ґ
V,
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
А. СЛЕПУХИН, доцент, проректор Саратовский государственный технический университет
Начавшееся в семидесятых годах прошлого столетия преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются капиталы, товары, услуги и идеи, не может не оказывать влияния на систему образования и подготовки кадров. Действительно, в последнее десятилетие национальные системы образования находятся в стадии реформирования: серьезные изменения являются откликом на происходящую глобализацию экономики в целом. За эти годы такие продукты образовательной деятельности, как квалифицированные кадры, наукоемкие технологии и инновационные производства, стали жизненно необходимым ресурсом для промышленно развитых и развивающихся стран.
Активным ответом целого ряда учреждений высшего образования на глобализационные тенденции является процесс интернационализации высшего образования. Если глобализация не признает национальных границ, то интернационализация предполагает функционирование в рамках государственных систем образования, но стремится к расширению международного сотрудничества и преодолению внутренней изоляции.
По сравнению с остальной частью мира европейская образовательная политика в настоящее время подвергается наиболее быстрым преобразованиям. Эти изменения регламентируются Болонской декларацией и должны привести к созданию в 2010 году единого европейского образовательного
Высшая школа в условиях интернационализации
пространства. В рамках Болонского процесса в Европе происходит пересмотр природы, организации и цели высшего образования, включая вопросы взаимодействия вузов с человеком, обществом и государством.
В настоящей статье мы рассмотрим основные направления и перспективы глобализации российских вузов и попытаемся проиллюстрировать эти тенденции данными по одному из региональных университетов - Саратовскому государственному техническому университету. Дело в том, что большинство исследований в этой сфере носят обобщенный характер или фокусируются на столичных вузах, в которых тенденции глобализации имеют свою специфику [1]. В провинциальных университетах, особенно тех, что расположены в городах, закрытых для доступа иностранцам до начала 1990-х годов, развитие российского международного сотрудничества разворачивается в экспериментально чистом виде.
Слагаемые европейских образовательных реформ
Документы, одобренные правительствами стран Европы в Болонье (июнь 1999), Праге (май 2001), Саламанке (март 2001) и Берлине (сентябрь 2003), однозначно свидетельствуют о единогласном признании необходимости изменений в сфере европейского высшего образования. Поиск механизмов управления трансформациями, которые должны привести европейскую обра-
зовательную систему в соответствие с экономическими задачами и реалиями наступившего столетия, находится в начальной стадии разработки. Однако уже имеется целый ряд инструментов, которые способствуют ускорению этого процесса.
Во-первых, это европейская система трансфера кредитов (ECTS), которая разрабатывалась в качестве пилотного проекта Европейской комиссии еще с 1989 г. Внедрение этой системы в практику образовательной деятельности вузов протекало чрезвычайно медленно. Сейчас процесс интеграции европейских национальных экономик существенно ускорит этот процесс. ECTS становится основным средством объединения различных образовательных систем, которое, несомненно, окажет влияние на образовательные программы всех уровней профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Вторым важным фактором сближения национальных систем образования является Лиссабонская конвенция о признании квалификаций высшего образования (1997 г.), которая вместе с Приложением к диплому (Diploma Supplement) объясняет природу, уровень и стандарт основанных на ECTS степеней и званий. Такие страны, как Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия и ряд других, уже ввели этот механизм законодательно. Таким образом, можно ожидать, что Diploma Supplement скоро станет европейской нормой.
В-третьих, взаимопроникновение национальных образовательных систем делает чрезвычайно важными и принципиальными вопросы контроля качества предоставляемых различными образовательными учреждениями учебных программ и курсов. Созданная в 1999 г. Европейская сеть контроля качества (ENQA) как раз и может служить инструментом распространения инноваций в этой области, что будет
делать процесс сближения более эффективным и быстрым.
В-четвертых, очень важным аспектом Болонского процесса является создание унифицированной общеевропейской модели присуждения квалификаций, на основе которой конструировались бы все национальные квалификационные системы. Это позволило бы ускорить достижение договоренностей в вопросах взаимного признания кредитов и уровней образования [2].
