Научная статья на тему 'Роль программы ЕС Темпус-Тасис в интернационализации образования в сгту'

Роль программы ЕС Темпус-Тасис в интернационализации образования в сгту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепухин А. Ю.

Программа реформирования системы высшего образования в странах Европейского Союза сформулирована в Болонской декларации. В 2003 году Российская Федерация присоединилась к этому документу. Настоящая работа посвящена анализу участия СГТУ в программе ЕС Темпус-Тасис сотрудничества университетов Западной Европы и стран СНГ в области образования. Обсуждены преимущества и социальные эффекты, достигнутые в ходе выполнения проектов. Опыт участия в программе является фундаментом для дальнейшего развития международных связей подразделений университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF EU TEMPUS-TACIS PROGRAMME ON THE INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AT SSTU

The EU programme of actions in the field of education has been elaborated in Bologna Declaration. Russian Federation has joined this process in 2003. The current presentation is devoted to the analysis of SSTU participation in EU programme of inter-university cooperation Tempus-Tacis as one of the opportunities for the acquaintance of European high educational institutions and systems of education. Advantages and social impact of SSTU participation are discussed. The experience gained under Tempus was a basic competence for future international networking and cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль программы ЕС Темпус-Тасис в интернационализации образования в сгту»

УДК 316.42:35

А.Ю. Слепухин РОЛЬ ПРОГРАММЫ ЕС ТЕМПУС-ТАСИС В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СГТУ

Программа реформирования системы высшего образования в странах Европейского Союза сформулирована в Болонской декларации. В 2003 году Российская Федерация присоединилась к этому документу. Настоящая работа посвящена анализу участия СГТУ в программе ЕС Темпус-Тасис сотрудничества университетов Западной Европы и стран СНГ в области образования. Обсуждены преимущества и социальные эффекты, достигнутые в ходе выполнения проектов. Опыт участия в программе является фундаментом для дальнейшего развития международных связей подразделений университета.

A.Yu. Slepukhin IMPACT OF EU TEMPUS-TACIS PROGRAMME ON THE INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION AT SSTU

The EU programme of actions in the field of education has been elaborated in Bologna Declaration. Russian Federation has joined this process in 2003. The current presentation is devoted to the analysis of SSTU participation in EU programme of inter-university cooperation Tempus-Tacis as one of the opportunities for the acquaintance of European high educational institutions and systems of education. Advantages and social impact of SSTU participation are discussed. The experience gained under Tempus was a basic competence for future international networking and cooperation.

Введение

Участие российских университетов в международной образовательной деятельности в 1990-х годах серьезным образом повлияло на традиционные российские институты высшей школы, создало новые пути и условия их развития. Международная комиссия по образованию для XXI века, работающая под председательством Ж. Делора, в своем докладе «Образование: скрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО, так сформулировала основную задачу образования на современном этапе - «учиться жить вместе». Мы рассматриваем дискурс доклада комиссии Делора как логичную реакцию на начавшийся во второй половине XX века процесс глобализации мировой экономики, то есть выхода общественных отношений за рамки отдельных государств. Преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, включает в себя как составной элемент и модернизацию системы образования и подготовки кадров [1].

Интеграция экономической жизни промышленно развитых стран особенно ярко проявляется на примере Западной Европы, где сейчас идет формирование единого европейского экономического, политического, культурного и образовательного пространства [2]. Этому процессу сопутствует развивающаяся в последние десятилетия активная интеграционная политика в сфере образования, первыми практическими шагами которой являются программы ЕС студенческого обмена «Сократ» и «Леонардо». Курс на повышение роли международных институтов является стратегическим в процессе экономического и социального развития Европейского сообщества, поскольку национально обособленные системы высшего образования и переподготовки кадров уже не в состоянии удовлетворять потребности интегрирующихся экономик в подготовке специалистов.

Формирование кадрового потенциала рассматривается высшими органами управления ЕС как основная часть экономической интеграции по созданию единой валютноэкономической системы Союза. Политика в сфере образования направлена на обеспечение структурной перестройки экономики, ликвидацию дефицита квалифицированной рабочей силы, разрешение возникающих социальных конфликтов и ослабление безработицы.

