Научная статья на тему 'Тематические беседы как элемент системы мер по формированию информационной безопасности школьников'

Тематические беседы как элемент системы мер по формированию информационной безопасности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Гореликова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается методика введения тематических бесед на актуальные и интересные для субъектов образовательного процесса темы, лишь косвенно связанные с общим пониманием информационной безопасности, в рамках уроков информатики в образовательном учреждении, как одной из мер по формированию системы самоконтроля, отвечающего нравственным и этическим нормам современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалов Александр Николаевич, Гореликова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематические беседы как элемент системы мер по формированию информационной безопасности школьников»

Привалов А.Н.1, Гореликова Т.В.2

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, город Тула, д.т.н., профессор кафедры информатики и информационных технологий, privalov.61@mail.ru

2 1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, город Тула, аспирант кафедры информатики и информационных технологий, t.v. danilova@ gmail. com

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационная безопасность, педагогическая деятельность, информационно-учебная деятельность, информатизация общества, содержание обучения.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается методика введения тематических бесед на актуальные и интересные для субъектов образовательного процесса темы, лишь косвенно связанные с общим пониманием информационной безопасности, в рамках уроков информатики в образовательном учреждении, как одной из мер по формированию системы самоконтроля, отвечающего нравственным и этическим нормам современного общества.

Известно, что число пользователей сети Интернет, в том числе и детей, неуклонно растёт, чему во многом способствует широкое распространение технологий и законодательная поддержка, направленная на увеличение числа пользователей, имеющих постоянный интернет доступ. По данным Internet World Stats [7] на 30 июня 2015 года, Россия занимает шестое место в топ 20 стран с самым большим количеством пользователей сети, а постоянный доступ в сеть имеют 70,5% населения страны.

Так по данным исследования компании Яндекс [6], пользователи в возрасте от 12 до 17 лет из года в год занимают примерно 10% аудитории (рис. 1). Таким образом, постоянный доступ к информации, располагающейся в сети, постоянно имеют порядка 3 млн. несовершеннолетних и в дальнейшем эта цифра будет только расти за счёт увеличения распространения мобильного интернета и широкополосного доступа в регионах.

гч<льэователн пользователи

12-17 лет fi-bsb = 2014 - SS-64 гена

Январи 2613

Янкрь 2012 я-одр в го и

Дрля Мф 'ЙЛГЫ, %

а 16 ¡о к 4[> ин ео ю во ас юн

Рис. 1. Возрастной состав аудитории интернета

Процесс приобщения детей к регулярному использованию сети Интернет сопровождается риском информационных угроз. Статистика, собранная Лабораторией Касперского [4] наглядно демонстрирует обратную сторону доступности информации. Как видно на графике (рис. 2), чаще всего пользователи загружали чаты (67,29%), попадали на сайты с порнографией (59,56%), азартными играми (26,66%), информацией об оружии (20,29%) и нецензурной лексикой (19,93%).

Научное сообщество пытается решить проблему безопасного взаимодействия детей с сетью. Например, была построена модель обеспечения информационной безопасности (ИБ) школьников, в рамках которой формализованы основные меры по обеспечению ИБ школьников [3]. В качестве таких мер были выделены:

1. Правовое (законодательное) обеспечение ИБ.

2. Нравственный и этический контроль.

3. Защита психики и здоровья ребенка.

4. Техническое и программное обеспечение ИБ.

5. Воспитательные и организационные меры по обеспечению ИБ.

Чаты

67,29%

Порно Азартные игры Оружие Нецензурная лексика Насилие

10,52%

19,93%

20,29%

26,66%

59,56%

Алкоголь, табак, наркогики Сервис ы л нон имиого доступа в сеть

10,61%

3,16%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% £0,00%

Рис. 2. Процент уникальных пользователей, столкнувшихся с сайтами опасных категорий в Сети в 2014 году

Примером правового регулирования обеспечения ИБ на территории Российской Федерации выступает вступивший в силу 1 сентября 2012 года Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В Законе сформулировано понятие информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [1].

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», где в статье 12 «Образовательные программы» говорится о создании реестра дополнительных образовательных программ в области информационной безопасности, что подчеркивает образовательную и воспитательную роль учителя в вопросе формирования инфобезопасных компетенций школьника.

В качестве меры технического воздействия Министерством образования и науки РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах на федеральном уровне была разработана и внедрена в более чем 60 000 Российских школ система исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся. Таким образом, большая часть школьников не имеет доступа к ресурсам сети Интернет, которые могут оказать на них негативное влияние. Но только в рамках подключений, осуществляемых через точки доступа в сеть, предоставляемые образовательным учреждением.

Здесь важно отметить, что в результатах онлайн-исследования, проведённого Фондом содействия развитию сети Интернет «Дружественный интернет» [2] отмечается, что в основном несовершеннолетние выходят в сеть у себя дома — 90,3%, в гостях у друзей — 22,5%. Однако, только 22% родителей детей возраста 16 лет и младше используют технологические решения «родительского контроля» [4]. Таким образом, техническое воздействие не осуществляется в полной мере.