Направления развития вузов сегодня
Система образования не только в Европе, но и во всем мире находится как бы на перекрестке перед выбором дальнейшего пути и необходимостью решения целого ряда срочных и сложных проблем. Рынок образовательных услуг чрезвычайно широк и разнообразен. По некоторым данным, он оценивается в два триллиона долларов США [3]. Такой рост привел к возрастанию конкуренции как на внутринациональных, так и на международном рынках. Появилось множество провайдеров образовательных услуг, которые организуют совместный бизнес с вузами в области телекоммуникаций, кабельной и спутниковой связи, издательского дела, производства программных продуктов, с тем, чтобы развивать новые виды образовательной деятельности, сделать образование доступным в тех регионах, где его получение прежде было затруднено в силу различных причин.
Генеральное соглашение по торговле и услугам (GATS), подготовленное Всемирной торговой организацией и направленное на либерализацию глобальной экономики, также привело к трансформации некоторых секторов традиционного высшего образования в связи с тем, что многие профессии ста-
ли претерпевать процесс глобализации. Практически во всех странах мира наблюдается постоянная тенденция к ежегодному уменьшению государственных затрат на образование. Поэтому генерирование доходов, не связанных с государственными бюджетами, оказывается для многих университетов главным элементом развития.
Становится все более очевидным, что вышеперечисленные факторы не оставляют надежды на сохранение традиционного образования в условиях глобализации экономических отношений. Какую же модель (или модели) образования нужно разрабатывать и внедрять? Возможным ответом на этот вопрос является выбор тех вузов, которые избрали интернационализацию своей миссией и отказались от традиционной манеры образования, направленной на удовлетворение потребностей только своих регионов. Такая поляризация наиболее характерна сейчас для Великобритании. Ориентация на транснациональное образование* прежде не находила поддержки в западноевропейских вузах, так как рассматривалась ими как вызов традиционным функциям и месту в обществе. Сейчас положение изменяется и процесс признания транснационального образования усиливается [4]. Вузы, избравшие этот путь развития, должны способствовать увеличению академической мобильности своих студентов, интернационализации учебных планов, развитию научных и образовательных
* Под транснациональным образованием будем понимать образовательные услуги, которые предоставляются вузами, имеющими корни в определенной стране и национальной системе образования, избравшими интернационализацию своей миссией. Такие вузы так же, как и транснациональные компании (ТНК), должны иметь филиалы в других странах, а значительная часть их оборотных средств должна поступать не из страны происхождения.
контактов, повышению качества обучения для конкурентоспособности на мировом рынке труда, разрабатывать новые подходы к вопросам привлечения абитуриентов, кадровой политики, проведения научных исследований.
Естественно, интернационализация является не единственной формой дальнейшего развития учреждений высшего образования. В системе образования останутся как традиционные классические университеты, предоставляющие широкий спектр естественнонаучного и гуманитарного образования, так и узкопрофильные технические вузы. Широкое распространение в России, например, получила тенденция преобразования технических вузов в университеты, в которых наряду с техническими специальностями открывается обучение по специальностям экономического и гуманитарного профиля.
Настоятельная необходимость перемен подтверждается двумя европейскими документами, опубликованными в 2003 г. Это национальный отчет Великобритании «Будущее высшего образования» [5] и международный отчет «Роль университетов в Европе знаний» [6], подготовленный Европейской комиссией.
В английском отчете отмечается, что, наряду с очевидными успехами британской системы образования, назрела необходимость решения серьезных проблем, стоящих перед учреждениями высшего профессионального образования. Особо подчеркивается главенствующая роль образования для повышения благосостояния нации. Университетам необходимо еще шире развивать связи с производством и экономикой в целом. Отмечается важность внедрения научных разработок в производство, развития инновационной деятельности. В результате вузы должны стать более автономными, открытыми и финансово независимыми.
