Научная статья на тему 'К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников'

К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2417
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / INFORMATION THREATS / INFORMATION SECURITY / SECURE INFORMATIONEDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT INFORMATION SECURITY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Привалов А. Н., Богатырева Ю. И.

Рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников в контексте безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. Введено понятие, определены цели, задачи, структура психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьников. Уточнена классификация видов, методов и форм психолого-педагогического сопровождения. Приведены примеры деятельности педагога, психолога по работе со школьниками для обеспечения их информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Привалов А. Н., Богатырева Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the question of psychological and pedagogical support for information security in the context of schoolchildren secure educational environment educational organization. There was introduced the concept of defined goals, objectives, structure of psychological and pedagogical support of information security of the individual schoolchildren. There was refined classification of types, methods and forms of psychological and pedagogical support. There are examples of the teacher, a psychologist to work with schoolchildren to ensure their information security.

Текст научной работы на тему «К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников»

УДК 378.002

А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников в контексте безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. Введено понятие, определены цели, задачи, структура психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьников. Уточнена классификация видов, методов и форм психолого-педа-гогического сопровождения. Приведены примеры деятельности педагога, психолога по работе со школьниками для обеспечения их информационной безопасности.

Ключевые слова: информационные угрозы, информационная безопасность, безопасная информационнообразовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников.

В современном российском обществе социализация личности школьника происходит на стадии построения информационного общества, характеризующегося, среди прочего, широким внедрением информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс и в повседневную жизнь детей.

В процессе социализации на личность ребенка оказывают влияние информационные потоки, идущие как от педагогов, так и от окружающего социокультурного пространства, средств массовой информации, Интернета [1].

Кроме того, очевидной реальностью становится возрастание технологической, экономической доступности глобальных информационных сетей с размещенными ресурсами, в том числе для учащихся. Обратной стороной доступности является повышение степени угроз для детей, истоки которых обусловлены проблемами современного общества [2-4].

Современная школа, являясь важнейшим институтом общества, организует комплекс мер по противодействию информационным угрозам и рискам физического, психологического и нравственного здоровья школьников, создавая в том числе безопасную информационно-образовательную среду (БИОС). Под БИОС будем понимать информационно-образовательную среду, дополненную аппаратными, программными и организационными средствами и способами защиты от негативной информации, которая обеспечивает безопасность и защиту личностной информационной среды всех субъектов образовательного процесса в целях создания условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей.

Причем ее значение в последнее время в связи с повышением роли информационных технологий возрастает, среда качественно влияет на образовательный процесс, всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.

Объектом информационной безопасности в БИОС выступает личная информационная среда (ЛИС) школьника, которая формируется как следствие организации безопасного личного информационного пространства как в школе, так и в семье.

В то же время создание инфобезопасной среды образовательного учреждения, являясь необходимым условием решения задачи информационной безопасности школьников, актуализирует и поднимает на новый качественный уровень проблематику вопросов психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников.

В контексте рассматриваемой проблемы предлагается следующая формулировка понятия «пси-холого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников» (ППС) - это система личностно ориентированных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности учащегося.

Цель психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников -создание системы социально-педагогических и психологических условий для развития личности обучающихся на основе построения безопасного информационного пространства школьников, формирование личностных характеристик, отвечающих запросам современного информационного общества на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории и формирования устойчивой мотивации познания вопросов информационной безопасности (ИБ).

Задача психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников заключается в защите личности от негативных проявлений, угроз и рисков в открытом информа-

ционном пространстве и тем самым обеспечение условий для наиболее полноценного развития личности.

Процесс ППС информационной безопасности школьников опирается на ряд важных организационных принципов, среди которых - системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества учащегося и педагога в области создания условий информационной безопасности личности школьника.

