О.Н. Олейникова
Болонский процесс
как инструмент интернационализации
высшего образования
В статье содержится анализ реализации отдельных направлений Болонского процесса в контексте интернационализации высшего образования. Подчеркнуты характеристики и векторы процессов интернационализации, рассматриваемой как производная от процессов глобализации и задач построения общества знаний. Приводятся общие данные и данные по России относительно реализации отдельных направлений Болонского процесса, таких как программы трех циклов, обеспечение качества, прозрачность, сопоставимость и признание квалификаций и дипломов, включая реализацию совместных образовательных программ и др., а также указаны направления и задачи активизации деятельности по консолидации европейского пространства высшего образования в целом и по вкладу России в этот процесс.
Ключевые слова: Болонский процесс, европейское пространство высшего образования, интернационализация системы высшего образования, обеспечение качества образования, сопоставимость квалификаций, совместные образовательные программы, признание квалификаций.
В современном глобальном мире вопросы международного сотрудничества и взаимодействия становятся объективной реальностью. В Европе активно осуществляются интеграционные процессы в сфере высшего образования, одним из которых является Болонский процесс. Он направлен на формирование европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и предполагает интернационализацию как на уровне системы высшего образования, так и образовательных учреждений.
Следует подчеркнуть, что европейское пространство высшего образования является общей рамкой для реформирования высшего образования, развития международного сотрудничества и академических обменов, мобильности студентов, выпускников и сотрудников вузов.
В контексте интернационализации повышается роль международных проектов и программ. В ходе их реализации формируется столь важный для эпохи глобализации дискурс экспертов, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов и способы нахождения общего для всех
сх Ф
о
Ф о
при сохранении самобытности и уникальности каждого субъекта к взаимодеиствия и сотрудничества. | о
При этом участие в международной деятельности является наиболее | § простым, обыденным уровнем интернационализации образования. На с ^ более высоком ее уровне она может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в процесс обучения [1].
Интернационализация образования преследует различные цели, такие как диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; обеспечение сопоставимости дипломов, степеней и квалификаций; развитие академической мобильности; повышение качества образования за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и технологиями и др.
На транснациональном уровне процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования, в единой или близкой ориентации в образовательной политике, направленной на обеспечение соответствия содержания и результатов образовательных программ потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества; выравнивание качества подготовки выпускников; укрепление международного сотрудничества и партнерства; координацию деятельности образовательных учреждений; стимулирование конкуренции образовательных систем.
Общие направления интернационализации в сфере высшего образования обусловлены повышением требований к умениям и риском поляризации умений. Адекватных решений требуют такие вопросы, как формирование широких умений, умений для жизни, общих умений, кросс-культурных умений; формирование системы ценностей для обеспечения устойчивого развития в условиях глобального мира, характеризующегося ростом неопределенности во всех сферах жизни; усиление качества знаний в области точных и естественных наук.
Интернационализация в сфере высшего образования получила активное развитие в течение последних 30 лет. Все больше студентов обучаются за рубежом, превращая международное обучение в реальность. В период 2000-2008 гг. количество европейских студентов, обучающихся за рубежом, увеличилось на 85%. И это не краткосрочная тенденция [2].
Интересно отметить, что если до 1980 гг. большинство международных мероприятий осуществлялось на основе традиционных моделей сотрудничества, таких как культурный обмен, совместные исследования или разработки, которые не носили конкурентного характера, в настоящее
„ 0 к время международная деятельность осуществляется на конкурентной
III основе: на уровне национальных систем образования осуществляется
Iiis поиск способов привлечения зарубежных студентов и продвижения
х о а
к So собственных моделей на внешний рынок образовательных услуг, gif повышения собственного статуса для формирования новых источников с доходов.
Как показывают исследования, стимулы к интернационализации образования включают в себя: установление сотрудничества; продвижение культуры страны; политические интересы; финансовые интересы; желание улучшить систему образования своей страны; развитие человеческого капитала [3].
