Научная статья на тему 'Влияние глобализации на образовательный потенциал человеческого капитала'

Влияние глобализации на образовательный потенциал человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / EDUCATION / GLOBALIZATION / COMPETITIVENESS OF THE HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанский В. В.

В статье анализируются новые тенденции и черты высшего образования, возникающие под воздействием глобализации и интернационализации рынка образовательных услуг. Рассматриваются вопросы повышения качества человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE GLOBALIZATION ON EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HUMAN CAPITAL

The article is concerned with the new tendencies of higher education under the influence of globalization and internationalization of the market of educational services as well as with the issue of improvement of quality of the human capital.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на образовательный потенциал человеческого капитала»

реализация такого плана будет происходить в режиме жесткого конкурентного противодействия. Страна сильно отстала в разработке передовых технологий по многим позициям в данной сфере. Восстановление цепочки «природное сырье - глубокая переработка» потребует больших инвестиционных затрат, в том числе и на образование и науку.

Следует понимать, что при этом будут затронуты интересы значительных социальных групп, ориентированных на простой экспорт сырья, не требующий особых интеллектуальных усилий, возможный за счет импортного оборудования и дающий высокие доходы с возможностью их увода за границу. Требуется тщательный анализ понятий национальной безопасности применительно к интересам и возможностям России как активного игрока на мировом экономическом поле. Развертывание мирового финансового кризиса, посте-

пенно перерастающего в глобальный экономический, предполагает от России разработки адекватной и эффективной политики по невползанию в глобальный финансовый кризис. Задача сложная, но, возможно, и решаемая. Во-первых, важно обеспечить стабиль -ность отечественной денежно-валютной системы во взаимоотношениях с мировой системой, во-вторых, денежной и финансовой систем внутри страны во взаимоотношениях с реальным сектором экономики, не допустить массовых неплатежей предприятий реального сектора.

1. Ковалев С.Г. Трансформация общественного производства: СССР - Россия. Очерк теории: в 2 ч. СПб.: СПбУЭФ, 1996.

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

удк 330.1 в.В. Рязанский

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В статье анализируются новые тенденции и черты высшего образования, возникающие под воздействием глобализации и интернационализации рынка образовательных услуг. Рассматриваются вопросы повышения качества человеческого капитала.

Ключевые слова: образование, глобализация, конкурентоспособность человеческого капитала.

М. ^эгэпэку

INFLUENCE OF THE GLOBALIZATION ON EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE HUMAN CAPITAL

The article is concerned with the new tendencies of higher education under the influence of globalization and internationalization of the market of educational services as well as with the issue of improvement of quality of the human capital.

The key words: education, globalization, competitiveness of the human capital.

В современных условиях конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые выступают основой экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала, со стороны ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, является стремительно возрастающий поток информации. Обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания

обучения полученные студентом знания успевают устареть. В результате возникает и постоянно ощущается необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, что получило определение как непрерывное обучение. Однако это не всегда приносит ожидаемый результат, так как индивид превращается в «вечного студента». Вторым вариантом решения проблемы может быть опережающее образования, в рамках ко -торого индивид изначально обучается на базе инновационных знаний и навыков профессии, которая будет актуальна на момент окончания им учебного заведения, что значительно повышает качество и отдачу человеческого капитала.

Изменения в экономической среде приводят к необходимости профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения новых областей деятельности и т.д. Изменились и сами обучаемые: помимо вчерашних школьников в вузы приходят зрелые специалисты, совмещающие учебу с работой. Наличие у них опыта практической деятельности, особых условий получения образования заставляют вузы изменять график и методы обучения. Уже не-

достаточно передать студентам определенный объем знаний, намного важнее стало обучение поиску и анализу необходимой информации, самому процессу по -лучения знаний.

