Научная статья на тему 'Обострение конкуренции в высшем образовании'

Обострение конкуренции в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
social start / Mass / international cooperation / globalization / Internationalization / Высшее образование / социальный старт / массовость / международное сотрудни- чество / Глобализация / интернационализация / Higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотников Андрей Александрович

В современном мире образование и высшая школа имеют огромное значение и во многом опреде- ляют будущее общества. Для национальных систем высшего образования глобализация является одновременно и угрозой, и возможностью. Так, обострение конкуренции между традиционными и общепризнанными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных ус- луг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать уже имеющи- еся и разрабатывать новые формы международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In todays world education and higher education are very important and largely determine the future of society. For national systems of higher education, globalization is both a threat and an opportunity. So increased competition between traditional universities and generally recognized, the emergence of the threat posed by new providers of educational services (training companies, telecommunications companies, offering distant programs, corporate universities) compel universities to develop existing and develop new forms of international cooperation.

Текст научной работы на тему «Обострение конкуренции в высшем образовании»

УДК 378

I ОБОСТРЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Сотников Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология», microlabuss@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

In today’s world education and higher education are very important and largely determine the future of society. For national systems of higher education, globalization is both a threat and an opportunity. So increased competition between traditional universities and generally recognized, the emergence of the threat posed by new providers of educational services (training companies, telecommunications companies, offering distant programs, corporate universities) compel universities to develop existing and develop new forms of international cooperation.

В современном мире образование и высшая школа имеют огромное значение и во многом определяют будущее общества. Для национальных систем высшего образования глобализация является одновременно и угрозой, и возможностью. Так, обострение конкуренции между традиционными и общепризнанными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать уже имеющиеся и разрабатывать новые формы международного сотрудничества.

Keywords: highereducation, social start, mass, international cooperation, globalization, internationalization

Ключевые слова: высшее образование, социальный старт, массовость, международное сотрудничество, глобализация, интернационализация

В последнее десятилетие в России наблюдается стремительный рост системы высшего образования. После того, как в середине 1990-х годов достигло минимума, общее число студентов стало увеличиваться практически в каждом регионе страны.

В истории России случались прецеденты быстрого увеличения количества студентов за короткий промежуток времени. Потребовалось 15 лет, например, чтобы увеличить вдвое данный показатель по сравнению с 1917 годом, столько же времени потребовалось для того, чтобы увеличить вдвое уровень 1950 года.

Однако, во-первых, никогда еще доля студентов среди населения не оказывалась столь высокой — в 2006 году количество студентов составило 457,8 человек на 10 тыс. населения, что выше соответствующего показателя в большинстве промышленно развитых стран (Германия — 216 человек, Франция — 340 человек, Великобритания — 350 человек). Во-вторых, никогда еще раньше такие изменения не происходили по инициативе населения, в результате коренного пересмотра бюджетных приоритетов [3].

В современном мире образование и высшая школа имеют большое значение и во многом определяют будущее общества. Определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов становится интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования [5]. Успешное решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Выбор профессии для молодого человека, как известно, является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели перед собой ставить. Велико влияние высшего образования на социальную структуру, прежде всего, на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Условно выделяют три типовые модели социального старта выпускников. Первую модель избирают представители молодежи, чьи

83

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

жизненные планы ориентированы на ценности высшего образования (30—40%). Вторую модель избирает молодежь, которая свой социальный старт также связывает с получением высшего образования, однако конкретные его формы после окончания школы не определяет (50%). Выбор этой группы нередко зависит от «обстоятельств», к которым относятся: уровень знаний, полученных в школе, финансовое состояние родителей и многое другое. Примерно 10% выпускников реализуют третью модель социального старта. Они категорически исключают продолжение учебы для себя и готовы направить все свои усилия на поиск высокооплачиваемой работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. На условия и содержание труда эти люди обращают внимание в последнюю очередь. Указанную модель реализует и часть молодежи с так называемым «отложенным стартом», досуговая деятельность для которой более приемлема, чем трудовая. Расчет многих из них идет и на случайные заработки, а также на материальную помощь со стороны родителей. Итак, на получение высшего образования, без каких бы то ни было вариантов, сориентировано более 40% выпускников школ.