Болонская декларация

В июне 1999 года программа действий ЕС в области образования была сформулирована в документе, получившем название Болонской декларации [3]. По своей сути это программа создания международных институтов управления высшим образованием, которые бы

соответствовали общей стратегии интернационализации социальной политики в условиях объединенной Европы. Ключевым моментом программы является разработка такой системы присуждения университетских дипломов и степеней, которая будет обеспечивать простой механизм их сравнения с целью предоставления выпускникам вузов из стран ЕС равных возможностей для трудоустройства на европейском и их конкурентоспособности на мировом рынках труда. В качестве ориентира предполагается осуществить повсеместный переход на двухцикловую модель обучения (бакалавр-магистр и/или доктор философии). Этому будет способствовать введение единой кредитной системы (системы зачетных единиц) для взаимного признания учебных дисциплин различными университетами с целью обеспечения широкой мобильности студентов внутри стран ЕС. Естественно, что разработка модели трансфера зачетных единиц невозможна без создания европейской системы контроля качества образования и необходимых общих стандартов высшего образования, в особенности в отношении учебных планов, межвузовского сотрудничества, схем мобильности и интегрированных образовательных и исследовательских программ. Результатом Болонского процесса должно стать решение проблемы международной стандартизации уровней квалификации, включая взаимное признание дипломов о высшем образовании, ученых степеней и свидетельств о профессиональной подготовке.

С 2003 года российская высшая школа официально участвует в Болонском процессе. Министерство образования РФ рассматривает задачу вхождении в мировое и, прежде всего, европейское образовательное пространство как стратегическую и весьма актуальную. Как показывает анализ правового контекста, действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов, сотрудничающих с западными университетами, уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором самим студентом траектории обучения. Существуют вузы, в которых проходят эксперименты по организации образовательного процесса на основе зачетных единиц, совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования [4, 5].

Программа Темпус

Одну из возможностей знакомства и сближения с европейскими вузами и системами образования этих стран предоставила программа ЕС Темпус, действие которой началось в 1990 году. Участие в программе не только позволило российским вузам получить значительную материальную помощь на приобретение коммуникационного, офисного и учебного оборудования и материалов в годы, когда бюджетные средства на эти цели практически не поступали, но и оказало сильное влияние на личностное развитие студентов, преподавателей и администраторов - участников совместных проектов.

Рассматривая социальные эффекты развития программы Темпус в российских условиях, можно выделить три взаимосвязанных социальных процесса. Во-первых, была осуществлена интернационализация учебной работы, которая в ряде случаев привела к инновационным прорывам в образовании, обеспечившим студентов и преподавателей новым диапазоном возможностей. Во-вторых, поездки преподавателей и администраторов вузов в зарубежные партнерские университеты предоставили возможность приобретения и использования новых профессиональных знаний, что во многих случаях имело прямое влияние на повышение рейтинга российских вузов - участников программы. И, наконец, в-третьих, наблюдается широкое взаимное проникновение культур, возникшее в результате кросс-

культурного общения, что приводит к росту взаимопонимания прежде различных общественно-политических систем.

СГТУ участвует в программе Темпус с момента начала ее деятельности в России. В 1992 году была подготовлена первая конкурсная заявка и в следующем году получен годичный грант на выполнение предварительного проекта рге-1БР-00236-93 «Развитие образования в области социальной работы в СГТУ», задача которого заключалась в подготовке трехлетнего проекта по данному направлению. В этом первом проекте нашими партнерами стали известные вузы Европы - университеты Тринити-колледж (Дублин, Ирландия), Гетеборга (Швеция), Кингстона (Великобритания) и Аалборга (Дания). Знакомство наших преподавателей и руководства университета с западно-европейскими вузами, организацией их образовательной и управленческой деятельности привело к пониманию необходимости серьезного реформирования всей системы университетского управления в СГТУ. Только такой шаг позволил бы университету повысить качество подготовки специалистов и сделать их конкурентоспособными в условиях изменившегося общественного строя и перехода к рыночным отношениям в экономике.

