Зарубежный опыт
Ирина ЛИВАНОВА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РЕГИОНОВ БЕЛЬГИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Новые развитые федерации, такие как Россия и Бельгия, осуществляя международные отношения, выработали особые механизмы международного сотрудничества регионов. Международные связи регионов России и Бельгии имеют свою специфику. Сравнительный политологический анализ российской и бельгийской федеративных моделей позволяет выявить общие и отличительные черты международных связей регионов России и Бельгии на современном этапе.
New developed federations such as Russia and Belgium in the process of implementation of international relations had worked out a special mechanism of international relations of regions. International relations of regions of Russia and Belgium have its own specific features. Comparative political analysis of Russian and Belgium federative models let reveal general and specific features of contemporary international relations of regions of Russia and Belgium.
Ключевые слова:
международная правосубъектность, федерация, сецессия, сообщество, регион, субъект федерации, принцип субсидиарности, субъект международного права; international legal personality, federation, secession, community, region, subject of federation, principle of subsidiarity, subject of international law.
Бельгия и Россия — молодые федерации. Несмотря на внешние различия (размер территории, количество субъектов), представляется возможным проведение некоторых параллелей в процессе анализа федеративного устройства и особенностей международных связей регионов этих государств. Бельгия и Россия — развитые федеративные государства, созданные на основе национально-территориального и административно-территориального принципов, столкнувшиеся с проблемами дезинтеграции при развитии федеративных отношений. Обе федерации являются асимметричными. Конституции обоих государств не предусматривают право сецессии. Бельгия и Россия — государства с многонациональным составом населения. Поэтому общим для них является поиск баланса между единством и многообразием, лежащего в основе федерализма, гибкость которого делает федеративную форму государственного устройства приемлемой для решения проблем национализма, сепаратизма, неравенства между различными этническими группами. Положительный опыт Бельгии по применению национально-территориального принципа к практике строительства своей федерации заслуживает самого широкого изучения и распространения.
Международные связи Бельгии можно представить как особую модель, имеющую свою специфику и своеобразие. На эту модель наложили свой отпечаток особенности формирования бельгийской федерации. Её уникальность и отличие от других федераций заключается в том, что в Бельгии нет единой системы деления федерации на части. Таких систем — три. Они существуют параллельно и независимо друг от друга. Исходя из национально-территориального, административно-территориального и лингвистического принципов, выделяются субъекты федерации. Бельгийская федерация одновременно делится на сообщества, регионы, лингвистические регионы1.
Современная Бельгия — федеративное государство. Она включает в себя три сообщества — французское, фламандское и немец-
1 Конституционное право зарубежных стран / Автор-составитель А.В. Якушев. — М., 2003, стр.136.
ЛИВАНОВА
Ирина
Владимировна —
доцент кафедры
общественных
дисциплин
Сибирского
института
международных
отношений и
регионоведения
коязычное и три региона — Валлонский, Фламандский и Брюссельский. Федерация содержит четыре лингвистических региона: французского языка, нидерландского языка, немецкого языка и двуязычный регион — Брюссель (столица).
На особенность модели международных связей регионов Бельгии накладывает свой отпечаток государственное устройство страны. Федеративное государство Королевство Бельгия создано, исходя из принципа субсидиарности.
В компетенцию культурных сообществ (фламандского, французского и немецкоязычного) переданы вопросы образования, культуры, здравоохранения, молодёжной политики, спорта, языка и науки.
В компетенцию экономических регионов (Фландрии, Валлонии и Брюсселя) входят вопросы, «относящиеся к территории»: защита окружающей среды; водные и почвенные ресурсы; сельское хозяйство, вопросы экономики, научная политика (в вышеперечисленных областях)1. Исходя из указанного распределения полномочий и осуществляются международные отношения и связи.
В федеративной системе Бельгии не существует иерархии правовых норм. Декреты (законы) сообществ и регионов имеют ту же юридическую силу, что и федеральные законы.
В области внешней политики сообщества и регионы добились права осуществлять международное сотрудничество в сфере своей компетенции. В стране создана Межминистерская конференция по международной политике, которая осуществляет необходимую координацию и обеспечивает взаимодействие регионов на государственном уровне. Субъекты федерации имеют собственные органы, отвечающие за международные связи.