Почему молодые люди с разным уровнем подготовки и нередко не сделавшие еще окончательный выбор будущего дела жизни стремятся в вузы [3]? В высшей школе сегодня обучаются 4 млн 72 тыс. студентов, за последние 10 лет их общая численность выросла более чем на 1 млн чел. Очевидно, рост произошел в основном за счет студентов, обучающихся на коммерческой основе. В 2000 году государство оплачивало образование 2 млн 707 тыс. человек, за свой (негосударственный) счет обучались 1 млн 365 тыс. студентов. Две трети расходов на образование сейчас несут домохозяйства. В ближайшее время эта тенденция (по прогнозам), скорее всего, сохранится, а возросшая потребность молодежи в получении высшего образования (при условии ее платежеспособности) найдет свое отражение в увеличении численности студентов, обучающихся на коммерческой основе.

В России сегодня, кроме 600 государственных, существует более 400 негосударственных вузов. Считают, что в этой ситуации есть положительные стороны: с увеличением спроса на образование еще более вырастут требования, предъявляемые к его качеству. Если в планиру-

емой перспективе оно будет предоставляться на коммерческой основе, необходимо постоянно улучшать вузовские стандарты образования и качество подготовки выпускников.

В современном мире существуют проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации в сфере высшего образования. В связи с увеличением уровня интеграционных процессов в Европе становится необходимым создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. В свою очередь, интернационализация образования требует гарантий качества, определенных минимальных стандартных требований, критериев профессионализма, аккредитации и т.д.

На двадцать четвертом ежегодном форуме Европейской ассоциации высшего образования (EAIR) были выявлены следующие основные условия для продвижения в европейское образовательное пространство российских вузов:

1) наличие двух уровней высшего образования — бакалавриата и магистратуры;

2) необходимость наличия кредитной системы в построении курса обучения и в учебных планах;

3) преподавание хотя бы части учебных курсов на английском языке;

4) аккредитация вуза авторитетным европейским органом.

Нет сомнения в том, что предлагаемые европейские принципы ступенчатости и селективности в подготовке специалистов заслуживают внимания, но пока данные подходы не согласуются с подготовкой специалистов в российских вузах. Многоуровневость высшего образования в России, как известно, ограничивается рядом факторов. К основным из них можно отнести невостребованность бакалавров и магистров как в хозяйственной сфере государства, так и в государственных учреждениях; не наблюдается определенности в уровне подготовки; вследствие продолжительности периодов обучения основная часть бакалавров стремится и предпочитает в первую очередь получить диплом специалиста, а не диплом магистра. Всем известно, что в европейских высших заведениях сроки обучения бакалавров короче, чем в российских вузах, но они связаны с более углубленной профилированной подготовкой

84 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

Обострение конкуренции в высшем образовании

в общеобразовательной школе (12—13-летней). Переход на двухступенчатую систему обучения высшей школы в России, если и оправдан, то должен осуществляться, по меньшей мере, в течение 10—15 лет [6].

Грядущие перемены, очевидно, более болезненно отразятся на отечественной науке и культуре. В частности, отказ от двухстепенной научной квалификации и переход на европейские степени доктора наук, в основном, философии, еще долгое время не будут восприняты российским обществом. В результате перехода на двухступенчатую систему обучения будут утрачены целые направления научных исследований, в том числе фундаментальные исследования.

Широкое распространение зачетно-кредитная система уже получила в США и многих европейских вузах. Названная система представляет собой гибкую систему учета прохождения студентами всего курса обучения и, в частности, отдельных дисциплин. Учебный курс обозначается определенной условной единицей, которая, как правило, предполагает определенное количество аудиторных часов этого курса в семестр (обычно 3 часа). Каждый студент за время обучения для получения диплома о высшем образовании должен набрать определенное количество таких условных единиц-кредитов. Такая кредитная система позволяет получать эти «условные единицы» не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях, в том числе зарубежных.

