Научная статья на тему 'Методологические подходы и принципы концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников'

Методологические подходы и принципы концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / CONCEPT / TRAINING OF FUTURE TEACHERS / INFORMATION SECURITY / PUPILS / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Ю. И.

Рассматриваются предпосылки и проблемы информационной безопасности личности учащихся в контексте профессиональной подготовки компетентных педагогов, конкурентоспособных на мировом уровне и способных обеспечить создание инфобезопасной среды в образовательной организации, а также подготовить школьников к самостоятельному принятию решений по ограждению личности от потенциально вредоносного информационного контента. Представлена актуальность, цель и сущность концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников. Определены методологические подходы и принципы данной концепции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches and principles of the concept of training future teachers to information security students

The article discusses the background and the problem of information security of the individual students in the context of training of competent teachers, globally competitive and capable of creating INFOBEZ environment in the educational organization, and to prepare students to make decisions to shield the individual from potentially harmful information content. Presents the urgency, purpose and essence of the concept of training future teachers to information security students. Defined the methodological approaches and principles of the concept

Текст научной работы на тему «Методологические подходы и принципы концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 282-285.

УДК 378

Ю.И. Богатырева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются предпосылки и проблемы информационной безопасности личности учащихся в контексте профессиональной подготовки компетентных педагогов, конкурентоспособных на мировом уровне и способных обеспечить создание инфо-безопасной среды в образовательной организации, а также подготовить школьников к самостоятельному принятию решений по ограждению личности от потенциально вредоносного информационного контента. Представлена актуальность, цель и сущность концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников. Определены методологические подходы и принципы данной концепции

Ключевые слова: концепция, профессиональная подготовка будущих педагогов, информационная безопасность, школьники, информационное общество.

Современное общество характеризуется радикальными переменами в социальной, политической и экономической жизни общества, происходящими под влиянием информатизации. Накопленные изменения обусловливают интенсификацию процесса перехода общества к качественно новому состоянию - информационному обществу.

Всеобщая компьютеризация и информатизация, внедрение информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс породили новые факторы риска и угрозы информационного воздействия всех субъектов образовательного процесса.

Социально-педагогическое решение проблемы информационной безопасности (ИБ) мы видим в острой необходимости и неотложности включения в деятельность будущего педагога такого компонента профессиональной подготовки, как компетентность в области информационной безопасности школьников [2]. Педагогическое воздействие необходимо направить не только на привитие знаний и умение работать с информацией, но и на формирование опыта деятельности по защите от негативной информации с раннего школьного возраста. Формирование знаний, умений, опыта деятельности по обеспечению личной информационной безопасности учащихся должно проходить под руководством грамотного, специально подготовленного для этого педагога, учитывающего все необходимые составляющие единого педагогического процесса.

В целях структурирования подходов, методов, представлений о подготовке будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников представляется целесообразным их научное оформление в виде соответствующей концепции.

Для того чтобы организовать эффективную защиту от вредоносного информационного окружения, необходимо разработать и в дальнейшем опираться на принятую и одобренную научным сообществом концепцию обеспечения информационной безопасности личности учащихся. Такого рода концепция должна включать: систему современных взглядов, идей, целевых установок и приоритетных направлений, общие положения, принципы, содержание, технологию, методологические и теоретические положения профессиональной деятельности субъектов процесса обеспечения информационной безопасности школьников.

© Ю.И. Богатырева, 2013

В нашем представлении концепция подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников (далее - Концепция) - это система взглядов и понятий в области профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, построенная на платформе теоретико-методологических подходов и принципов проектирования процесса формирования компетентности будущих педагогов и обобщении сформированного на сегодняшний день передового педагогического опыта.

Цель разработки такой концепции -повышение уровня ИБ школьников через становление субъекта профессиональной деятельности (учителя), обеспечивающего организацию инфобезопасной образовательной среды на основе осознания проблем информационной безопасности, выделении факторов риска и угроз информационного воздействия на учащихся, а также обладающего практическими умениями, опытом успешной защиты информации и противостояния угрозам информационной безопасности в профессиональной деятельности в соответствии с социальными требованиями в условиях современного информационного общества.

