Глобализация и общество
Ал»на СТЕПУРИНА
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ РЕГИОНОВ РФ, ФРГ, США (сравнительный анализ)
В статье рассматривается развитие международных связей регионов РФ, ФРГ и США под влиянием процесса глобализации: уровни полномочий регионов, степень их включения в международную жизнь, проблемные зоны, возникающие в процессе международных региональных связей под влиянием глобализации, перспективы, которые открывает глобализация для разных государств и их регионов.
The article examines the development of international regional relations of the Russian Federation, Federal Republic of Germany and United States of America under the effect of universal process of globalization according to the following aspects: authority levels of regions, extent of involvement of regions into international relations, problems and challenges.
Ключевые слова:
глобализация, регионализация, международное сотрудничество регионов, уровни полномочий регионов в сфере осуществления международных связей, проблемы и перспективы, открываемые глобализацией; globalization, regionalization, international collaboration of regions, authority levels of regions in the sphere of implementation of international relations, problems and challenges offered by globalization.
В современных условиях взаимозависимости глобализация представляет собой всеобъемлющий, комплексный феномен, затрагивающий практически все стороны жизни человечества. На глобальном уровне она осуществляется посредством участия регионов в международной жизни, на региональном — имеет место регионализация, а именно выход на международную арену регионов государств. Существует научная точка зрения, согласно которой федерализация является одной из форм регионализации1. В данной статье рассматриваются международные связи регионов Российской Федерации, Федеративной Республики Германия и Соединённых Штатов Америки. Регионы федеративных государств и их возможности в сфере осуществления международных связей имеют свои особенности и существенные отличия от регионов унитарных государств, что связано, прежде всего, с более высокой степенью свободы их деятельности в развитии таких связей. Более того, все три названных государства занимают лидирующие позиции на политической карте мира, оказывая сильнейшее влияние на ход международных событий и процессов в условиях глобальных перемен как от лица федерального центра, так и посредством участия в международной жизни своих регионов.
Влияние глобализации на международные связи регионов Российской Федерации, Федеративной Республики Германия и Соединённых Штатов Америки предлагается рассмотреть в нескольких плоскостях и сравнить три предложенные государства по некоторым направлениям участия их регионов в международных отношениях.
Соотношение полномочий центра и регионов государств в сфере осуществления внешних связей. Полномочия регионов в сфере осуществления международных связей закреплены в конституциях государств. Степень участия регионов Германии в международных отношениях связана с тем, что ФРГ относится к той группе федеративных государств, в которых тенденция централизации сферы внешних сношений проявляется в ослабленном виде2. Основной закон
1 Плотникова О.В. Международное сотрудничество регионов: концептуальные подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 133.
2 Конституционное право зарубежных стран. — Москва, 2001, стр. 133.
СТЕПУРИНА Алёна Николаевна — аспирант Сибирского института международных отношений и регионоведения, г. Новосибирск
ФРГ в принципе относит внешние сношения к компетенции федерации. Вместе с тем конституционный законодатель полностью не лишает земли права на ведение внешних сношений. В европейской практике детали участия регионов во внешних связях государства фиксируются во внутреннем урегулировании между государством и субгосударством посредством договора, в котором зафиксировано разграничение полномочий между государством и его субгосударствами. Такие рекомендации зафиксированы в Декларации Ассамблеи европейских регионов о регионализме в Европе, и их придерживаются субгосударства и государства Европы1.
Международные связи регионов ФРГ, как и международные связи регионов Европы, регламентируются Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, подписанной 21 мая 1980 г. в Мадриде, а также дополнительными протоколами к ней. Согласно этим документам территориальным сообществам при определённых условиях предоставляется право заключать соглашения о приграничном сотрудничестве2.
В связи с расширением зоны Евросоюза и углубления направлений сотрудничества в рамках Европы регионы Германии с каждым годом увеличивают масштабы участия в еврорегионах3. Это сотрудничество осуществляется в условиях практически полной самостоятельности региональных и местных властей, наделённых для этого широкими полномочиями. Федерация и земли видят свою задачу в том, чтобы всячески содействовать трансграничной кооперации путём создания благоприятных условий для сотрудничества (заключение соглашений с сопредельными государствами по этим вопросам, привлечение средств ЕС для финансирования проектов). Субъектами такого сотрудничества с германской стороны являются, как правило, административно-территориальные образования — районы и коммунальные объединения, реже — территори-
1 Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002.
2 Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2002, стр. 385-397.
3 В настоящее время ФРГ участвует в деятельности
около 20 подобных структур.
альные общины (статус общины может иметь любой населённый пункт). Представительство в еврорегионах на уровне выше районного (в частности, федеральных земель) не практикуется. Решение об участии в еврорегиональном сотрудничестве принимается местными властями самостоятельно. Согласования с земельным и федеральным правительством не требуется.
Конституционный законодатель США исходит из существующей правовой доктрины, согласно которой внешняя политика государства - исключительное дело федерации, и не предоставляет штатам права ведения какой бы то ни было международной деятельности и исключает всякую внешнеполитическую самостоятельность субъектов федераций. Однако в реальности штаты и провинции принимают участие в международном общении - в ограниченном объёме и только по вопросам, входящим в их исключительную компетенцию и не затрагивающим сферу политических отношений. Это, например, касается сотрудничества между штатами США и канадскими провинциями. Имеют место также немногочисленные случаи выступления членов тех или иных федераций на международной арене по отдельным второстепенным вопросам, что не означает, что эти государственные образования являются субъектами международного права4. Конституция США ограничивает свободу международных соглашений между штатами и территориальными образованиями других государств, а также права штатов в области внешней торговли.