Второй документ подготовлен Европейской комиссией, под руководством которой происходит модернизация образовательного пространства стран ЕС и других государств, подписавших Болонскую декларацию. В докладе подчеркивается, что европейская система образования не вполне отвечает требованиям конкурентоспособности на мировом рынке. Для преодоления отставания в документе намечены шесть направлений деятельности:
• создание условий для получения вузами постоянных доходов и обеспечения их эффективного использования;
• повышение автономности и профессионализма в академических и управленческих делах;
• создание условий для повышения качества образования;
• ориентация вузов на вклад в местное и региональное развитие;
• установление более тесных связей вуз-предприятие с целью распространения, внедрения и использования новых знаний в экономике и обществе;
• создание единого и открытого Европейского образовательного пространства.
В обоих документах прослеживается сходство как в осознании проблем, так и в методах их решения. Перед высшим профессиональным образованием ставится одинаковая задача - подготовка высококвалифицированных кадров и участие в создании конкурентоспособных экономик, основанных на знаниях. Вузы представляются в качестве решающих факторов изменений, которые в конечном счете должны привести к увеличению занятости населения во всех сферах производства и росту национального благосостояния. Для многих вузов это будет означать отход от традиционной модели к более разнообразным моделям по организации, управлению и миссии. В докумен-
тах отмечается, что многообразие моделей должно привести к повышению конкурентоспособности европейского образования на мировом рынке. Поэтому часть вузов будет выбирать модель преобразования в транснациональные как один из возможных путей развития в будущем.
Интернационализация и транснациональные университеты
Формы образовательной интернационализации достаточно многообразны. Самой известной из них является академическая мобильность студентов. Международные студенческие потоки стали теперь центральной особенностью глобальной системы высшего образования. Если в период существования СССР иностранные студенты обучались буквально в нескольких городах (Москва, Ленинград, Ростов, Воронеж, Волгоград), то сейчас практически в любом крупном провинциальном вузовском центре России наличие иностранных граждан, обучающихся по различным программам высшего и непрерывного профессионального образования, уже давно не вызывает удивления.
Например, в таком вузе, как Саратовский технический университет (СГТУ), первые визиты студентов за рубеж отмечаются в 1995 г., а первые студенты из-за рубежа появляются годом позже (рис.1).
Пик интенсивности поездок студентов за рубеж отмечается в 1998 г., когда рассматриваемый показатель составил 42 человека в год, в последующие годы интенсивность мобильности снижается. Важно отметить, что здесь идет речь о поездках Восток-Запад - по преимуществу в промышленно развитые страны Европы. Мобильность иностранных студентов носит иной харак-
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
□ Ездили за рубеж □ Приехали из-за рубежа
Рис. 1. Интенсивность международной студенческой мобильности в СГТУ в 19952003 гг. (количество поездок)
тер: количество студентов после некоторого подъема в 1998 г. стало снижаться, с 2001 г. вышло на прежний уровень, а в последующие годы выросло более чем в два раза. Состав студентов в течение этих восьми лет претерпел изменения - если первоначально это были студенты из стран дальнего зарубежья, то после 2000 г. основную часть иностранных студентов в СГТУ составили представители стран СНГ и арабских стран.
Во всем мире растет понимание того факта, что учиться и жить за границей - эффективный способ подготовки будущих специалистов для профессионального успеха в глобальной экономике. Увеличение международной академической мобильности студентов происходит столь быстрыми темпами, что оказывает прямое влияние не только на национальные системы образования, но и на всю экономику некоторых стран. Прогнозы ЮНЕСКО говорят о цифре 4,9 млн. студентов, которые будут учиться за границей к 2025 году, из которых 2,9 млн. будет приходиться на выходцев из стран азиатского региона. В настоящее время более одной трети мировой студенческой мобильности принадлежит США. Однако и другие страны, в первую очередь Австралия, Канада, Великобритания, осознали выгодность проведения политики
открытых дверей для обучения иностранных студентов. В Австралии, например, за десять лет (1984 - 1994 гг.) число иностранных студентов выросло в три раза. Вузы Европы принимают более 50% всех иностранных студентов, однако половина этого количества приходится на студентов, приезжающих из других европейских стран.
