УДК 37.01
МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОЗДАНИИ ИНФОБЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Ю.И. Богатырева
Рассмотрены такие понятия как информационно-образовательная среда, личная информационная среда школьника, инфобезопасная среда образовательного учреждения. Построена модель обеспечения информационной безопасности школьников как важнейшей составляющей инфобезопасной среды образовательного учреждения и включающей субъектов, угрозы и меры по обеспечению информационной безопасности учащихся. Целью и результатом реализации данной модели является формирование безопасной личной информационной среды школьника.
Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-
образовательная среда, инфобезопасная среда, безопасность школьника.
Становление информационного общества охватывает все сферы деятельности человека, в том числе и сферу образования, и основано на массовом внедрении компьютерной техники и использовании сети Интернет в образовательных учреждениях. Современная система школьного образования не может остаться в стороне от глобального процесса информатизации общества и образования, в качестве одной из сторон которого выступает расширение информационного образовательного пространства учебного заведения.
В каждом образовательном учреждении создана и успешно функционирует информационно-образовательная среда. Ее значение в последнее время возрастает, она качественно влияет на образовательный процесс, всех субъектов образования и на их отношения в образовательной системе.
Информационное представление образовательной среды в современном обществе массовой информатизации и глобализации предполагает ее преобразование в систематизированное многомерное и упорядоченное информационное пространство. Можно утверждать, что образовательная среда является частью образовательного пространства [1].
Образовательное пространство имеет территориальную локализацию и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды.
Как и всякая среда, образовательная среда содержит те компоненты общей среды общества (факторы, условия, ресурсы), которые находятся в существенном взаимодействии с системой образования. Многие из этих компонентов создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому в образовательной среде имеются как внешние, так и внутренние факторы по отношению к образованию [5].
Особенностью современной образовательной системы являются активно протекающие процессы информатизации, именно поэтому образовательная среда трансформировалась в информационнообразовательную. В научно-педагогических трудах, посвященных разработке понятийного аппарата информатизации образования, в последние годы широко обсуждается термин «информационнообразовательная среда».
Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда. Согласно О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системная и организованная совокупность информационного, технического, учебнометодического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [4].
Коротенков Ю.Г. в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной школы» [5] дает такое определение: информационно-образовательная среда (ИОС) - это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационно-
образовательным, информационно-познавательным, информационнодеятельностным и информационно-коммуникативным.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [11].
Информационно-образовательная среда образовательного
учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности [11].
Пространственная модель информационно-образовательной среды представляет собой совокупность трех взаимосвязанных областей, включающих личную, внутреннюю, а также внешние области ИОС (рис 1).
Рис. 1. Пространственная модель информационнообразовательной среды
Личная информационно-образовательная среда -
информационно-образовательная среда конкретной личности (школьника,
учителя). По сути дела она совпадает с его личной информационной средой при рассмотрении этой личности как субъекта образования, т.е. исходя из целенаправленности развития этой среды на достижение целей и образовательных результатов [5].
Личная информационная среда (ЛИС) школьника, как субъекта образовательного процесса должна быть шире его личной ИОС, но в любом случае она должна соответствовать и коррелировать по качественным признакам, иначе трудно рассчитывать на достижение нравственных, социальных и педагогических результатов его образования. Следовательно, одной из задач ИОС образовательного учреждения является опосредованное управление и участие в формировании личной информационной среды каждого учащегося.
В тоже время количество угроз информационной безопасности растет сегодня с каждым днем по мере расширения информационной среды школы, активно протекающих процессов информатизации и глобализации.
Последние годы были ознаменованы большим количеством громких инцидентов, связанных с негативными последствиями нарушений информационной безопасности (ИБ) школьников и учителей. В России проживает почти 21 миллион детей в возрасте до 14 лет. Из них 10 миллионов активно пользуется Интернетом, что составляет 18 % интернет-аудитории нашей страны. По данным RUметрики, три четверти детей пользуются глобальной сетью Интернет без присмотра родителей и учителей, то есть самостоятельно. Сегодня в той или иной социальной сети зарегистрирован почти каждый школьник. При этом 39 % детей посещают порносайты, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми, 14 % интересуются наркотическими веществами и алкоголем, а 11 % посещают экстремистские и националистические ресурсы.