Структура психолого-педагогического сопровождения ИБ школьников в условиях школы включает три компонента:

- организационно-педагогический (обеспечивающий оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов и форм обучения, усиление взаимодействия школьника и педагога, направленное на обучение и воспитание активной, самостоятельно постигающей мир личности школьника, способной организовать личное информационнобезопасное пространство);

- содержательный (направленный на разработку учебно-воспитательных материалов, творческих заданий, обеспечивающих творческое проявление и самореализацию школьников в учебно-познавательной деятельности на основе безусловной информационной безопасности; предполагающий увеличение доли творческих форм работы со школьниками с целью повышения их инициативности и активности в вопросах информационной безопасности);

- технологический (нацеливающий фокус внимания педагогов школы на личную информационную безопасность школьника при организации и проведении учебно-воспитательного процесса, основанного на применении положений личностно ориентированного подхода).

Психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьника отличается от поддержки тем, что уменьшается степень влияния педагога в процессе индивидуального образования ребенка, возрастает умение школьника самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы, связанные с анализом и переработкой информационных потоков.

Алгоритм взаимодействия ребенка и педагога в этом случае таков: педагог учит ребенка создавать необходимые для активной, развивающей жизнедеятельности условия в ситуации информационного воздействия, тотальной доступности информации, разрешать проблемные вопросы и наблюдает за его жизнедеятельностью для того, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом и помочь ребенку.

Школьник же в процессе жизнедеятельности, встречается с проблемой, связанной с негативны-

ми последствиями информационного воздействия, и, используя полученные навыки разрешения проблемных ситуаций, поиска необходимой информации, разрешения конфликтов, благополучно разрешает ее, причем зная, что, в крайнем случае, у него есть человек, к которому он сможет обратиться.

При этом роль педагога в процессе психологопедагогического сопровождения информационной безопасности личности школьника состоит в обеспечении для школьника психологического фона чувства уверенности в наличии человека (педагога, психолога), который в состоянии ответить на его вопросы. Такую уверенность можно охарактеризовать как «чувство сопричастности», которое точно отражает суть педагогического сопровождения.

Из содержания и задач общего педагогического сопровождения школьников органично следует набор приемов и средств психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности с упором на индивидуальное обучение, основанное на личных интересах и предпочтениях обучающегося и оформленное в виде его индивидуального образовательного маршрута.

На основе классификации общего педагогического сопровождения Е. А. Александровой [5] предлагаем классификацию видов психолого-педа-гогического сопровождения информационной безопасности личности школьника по следующим критериям: по степени взаимодействия педагога и школьника, по времени реализации педагогического сопровождения, по длительности реализации педагогического сопровождения (рис. 1).

Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников

По степени взаимодействия: По степени реализации: По длительности реализации:

- прямое сопровождение; - опосредованное сопровождение - превентивное; - своевременное; - предупреждающее последействие - импульсное; - пролонгированное; - дискретное

Рис. 1. Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников

Прямое педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников практикуется учителем в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью такого сопровождения является совместный продуктивный поиск путей выхода из ситуации нарушения информационной безопасности школьника. Примером

может служить обращение ученика к учителю с просьбой помочь разрешить ситуацию, связанную с навязыванием нежелательного знакомства в сети Интернет.

Опосредованное сопровождение осуществляется педагогом с помощью демонстрации примеров борьбы с негативными проявлениями в сети Интернет. Этот способ может натолкнуть учащегося на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе учеников в целом, хотя не исключаются и индивидуальные «намеки». В этом случае, в отличие от предыдущего, роль педагога не меньше, но менее заметна, а целью является «подталкивание» ребенка на то, чтобы он самостоятельно разрешил проблему информационной безопасности.