Пример Австралии показывает, что образование может стать наиболее быстро растущей экспортной отраслью производства, приносящей миллиарды долларов ежегодного дохода. Международный рынок в сфере услуг образования становится быстро развивающимся сектором с хорошо организованной маркетинговой политикой в таких странах, как Франция (система EduFrans с более чем тысячью ассоциаций в 130 странах), Великобритания (более 200 офисов Британского совета в 147 странах, пропагандирующих инициативу «Добро пожаловать в иК»), Германия (Немецкая служба академического обмена DAAD и расширяющаяся по всему миру сеть институтов Гёте). Впервые после распада Советского Союза в этот процесс включилась Россия: в 2003/2004 учебном году правительство РФ выделило из бюджета семь тысяч государственных стипендий иностранным гражданам для обучения в российских вузах.
Наряду со студенческой мобильностью, второй важной формой интернационализации в высшем образовании является мобильность преподавателей, аспирантов и научных сотрудников. Существует целый ряд международных программ, поддерживающих эту мобильность. Широко известны программа Fulbright (США), программа иМАР стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Тешр^ - для постсоциалистичес-ких стран Центральной и Восточной Европы и др. Мобильность преподавателей и ученых также способствует взаимному развитию национальных систем образования. Рассматривая возможности провинциальных российских вузов в этом отношении, мож-
бильном уровне в последующие пять лет.
Растущая взаимозависимость национальных экономик и рынков труда привела к пониманию необходимости в кадрах специалистов, которые могли бы успешно работать и на международном уровне. Поэтому интернационализация учебных планов становится третьей важной формой интегрирования и взаимодействия систем образования различных стран. Эту форму можно также рассматривать не только как разработку учебных планов с международными компонентами (включая изучение языков, иностранных культур, политики и основ законодательства), но и как международную гармонизацию
□ Приехали из-за рубежа □ Ездили за рубеж
Рис.2. Интенсивность мобильности преподавателей и сотрудников СГТУ в 1994-2003 гг. (количество сотрудников и преподавателей)
но проиллюстрировать их на примере СГТУ (рис. 2).
Большинство поездок в период с 1994-2003 гг. осуществлялось за счет средств программы Тешр^, т.е. в значительной степени это другие средства, чем те, что были привлечены для поддержания студенческой мобильности (она поддерживалась, по преимуществу на вузовском уровне, правительствами). Анализ тенденций такой мобильности показывает, что пик ее активности попадает на 1998 г., после чего количество поездок снижается почти вдвое и остается на ста-
учебных планов. И здесь мощное влияние оказывает воздействие международных союзов и профессиональных ассоциаций. В последнее время инженерные, медицинские и юридические профессии развиваются как действительно международные. Соответствующие профессиональные ассоциации столкнулись с проблемами гарантии качества полученного за рубежом образования, минимальных международных стандартов, аккредитации и т.п. Поэтому они приветствуют тенденции к согласованию учебных планов и критериев качества. Таким образом, про-
фессиональные ассоциации согласованно влияют на стандарты и учебные планы, что в конечном счете ведет к признанию профессиональных степеней в различных странах.
Последние три десятилетия международного сотрудничества в области высшего образования позволили достигнуть некоторой прозрачности, по крайней мере в Европе, между совершенно различными национальными системами образования. Значительным событием в вопросах признания стало принятие в 1997 г. Лиссабонского соглашения по признанию квалификаций в сфере высшего образования, которое ставит во главу угла не строгие стандарты эквивалентности, а эффективность систем гарантии качества и аккредитации других стран. Разработанное «Приложение к Диплому» описывает национальные квалификации по типу, уровню, содержанию и статусу, что существенно облегчает процедуру признания на национальном уровне.
Таким образом, интернационализация образовательной деятельности вузов, которая в Европе происходит под эгидой Болонского процесса, возможно, выразится в том, что все большее число университетов будут склоняться к модели транснационального вуза.