Как указывалось выше, все процессы в сфере высшего образования в Европе неразрывно связаны с консолидацией Европейского пространства высшего образования, которое охватывает все 47 стран-участниц Болонского процесса, включая все страны Европейского Союза. Общеизвестно, что с момента начала Болонского процессов Европейское пространство высшего образования было нацелено на обеспечение сравнимости и сопоставимости систем высшего образования в Европе. В период 1999-2010 гг. происходило формирование этого пространства. В Левенском коммюнике министров образования стран-участниц Болонского процесса в марте 2009 г. заявлено об успешном завершении процесса формирования Европейского пространства высшего образования.
В этом же коммюнике изложены обновленные приоритеты по развитию Болонского процесса. Эти приоритеты касаются дальнейшего развития и модернизации высшего образования и консолидации европейского пространства высшего образования. Также особое внимание уделяется обмену опытом и образцами успешной практики и консолидации национальных тематических экспертных групп [4].
Интеграция национальных образовательных систем в европейское пространство высшего образования представляет собой наиболее последовательный и эффективный проект межгосударственного взаимодействия в сфере образования. Успех этого проекта выражается в создании концептуально-нормативной (цель Болонского процесса -создание Европейского пространства высшего образования, основные документы - Болонская декларация и коммюнике), организационно-управленческой (Наблюдательная группа по Болонскому процессу / BFUG, Европейские эксперты по реформе высшего образования и т.д.) базы Болонского процесса, а также в разработке понятных инструментов реализации принятых решений.
В целом Болонский процесс (и его продолжение после 2010 г.) является к одним из механизмов решения более широких задач построения Европы | о знаний, таких как развитие социального измерения высшего образования, | § обеспечение равенства доступа к высшему образованию; обучение в с ЕЕ течение всей жизни; трудоустройство; студентоцентрированное обучение; образование, научные исследования и инновации; международное измерение; мобильность; разработка нового комплексного механизма сбора данных для представления профилей вузов и формировании их международного рейтинга в интересах повышения прозрачности данного сектора системы образования; формирование Европейского пространства научных исследований; комплексные механизмы обеспечения прозрачности; совершенствование механизмов финансирования [5].
Важно подчеркнуть, что массовый характер высшего образования влечет за собой повышенные требования к качеству образования, которое должно оснастить выпускников знаниями и умениями, позволяющими им эффективно справляться с вызовами современного общества, основанного на знаниях, и постоянно совершенствоваться и развиваться в профессиональном плане.
Таким образом, качество является ключевым фактором продолжающейся интернационализации высшего образования. Глобализация вынуждает, или побуждает, вузы развивать международное сотрудничество и участвовать в международной конкуренции. В наиболее динамичных и успешных университетах обучается много иностранных студентов, что является признанием качества образования в этих вузах.
Следует отметить, что даже страны, не подписавшие Болонскую декларацию, испытывают на себе влияние Болонского процесса и находятся на пути внедрения его инструментов и подходов. Проведенные исследования хода и достижений Болонского процесса указывают на то, что в странах, относящихся к общим географическим регионам, имеющим общую культуру и историю, реализация Болонского процесса, как правило, обнаруживает сходство. Это также касается, например, стран региона Западных Балкан [6].
Наиболее распространенными инструментами Болонского процесса является структура трех циклов и Европейская система накопления и переноса зачетных единиц (ECTS), в то время как внедрение Болонского Приложения к диплому, разработка национальной рамки квалификаций и формирование независимых агентств по обеспечению качества высшего образования еще не полностью интегрированы в национальную политику всех стран, подписавших Болонскую декларацию, хотя и там достигнут определенный прогресс в области внедрения Национальных рамок
„ 0 к квалификаций, особенно в странах Центральной Азии, Восточной Европы III и региона Западных Балкан.
Iiis Что касается создания независимых структур в области обеспечения к So качества, за исключением «стран старого ЕС» и региона Западных Балкан, gif где большинство стран уже сформировали независимые агентства в этой с области, в остальных странах значительного прогресса не отмечается [6].
Рассмотрим некоторые направления более подробно.
Как известно, одним из основных направлений Болонского процесса является внедрение трех последовательных циклов высшего образования: первого, второго и третьего, которые ведут к получению трех степеней - бакалавра, магистра и доктора. Для программ бакалавра и магистра разработана общая модель, в то время как для третьего цикла еще не сформированы четкие нормы, и право их определения в большой степени остается за университетами, которые не стремятся к усилению регулирования собственной деятельности.