И, конечно же не меньшее, а даже большее значение стоит уделять нравственному вопросу. Важно понимать, что внедрение мер внешнего контроля — законодательных, технических, правовых, является недостаточным. В работе [5] отмечается «...необходимо привить нравственность и воспитать ответственность за использование информации, которая может причинить ущерб не только личности, неумело с ней обращающейся, но и другим людям» [5].

Таким образом, сегодня ещё одной функцией образовательной организации становится формирование критического мышления у учащихся по отношению к информации и информационному взаимодействию в сети.

В связи с этим предлагается в рамках курса информатики 5-11 классов образовательных организаций проводить с периодичностью раз в месяц беседы по тематике информационной безопасности.

Под беседами будем понимать форму организации работы на уроке, целью которой является педагогико-просветительская деятельность, приобретение опыта устных выступлений перед аудиторией класса путем трансляции собственного опыта по интересной субъекту теме в рамках общего направления информационного взаимодействия. Выступление такого типа предполагает подготовку тематического доклада, сопровождаемого презентацией (для 6-11 классов). Данный вид работы включает аналитическо-поисковую деятельность, работу с литературными источниками и источниками в сети Интернет, ораторские навыки. При подготовке тема выступления согласуется с учителем. Оценивание подготовленности и изложения осуществляется классом путём открытого голосования.

В силу кофигуративности культуры школьников, когда информация, получаемая от сверстников кажется более важной, близкой и понятной, подобные беседы, на актуальные темы способны стать ключевым элементом в рамках формирования системы оценочных критериев по отношению к информационному пространству школьника.

Учитель выступает лишь модератором данного мероприятия, помогая с формулированием исходной темы, направляя выступление в нужное русло ненавязчивыми уточняющими вопросами, и косвенно влияет на осуществление верной оценки фактов.

При этом понятие информационной безопасности в рамках таких бесед не вводится и не называется открыто. Рассматриваются история, субкультуры, ресурсы и возможности сети Интернет в рамках практического опыта, носителем которого являются выступающий и слушатели. Происходит трансляция и обмен таким опытом.

В рамках бесед формируются такие категории, как представление о нравственном и безнравственном, соответствующем этикету и недопустимом.

В качестве эксперимента подобный подход был реализован в образовательной организации «МБОУ — лицей №2» г. Тулы. В качестве первых результатов стоит отметить живой интерес, который вызывает такая форма работы у учащихся. Например, для 5-6 классов в целом очень характерно желание поделиться своими знаниями. Зачастую во время урока у учителя нет возможности выслушать все «а я, а у меня». Такие беседы являются для них источником самореализации. Со старшими классами ситуация тем интереснее, что подобная форма работы дает возможность «слабому» ученику, не в полной мере осваивающему предмет в силу сложности его математической и алгоритмической составляющей, продемонстрировать свои знания касательно отрасли информационных технологий в целом.

Практика проведения таких бесед в 11 непрофильном классе показала, что учащиеся не только с большой охотой участвуют в подобных беседах, но и раскрываются как для учителя, так и для одноклассников с совершенно новой стороны.

В 11 классе одним из учащихся была выбрана тема «Албанский» язык как элемент субкультуры Рунета начала 2000-х». В докладе были освещены, в том числе, и такие моменты как возникновение явления «троллинга» и наименования «сетевой тролль», что позволило аудитории включиться в обсуждение традиционных приёмов троллинга, с которыми они сталкивались и простых и элегантных способов ухода от данного вида интернет-травли. Также была затронута тема такого важного составляющего элемента субкультуры «падонкаф», как верное написание с точки зрения «албанского» слов, за которым сетевое сообщество следило крайне ревностно. Рассматривая данный аспект, ученики плавно перешел к рассмотрению преемственности, которая выражается в формировании современной субкультуры ревнителей грамотного написания в сети.

Таким образом, в результате данной беседы учащиеся класса обменялись когнитивным опытом в вопросах противостояния и ухода от троллинга, пришли к выводу о необходимости грамотно излагать свою речь в сети.

Другой показательной темой, беседа по которой проходила также в 11 классе, была «Антиплагиат и способы его обхода». Тема тем более актуальна, что многие учащихся намерены продолжать обучение в вузах, где применение данного инструмента проверки уникальности студенческих работ является стандартным. Докладчиком по теме была дана историческая справка о тех или иных способах обхода системы антиплагиата, которые работали в разное время. Было предложено выдвижение идей из аудитории при непосредственной их апробации «на лету» в рамках работы с сайтом antiplagiat.ru, который чаще всего сегодня используется вузами. В итоге был наглядно проиллюстрирован вывод: на сегодняшний день не существует полностью подходящего способа, который покажет необходимый результат в 80% уникальности при повторной проверке, оформленной по всем правилам электронной версии работы, кроме как способ собственноручного написания или качественного рерайта текста.

Таким образом, результат данной беседы помог сформировать категории ответственности в рамках работы с информацией, разобраться с понятием авторского права.