Экономическая мотивация интернационализации вузовского образования
Необходимо отметить, что, наряду с вышерассмотренными тенденциями к интернационализации, существенную роль в современных условиях играет и экономический фактор: международная образовательная деятельность становится существенным элементом финансового благополучия вуза, а в ряде случаев даже и элементом выживания. В то время как численность студентов в странах европейского союза за по-
следние двадцать пять лет удвоилась, а в некоторых странах (Греция, Испания, Ирландия, Финляндия, Португалия) даже утроилась [6], начиная с 1995 г. в большинстве стран ЕС наблюдается устойчивая тенденция к снижению правительственных расходов на образование (например, в Великобритании - на 15%). Для ряда крупных западных университетов субсидии государства в развитие образовательных программ сократились до 50% и менее их совокупного годового дохода [7]. Поэтому получение доходов из внебюджетных источников, не связанных с государственной системой образования, для многих университетов, которые не желают снижения своего рейтинга на рынке образовательных услуг, становится «главным бизнесом». Привлечение большого количества иностранных студентов, экспорт образовательных услуг вуза в другие регионы и страны путем открытия филиалов и развития систем дистанционного обучения могут послужить источником таких доходов. Перспективу развития данного вида образовательных услуг можно подтвердить следующими демографическими данными. К примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2025 году число молодежи студенческого возраста возрастет с 17до 87 млн. человек. Очевидно, что местные университеты и системы образования не смогут справиться с таким ростом. В Малайзии местные вузы удовлетворяют потребность в образовании только 6% населения. Аналогичная ситуация наблюдается в Китае (4%), Таиланде (4%) и других странах. Следуя примеру Австралии и Новой Зеландии, Индия из страны-поставщика студентов за рубеж сама становится провайдером образовательных услуг для азиатских стран. Например, индийская корпорация Aptech Worldwide, предоставляющая образовательные услуги в области ин-
формационных технологий, стремительно расширяет свое присутствие не только в странах АТР, но и в Европе. Открыты более 2500 учебных центров этой компании в 52 странах, число студентов превысило 3,5 млн. человек. В этом году корпорация открывает собственный университет, в котором выпускники учебных центров Aptech смогут получить высшее образование [8].
Появление в последние годы подобных транснациональных университетов можно рассматривать как следующую стадию в развитии вузов, которые пошли по пути интернационализации и получают значительный доход от иностранных студентов.
Вместе с тем желание достичь максимальной прибыли не должно противоречить повышению качества образовательных услуг и научных исследований и стремлению к повышению своего академического рейтинга как вуза. Именно это должно отличать учреждения высшего образования от структур типичного доходного бизнеса. Кроме того, несмотря на значительную разницу в оплате за обучение между иностранными и «местными» студентами, реальные доходы не столь существенны, если учитывать дополнительные расходы вузов на маркетинг, рекламные материалы, связь, инвестиции в подготовку новых курсов, оборудование общежитий и т. п. Необходимо учитывать еще и тот факт, что работа на рынке образовательных услуг подвержена тем же рискам, что и международный бизнес: изменение иммиграционной политики, межгосударственные конфликты, обмен государственных субсидий для обучения за рубежом и т.п.
Несомненно, однако, что интернациональное обучение важно как для отечественных, так и иностранных студентов, поскольку им предстоит жить и работать во все более глобализую-
щемся мире. Создание интернациональной научно-образовательной среды в вузе - это не только дополнительные средства, но и свидетельство международного престижа образовательного учреждения.
С финансовой стороны интернационализация важна для вузов с точки зрения расширения и увеличения оборота денежных средств. Возрастание оборота и превращение в крупное образовательное учреждение за счет поступления внебюджетных средств позволяет вузу осуществлять инвестиции в развитие ключевых областей, привлекать к преподаванию и научным исследованиям крупных специалистов и ученых. Транснациональные университеты могут легче отбирать наиболее талантливых и перспективных студентов из разных стран и готовить их к академической или научной работе в своих подразделениях.
В отечественной практике образования объем привлеченных внебюджетных средств и международное сотрудничество развиваются автономным образом. Например, в СГТУ количество международных проектов за последние 8 лет выросло многократно (рис.3). Несмотря на все коллизии, связанные с дефолтом и некоторым сокращением таких программ в 19981999 гг., последующая экономическая стабилизация позволяет расширять участие вуза в целом и отдельных его подразделений в такого рода деятельности. Наибольшая интенсивность международного сотрудничества отличает 2002 год.