Поэтому с разрешения Европейской Комиссии тематика трехлетней заявки была изменена, и в 1995 году СГТУ получил грант объемом более одного миллиона долларов на выполнение проекта Т_1БР-10040-95 «Управление университетами в изменяющемся обществе» совместно с вышеперечисленными партнерами из стран Западной Европы. В рамках этого проекта решались следующие основные задачи:

^ реорганизация административной и финансовой систем управления университетом, разработка методов рационального стратегического планирования, внедрение новейших компьютерных технологий управления финансовой системой университета;

^ реорганизация сервисного обслуживания в научно-технической библиотеке СГТУ на основе внедрения современных компьютерных систем поиска и хранения информации; включение НТБ в мировую библиотечную сеть через Интернет;

^ создание Института социального и производственного менеджмента (ИСПМ) на базе инженерно-экономического факультета и гуманитарного учебно-научного центра с целью реорганизации и повышения качества экономического и гуманитарного образования в СГТУ;

^ совершенствование международной службы университета и организация Международного образовательного центра.

Выполнение этих задач послужило основой дальнейшего развития университета, сделало систему управления и принятия решений более демократичной и прозрачной, а планово-финансовую систему - более эффективной благодаря использованию информационных компьютерных технологий, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Однако основным результатом первого международного проекта нужно считать изменение менталитета его участников - преподавателей и управленцев. В академической среде проводилось обсуждение современной философии образования и обучения. Участники проекта на основании полученной в западных вузах информации и обмена опытом с зарубежными коллегами приступили к разработке новых учебных курсов и программ. В дальнейшем это позволило обратиться к вопросам модернизации и реформирования учебного процесса.

Объединение экономических и гуманитарных кафедр в рамках двух факультетов ИСПМ, и, как следствие, их более эффективное взаимодействие дало возможность привлечь фонды программы Темпус к реформированию вначале экономического, а затем и социального образования в СГТУ. В рамках этой программы в 1997 году был выигран грант совместного европейского проекта Т_1БР-10356-97 «Современное экономическое пространство: распространение рыночных знаний», начавшего действовать в 1998 году. Партнерами СГТУ в данном проекте являлись коллеги из Штутгартского университета (Герма-

ния), Маастрихтского университета (Нидерланды) и Автономного университета Лиссабона (Португалия). В рамках предшествовавшего ему предварительного Темпус-проекта Рге-1БР_3028-96 были определены основные цели и задачи, которые СГТУ наметил решить в течение 1998-2001 годов:

^ стратегический переход от традиционной концепции инженерно-экономического образования, основывавшейся на централизованной плановой отраслевой экономике, к построению децентрализованной рыночно-ориентированной модели образования путем внедрения новых бакалаврских и магистерских учебных планов по специальности «Экономика», отражающих социальные и экономические изменения в стране, а также процесс интеграции с Европой;

^ создание новых специализаций (экономика и социология труда, коммерция, маркетинг, логистика) и совершенствование уже существующих (менеджмент, социальный сервис и туризм, экономика и управление на предприятии) на базе общеобразовательной программы «Экономика» с соответствующими структурными изменениями в ИСПМ;

^ разработка новых фундаментальных, а также структурное изменение и совершенствование существовавших курсов: микроэкономика, макроэкономика, международный бизнес, городская и региональная экономика, европейская экономическая интеграция, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, маркетинг с акцентом на изменившиеся общественно-экономические условия в стране;

^ организация Диссеминационного центра современных экономических знаний с целью распространения разработанных как в ходе проекта, так и после его окончания учебных курсов, материалов, методических пособий и учебников среди учебных заведений Поволжского региона и страны в целом.

В 1999 году модернизация образования в СГТУ была продолжена в проекте Т_1БР-10808-1999 «Развитие профессионального образования в области социальной работы в России», который выполнялся на базе кафедры социальной антропологии и социальной работы в содружестве с университетами Бирмингема (Великобритания) и Гетеборга (Швеция).

Результаты сотрудничества

Анализ выполненных проектов и социологические исследования, проведенные западными экспертами по заданию Европейской комиссии в вузах-участниках программы Темпус как в Центральной, так и в Восточной Европе, с очевидностью показали, что за редким исключением каждый совместный проект имел свои выгоды и перспективы. Некоторые результаты участия СГТУ в Темпус-проектах приведены в таблице.