Регионы Бельгии, исходя из законодательства страны, обладают международной правосубъектностью, но в пределах своей исключительной компетенции. То есть, обладают вторичной международной правосубъектностью. Они имеют право самостоятельно заключать по вопросам их ведения международные договоры с иностранными государствами и международными организациями (при условии, что соответствующие государства и организа-
1 Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. академика РАН А.Г. Гранберга. - М., 2001, стр. 39.
ции признают международную правосубъектность сообществ и регионов).
Регионы Бельгии наделены правом вступать в международные связи. В субъектах федерации имеются специализированные учреждения, отвечающие за развитие международных связей в отдельных областях, таких как внешняя торговля, туризм, инвестиции и т.п.
Сообществам и регионам Бельгии предоставлено право осуществлять международные отношения по вопросам, входящим в их ведение, вплоть до права заключения международных договоров.
При этом все международные договоры, как исключительные, так и смешанные, как двусторонние, так и многосторонние, должны быть одобрены всеми парламентами, включая парламенты регионов и сообществ.
Регионы открывают свои представительства в посольствах и консульствах Бельгии. Практически в каждом из них введены должности «атташе» субъектов федерации (прежде всего, Фландрии и Вал-лонии), финансируемые непосредственно регионами и проводящие «автономную» политику по вопросам, входящим в компетенцию субъектов.
Регионы и сообщества Бельгии имеют право не только участвовать в международных организациях, но и открывать в них свои представительства. Сообщества и регионы представлены в отдельных международных организациях, в том числе и в ряде органов Европейского союза.
Особую модель осуществления международных связей регионов имеет Россия. На своеобразие модели оказывают влияние особенности государственного устройства Российской Федерации. В основу её создания положены два принципа: национально-территориальный и административно-территориальный. Сегодня в России 83 субъекта Федерации, из которых 26 созданы по национально-территориальному принципу, из них 21 субъект — это республики. По административно-территориальному принципу в стране созданы 57 субъектов, в том числе 46 областей, 9 краёв и 2 города федерального подчинения. Главной причиной разноправия субъектов является компромиссный вариант, положенный в основу создания федерации, в котором переплетались принципы конституционной (равенство субъектов федерации в их отношениях с федеральным
центром) и договорной («асимметричная» федеративная структура, основанная на договорных отношениях субъектов федерации и центра) федерации.
В Российской Федерации существуют два уровня государственной власти — федеральный и региональный и три уровня разграничения предметов ведения и полномочий между ними, в том числе и в сфере международных отношений: государственный, региональный и уровень совместного ведения.
Субъекты федерации имеют право осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Государство — международные отношения. Контроль за осуществлением международных связей регионов относится к совместному ведению федерального центра и регионов.
Координацию международной деятельности субъектов Российской Федерации осуществляет МИД России. Субъекты Российской Федерации не обладают международной правосубъектностью.
Субъекты России имеют право на ведение переговоров и заключение соглашений о международных связях. Международные договоры имеет право заключать государство.
Субъекты Российской Федерации имеют право открывать свои представительства в регионах иностранных государств, а также давать разрешение на открытие на тер-
ритории данного субъекта представительств субъектов иностранных государств, но эти шаги должны согласовываться с МИД России. Открытие представительств происходит на основе подписанных соглашений.
Регионы России могут участвовать в международных организациях, но только с разрешения государства.
Сравнительный анализ деятельности регионов Бельгии и России на международной арене показывает: международная деятельность регионов Бельгии и России, как двух федеративных государств, имеет много общего и много особенного. Общее присутствует в принципах государственного строительства федераций (и то и другое государство создано на основе двух принципов: национально-территориального и административно-территориального); в праве регионов государств осуществлять международные связи. Особенное проявляется в модели государственного устройства, в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и регионами, в координации международных связей регионов государств, в признании за регионами международной правосубъектности, в праве подписания регионами государств международных договоров и соглашений, в участии регионов Бельгии и России в международных организациях.