При превентивном сопровождении школьники получают от учителя некоторый набор «информации к размышлению», информационный повод для наблюдения раньше, чем может возникнуть сама проблема. И в тот момент, когда в его реальности возникает проблемная ситуация, школьник успешно ее разрешает на основе имеющегося набора методов и приемов. Превентивное сопровождение во многом похоже на опосредованное, отличаясь тем, что при рассмотрении проблемной ситуации школьник «проигрывает» в ней свою роль, а не обсуждает ее. Цель превентивного сопровождения предполагает продуцирование так называемых ориентационно-ролевых проблемных ситуаций информационных рисков и угроз личности, разрешение которых способствует выработке у школьников индивидуальных стратегий поведения. Роль педагога заключается в создании условий для адекватного восприятия учениками вербальной и невербальной информации, связанной с направленностью их интересов и жизнедеятельности, с целью помочь им обозначить для себя область информационного развития и поддержать пробуждающийся интерес к информационной культуре.

Своевременное сопровождение состоит в поддержке ученика именно тогда, когда возникает такого рода потребность, когда по внешним признакам можно разглядеть надвигающуюся на ребенка опасность физического или психологического плана, также по его запросу, например, у ученика педагог замечает симптомы интернет-зависимости.

Такой вид ППС информационной безопасности школьников, как предупреждающее последействие, применимо в случае, если в жизни школьника произошло некоторое событие, которое способно создать информационную проблему. Цель такого вида сопровождения заключается в снятии первоначального стресса и напряженности для того, чтобы школьник смог адекватно рассмотреть создав-

шуюся ситуацию информационной проблемы и предупредить возникновение и развитие возможных последствий, например запугивание и унижение ребенка при общении в социальной сети.

Импульсное сопровождение актуально в случае, если педагог имеет уверенность, что школьник сам может справиться с проблемой информационных угроз и рисков и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Характерной его особенностью является использование педагогом не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах. К такой форме сопровождения можно отнести педагогическое консультирование по вопросу авторского права при использовании заимствованных источников информации в Интернете.

Пролонгированное сопровождение применяется педагогом в ситуациях, если школьник не может самостоятельно длительное время справиться с проблемой, связанной с информационной безопасностью, несмотря на его регулярные обращения к педагогу, или же, если этот процесс носит длительный характер, требует наблюдения со стороны педагога или психолога. Характерной особенностью такого вида ППС является серия встреч педагога и учащегося (или группы детей со сходными проблемами). Основная цель - вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

Дискретное сопровождение уместно применять эпизодически, тогда, когда педагог видит возникающую необходимость вмешаться для того, чтобы предотвратить негативное развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником при встрече негативного контента. Вариативность, многообразие форм и методов педагогического сопровождения для обеспечения информационной безопасности школьников зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Таким образом, в современной педагогической практике психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников рассматривается в первую очередь как система профессиональной деятельности педагогов и психологов, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях информационного воздействия, в том числе негативного.

Содержание деятельности педагога, психолога по психолого-педагогическому сопровождению информационной безопасности школьника декомпозируется в двух направлениях - обязательных видах деятельности и дополнительных. При этом должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения информационной безопасности участников образовательного процесса. В случае необходимости, запросов со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей учитель может осуществлять дополнительные виды работ либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психологопедагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении проблем информационной безопасности. В последнем случае школьный психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. К обязательным видам деятельности педагога, психолога при сопровождении процесса обеспечения информационной безопасности школьников относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение (рис. 2).

Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьника

1 1

Консультационные Диагностические Коррекционные

Профилактические

Просвещение

1

Экспертиза

Рис. 2. Виды психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьника

При этом методами психолого-педагогического сопровождения ИБ школьников являются: групповые и индивидуальные тренинги, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, диспуты, тестирование и анкетирование, наблюдение и эксперимент.

Консультационная деятельность - это оказание помощи учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах информационной безопасности личности школьника. Цель заключается в оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказании им психологической помощи при проектировании инфобезопасного образовательного пространства. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с

какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть такие проблемы, как увлечение компьютерными играми, интернет-зависимость, увлеченность сайтами с противоправным содержанием и др.