XXI век открывает новую эру для развития высшего образования. Необходимость в интеграции и гармонизации университетского и неуниверситетского образования во всем мире и особенно в европейских странах назрела еще в конце прошлого столетия. В связи с увеличением интеграционных процессов в Европе, а также развитием европейского сообщества, стало очевидным, что интеграция в сфере высшего образования отстает от интеграции в сфере экономики, политики, права, культуры. Необходимым становится организация единого европейского образовательного пространства. Кроме того, европейским сообществом осознавалась необходимость обмена образовательным и научным опытом. Таким образом, с развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и политики перед сферой высшего образования встали новые цели — подготовка профессиональных

кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Итак, интернационализация высшего образования преследует различные цели: диверсификация и рост финансовых поступлений вследствие привлечения иностранных студентов; совершенствование учебных планов, а также обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; всемерное расширение региональной сети вузов для эффективного использования своих ресурсов; возможность повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. Дальнейшее развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Многие современные вузы вовлечены в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простой уровень интернационализации.

Наиболее известная форма интернационализации высшего образования — это мобильность студентов, то есть увеличение числа студентов, обучающихся за границей. Европейские страны, как известно, имеют постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремится получить диплом в университетах США и Канады. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%.

Возможность мобильности студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Независимо от более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне всяких программ.

В современном мире международная мобильность студентов является не только межконтинентальным, но и региональным явлением. Очевидно, что процесс интеграции региональных экономик стимулирует мобильность студентов, и в этом сыграли большую роль такие международные ассоциации, как NAFTA, ASEAN и АРЕС.

85

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Потоки иностранных студентов постепенно стали восприниматься большинством принимающих стран больше как оказание платных услуг, чем помощь, потому что во многих случаях иностранные студенты полностью оплачивают обучение. Таким образом, программы студенческой и преподавательской мобильности развивались с целью стимулирования интернационализации учебных планов, то есть внедрения изменений в учебные планы сотрудничающих вузов и факультетов. Как известно и в объединенной Европе существует огромное разнообразие национальных систем высшего образования. Необходимо было денационализировать учебные планы и привнести в них общие европейские элементы. Это возможно было реализовать только через проекты мобильности. Нередко эти изменения встречали сопротивление отдельных вузов [3].

Одним из самых сильных стимулов интернационализации программ обучения является все большее влияние международных профессиональных объединений. Стремительный рост международной торговли профессиональными услугами дал возможность представителям многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Профессиональные объединения серьезно взялись за решение таких вопросов, как гарантия качества образования, минимальные

стандартные требования, критерии профессионализма, аккредитация и т.д.

Для студентов, получающих ученые степени и дипломы за рубежом, необходимо, чтобы эти ученые степени и дипломы были действительны в стране, где они собираются работать. Максимальные результаты в этой сфере были достигнуты в Европейском регионе.

Признание периода обучения за рубежом и полученных там оценок было одной из самых острых проблем интернационализации. Студенты, обучавшиеся за рубежом и приехавшие в свою страну, испытывали трудности в признании своих оценок. Им приходилось снова сдавать экзамены, которые они уже сдавали, обучаясь за рубежом, тратить свое время и нервы. В рамках общеевропейской программы «Эразмус/Сократ» была разработана система, призванная разрешить этот вопрос.

Для национальных систем высшего образования глобализация является одновременно и вызовом, и возможностью. Так, обострение конкуренции между традиционными и общепризнанными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать имеющиеся и разрабатывать новые формы международного сотрудничества.

Литература

1. Александрова О. Высшее образование и структура российской экономики//Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 27-36.

2. Арапов М.В. Бум высшего образования: масштабы причины и следствия//Общественные науки и современность. 2004. № 6. С. 30-31.

3. Богословская О. Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии//Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44-47.

4. Егоршин А. Возможные сценарии (о развитии высшего образования в России)//Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 35-37.

5. Зборовский Г. Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измере-ния//Высшее образование в России. 2006. № 3. С. 121-126.

6. Мочалова И. Античные идеалы образованности: история и современность//Л1ша mater. Вестник высшей школы. 2006. № 1. С. 41-42.

7. Попов А. Демографическая база профессионального образования: современное состояние и перспективы до 2025 года//Вопросы статистки. 2008. № 3. С. 32-38.

8. Сагинова O.B. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования.//http:// www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuzyhtml//(дата обращения: 23.10.2011).

9. Смирнов А. Высшее образование сегодня//Фундаментальное высшее образование; новые проблемы. 2008. № 3. С. 23-24.

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.