Информационный поток буквально переполнен незаконным и противоправным контентом. Многочисленные видеоролики, порнографические снимки могут дезориентировать ребенка, ранить его психику и даже помешать строить социальные отношения. Все это оказывает самое прямое воздействие на эмоциональное и физическое развитие подрастающего поколения [9].
Происходит психологическое подавление, манипулирование
сознанием наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи. Одной из самых серьезных угроз в информационной образовательной среде является получение психологической травмы ребенком, в результате чего будет нанесен ущерб психическому здоровью детей, их позитивному развитию и удовлетворению их основных потребностей.
Современный подросток все меньше общается со сверстниками, друзьями, одноклассниками и обмена важной информацией. В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 ч в день, а центром
внимания школьников является компьютер - по статистике на школьников приходится около 3-4 ч в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Современные гаджеты и интернет заменили детям прогулки на улице, общение со сверстниками и родителями.
Объем и влияние информации, доступной школьнику, возросли настолько, что можно говорить об информационной социализации личности, а информация превращается в один из ведущих факторов социализации, такой же мощный как семья, школа или референтная группа. В таких условиях наиболее незащищенными являются дети и подростки, молодежь, еще не выработавшая строгого мировоззрения, четкую жизненную позицию. Таким образом, в контексте обеспечения безопасности информационной среды на уровне учебного учреждения, представляется актуальным исследование проблем обеспечения информационной безопасности учащихся.
В пользу последнего тезиса говорит и тот факт, что в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», подписанной указом Президента Российской Федерации в 2012 году [7] указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий,
нарастающему противоправному контенту.
Сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и, выявив угрозы информационной безопасности молодежи, определить, какими средствами можно их предотвратить. Проблема обеспечения информационной безопасности школьников, молодежи является в последнее время очень актуальной. В связи с этим, вопрос безопасности личной информационной среды (ЛИС) каждого школьника является важной частью обеспечения безопасности всей информационно-образовательной среды любого образовательного
учреждения.
Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности, и важность образовательной среды школы состоит в том, что каждая школа должна выстроить локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач технического развития.
Отсюда возникает необходимость контролировать и анализировать ситуацию с информационной безопасностью и корректировать,
соответственно, методы и способы обеспечения безопасности информационной среды образовательного учреждения и личной информационной среды каждого учащегося.
Достичь поставленной цели возможно при создании инфобезопасной среды в каждом образовательном учреждении.
Введем понятие инфобезопасная среда образовательного учреждения (ИБС) - это информационно-образовательная среда,
дополненная аппаратными, программными и организационными
средствами и способами защиты от негативной информации, которая
обеспечивает безопасность и защиту личностной информационной среды всех субъектов образовательного процесса в целях создания условий для наиболее полноценного развития и реализации их индивидуальных способностей и возможностей.
Исследования проектирования и организации инфобезопасной среды образовательного учреждения в контексте социальных проблем образования и угроз информационной безопасности личности
представляются сегодня особенно актуальными, поскольку обосновывают одну из важнейших составляющих информационно-образовательного пространства современных школьников.
Безопасность, как доминирующее свойство информационнообразовательной среды образовательного учреждения выражается в следующем:
в безопасности ресурсов ИОС и ее инфраструктуры;
в безопасности личной информации субъекта образования, его личной ИОС;
в безопасности самого субъекта образования при его взаимодействии с ИОС и общей социально-информационной средой [5].
В педагогической науке вопрос информационной безопасности школьника является достаточно новым и мало исследованными в настоящее время. Одной из первых и наиболее близких к теме нашего исследования является работа Саттаровой Н.И., поскольку в ней автор рассматривает понятие информационной безопасности школьников как состояние защищенности основных интересов учащихся от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие ребенка разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества, в том числе образовательной средой. Под основными интересами учащихся в данном контексте понимается реализация конституционных прав на получение качественного образования, направленного на формирование информационной культуры (ИК) учащихся, их физического, духовного и интеллектуального развития, на обеспечение личной безопасности, на повышение качества и уровня жизни [10].
Рассмотрим подходы к формированию модели информационной безопасности школьника, как важнейшей составляющей инфобезопасной среды образовательного учреждения (ИСОУ).