Развитие современного общества в условиях глобальной информационной революции обусловлено активизацией интеграционных процессов в экономической, политической и межкультурных сферах деятельности. Это обостряет проблему совершенствования систем образования как в национальном, так и в межнациональном аспектах [1]. Подписание Болонской декларации и задачи перестройки и координации национальных систем образования по созданию единого образовательного пространства порождают много вопросов как в плане модернизации сложившихся норм и национальных приоритетов, так и координированного взаимодействия между академическими кругами отдельных стран и регионов [4].

Глобализация повышает роль образования в развитии общества, именно оно является институтом, активно воздействующим на многие мировые интеграционные процессы. В последнее время появился термин «глобализация образования», который трактуется с разных точек зрения. Чаще всего глобализацию образования связывают со становлением виртуального образования [3, с. 45 - 46].

По данным Всемирного банка, только в США функционирует свыше 3 тыс. учебных заведений, специализирующихся на профессиональном обучении в диалоговом режиме. В 33 штатах США созданы виртуаль -ные университеты, 85% всех местных колледжей со -держат дистанционные курсы в режиме on-line. Виртуальный университет г. Монтеррея (Мексика) предлагает 15 программ подготовки магистров посредством систем телеконференций и Интернета. Эти программы охватывают 50 тыс. студентов по всей Латинской Америке. В Южной Корее насчитывается 15 виртуаль -ных университетов, предлагающих 66 программ подготовки бакалавров и магистров. Несколько сотен дистанционных программ имеют различные университеты Европы, активно начинает действовать в этой сфере и Россия.

Сам процесс глобализации высшего образования приобретает в XXI в. новые черты и претерпевает изменения. К таким изменениям относится:

- изменение мотивов интернационализации от культурных и образовательных - к экономическим. Эти экономические мотивы могут быть как краткосрочными (стремление вуза получить дополнительный доход от реализации международных образовательных программ), так и долгосрочными (установление партнерских отношений в рамках академического сотрудничества с целью подготовки рабочей силы и специалистов соответствующей квалификации) [2];

- развитие конкурентного международного рынка образовательных услуг. Отсутствие или ограниченность предложения образовательных услуг определенного уровня и качества в отдельных районах способствует росту спроса на международном рынке. Причем интерес к рынку проявляют как традиционные вузы, так и корпоративные провайдеры образовательных услуг из коммерческого сектора. Традиционное образование

трансформируется в крупный бизнес, использующий зарубежные и оффшорные кампусы, франчайзинг и дистанционное обучение. Эти новые методы предложения образовательных услуг ставят вопрос о контроле качества образования, предоставляемого из-за рубежа, а также вопрос защиты и безопасности информации. Международный рынок образовательных услуг работает не только с потребителями из регионов со слаборазвитым предложением образования, но и со студентами развитых стран, желающими получить зарубежные дипломы. Свидетельство тому - активизация австралийских и американских вузов на образовательном рынке Европы;

- региональные и глобальные договоры и альянсы стимулируют мобильность профессиональных услуг и специалистов. Это требует глобальных подходов к определению качества образования и разработки общих критериев его оценки. Возникают международные системы лицензирования, аккредитации и нострати-фикации как средство укрепления международной мобильности специалистов. Либерализация торговли все в большей степени проявляется и в торговле образовательными услугами. Требования открытости рынков образовательных услуг, отношения к зарубежным провайдерам так же, как и к национальным, с трудом вписываются в национальные системы регулирования образовательными процессами;

- изменяется и роль правительства в регулировании высшего образования. Во многих странах это регулирование ослабло в последние годы, усилена автономия и независимость вузов, используются рыночные механизмы регулирования. Обострение конкуренции, глобализация экономики и сокращение государственного финансирования побуждают вузы расширять деятельность за национальные границы;

- изменяются профиль и возраст студентов. Создание информационного общества и задачи непрерывного образования привели на национальном и международном уровнях к постановке задачи большего разнообразия в образовательных программах, большей гибкости в сроках и задачах образования, включая оценку предшествующего образования, перевод кредитов и т.д.