К методам психологического консультирования по вопросам информационной безопасности следует относить: дискуссионные методы; игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые); сенситивный тренинг; беседы. Работа со школьниками может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Для обучения школьников основам ИБ следует рассмотреть типовые ситуации информационных угроз. Ученик только начинает постигать азы продуктивной умственной деятельности, требующей от него усидчивости, сдерживания эмоций, сосредоточения и внимания, поэтому целесообразно строить занятия в игровой форме с учетом возрастных особенностей детей, с проигрыванием социально-психологических ролей. В результате формируется определенный алгоритм поведения в конкретной ситуации информационной угрозы.

Прежде всего, ребенок должен уметь дать объективную оценку предлагаемой информации, удостовериться в ее истинности и надежности, а затем, в соответствии с полученным результатом, принять единственно правильное решение, которое поможет ему сохранить жизнь и избежать риска быть обманутым недобросовестными людьми. Для анализа информации важно знать, от кого она поступила и кто в этот момент находился рядом с источником информации. Задача учителя заключается в распределении ролей и управлении ходом развития смоделированной ситуации.

В качестве примера дискуссий и бесед можно привести тематику и цикл занятий для учащихся 5-7-го классов: анализ и обсуждение телевизионных и кинопристрастий современных подростов [6], а также материалы бесед со школьниками [7].

И. А. Баева в своем исследовании [8] приводит примеры активных социально-психологических тренингов для учителей и школьников по созданию безопасной образовательной среды, способствующих снижению элементов психологического насилия во взаимодействии учителей и учеников, повышению психологических ресурсов образовательной среды и улучшению психического здоровья ее участников.

При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а целостная системная работа, имеющая своей целью повышение компетентности в области информационной безопасности личности школьника. Такая работа должна осуществляться через информирование родителей

на собраниях в школе, разработку методических рекомендаций, в которых проводится разбор опасностей информационного воздействия и даются практические рекомендации [9]. Работа с родителями осуществляется подготовленным педагогом или психологом и таким методом, как психологический тренинг, в ходе которого рассматриваются практические ситуации, связанные с проблемами инфобезопасного состояния личности их ребенка.

Работа с педагогами ведется с помощью социально-психологического тренинга, в ходе которого рассматриваются практические ситуации, связанные с проблемами инфобезопасного состояния личности. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки обеспечения информационной безопасности, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия педагогического сообщества.

В качестве примера работы с педагогами можно привести научно-практический семинар для учителей Тульского региона «Безопасный Интернет» [9, 10]. В ходе проведения семинара были рассмотрены вопросы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних как важнейшего элемента государственной политики государства, деятельности органов управления образованием по обеспечению безопасности учащихся при использовании сети Интернет в Тульском регионе, обсуждены аспекты духовной безопасности детей в Интернете, представлены предложения фирмы Microsoft по ограничению доступа к несанкционированному интернет-контенту, пресечению противоправных действий в Интернете.

С этой же целью в образовательной организации необходимо практиковать целевое посещение учителями и методистами специализированных выставок и конференций различных уровней с тематикой по информационной безопасности («Информатизация образования», «Инфофорум», «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации», «Новые информационные технологии в образовании», «Развитие отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях» и др.), на которых существует уникальная возможность познакомиться с ведущими идеями в области информационной безопасности и последними новинками программного и технического обеспечения для использования в учебном процессе [11].

Важным элементом повышения уровня подготовленности педагога к решению задач информационной безопасности школьников является повышение квалификации в системе дополнительного образования, которое базируется на рассмотрении системы задач, моделирующих реальные ситуа-

ции, связанных с построением определенной системы информационной защиты [12].