Важно отметить, что для проведения такого вида работы с учащимися крайне остро стоит вопрос компетентности учителя в каждой из рассматриваемых тем. Тут требуются знания не только из области фундаментальных основ информатики, но и высокий уровень владения информацией о развитии интернет-субкультур и протекающих в сети информационных процессах. В широком смысле можно сформулировать проблему компетентности учителя в области информационной безопасности личности учащихся.

На основании практики проведения подобных бесед предлагается ряд тем, которые могут быть предложены учителем для подготовки учащимся. Стоит обратить внимание, что темы не являются каноническими в рамках курса информатики, а направлены на мотивацию интереса учеников, а также то, что ключевые аспекты каждой из тем могут варьироваться, в зависимости от возраста ребят. Пометка «для всех классов» подразумевает параллели с 5 по 11 класс. К каждой теме дается перечень ключевых тезисов, на которые стоит обратить внимание учащихся, в случае, если это не будет сделано ими самостоятельно, именно они служат путем сведения изначально развлекательной темы к одному из аспектов ИБ школьника.

1.«Албанский» язык как элемент субкультуры Рунета начала 2000-х» (только для старших школьников; приведение к вопросам интернет троллинга и опыту поведения в таких ситуациях, к вопросам речевой грамотности).

2.«Компьютерные игры» (для всех классов; сведение к трансляции игрового опыта развивающих игр).

3.«Как скачать программу и не установить Яндекс Бар» (для всех возрастов; полушутливая формулировка темы, однако, приводит к обсуждению такого важного аспекта сетевого взаимодействия, как развитие навыков самостоятельно поиска и внимательной безопасной установки необходимого программного обеспечения).

4.«Мемы в интернете» (только для старших школьников; обсуждение одного из аспектов сетевой субкультуры должно быть приведено в русло обсуждения сетевой этики; стоит использовать только в тех классах, уровень воспитанности учащихся которых уже находится на достаточно высоком уровне).

5.«Продам гараж», «Фотожаба» (только для старших школьников; иллюстрированное обсуждение вопроса, к чему может привести неосторожная публикация собственных фото в сети).

6.«По 1Р вычислю» (с 8 по 11 класс; тема технической возможности подобного вида поиска человека сводится к обсуждению веселых или грустных, но, как правило, достаточно смешных историй, когда, в случаях стечения обстоятельств, «поиск» осуществлялся, сводится к выявлению мнимости анонимности в сети).

7.«Как взломать страничку ВКонтакте» (для всех классов; обсуждение различных способов взлома приводит к обсуждению сразу двух тем: защиты собственной странички от взлома и повышение критичности мышления при рассмотрении предложений, наличествующих в сети, в рамках оказания подобного рода услуг; правовая сторона не рассматривается в полном объёме, так как беседа должна носить подчеркнуто развлекательный характер).

Как показала практика, предлагаемый учителем набор тем не всегда бывает поддержан учащимися, зачастую они дополняют его своими собственными идеями.

Особенностями данного подхода к проведению мероприятий по формированию компетенций учащихся в области информационной безопасности является регулярность обсуждения данной темы без её формализации, заорганизованности, что не создаёт ситуации навязывания её «сверху» и формирует навыки самоорганизации школьников в рамках развития нравственности и ответственности за использование, хранение и передачу информации в сети Интернет. Отмеченное, в совокупности с реализацией остальных мер (правовых, технических и воспитательных), позволит решить проблемы, связанные с защитой школьников от вредной информации.

Только в комплексном подходе видится успех, когда наряду с правовыми, техническими и законодательными мерами будет реализована система формирования самоконтроля, отвечающего нравственным и этическим нормам современного общества.

Литература

1. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-Ф3 от

29.12. 2010 [Текст] // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 48.

2. Беспалов Е.И. Результаты онлайн-исследования "Юный интернет-пользователь" [Отчет]. - [б.м.] : НО фонд содействие развитию сети интернет "Дружественный интернет", 2010.

3. Богатырева Ю.И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании инфобезопасной среды образовательного учреждения [Статья] // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.. - Тула : ФГБОУ ВПО "Тульский государственный университет", 2013 г.. - № 3-2 / 2013.

4. Лаборатория Касперского Исследование «Лаборатории Касперского»: дети онлайн [В Интернете] // securelist.ru. -АО «Лаборатория Касперского», 4 март 2015 г.. - 18 октябрь 2015 г.. -https://securelist.ru/analysis/obzor/25212/issledovanie-laboratorii-kasperskogo-deti-onlajn/.

5. Привалов А.Н., Богатырева, Ю.И. Основные угрозы информационной безопасности. [Статья] // Известия ТулГУ Гуманитарные науки.. - Тула : [б.н.], 2012 г.. - 3. - стр. 427-431.

6. Яндекс Развитие интернета в регионах России [В Интернете] // yandex.ru. - ООО "Яндекс", 2014 г.. - 18 октябрь 2015 г.. - https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_internet_regions_2014#chap3.1.

7. Internet Word Stats. Top 20 countries with the highest number of internet users [В Интернете] // http://www.internetworldstats.com/. - 30 июнь 2015 г.. - 18 октябрь 2015 г.. -http://www.internetworldstats.com/top20.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.