На уровне бакалавра приняты две основные модели: программы, составляющие 180 зачетных единиц ECTS (продолжительность - 3 учебных года), и программы, составляющие 240 зачетных единиц ECTS (4 года). Выбор модели отражает геополитический контекст и историческую близость стран в определенных регионах. Так, например, модель в 240 зачетных единиц преобладает в странах Восточной Европы и Средней Азии, в которых системы высшего образования имеют историческую общность и программы высшего образования традиционно были более длительными.
На уровне магистра наиболее распространенной является модель в 120 зачетных единиц ECTS (2 академических года).
Важнейшим инструментом интернационализации является Европейская система накопления и переноса зачетных единиц, позволяющая студентам получать зачетные единицы за успешно освоенные курсы обучения. Эта система направлена на усиление прозрачности результатов и процессов обучения и на содействие признанию периодов обучения. На практике эта система облегчает сравнение результатов обучения и обеспечивает понимание трудозатрат, связанных с программами/курсами/модулями. Она также является важным инструментом содействия студенческой мобильности и обучению за рубежом. На практике 60 зачетных единиц соответствуют трудозатратам в течение одного года обучения (учебный год) по очной форме и соответствующим результатам обучения.
В свою очередь, результаты обучения описывают, что будет знать, понимать и уметь делать студент после успешного завершения процесса обучения. Эта система в том или ином виде принята во многих странах-
участницах Болонского процесса, однако до полностью согласованного к внедрения еще далеко, и многое еще нужно совершенствовать. Так, | о например, отсутствует общий метод измерения зачетных единиц ECTS. | § В разных странах одна зачетная единица может варьировать от 20 до 40 с ЕЕ или более часов трудозатрат студента или от 10 до 15 контактных часов.
Ряд стран имеет собственную национальную систему зачетных единиц. К этим странам можно отнести Россию. Следует при этом отметить ряд различий между нынешней европейской «зачетной единицей» и отечественной системой «академических часов», которые не отражают в реальности трудозатраты среднестатистического студента на освоение конкретной единицы обучения.
Европейский студент может накапливать зачетные единицы в счет будущего диплома в течение длительного периода. Накопление зачетных единиц позволяет студенту повышать квалификацию в течение всей жизни, например, получать дополнительное образование или прерывать процесс обучения в случае необходимости, с сохранением ранее заработанных зачетных единиц, изменять траекторию обучения. В некоторых европейских странах зачетные единицы позволяют учитывать опыт работы студента по специальности как компонент освоения программ высшего образования.
Таким образом, в России совершенствование системы зачетных единиц не должно ограничиваться техническим определением трудоемкости конкретного курса по определенной дисциплине. Оно требует использования комплексного подхода, в том числе учета «стоимости» разных результатов обучения в рамках образовательной программы.
Как известно, важнейшим документом Болонского процесса является Приложение к диплому, которое прилагается к диплому о высшем образовании для повышения международной прозрачности и содействия академическому и профессиональному признанию квалификаций. В том или ином виде Приложение к диплому используется во всех странах Болонского процесса, однако его использование находится на различных уровнях. Частично (25-75% вузов) Приложение к диплому используется в вузах в Армении, Киргизстане, России и Украине [6]. Частично означает, что оно выдается по запросу, а не автоматически, и часто - за плату. Более того, в РФ не принята единая форма данного документа, и российскими университеты выдают Европриложение по форме, утвержденной локальными нормативными актами.
Отдельно следует остановиться на решении вопросов обеспечения качества в странах, участвующих в Болонском процессе. В рамках Болонского процесса обеспечение качества означает процесс оценки,
гоок мониторинга, обеспечения, поддержания и повышения качества систем,
|£| учебных заведений и программ высшего образования. На национальном
!§§ уровне такой вид внешней оценки в идеале должен проводиться
^ои
¡¡So независимым автономным органом, наделенным соответствующими
d си
о -g- полномочиями. с Практически в большинстве стран-участниц Болонского процесса сформированы агентства по обеспечению качества. Часть таких агентств является государственными, часть - частными. Существуют и межгосударственные структуры.