Опираясь на вышепредставленные понятия, рассмотрим общественно-исторические предпосылки разработки концепции

подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников. К основным из них можно отнести следующие:

1. Процессы информатизация общества и образования, приведшие к качественно новому состоянию информационного окружения личности школьника вследствие тотальной доступности информации, появления множества источников неконтролируемой информации, содержащих вредоносный контент, с одной стороны, и осознания обществом необходимости информационной защиты детей, педагогического контроля и надзора в сфере информационной безопасности - с другой стороны. Результат указанных процессов - осознанное и системное насыщение информационными технологиями всего глобального пространства, в котором осуществляется деятельность человечества. Эти тенденции и достижения составили объективные предпосылки образования глобального информационного пространства.

2. Социальный заказ общества профессиональному образованию по подготовке учителей, способных обеспечить как создание инфобезопасной среды в образовательной организации, так и подготовку школьников к самостоятельному принятию решений по ограждению личности от потенциально вредоносного информационного контента.

3. Сформировавшийся опыт отечественной и зарубежной педагогической науки

по подготовке учителей, способных успешно адаптироваться в постоянно меняющихся условиях современного общества, формирование компетентности учителей в какой-либо определённой области, в нашем случае - в области ИБ.

4. Тотальная доступность информации для детей и подростков, наличие в информационном поле ребенка информации ма-нипулятивного характера. В настоящее время становится всё более актуальной проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на личность школьника, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости, связанные с взаимодействием ребенка с глобальной информационной сетью Интернет, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка [3].

Современные средства массовой информации как источники информации содержат в себе ресурсы различного характера. Эти ресурсы несут различную по степени информационную и эмоциональную нагрузку, которую ребенок не может критично оценить в силу возрастных и психологических особенностей. Вследствие этого может возникнуть психотравмирующая ситуация, которая без своевременной психологической помощи может привести к неблагоприятным для психики ребенка последствиям.

5. Необходимость педагогического контроля и надзора в сфере информационной безопасности. Информационная деятельность учителя в условиях современного информационного общества требует от педагога: знаний о формах и методах информационного воздействия и информационного подавления; способности ориентироваться в потоках разнообразной информации, умений выявлять возможные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации, запрещенной для распространения среди детей; готовности использовать эффективный комплекс мер информационной безопасности с учетом правовых основ, разработанных программно-технических средств защиты информации и экономической целесообразности; владения знаниями и методами защиты от криминальной и террористической информации в многообразном информационном потоке; владения приемами обеспечения информационной безопасности образовательного учреждения и отдельного индивида.

Указанные предпосылки явились важнейшим побудительным мотивом формирования предлагаемой концепции, кроме того, в последнее время в Российской Федерации уделяется значительное внимание вопросам защиты детства. В июне 2012 г. президент России В. Путин подписал указ «О нацио-

284

Ю.И. Богатырева

нальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы» [1]. В Указе декларируется приоритетной целью обеспечение комфортной, благожелательной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения; защита прав каждого российского ребенка и равные возможностей для его всестороннего развития и самореализации.

Построение Концепции сопряжено с введением следующих основных понятий, определяющих ее теоретический и методологический базис, среди которых: ИБ личности школьника; инфобезопасная среда образовательной организации; личная информационная среда школьника; угрозы ИБ личности учащихся; модель обеспечения информационной безопасности личности учащегося в информационном обществе; педагогическое сопровождение ИБ школьников; компетентность будущих педагогов в области обеспечения ИБ школьников. Указанные понятия помогают раскрыть сущность концепции и её идейную базу.

Достижение цели концепции предполагает применение следующих подходов: системного, личностно-ориентированного,

деятельностного, синергетического, компе-тентностного и модульного. Подходы формируют «угол зрения» на формирование концепции, являются своеобразным «полем действий», в пределах которого формируется концепция.

Системный подход предполагает рассмотрение Концепции как сложной целостной системы, состоящей из элементов и системообразующих связей. Данный подход нацелен на исследование взаимоотношений и взаимодействий различных компонентов данного целого и его отношения с окружающей средой, для того чтобы найти способ упорядочения, иерархии упомянутых отношений, определить основные закономерности данного объекта исследования.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает не только приобретение суммы знаний в области информационной безопасности и защиты информации, но и развитие личности в ее индивидуальности. Развитие студента как целостной личности связано с развитием как общих (возрастных), так и особенных (индивидуальных) качеств и свойств.

Деятельностный подход обусловлен тем фактом, что профессиональное образование будущих педагогов есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время -взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире) [4].