В Европейском сообществе все перечисленные изменения вызвали необходимость принятия мер, направленных на укрепление конкурентоспособности европейского высшего образования. Вопросы качества образования стали предметом обсуждения на уровне вузов, национальных правительств и межправительственных встреч в связи с расширением процесса интернационализации образования. Со временем из уникальной возможности для элиты программы международного студенческого обмена превратились в массовые (хотя и сейчас в них принимает участие менее 5% всех студентов Европы). Интернационализация стала стратегической задачей многих вузов.

Изменилось и отношение вузов к интернационализации: от восторженного отношения как к смелому эксперименту вузы перешли к более трезвой оценке этих программ. Одной из актуальных стратегических задач международной деятельности вузов становится повышение эффективности образовательной и научно-ис-

следовательской деятельности за счет внедрения передового мирового опыта с учетом отечественных традиций фундаментального образования, формирования высокопрофессиональной структуры, обеспечивающей качественное развитие образования и науки, экспортную привлекательность образовательных научных программ.

До 1991 г. вопросы контроля качества образования среди европейских стран рассматривались как национальное дело каждой конкретной страны. Пионерами в вопросе разработке собственных систем управления качеством можно считать Великобританию, Францию и Нидерланды. Исследование, инициированное Европейской комиссией в 1991 г., привело к выработке общеевропейской модели оценки качества образования. В 1993 г. Ассоциацией академического сотрудничества (АСА) была создана рабочая группа для исследования оценки качества международных программ, чему была посвящена конференция 1994 г. В 1994 - 1998 гг. предпринят совместный проект исследования воздействия интернационализации на качество образования, который сейчас продолжается совместно с Ассоциацией европейских вузов (СКБ).

Аналогичные тенденции наблюдались и в других частях мира: в Австралии специальные инициативы по изучению влияния интернационализации на качество образования начались в 1996 г., а Совет по аккредитации вузов США сделал вопрос об интернационализации и качестве образования центральным в повестке своей ежегодной конференции в 2000 г.

Анализ всех этих программ позволяет сделать вывод, что хотя вопросы интернационализации и качества высшего образования связаны на концептуальном уровне, на практике возникает много нерешенных вопросов. Было установлено, что:

- оценить воздействие интернационализации на повышение качества образования очень трудно;

- качество самой интернационализации не контролируется и не оценивается;

- связь между управлением качеством и международным признанием квалификации высшего образования не ясна;

- субъекты и агентства, занятые интернационализацией и управлением качеством высшего образования, представляют абсолютно разные группы и организации.

В то же время процесс глобализации стал затрагивать и область управления качеством, а организации, занимающиеся данными проблемами, стали объединяться в международные сети, через которые обменивались информацией и опытом. В результате был сформирован так называемый «Кодекс поведения», в разработке которого приняли участие европейские представители университетского сообщества, страны, признанные во всем мире экспортерами образования, -США, Канада, Австралия, страны, в которых предлагаются транснациональные программы - Израиль, Словакия, Испания, а также страны, которые одновременно являются потребителями и провайдерами подобных программ - Россия, Латвия и др.

Несмотря на принятые отдельными вузами и рядом международных организаций меры, гарантирующие качество международных образовательных про-

грамм, эти правила можно обойти. Например, если дистанционные программы не используют поддержку местных вузов или не создают национальные консультационные центры, они не попадают под разработанные схемы контроля качества образования. Поэтому нужно особо остановиться на новых моделях обучения для которых характерны следующие черты:

- междисциплинарный подход;

- разнообразие формируемых навыков;

- обучение в процесс применения знаний и навыков;

- разнообразие схем управления образованием;

- усиление отчетности перед обществом;

- более широкая система контроля качества.