Однако следует отметить, что, несмотря на то, что принцип независимой оценки качества становится международной тенденцией, он пока широко не используется во многих странах. В ряде стран-участниц Болонского процесса ответственность за обеспечение качества несет какая-либо государственная структура (министерство). Тем не менее, в ряде стран ситуация меняется, и проводятся реформы. В некоторых странах вузы имеют право сами выбирать иностранное агентство по обеспечению качества для аккредитации своих программ. Важную роль играют сети ENIC/NARIC1.
Инструменты обеспечения качества, сформированные в ходе Болонского процесса, включают в себя: Европейскую рамку квалификаций, Европейскую систему накопления и переноса зачетных единиц, Европейское руководство в области обеспечения качества (о котором уже много написано в нашей профессиональной прессе, оно переведено на русский язык и постоянно обновляется), Европейский Реестр обеспечения качества. Это последний инструмент, сформированный в 2008 г., и он не столь хорошо известен в России.
Европейский Реестр предназначен для хранения информации об агентствах по обеспечению качества. Эта информация используется для развития мобильности и повышения доверия между университетами в международном контексте, а также способствует повышению качества деятельности вузов внутри страны [7].
Необходимо подчеркнуть, что интеграция российского образования в европейское образовательное пространство невозможна без привлечения международной экспертизы как инструмента обеспечения качества. Следует отметить, что в российских вузах постепенно появляются примеры проведения международной аккредитации не только отдельных
1 Европейская сеть информационных центров по вопросам академической мобильности и признания (European Network of Information Centres on Academic Mobility and Recognition - ENIC Network) и Сеть национальных информационных центров по вопросам мобильности - National Academic Recognition Information Centres network - NARIC Network.
образовательных программ (нередко реализуемых совместно с к зарубежными вузами, как, например, программы двойных дипломов), но | о и вузов в целом. Так, в 2013 г. Центральным агентством по аккредитации | § и оценке качества образовательного процесса (ZEvA), Германия, было при- ^ ЕЕ нято решение аккредитовать все образовательные программы МГИМО(У) МИД России сроком на пять лет.
Намеченная положительная тенденция, к сожалению, не снимает вопросов официального признания результатов независимой оценки и их влияния на статус и деятельность университетов.
Признание квалификаций является важнейшим направлением Болонского процесса и рассматривается в качестве средства развития международной мобильности и повышения возможностей трудоустройства выпускников.
Одним из инструментов в этой области является Лиссабонская конвенция, представляющая собой международную конвенцию, обеспечивающую признание квалификаций, присвоенных в одной стране, в других странах, на основании установленных стандартов. Конвенция была разработана совместно Советом Европы и ЮНЕСКО, ее подписали более 50 стран Европы и стран, находящихся за пределами Европы. На практике за признание иностранных квалификаций как в целях академического обучения, так и занятости, отвечают министерства образования.
Россия до 2013 г. оставалась страной с централизованной системой академического признания иностранных документов об образовании. В 37 странах Европы, как практически и во всех странах мира, окончательное решение о признании документа о предыдущем образовании с целью предоставления права дальнейшего обучения принимает образовательная организация.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» заложил основы децентрализации и ввел новых исполнителей процедуры признания образования и (или) квалификаций, полученных в иностранных государствах. С принятием нового закона об образовании ведущие, федеральные и научно-исследовательские университеты с 1 сентября 2013 г. получили право автономно принимать решение о признании всех иностранных документов об образовании, а другие образовательные организации - самостоятельно принимать документы, попадающие под действующие в России многосторонние и двусторонние соглашения о взаимном признании.
Важнейшим аспектом стратегий интернационализации в глобальном контексте являются совместные программы и степени, которые
0 к рассматриваются в качестве ключевого элемента межвузовского |§| сотрудничества [8].
|§й В российских вузах наиболее распространено обучение по совместно к So разработанным программам и курсам (23%), обучение по совместным gif краткосрочным программам (20%), согласование учебных программ в рамках реализации обменов студентами (19%), разработка совместных краткосрочных программ (17%) [9].
Большая часть европейско-российских совместных программ сосредоточена в таких предметных областях, как менеджмент, экономика, инженерные науки, производство и строительство, и реализуется на уровне магистратуры [9].