Синергетический подход может способствовать глубокому познанию таких сложных нелинейных открытых систем, как

общество, различных его подсистем, в том числе и образования. В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса образования, а под педагогической синергетикой понимается только становящаяся на прочную позицию область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.

Компетентностный подход. Компе-тентностная модель выпускника педагогических вузов представляет собой описание того, каким набором компетенций он должен обладать, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей. Ком-петентностный подход в педагогическом образовании - это «...описание результатов обучения на языке компетенций» будущего выпускника вуза. В методических рекомендациях по разработке проектов ФГОС ВПО компетенция рассматривается как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Модульный подход разработки концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению ИБ школьников предполагает включение в учебные планы подготовки студентов по направлению 050100 «Педагогическое образование» инвариантных и вариативных модулей в фиксированный перечень дисциплин, которые позволят сформировать у будущих педагогов специальные компетенции в области обеспечения информационной безопасности. Это позволит, не меняя образовательные программы в целом, сделать их более гибкими и инновационными, комбинировать большее количество профессиональных направлений и готовить специалистов, отвечающих самым современным требованиям в области защиты информации.

Наряду с подходами, предлагаемая Концепция опирается на следующие принципы:

1. Принцип научности. Концепция должна строиться на строго научной основе, использующей последние достижения педагогической науки и практики, а также достижения информатики, и массовом внедрении информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни и деятельности общества. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накоп-

ленному мировой цивилизацией по информационной защите детей.

2. Принцип непрерывности заключается в том, что профессиональная направленность обучения ИБ должна реализовываться через все организационные формы и методы обучения, формирующие познавательную мотивацию студентов к деятельности по использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональном обучении, которая лежит в основе ориентации личности на избранную профессию.

3. Принцип интегративности раскрывает межпредметный, интегративный характер подготовки в области защиты информации и проявляется в органичных связях различных учебных дисциплин, реализуемых средствами информационных и коммуникационных технологий с учетом направления и уровня профессионального образования.

4. Принцип социальной ответственности подчёркивает, что обеспечение ИБ личности учащегося - задача не только научно-педагогическая, но и в высшей степени социально ответственная. Через институты науки и образования государство формулирует задачу защиты детства.

5. Принцип единства теоретической и практической подготовки является одним из основных принципов дидактики, положенных в основу концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению ИБ школьников. В структуре профессиональной подготовки будущих педагогов он приобретает особую актуальность. Во-первых, педагогическая деятельность трактуется как наука и форма практической деятельности, следовательно, уже в определении категории педагогической деятельности заложена взаимосвязь теоретического и практического компонентов. Во-вторых, невозможно усвоение теоретического материала в педагогической деятельности без его осмысления, без осознания путей реализации теоретических подходов в практической деятельности.

Сущность концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению ИБ школьников заключается в следующем:

1) в разработке понятийного аппарата и теоретико-методологических основ формирования компетентности будущих педагогов на основе модели обеспечения ИБ школьников;

2) в выявлении психолого-педагогичес-ких факторов, оказывающих влияние на мотивационно-ценностное отношение к ИБ всех субъектов педагогического процесса;

3) в формулировании принципов, положенных в основу эффективного отбора содержания и технологий подготовки будущих педагогов к компетентностному обеспечению ИБ личности учащихся;

4) в определении показателей сформи-рованности компетентности будущих педагогов, их готовности и степени выраженности у них личностной позиции к деятельности по обеспечению ИБ по отношению к собственной личности и учащихся.

Мы полагаем, что ключевым фактором обеспечения ИБ личности детей, школьников является увеличение числа компетентных педагогов, способных в результате профессиональной подготовки обеспечить как создание инфобезопасной среды в образовательной организации, так подготовку школьников к самостоятельному принятию решений по ограждению личности от потенциально вредоносного информационного контента. Подготовка таких специалистов должна вестись на основании единого замысла, ясного понимания целей и задач профессиональной подготовки педагогов для системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Ш1_: http://www. soprotivlenie.org (дата обращения: 13.08.2013).

[2] Богатырева Ю. И., Привалов А. Н. Компетентность педагогов в области информационной безопасности: проблема и пути решения // Известия Российской академии образования. 2013. № 2 (26). С. 96-106.

[3] Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3. С. 427-431.

[4] Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения // «Школа 2000...». Концепции, программы, технологии. Вып. 2. М., 1998. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.