Одним из путей решения проблем информационной безопасности современных школьников мы видим в организации безопасного личного информационного пространства как в школе, так и в семье. ИБС
образовательного учреждения должна быть одним из главных фильтров вредоносного потока информации и условием обеспечения
информационной безопасности школьников.
Проанализировав научно-методическую литературу,
классифицировав факторы, риски и угрозы информационной безопасности подростков на основе вышесформулированных понятий была построена модель обеспечения комплексной информационной безопасности
школьников (рис. 2).
Рис. 2. Модель обеспечения информационной безопасности
школьников
Целью и результатом реализации данной модели должно служить формирование информационно-безопасной личности выпускника.
Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребёнка [6].
На рис. 2 представлены угрозы информационной безопасности
школьников - совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами (субъектами). Общая структура угрозы складывается из объекта угрозы, ее источника и проявления угрозы.
Информационные опасности современных школьников - это негативная сторона перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою учебную деятельность.
К факторам информационно-образовательной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, исследователи данного вопроса относят следующие:
доступность и неограниченный объем поступающей к ребенку информации;
наличие в информационной среде средств манипуляции сознанием, воздействующих на психические и физиологические системы человека;
наличие в информационном контенте специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков.
Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности (см. рис. 2), то есть тех, кто влияет на информационную безопасность школьников и несет ответственность за её обеспечение. Существуют уровни субъектов ИБ, а именно: государство, общество, личность [3]. На уровне государства должно быть осуществлено нормативно-правовое регулирование вопросов информационной безопасности несовершеннолетних, организовано «обеспечение информационной безопасности и централизированной фильтрации несовместимого с учебным процессом контента», организовано обновление содержания учебных программ, учебников по вопросам безопасности Интернета в курсе информатики. Все эти меры по обеспечению ИБ будем называть правовыми.
На уровне общества действуют следующие субъекты: общественные и коммерческие организации, религиозные организации, средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания, Интернет), общеобразовательные учебные заведения, родители. На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток: во-первых, это та информация, которую предлагают учителя, родители, психологи, педагоги дополнительного образования, данная информация тщательно обрабатывается и фильтруется, прежде чем передаваться обучающемуся. Во-вторых, учащийся получает информацию из внешней информационной среды,
которая включает в себя Интернет, средства массовой информации (СМИ), различные коммуникации в виртуальном сообществе и пр. Данная информация даётся ученику в «сыром» виде и от его личностных характеристик и особенностей зависит, в каком виде она будет переработана, принята или отсеяна, насколько он сможет противостоять угрозам и опасностям личной информационной среды.
Таким образом основными источниками угроз информационной безопасности являются СМИ и Интернет. Ребенок анализирует и оценивает полученную информацию в соответствии со сформированными у него родителями, учителями, обществом и государством способностями к оцениванию угроз в информационном пространстве, умениями информационной самозащиты, а также особенностями его личностной информационной среды. На наш взгляд это «фильтр», который должны сформировать у школьника субъекты информационной безопасности.
Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации - школьника. Это влияние может нанести вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости) [10].
С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:
Правовое обеспечение информационной безопасности - это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.
Защита психики и здоровья ребенка - меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет-зависимости среди
учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.
Организационная защита - это регламентация информационной деятельности подростков, контроль использования сетевых сервисов и сообществ, исключающие или ослабляющие нанесение вреда ЛИС школьника.
Воспитательные меры по обеспечению ИБ - необходимо формировать у подрастающего поколения культуру безопасности, ответственность за осуществленные действия в информационном пространстве, воспитывать и укреплять духовно-нравственные ценности, патриотизм, готовить родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и уважению его самостоятельности.
Техническое и программное обеспечение ИБ - это использование различных аппаратных и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программ Родительского контроля, сетевых фильтров, технических средств защиты информации.
Приведённые меры по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения должны быть обусловлены, прежде всего, возрастными, психологическими и физиологическими особенностями школьника как формирующейся личности, и тем, что он, в сравнении с представителями других социальных групп, в большей степени подвержен негативному воздействию информации, наносящей вред его нравственному развитию и здоровью [2].
Информационная безопасность, как часть национальной, не может быть обеспечена без должного стремления к ней государства, общества, человека, а в образовании — без создания необходимых педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника.