Следует, впрочем, отметить, что увеличение количества международных программ не совсем однозначно связано с объемом финансовых средств, привлеченных за счет международной деятельности (рис.4). Хотя в 2001-2002 гг. продолжалось увеличение международных программ, их финансовая со-
25
20
15
10
5
0
-5
-10
п Количество международных проектов, программ
Логарифмический (Количество международных проектов, программ)
Рис. 3. Рост международного сотрудничества в СГТУ за 1995-2003 гг. (абсолютное
количество проектов)
ставляющая сократилась по сравнению с 1999 г. в два раза. Однако общая тенденция указывает на рост объема поступлений от такой деятельности. В общем объеме финансирования вуза
кроме того, объем финансовой поддержки российских программ американскими и европейскими донорами, которые лидируют в этой сфере, постоянно сокращается. Увеличивается конку-
Рис.4. Динамика поступления финансовых средств от международного сотрудничества
в бюджет СГТУ в 1994-2003 гг.
поступления от международных проектов в последние три года стабилизировались на уровне 2-3%.
Как это ни парадоксально, фактором, ограничивающим рост международного сотрудничества, может выступать увеличение финансирования исследовательских программ в вузе со стороны государства. Впрочем, этот фактор ярче проявляется на фоне сокращения международного финансирования для российских ученых, работников образования и соответствующих учреждений. «Российские» деньги на исследования в целом легче получить, чем помощь от иностранных фондов,
ренция между российскими вузами по международным грантовым программам, в то время как в России источники средств увеличиваются и в количестве, и в объемах. Разумеется, механизмы получения этих денег отличаются от тех, которые получили развитие на международном уровне, однако это является предметом отдельного исследования.
Россия и Болонский процесс
Подписание в сентябре 2003 года Болонской декларации сделало российскую высшую школу непосредственным
участником процесса интеграции национальных систем образования в Европе. Процесс этот является, по-видимому, необратимым - при сохранении национальных и культурных традиций стран-участников.
Участие России в Болонском процессе является не только образовательной проблемой, но и проблемой участия в европейском рынке труда. Поэтому в критерии качества должна быть заложена реальная конкурентоспособность выпускников российских вузов, то есть качество должно быть гарантированным. Положительные результаты будут определяться конструктивной политикой федеральных органов управления образованием. Но важное значение имеет также и включение российских вузов в этот процесс на институциональном уровне, а именно разработка совместных учебных программ с ведущими западными университетами с выдачей двойных дипломов, организация стажировок студентов, аспирантов и преподавателей, проведение совместных научных и методических кон-
ференций и семинаров, участие в процессах оценки качества учебных программ через международные стандарты и профессиональные ассоциации.
Литература
1. Дмитриев Н.М. Экспортный потенциал
российских вузов. - М., 2003.
2. Подробнее см.: Высшее образование в России. - 2004. - № 1-4.
3. См. GATS Watch website: http:// www.gatswatch.org.
4. Adams S. Multinational universities and the provision of transnational education in Europe // EAIE Occasional Paper, 15. - 2003. - Р.33.
5. The future of higher education. - London,
2003.
6. The role of the universities in the Europe of
Knowledge. - Brussel: European Commission, 2003.
7. Лукичев Г.А. Проблемы присоединения
к Болонской декларации // Вестник РОСРО. - Вып.8. - С. 56-62.
8. Rooijen M. van. The emergence of global
and multinational universities // EAIE Occasional Paper, 15. - 2003. - Р.3.
Э. КАШУБА, ректор, профессор С. ГАЛЯН, проректор, профессор
Н. ГУБАНОВ, профессор Тюменская государственная медицин -ская академия
На основе Конституции РФ, инструктивных документов Минобразования РФ и с использованием комплексного, деятельностного и культурологического подходов к воспитанию нами разработана «Программа воспитательной работы в Тюменской государственной медицинской академии». Цель воспитания определяется нами как формирование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий про-
О системе воспитания в вузе
фессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию.
Самой сложной проблемой при создании программы было выделение личностных качеств студента, которые необходимо воспитывать. Иногда говорят, что этого делать не надо, что это якобы возврат к старому. Однако невозможно воспитывать человека, не