Цель диагностики психологической составляющей информационной безопасности является получение информации об уровне психической устойчивости детей к негативным проявлениям в информационном пространстве, выявление личностных психологических особенностей и проблем в сфере информационной безопасности участников учебно-воспитательного процесса. Результатом психологической консультации по поводу проблем информационной защищенности личности школьника должно являться решение проблем информационной безопасности, связанных с психологическим состоянием консультируемого. Обращаясь за помощью к психологу, человек прежде всего рассчитывает на получение квалифицированных советов, рекомендаций к действию, понимания и поддержки. Среди существующих методов психологической диагностики проблем информационной безопасности подростков и детей можно выделить наиболее часто используемые - на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель - понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание в связи с проблемами информационной защищенности личности школьника. Какой из методов рационально применить, психолог решает в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. Любое психодиагностическое обследование детей включает в себя несколько этапов. В первую очередь это сбор данных, анализ и интерпретация полученной информации, а также составление психологического диагноза и прогноза. Психологическая диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития. Для выявления уровня психологической безопасности образовательной среды школы можно рекомендовать использовать методику «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И. А. Баевой [8].

Коррекционная работа по формированию и поддержанию безопасного информационного пространства школьника имеет целью оказание помощи школьникам, испытывающим трудности в этой области. Такую работу по обеспечению личного ин-фобезопасного пространства необходимо организовывать и проводить с учетом конкретных особенностей каждой образовательной организации и индивидуальных особенностей отдельного школьника.

В коррекционной работе психолог стремится выявить суть проблем, с которыми столкнулся учащийся при формировании своего личного инфор-

мационного пространства, увидеть трудности ребенка и потенциальные опасности, а также возможности для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития информационной культуры.

Психолого-педагогическая профилактика потенциальных негативных последствий информационного воздействия имеет целью предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, связанных с информационной безопасностью личности. В работе такого рода должны совместно участвовать специалисты, педагоги и родители.

Психопрофилактическая диагностика потенциальных негативных последствий информационного воздействия осуществляется в формах:

- скрининг-обследование школьников с применением метода экспертного оценивания, имеющее целью выявления школьников «группы психологического информационного риска» и позволяющее сделать заключение о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними;

- устный и письменный опрос педагогов и родителей с целью уточнения ситуации информационной личной среды ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы «психологического риска».

Психолого-педагогическое просвещение проблематики информационной безопасности школьников заключается в том, чтобы ознакомить педагогов, родителей с психологическими аспектами действия на школьников основных угроз и рисков информационного пространства, условиями создания личного инфобезопасного пространства для школьников, популяризовать и разъяснять результаты психолого-педагогических исследований по тематике информационной безопасности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблема информационной безопасности личности школьника, образовательной среды в целом, психо-лого-педагогического сопровождения этих вопросов, хотя и признана значимой и важной, тем не менее по-прежнему требует пристального внимания со стороны как ученых, так и педагогов-практиков.

Список литературы

1. Румбешта Е. А., Пищулова А. С. Формирование информационной, комуникативной исследовательской компетенций в процессе обучения школьников исследовательской деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 7. С. 15-19.

2. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL: http://

www.consultant.ru (дата обращения: 09.07.2012).

3. Пазухина С. В. Ребенок за компьютером: психологические риски и экстремальные ситуации в виртуальной «жизни» младшего школьника // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: сб. науч.-метод. материалов / сост. и науч. ред. Н. Ю. Синягина, Е. Г Артамонова, Н. В Зайцева. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. С.196-201.

4. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3. С. 427-431.

5. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. URL: http://isiksp.ru/library/

aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 25.12.2013).

6. Переломова Н. А., Склянова Е. А., Соколова Т. В. Источники информации: польза и вред. Цикл занятий для учащихся 5-7-х классов // Спутник классного руководителя. 2010. № 3.

7. Гивишвили Г. В. Современные мифы: материалы для бесед со школьниками // Спутник классного руководителя. 2010. № 3. С. 26-32.

8. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовательной среде. Психологическая характеристика образовательной среды школы. Проектирование психологически безопасной образовательной среды школы (проблемы психологического насилия). СПб., 2002. С. 7-23.

9. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Пазухина С. В. Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: метод. пос. для бакалавров и магистров направления 050100 Педагогическое образование, учителей, учащихся и их родителей. Тула: ТулГУ, 2013. 96 с.

10. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Пятницкая Л. В. Безопасный интернет для школьников, родителей и учителей // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы 11-й открытой Всерос. конф. (17-17 мая 2013 г.). Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2013. С. 319-320.

11. Переверзева О. В. Профилактика «компьютерной зависимости» у детей (информация для родителей). URL: http://do.gendocs.ru/docs/ index-168343.html (дата обращения: 29.07.2013).

12. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 27 с.

Привалов А. Н., профессор.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 300026.

E-mail: privalov.61@mail.ru

Богатырева Ю. И., доцент.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

Пр. Ленина, 125, Тула, Россия, 30002б.

E-mail: bogatirevadj@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 2Q.Q1.2Q14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. N. Privalov, Y. I. Bogatireva PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the question of psychological and pedagogical support for information security in the context of schoolchildren secure educational environment educational organization. There was introduced the concept of defined goals, objectives, structure of psychological and pedagogical support of information security of the individual schoolchildren. There was refined classification of types, methods and forms of psychological and pedagogical support. There are examples of the teacher, a psychologist to work with schoolchildren to ensure their information security.

Keywords: information threats, information security, secure information- educational environment, psychological and educational support information security schoolchildren.

References

1. Rumbeshta E.A., Pishulova A.S. Formation of information, communication exploratory competency in educating schoolchildren to exploratory activity. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 7 (85), pp. 15-19 (in Russian).

2. Federal Law of29.12.2010 no. 436-FZ “On the protection of children from information harmful to their health and development”. URL: http://www. consultant.ru (Accessed: 25 December 2013) (in Russian).

3. Pazukhina S. V. Child at the computer: psychological risks and extreme events in a virtual “life” of the younger schoolboy. Psycho-pedagogical bases of formation of the value of health, culture, healthy and safe lifestyle in the education system: collection of scientific and methodological materials. Moscow, CNPRO Publ., 2013, pp. 196-201 (in Russian).

4. Privalov A. N., Bogatireva J. I. The main threats to the information security of educational process. Tula, Tula State University Publ., 2012, pp. 427-431 (in Russian).

5. Aleksandrova Е. А. Types of pedagogical support and maintenance of individual education. URL: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/ aleks-000001.html (Accessed: 25 December 2013) (in Russian).

6. Perelomova N. А., Sklynova Е. А., Sokolova T V. Sources of information: the benefits and harms. Series of classes for schoolboys in the 5-7th grade. Satellite classroom teacher, 2010, no. 3, pp. 42-45 (in Russian).

7. Givishvili G. V. Modern myths: materials for conversations with student. Satellite classroom teacher, 2010, no. 3. pp. 26-32 (in Russian).

8. Baeva I. А. Psychological safety in the educational environment. Psychological characteristics of school environment. Designing psychologically safe school environment (the problem of psychological abuse). St. Peterburg, 2002, pp. 7-23 (in Russian).

9. Bogatireva J. I, Privalov A. N., Pazukhina S. V. Securing information space on the Internet students: handbook for bachelors and masters direction 050100 Teacher Education, teachers, students and their parents. Tula, Tula State University Publ., 2013. 96 p. (in Russian).

10. Bogatireva J. I, Privalov A. N, Pytnitskaya L. V. Safer Internet for students, parents and teachers. Voronezh, Voronezh State University Publ, 2013, pp. 319-320 (in Russian).

11. Pereverzeva О. V. Prevention of “computer addiction” in children (information for parents). URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-168343.html (Accessed: 21 December 2013) (in Russian).

12. Samodelova L. А. Learning the basics of information security in additional education. Abstract of thesis cand. ped. sci., 2002. 27 p. (in Russian).

Privalov A. N.

Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University.

Pr. Lenina, 125, Tula, Russia, 300026.

E-mail: privalov.61@mail.ru

Bogatireva Y. I.

Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University.

Pr. Lenina, 125, Tula, Russia, 300026.

E-mail: bogatirevadj@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.