Научная статья на тему 'Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности'

Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1828
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагинова О.В.

Рассматривается одна из важнейших современных тенденций экономического развития интернационализация применительно к сфере высшего образования, ее основные формы и характеристики, такие, как мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Канд. экон. наук О. В. Сагинова

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рассматривается одна из важнейших современных тенденций экономического развития - интернационализация - применительно к сфере высшего образования, ее основные формы и характеристики, такие, как мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, создание региональных и международных вузовских сетей, экспорт образовательных услуг.

Со времен странствующих ученых позднего Средневековья университеты всегда рассматривались как социальное и культурное явление, целью которого было распространение знаний за пределы своей территории. Большинство высших учебных заведений, образованных в XIX и XX столетиях, выполняли свои традиционные функции формирования профессиональных групп и местной элиты, а также развития науки и техники в национальной среде. Со второй половины ХХ в. вузы были вовлечены в мощное движение образовательной экспансии и демократизации образовательных возможностей. Массовое распространение высшего образования стало рассматриваться как гарантия конкурентоспособности государства в новой глобальной экономике.

Хотя студенчество многих стран активно участвовало в движении за независимость своей страны, ее развитие, модернизацию и демократию, большинство вузов находились на дотации государства, что определяло и их политическую зависимость. Учебные заведения формировались в рамках государственной политики и существовавшие системы высшего образования, методы и порядок их регулирования были приспособлены к национальной экономике и культуре конкретных стран. Не существует международной системы высшего образования, даже если определенная модель - американская, британская или немецкая - и используется другими странами для построения собственной образовательной системы.

С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встала новая задача - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в из-

менившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и подготовка своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных учащихся.

Большинство современных вузов вовлечено в международную деятельность, но это, как правило, наиболее простая степень интернационализации. На более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений. В этом смысле далеко не многие, даже из крупных центров академического образования, могут считаться в истинном смысле международными.

Высшее образование ХХ1 в. отличается целым рядом особенностей и требует определенных изменений содержания и организации обучения. Изменения являются неотъемлемой частью прогресса. Технические нововведения влекут за собой изменения технологических процессов, изменения в управлении этими процессами и изменения в подготовке специалистов. Так было всегда, но в конце ХХ в. масштабы и скорость изменений возросли настолько, что потребовалось создать систему управления этими изменениями. В начале ХХ1 в. изменения стали одним из важнейших требований успешной работы организаций, а управление изменениями превратилось в ценный навык руководителя.

В сфере образования основным фактором, стимулирующим изменения, сделался стремительно возрастающий поток информации. Рост происходит такими темпами, что прежние методы и сама система обучения уже не могут с ним справиться. Простое увеличение объема осваиваемых знаний приводит к чрезмерному увеличению учебной нагрузки, неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся, но при этом не дает желаемых результатов. Обновление знаний происходит настолько быстро, что к моменту окончания вуза полученные студентами знания успевают устареть. Возникла необходимость постоянного обновления профессиональных знаний - т. е. непрерывного «пожизненного» обучения.

Изменения в экономической среде требуют профессиональной переориентации специалистов на разных этапах их карьеры, освоения но-

вых областей деятельности, смены рода занятий и т. п. Стали другими и сами обучаемые - помимо вчерашних школьников в вузы приходят зрелые специалисты, обремененные семьей, совмещающие учебу с работой. Наличие у них опыта практической деятельности, особых условий получения образования заставляют вузы изменить график и методы обучения. Уже недостаточно передать студентам определенный объем знаний, намного важнее обучить поиску и анализу необходимой информации, самому процессу получения знаний.

Эти изменения, характерные для самого процесса образования, происходят на фоне более широких изменений, охватывающих экономику отдельных стран, регионов и мира в целом. Студенты получают высшее образование в зарубежных странах, а применяют полученные знания, работая в международных компаниях по всему миру. Европейский союз разработал специальные стипендии и программы, стимулирующие студентов ехать учиться за пределы своей страны. В ведущих вузах Великобритании, США, Канады до 80% студентов составляют иностранные граждане.