В Российской Федерации создана самая солидная из существующих федеративных государств база для осуществления международных связей субъектов федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет осуществление внешних функций как за государством, так и за регионами. Определено 3 уровня «разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»5: определены компетенция центра, компетенция совместного ве-
4 Конституционное право зарубежных стран. — М., 2001, стр. 133
5 Конституция Российской Федерации. — М., 1993, ст. 15, п. 4.
дения центра и регионов и компетенция регионов. Становление международных связей регионов России происходит в условиях поиска рационального распределения соответствующих функций между центром и регионами. Таким образом, международная деятельность регионов рассматриваемых государств осуществляется под руководством центральных и региональных органов власти и в чётком соответствии с положениями федеральных законов, международными договорами и другими документами, регулирующими внешние связи регионов.
Степень включения регионов федераций в международную жизнь. Что касается России, то здесь снова всё чётко регламентировано. Существует Федеральный закон № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», согласно положениям которого субъекты Российской Федерации имеют полное право заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, а также иметь и содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счёт средств из бюджета субъектов РФ1.
Регионы Германии имеют свои представительства, делегации, агентства, офисы или бюро по связям при международных организациях, таких как Европейский союз, и в некоторых столицах мира. Хотя этим офисам часто поручаются представительские функции, они никогда не получали чётко выраженного агремана от государства пребывания и не имели привилегированного статуса, предоставленного последним.
Несмотря на то что Конституцией США штатам запрещается принимать участие во внешней политике государства, складывающаяся практика показывает, что штаты осуществляют международные и внешнеэкономические связи по вопросам своей компетенции, а именно в сфере здравоохранения, образования, охраны окружающей среды и правопорядка. Штаты имеют право заключать соглашения с территориальными образованиями других госу-
1 Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» №157-ФЗ от 13.10.1995 г. Гл. I. Ст. 1. — С. 55 // Сборник документов и материалов международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. — М., 2000, стр. 61.
дарств, открывать в них свои представительства.
Проблемные зоны, которые возникают в процессе международных региональных связей под влиянием глобализации. Испытывая на себе влияние глобализации, рассматриваемые государства сталкиваются как с общими проблемами, так и с проблемами, возникающими вследствие индивидуальных особенностей каждого из этих государств. Так, к примеру, к числу общих можно отнести проблему, связанную с угрозой асимметричного развития регионов внутри государства. Данная проблема возникает из-за большой географической протяжённости рассматриваемых государств, а следовательно, с наличием регионов, различных по территории, уровню экономического и социального развития, удобства территориального расположения, потенциала сотрудничества, а потому и вызывающих различный интерес у возможных партнёров на мировой арене. С этой точки зрения в России отмечается наличие нескольких групп регионов: развитых регионов с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей (нефтегазодобывающие районы, такие как Ханты-Мансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа, а также Москва); регионов со средним экономическим потенциалом; проблемных регионов с низким уровнем социально-экономического развития2. Индивидуальный характер этой проблемы состоит в том, что ФРГ и США — федерации, основанные на территориальном принципе. Россия же — на национальном, что усложняет ситуацию.
Другой проблемой, вызванной глобализацией, является возрастающее количество акторов на международной арене, в числе которых — регионы государств, «рвущиеся в бой» с уверенностью в том, что им удастся эффективнее и грамотнее добиться своих целей на международной арене, чем если эти функции будут предоставлены центральным властям. Практическое воплощение идей глобализации посредством осуществления международных связей регионов предполагает установление баланса между центром и периферией; между государственными и региональными интересами. В противном
2 Плотникова О.В. Международное
сотрудничество регионов: концептуальные
подходы. — Новосибирск, 2005, стр. 204—215.
случае возникает угроза целостности государства1. В примере с ФРГ эта проблема заметна менее всего, так как участие регионов в международных связях отражает положение дел в Европе, где ФРГ по такой же модели осуществляет своё внешнее сотрудничество, только в больших масштабах. Для США эта проблема менее актуальна, так как уровень участия её регионов в международных отношениях достаточно узок и ограничен положениями Конституции. Что касается России, то тут эта проблема прорисовывается настолько масштабно, насколько основательно прорисованы возможности и масштабы участия регионов во внешних связях. Регионы всё с большей степенью самостоятельности осуществляют свои внешние связи практически по всем направлениям (за ис-
1 Абрегова С.А. Институт национального государства в глобализирующемся мире // Гуманитарные и социально-экономические науки. — М., 2008, № 3, стр. 66—70.
ключением политики). Учитывая масштабы территории Российской Федерации и невозможность эффективного решения задач всех регионов из центра, встает реальная угроза целостности государства и национальному суверенитету.
Здесь стоит отметить, что глобализация открывает возможности построения внешней политики с учётом местных особенностей регионов России и специфики развития каждой территории, а также позволяет посредством появления регионального уровня международных отношений объективно оценивать проблемы, с которыми сталкиваются регионы, что способствует оптимальному и более эффективному ведению внешней политики государства и достижению целей, поставленных в интересах всего многонационального народа Российской Федерации, а следовательно, увеличению мощи государства на мировой арене.