Развитие информационно-телекоммуникационных

технологий предоставляет новые возможности для предложения образовательных программ, обеспечивающие студентам необходимый гибкий подход к обучению, совмещение обучения с другими жизненными задачами и видами деятельности. Но это ставит новые проблемы перед организациями, обеспечивающими контроль качества образования.

Как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах возникла сеть вузов, предоставляющих программы дистанционного и открытого образования. Некоторые из них (например, Открытый университет, Великобритания) предлагают свои услуги самому широкому кругу потенциальных потребителей, другие (например, университет Феликса, США) фиксируют свое внимание на отдельно выбранном сегменте потребителей.

С традиционными вузами успешно конкурируют организации, практикующие новые формы предоставления образовательных услуг:

- телекоммуникационные компании, которые сво -ими системами кабельной и спутниковой связи участвуют в предложении программ дистанционного обучения;

- издательства и крупные медиа-агентства, разрабатывающие и предлагающие различные обучающие материалы;

- компании, производящие программные и информационные продукты, создающие собственные обучающие программы;

- корпоративные «университеты», которые крупные компании (например, «Motorola») создают для подготовки и повышения квалификации своих сотрудников;

- виртуальные вузы, которые не присуждают своих собственных квалификационных степеней, но предлагают образовательные программы других вузов или корпоративных провайдеров.

Традиционные вузы осознали конкурентную угрозу этих новых игроков на образовательном рынке, а регулирующие органы и агентства предусматривают меры контроля этого конкурентного рынка. Все перечисленные изменения ставят новые проблемы перед системой управления качеством образования, требующие незамедлительной реакции на новые тенденции международного рынка образовательных услуг.

В рамках Болонских соглашений и академической мобильности студентов реализуется попытка унифицировать различные формы обучения, характерные для разных стран. Одним из таких методов является система кредитных единиц, которая уже существовала в ряде стран. Но данный показатель трактовался неоднознач-

но: учебные недели, аудиторные часы и т.п. Поэтому в рамках общеевропейской программы «Эразмус/Сократ» была разработана единая Европейская система перезачета кредитных единиц (ECTS - European credits transfer system), призванная разрешить этот вопрос. ECTS не имеет целью разрешение проблем эквивалентности курсов или оценок в том, что касается содержания или качества обучения. Это скорее некий образец, с помощью которого вузы, участвующие в программе, соглашаются достаточно автоматически признавать заранее оговоренные компоненты обучения и, тем самым, облегчают признание оценок в разных странах. В 1988 - 1995 гг. эксперимент по использованию системы был проведен в 145 европейских вузах разного профиля. В 1995 - 1999 гг. систему ECTS использовали в рамках европейской программы мобильности студентов «Сократ». В 1997 - 1998 гг. систему внедрили 772 вуза Европы, а в 1999 - еще 290.

На сегодняшний день системы ECTS для перезаче-та кредитов особенно широко распространено в следующих странах: Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81,5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ECTS, применяются больше всего в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В некоторых странах сравнительно большой процент вузов не использует ни систему ECTS, ни иную аналогичную систему: например, в Португалии (34%), Болгарии (38,5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ECTS как систему перезачета кредитов.

В США существует своя система зачетных единиц (USCS), как и в странах Великобритании (CATS), в азиатском и тихоокеанском регионах (UCTS) и т.д. Подавляющее большинство руководителей и преподавателей российских вузов в принципе поддерживают идею стандартизации и интернационализации европейских образовательных кредитов, с 2003 г. данная система внедряется в ряде российских вузов. Однако перевод действующих российских государственных образовательных стандартов в систему зачетных единиц осложняется тем, что в них не определяется или определяется неоднозначно ряд параметров, описывающих образовательные программы для различных специальностей и направлений подготовки. Например, в одном случае число часов теоретического обучения указывается с учетом экзаменационных сессий, а в другом - нет; при теоретическом обучении трудоемкость измеряется в часах, а при прохождении практик и итоговой аттестации - в неделях и т.д.

Система кредитных единиц базируется на нескольких основных положениях.