Некоторые результаты выполнения проектов Темпус

Проект Объем гранта, тыс. евро Мобильность, Восток-Запад, чел. Мобильность, Запад-Восток, чел. Средства на зарубежные стажировки, тыс. евро Учебно- методи- ческие издания, шт. Стоимость приобретенного оборудования, тыс. евро

иЕР-10040-95 (1995-1998) 805,05 90 29 319,95 6 132,45

иЕР-10356-97 (1998-2001) 554,80 82 53 153,38 27 128,70

иЕР-10808-99 (1999-2003) 499,96 71 44 179,39 15 101,85

Итого 1862,81 243 126 652,72 48 363,00

Так, только в рамках двух образовательных проектов Т_1БР-10356-97 и Т_1БР-10808-99 разработаны и лицензированы 2 программы магистерской подготовки по направлениям «Экономика» и «Социальная работа»; издан с грифом Минобразования РФ тиражом 1000 экз. учебник «Экономика» для студентов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям; разработаны 30 новых лекционных курсов и 6 курсов кардинально усовершенствованы; опубликовано полное учебно-методическое обеспечение этих курсов; открыты две новые специальности и две специализации; проведены структурные изменения в Институте социального и производственного менеджмента СГТУ. Можно сказать, что социальная значимость участия в проекте Темпус для российских партнеров состояла в том, что они обеспечили своих студентов и преподавателей новым набором уникальных возможностей, который они не смогли бы предложить им без поддержки Темпуса. В течение всех лет действия вышеупомянутых проектов студенты СГТУ имели возможность постоянно слушать лекции и участвовать в семинарах, проводимых преподавателями из университетов Бирмингема, Гетеборга, Штутгарта, Маастрихта, Лиссабона. Преподаватели и студенты получили доступ к современным средствам коммуникации, к библиотечному фонду вузов-партнеров, ознакомились с новыми образовательными технологиями, повысили уровень знания иностранных языков. Большое значение имеет и то, что только на развитие материальнотехнической базы факультетов и кафедр из средств проектов было затрачено более 230 тыс. евро. Эти факты наглядно демонстрируют, что через академическую активность проекты Темпус поддерживают и ускоряют процесс интернационализации образования в Европе.

Другим важным фактором, имеющим большую социальную значимость, является создание в рамках проектов Темпус формальных и неформальных сетей между университетами, причем далеко не только непосредственно являющимися членами проектного консорциума. И здесь необходимо выделить положительное влияние мобильности как части проекта Темпус. Сотрудники и студенты университетов получили возможность знакомства с различными системами образования и управления вузами.

Академическая мобильность

За годы реализации Темпус-проектов в СГТУ на разные сроки приезжали для чтения лекций, проведения семинарских занятий и консультирования 126 представителей западных вузов-партнеров. За это же время 243 сотрудника университета посетили западные вузы, участвуя в стажировках и ознакомительных визитах сроком от одной недели до нескольких месяцев. Среди участников мобильности 64% составляли преподаватели и аспиранты, а 36% - представители административно-управленческих и сервисных подразделений университета (члены ректората, заведующие кафедрами, сотрудники научно-технической библиотеки, информационно-вычислительных служб, управления международного сотрудничества). Изучение различных форм организации учебного процесса принесло пользу всем участникам проекта. Обобщая, можно сделать вывод, что кросскультурная осведомленность об образовательных и исследовательских системах за границей может послужить хорошим фундаментом и условием для совместной академической деятельности в Европе в будущем.

Участники проектов получили представление о культуре, ценностях и обычаях каждой страны. Несмотря на то, что на первых порах незнание особенностей культуры других наций нередко приводило к непониманию, в конечном счете, в большинстве проектов участники научились уважать друг друга и заложили хорошую основу для последующего сотрудничества. Дополнительной выгодой программы Темпус как раз и является перспектива продолжения академических, исследовательских и дружеских связей после окончания сроков проектов. СГТУ продолжает сотрудничество, обмен студентами, преподавателями и аспирантами с университетами Тринити Колледж, Дублин (Ирландия), Штутгарта (Германия), Гетеборга (Швеция), Бирмингема (Великобритания) - бывшими партнерами по Темпус-проектам. Например, только в

рамках программы стипендий Президента РФ для обучения за рубежом 10 аспирантов и студентов СГТУ прошли годичные стажировки в университетах Англии, Ирландии, Германии, Нидерландов и других стран. В большинстве случаев места стажировок определялись с помощью партнеров по Темпус-проектам. Нужно отметить также, что все аспиранты успешно защитили диссертации и продолжают научную и преподавательскую деятельность в СГТУ, работают в зарубежных фирмах или продолжают образование за рубежом.