Современные информационные технологии, бурное развитие дистанционного обучения сделали национальные границы абсолютно прозрачными для образовательных услуг. Сформировался единый мировой образовательный рынок, где вузы самых разных стран предлагают свои продукты и услуги всем студентам сразу, не ограничивая себя национальными границами. Знаменитые рейтинги Financial Times лучших бизнес-школ теперь включают не только вузы США, но и Канады, Испании, Франции, Великобритании. Работодатели во многих странах Европы при приеме на работу выпускников вузов все больше внимания обращают на опыт учебы, жизни и труда за рубежом, поскольку это свидетельствует об адаптивных возможностях кандидатов, широте их кругозора, навыках общения с представителями разных культур.

Не обошли эти процессы и Россию. Свидетельство тому - проводимые в Москве и других крупных городах нашей страны международные ярмарки программ МВА, целевые программы финансовой помощи ведущих европейских бизнес-школ (испанской IESE, французской INSEAD, английской LBS) и голландского банка ABN-AMRO российским студентам, зачисленным на программы МВА. Здесь же можно упомянуть программы целого ряда американских, голландских и английских университетов и бизнес-школ, предлагаемые в России через московские вузы. А это значит, что желают того российские вузы или нет, готовы они к этому или нет, отдают себе отчет в происшедших изменениях или нет, но все они работают в условиях международной конкуренции. Они борются за абитуриентов не только с другими российскими, но и с зарубежными вузами или их посредниками, предлагающими на российском рын-

ке свои образовательные программы. И чем стабильнее будет выглядеть в глазах иностранных инвесторов ситуация в России, тем интереснее будет российский рынок образования для зарубежных вузов. А поскольку это так, стоит позаботиться о готовности каждого вуза достойно участвовать в этой конкурентной борьбе.

Основные формы интернационализации высшего образования

Национальная обособленность вузов все более вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации и глобализации. Этот фундаментальный конфликт проявляется в различных аспектах - проблемах признания университетских дипломов, в вопросах специализаций и оценок, развитии международных форм определения качества подготовки, условиях международной аккредитации. Чтобы предложить реальные шаги по преодолению этого конфликта, нужно разобрать основные формы и важнейшие характеристики интернационализации высшего образования, определить ее перспективы.

Мобильность студентов

Самая известная форма интернационализации высшего образования - это мобильность студентов - выезд какого-то числа молодых людей для обучения за границу. Командирование студентов на обучение в другие страны - явление далеко не новое, и некоторые регионы сталкиваются с этим уже давно. Большинство европейских стран многие годы имеет постоянный приток студентов из своих бывших колоний. Значительная часть молодежи из стран Латинской Америки стремится получить диплом в университетах США и Канады. В период холодной войны высшие учебные заведения Советского Союза и Восточной Европы привлекали студентов из государств со схожей идеологией. За последние 40 лет темпы увеличения потоков студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО, уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300%. По мнению экспертов, к 2010 г. число студентов, обучающихся за рубежом, составит 2,8, а к 2025 г. - 4,9 млн. человек.

Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы - «Эразмус», а затем (с 1995 г.) «Сократ». Программа «Эразмус» (начатая в 1987 г. чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности, такие как, «Комет», «Лингва» и другие, ставили целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен рассматривается как

мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников.

Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности существует и спонтанное перемещение студентов вне каких-либо программ. Эта спонтанная мобильность сложилась в результате целого ряда факторов, отражающих действующие на рынке образовательных услуг стратегии «проталкивания» и «вытягивания». С одной стороны, вузы, стремясь увеличить предложение своих программ на зарубежных рынках, открывают свои филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения и т. п., т. е. проталкивают свои образовательные услуги и продукты по каналу распределения, пока они не достигнут целевого потребителя образования. С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности образования за рубежом.