В рамках Болонского процесса необходимым условием повышения привлекательности и конкурентоспособности единого пространства высшего образования является социальное измерение, направленное на обеспечение доступности качественного высшего образования для всех граждан. Устранение препятствий для обучения, прежде всего для студентов из социально незащищенных групп, обычно связано с возможностью финансовой поддержки и развитием инфраструктуры доступной среды.
В России механизмом финансовой поддержки является государственная социальная стипендия, которая назначается студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, включая детей-сирот, инвалидов и др. [10]. Законом также установлены меры по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие бесплатное обеспечение специальными учебниками и иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков [10, ст. 79].
Все процессы формирования единого пространства высшего образования неразрывно связаны с развитием академической мобильности, которая и в России является неотъемлемым показателем эффективности деятельности вузов. Согласно исследованиям, проведенным НП АСИО «Болонский клуб», росту академической мобильности в 2010-2014 гг. способствовало участие университетов в программах Европейского союза TEMPUS и Erasmus Mundus, а также привлечение финансирования от национальных программ стран-членов ЕС. Тем не менее, в России существует ряд проблем в развитии академической мобильности. К ним относятся: неплановый характер этой деятельности, недостаточность материально-финансового обеспечения, нехватка специалистов в данной области, неразработанность специальных методов и механизмов академического обмена, отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей
эффективный обмен. Анализ показывает, что если информационную к и организационную поддержку развития академической мобильности | о осуществляют практически все вузы, то экспертную и финансовую - | § примерно половина учебных заведений.
В заключение следует отметить, что присоединение России к Болонскому процессу осенью 2003 г. дало возможность последовательно проводить модернизацию отечественного высшего образования в соответствии с новыми стратегиями и приоритетами экономики знаний. Россия пошагово и последовательно продвигается в направлении Европейского пространства высшего образования.
При этом очевидно, что реализация Болонского процесса является длительным и сложным процессом. Однако повсеместно признается его роль как катализатора широких реформ, инструмента усиления интернационализации высшего образования.
Бесспорно, влияние Болонского процесса способствовало модернизации российского образования, прежде всего на уровне университетов и способствовало: повышению качества образовательных программ; укреплению институционального межвузовского взаимодействия, что привело к повышению статуса и узнаваемости российских университетов на международном уровне; созданию условий для повышения конкурентоспособности российских выпускников и дипломов.
Следует подчеркнуть, что на уровне национальной политики за последнее время наметилась позитивная тенденция эффективного продвижения России в единого пространства высшего образования: Россия подготовила Национальный отчет к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса, которое состоится в 2015 г. в Ереване, при Министерстве образования и науки Российской Федерации создана Наблюдательная группа по Болонскому процессу; Россия возобновила членство в BFUG. Все это свидетельствует, что Болонский процесс в России из декларации возможностей становится ориентиром национальной политики в сфере высшего образования.
Библиографический список
1. Буркель Н., Творогова С., Шендерова С. Инновации и изменения в транснациональном образовании // Отчет Представительства Европейского Союза в Российской Федерации. 2014.
2. Муравьева А.А. Сопоставимость и сравнимость степеней и дипломов высшего образования: вектор развития // Вестник Тверского государственного университета. 2011. № 26. С. 118-133.
ок 3. Олейникова О.Н. Интернационализация высшего образования в Россий-i ской Федерации и программа Темпус // Вестник Тверского государственного £ ¡S университета. 2011. № 26. С. 8-14.
1| S. 4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». ФЗ № 273.
5. Bologna beyond 2010: Report on the development of the European Higher Edu-8 cation Area, Leuven / Louvain-la-Neuve Ministerial Conference, 28-29 April 2009.
с 6. European Quality Assurance Register for Higher Education. URL: www.eqar.eu
(дата обращения: 12.03.2014).
7. Internationalisation in European higher education: European policies, institutional strategies and EUA support. EUA, 2013.
8. Internationalisation and the European Higher Education Area. Bernd Wächter. Academic Cooperation Association (ACA). May 2008.
9. Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area. Bucharest Communiqué. Final version. URL: http://www.ehea.info/Uploads/ (1)/Bucharest%20Communique%202012(2).pdf (дата обращения: 15.03.2015).
10. State of Play of the Bologna Process in the Tempus Partner Countries. Education Audiovisual and Culture Executive Agency, 2012.