Ещё одной важной возможностью для формирования партнерских сетей является предоставляемая грантами проектов Темпус возможность организации и проведения международных конференций. Так, значительным результатом выполнения экономического и социального проектов стали 10 конференций и семинаров, посвященных международной кооперации университетов в развитии высшего профессионального образования, в которых приняли участие более 420 преподавателей вузов от Владивостока до Москвы и от Перми до Астрахани, представители промышленности, западные партнеры по проектам, а также коллеги из вузов У краины, Армении, Казахстана и других стран СНГ. Были изданы 5 сборников трудов конференций. Естественно, что проведение таких представительных форумов было бы невозможно без финансовой поддержки программы Темпус.

Заключение

Большинство участников проектов Темпус отмечают, что наравне с профессиональными преимуществами, они получили большое личное удовлетворение от проделанной работы и выполненных задач. Знакомство с людьми, языками и культурами различных стран дало ценное понимание и множество перспектив для будущего сотрудничества. Культурные процессы, вызванные участием в Темпус-проектах, в первую очередь привели к изменению отношений и типа мышления как восточных, так и западных партнеров. Для восточноевропейских участников проекты явились действительной школой демократического образа действий и осознанием факта, что демократия прежде всего означает наделение ответственностью. В начале деятельности проектов происходило обучение работе в команде, принятию решений и навыкам сотрудничества. Результатом такой работы стало повышение инициативы участников из постсоциалистических стран, которые очень быстро из категории «образовательного туризма» перешли к равноправному партнерству и сотрудничеству с западными коллегами. Для партнеров из Евросоюза эффект участия заключался в обмене предметным опытом и сравнении образовательных систем, в совместных публикациях и в реализации своих образовательных услуг.

Социальные выгоды и результаты, полученные от участия в программе Темпус, влекут за собой не только переосмысление самого учебного процесса и управления им, но также обеспечивают понимание культурных стереотипов других наций, стилей поведения и взаимодействия, которое может послужить хорошей основой для интеграции российской высшей школы в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса. В то же время необходимы серьезные структурные изменения высшей школы в России, без которых эффективные реформы невозможны. Примером может стать Лиссабонская конвенция, согласно которой все страны обязаны признавать дипломы друг друга. Подписание конвенции не привело к существенному повышению статуса российского высшего образования, более того, некоторые наблюдатели отмечают дискриминацию России в отношении сертификатов о полученном образовании. Это говорит о том, что для признания в Европе и вхождения в зону высшего образования в качестве равноправного партнера, российской высшей школе необходимо провести серьезные реформы. Процессы глобализации требуют новых подходов к модернизации как содержания, так и управления образованием. Поэтому участие в Болонском процессе и различных международных программах сотрудничества должно стать реальным механизмом реформирования высшего образования в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Делягин М. Осень глобализации // Новые рынки. 2001. № 4. С.35-43.

2. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: ИК Логос, 2001. 339 с.

3. The European Higher Educational Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education, convened in Bologna on the 19th of June 1999.

4. Штриков Б.Л., Николаев В.А. Модель обеспечения качества подготовки специалистов на основе требований международных стандартов ISO серии 9000 // Инновации в высшей технической школе России: Вып.1. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования: Сб. ст. / МАДИ (ГТУ). М., 2002. С.193-206.

5. Захаревич В.Г. Международная аттестация как основа академической мобильности // Инновации в высшей технической школе России: Вып.1. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования: Сб. ст. / МАДИ (ГТУ). М., 2002. С.272-283.

Слепухин Александр Юрьевич -

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Общая физика»

Саратовского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.