1. Кредитная единица - не абсолютная, а относительная величина. Она измеряет нагрузку студента, относительно общей годовой нагрузки в данном вузе. При этом сохраняется разница в трудоемкости разных направлений образования, например инженерного по сравнению с гуманитарным или медицинским.

2. Кредитная единица включает все виды работ: аудиторной, самостоятельной, экзамены, курсовые проекты. Вуз вправе самостоятельно решать, как в конкретной программе соотносится аудиторная и самостоя-

тельная работа, хотя общая тенденция выражается в сокращении объема аудиторной нагрузки на студента и увеличении доли самостоятельной работы в подготовке специалиста с высшим образованием.

3. Кредиты присуждаются только тем студентам, которые успешно сдали данный предмет. В противном случае, даже если данный курс был прослушан в полном объеме, кредитные единицы не зачисляются. Кредитные единицы можно получить за дисциплины, пройденные на различных профессиональных курсах, если уровень этих дисциплин соответствует уровню высшего образования. Тогда конкретный студент мо -жет использовать полученные кредитные единицы при прохождении дальнейшего обучения по послевузовским программам.

4. Каждый вуз, участвующий в этой системе, обязан выполнить ряд требований:

- описать все дисциплины своей программы в кредитных единицах;

- определить основные разделы своей программы и их вес в кредитных единицах;

- описать свою систему оценок и долю оценок каждого типа;

- признавать программы, пройденные его студентами в других вузах, если они сопоставимы по кредитным единицам.

Какие бы формы ни принимал процесс глобализации образования и связанные с ним вопросы оценки и аккредитации качества образовательных программ в разных странах, важно, что для эффективной работы на рынке образовательных услуг вузам необходим обмен опытом и формирование общего понимания этого процесса по двум основным направлениям: оценка качества программ и их международная сопоставимость. Достижение этого взаимопонимания не может быть достигнуто только на межправительственном уровне, путем подписания необходимых договоров и деклараций. Необходимо, чтобы вузы внесли необходимые изменения в свои системы, процессы и процедуры, сделав их более прозрачными и понятными как международным партнерам, так и потребителям образовательных услуг.

Трансформационные процессы, происходящие под воздействием глобализации и интернационализации, являются одновременно и угрозой и возможностью для системы высшего образования. Основные аспекты глобализации высшего образования можно обобщить следующим образом:

1. Глобализация экономики ставит перед высшим образованием новые задачи в плане содержания и методов обучения, знаний и навыков, необходимых специалистам для работы в современной социально-экономической системе.

2. Глобальные процессы в высшем образовании, такие как мобильность, интернационализация учебных планов, совместные образовательные программы, появление на национальном рынке зарубежных провайдеров и т.д., требуют от правительств и отдельных вузов адекватных ответных действий по управлению этими процессами.

3. Сохранение национальных ценностей и самобытности в эпоху глобализации становится важной зада-

чей высшей школы, требующей пересмотра стратегий и организационных механизмов в связи с меняющейся ролью высшего образования.

На фоне происходящих изменений как внешней среды, так и самих образовательных услуг вузы должны видоизменяться, перестраивая свои экономические подходы, совершенствуя и заменяя устаревшие организационные структуры, реформируя и трансформируя свои процессы и коммуникации. Только активное поведение вуза на рынке, превращение изменений из необходимости в стимул развития является условием его эффективного и успешного существования.

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИЦПКПС; Российский новый университет, 2003.

2. Делягин М.Г. Глобальная неустойчивость // URL: http:// www.patriotica.ru/actual/delagin_unsteady.html

3. Кольчугина М. Новой экономике - новое образование // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 12.

4. Федоров М.П. Современные тенденции международного академического сотрудничества // Мат. докл. междунар. конф. «Международное сотрудничество в образовании и науке» (Санкт-Петербург, 2 - 6 июня 2008 г.). СПб.: ФастПринт, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.