В национальной стратегии действий в интересах детей, подписанной Президентом Российской Федерации в 2012 году также перечислены меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства:
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности информационно-образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарногигиенических требований к использованию информационнокомпьютерных средств в образовании детей.
Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет» [7] .
Таким образом, можно констатировать, что проблема обеспечения информационной безопасности школьников является не столько социальной сколько психолого-педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества нравственной культуры и воспитания подрастающего поколения. То есть перед образованием в целом и предметным обучением стоит задача, сформировать интеллектуально-духовную систему личности ученика в соответствии с целями образования и обучения, а также подготовить эту систему к саморазвитию и самосовершенствованию в соответствии с ее информационными потребностями и познавательными интересами. Необходим переход от развития личности ученика под воздействием среды к ее саморазвитию с учетом условий и требований этой среды [5].
Анализ педагогической литературы по теме исследования позволяет констатировать, что проблема формирования компетентности в области информационной безопасности школьников на всех ступенях образования является малоизученной и нуждается в отдельной проработке.
Формирование информационной безопасности школьников многие ученые (Саттарова Н.И., Малых Т.А., Поляков В.П., Бочаров М.И., Привалов А.Н.) связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия [2, 6, 8, 9, 10].
Именно учитель структурирует информационное пространство вокруг ученика, организовывает его деятельность внутри этого пространства; он, учитель, - первая линия защиты детей от информационного загрязнения, угроз и рисков, с которыми учащиеся встречаются в школе.
Таким образом, профессиональная подготовка учителя в области обеспечения информационной безопасности личности школьника и построение эффективной системы инфобезопасной среды образовательного учреждения становятся важнейшими условиями
обеспечения информационной безопасности наших детей, их психического здоровья и социокультурного развития. Целенаправленное формирование информационной безопасности школьников в школе, в семье, в обществе внесет в дальнейшем свой вклад в национальную безопасность и духовное развитие России.
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М., 2009. 152 с.
2. Бочаров М.И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников. // Применение новых информационных технологий в образовании. 2009.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета, 28.09.2000. № 187.
4. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. 2002.
5. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. 152 с.
6. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2008.
7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы [Электронный ресурс] URL: http://www.soprotivlenie.org (дата обращения: 31.07.2013).
8. Поляков В.П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород. 2006.
9. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. Основные угрозы информационной безопасности субъектов образовательного процесса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула, 2012. Вып. 3. С. 427-431.
10. Саттарова Н.И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48 с.
12. Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: official Site of the
Public Authorities. [Электрон. ресурс] URL: http://www.upr.admhmao.ru /wps/wcm/connect/Web+Content/hmao-departments/chld/imayu pravo (дата
обращения: 31.07.2013)
Богатырева Юлия Игоревна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.
MODEL OF INFORMATION SECURITY STUDENTS TO CREATE A SAFE AND INFORMATION ENVIRONMENT EDUCATIONAL INSTITUTION
J.I. Bogatyreva
The article deals with concepts such as information and learning environment, personal information environment a schoolboy, information and safe environment of educational institutions. A model of information security as an essential component of school information and safe environment educational institutions including actors, threats and measures to ensure the security of students. The purpose and result of the implementation of this model is the formation of secure personal information environment student.
Key Words: information security, information-educational environment, information and safe environment of educational institutions.
Bogatyreva Julia I., PhD. ped. Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named. L.N. Tolstoy
УДК 37.01
КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТАНДАРТАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГА
Ю.И. Богатырева
Проводится анализ содержания обучения информационной безопасности в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» квалификации бакалавр и магистр. Исследуются заложенные в рассматриваемых стандартах требования к формированию компетенций в области информационной безопасности личности учащихся. Обосновывается необходимость целенаправленной работы по формированию компетентности в области информационной безопасности в контексте профессиональной подготовки педагогов.
Ключевые слова: информатизация образования, подготовка педагогов,
информационная безопасность, профессиональная деятельность педагогов, стандарты образования.
В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества, знаменующую собой возникновение новой цивилизации и ведущую к глубоким изменениям в системе современных культур.
Важнейшим атрибутом информационного общества является возросшая технологическая, экономическая доступность глобальных информационных сетей с размещёнными ресурсами, в том числе для