киберпространства электронные площадки описываются как пример одной из форм виртуальных сетевых сообществ пользователей телекоммуникационных сетей. Мы согласны с С.В. Бондаренко, который определяет «виртуальное сетевое сообщество» следующим образом: «базовая единица социальной организации пользователей телекоммуникационных сетей, имеющая стратификационную систему, устоявшиеся социальные нормы, роли и статусы участников, включающая в свой состав не менее трех акторов, разделяющих общие ценности и осуществляющих посредством использования соответствующих аппаратных и программных артефактов на регулярной основе социальные взаимодействия, а также имеющих доступ к контенту и иным общим ресурсам» [8, с. 68-69].

Речь идет о создании «электронных советов управления школой», под которыми понимается формирование управляющих и информационных структур в коммуникативной среде виртуального и гибридного пространств. Такого рода формы - это пример использования социально-политических технологий «краудсорсинга». По базовым ха-

рактеристикам публичные площадки «электронной демократии» можно отнести к числу открытых (особенно в терминах степени эффектов и последствий действий) и многофакторных (и в терминах социального разнообразия) субъектов социального действия.

Вырожденной (или наоборот, несформи-рованной формой) электронных площадок в настоящее время являются форумы при сайтах общественных организаций, действующих при образовательных учреждениях.

Несложное с технической стороны решение позволяет использовать формы «прямой демократии» при принятии весьма большого круга управленческих решений директора школы;

4) определенный уровень погруженности уклада образовательного учреждения в информационную среду, в т. ч. наличие виртуальной проекции уклада школы.

Данное условие очевидно, т. к. без него невозможно воспользоваться технологиями управления, предлагаемыми информационно-коммуникационными средами.

Часто для постановки задач управлением формирования уклада школы необходимо интенсифицировать процессы информатизации образования в школе. Для некоторых моделей уклада необходимо обеспечивать возможности для нового характера учебной деятельности учеников, опирающегося на реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

Таким образом, в условиях информатизации образования необходима специальная работа по управлению формирования укладом школы в информационно-коммуникационных средах, чему может способствовать

осознание важнейших принципов и условий такого управления.

1. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 84-91.

2. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 14-21.

3. Воропаев М.В. Социально-феноменологи-

ческие механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012.

Т. 18. № 1-1. С. 240-242.

4. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77-81.

5. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.

6. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия (теория и технология развития): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Таганрог, 2006.

7. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. 1994. № 3-4. С. 4-21.

8. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. Ростов н/Д, 2004.

Поступила в редакцию 14.02.2013 г.

UDC 37.062

PRINCIPLES AND CONDITIONS FOR FORMATION OF MANAGEMENT SCHOOLS IN THE WAY OF INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT

Svetlana Nikolayevna VACHKOVA, Moscow City Pedagogical University, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: svachkova@gmail.com

The following principles that assume the balance are formulated: the humanization / cultural images, uniqueness / typicality, fragmentation / homogenization, stability / variability, isolation / openness. Successful management of the formation of structure in the information and communications environment requires a number of organizational and pedagogical conditions: the development of specialized teachers’ skills, a special reflective efforts to identify and clarify the subject of management, consolidation, structuring and expansion of the subject of management, a certain level of immersion way of educational institutions in the information environment, including the availability of the virtual projection of way of school.

Key words: school way; way of formation of school management; information and communication environment; management principles; governance conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.