Языковые и культурные соображения привлекают студентов на образовательные программы Великобритании, Франции, США. Доминирование английского языка в качестве основного в современной науке и наиболее часто изучаемого второго языка обусловило тот факт, что наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникают специализированные агентства и консалтинговые компании, как национальные, так и международные, выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению спроса на образовательные услуги.

Международная мобильность студентов представляет собой не только межконтинентальное, но и региональное явление. Процесс интеграции региональных экономик также стимулирует мобильность студентов, и потому такие международные соглашения, как NAFTA, ASEAN или APEC, сыграли большую роль. Специально созданная программа «Нордплюс» - программа студенческого обмена между северными европейскими странами - основывается на привлекательном принципе оплаты «деньги следуют за студентом». По этой программе вузы скандинавских стран получают финансирование в зависимости от количества студентов, записавшихся на их программы. Причем, деньги выделяются как на студентов из данной страны, так и на граждан стран, объединенных данным договором.

Постепенно потоки иностранных студентов, пересекающих национальные границы для получения высшего образования, стали восприниматься большинством принимающих стран больше как торговля, нежели

помощь, поскольку довольно часто иностранные студенты полностью оплачивают свое обучение. Во многих образовательных учреждениях доход, полученный за счет полной оплаты обучения иностранными студентами, становится существенным прибавлением к ежегодно сокращающимся вузовским бюджетам. Без такого дополнительного дохода многие вузы просто не могли бы существовать.

Таким образом, причиной роста численности студентов, обучающихся за границей, на современном этапе развития высшего образования все чаще выступают рыночные процессы, а не государственная политика или вопросы оказания помощи. Международный рынок образовательных услуг превращается в стремительно развивающийся сектор экономики, центральными элементами которого являются международный маркетинг образовательных учреждений и целенаправленный набор иностранных студентов. Пример Австралии показывает, что политика активного маркетинга вузовских программ и непосредственного поиска и набора иностранных студентов оказалась продуктивной, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Мобильность преподавателей

Хотя мобильность преподавательского состава не так хорошо исследована, как область мобильности студентов, ее можно считать второй по важности формой интернационализации высшего образования. Традиционно международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой, но в ряде регионов и в определенных областях образования, таких, как менеджмент и деловое администрирование, существуют специальные схемы регионального и международного тренинга для молодых исследователей и преподавателей.

Как и в случае с мобильностью студентов, здесь существуют сильные географические различия в потоках. На одном полюсе в этом процессе стоят страны с высоким уровнем научной иммиграции в результате целенаправленного привлечения научного персонала для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а на другом - страны с низким уровнем интернационализации профессорско-преподавательского состава, в основном, страны с высоким уровнем национальной однородности, использующие только родной язык в обучении, которым поэтому трудно найти специалистов, владеющих иностранными языками. США и Великобритания - это крупнейшие экспортеры научных трудовых ресурсов, но в то же время кафедры их университетов очень привлекательны для зарубежных специалистов. В этом можно убедиться, если обратить внимание на состав их высококвалифицированных

научных кадров, среди которых немало представителей зарубежных стран.

Как и любая миграция рабочей силы, межгосударственная интеллектуальная миграция может быть временной и постоянной. Временная представляет собой одну из форм международного научного сотрудничества, постоянная равнозначна эмиграции и получила название brain drain - «утечка мозгов». В самом широком смысле - это выезд из страны любых специалистов, занимающихся квалифицированным интеллектуальным или творческим трудом, а также потенциальных специалистов -студентов, аспирантов и стажеров.

К специфическим причинам возникновения интеллектуальной миграции можно отнести возможность получить дополнительный опыт, а также возможность заниматься работой, которая не доступна на родине. Интеграция систем высшего образования выступает при этом стимулирующим фактором.

Часто процессы студенческой и преподавательской мобильности бывают так взаимосвязаны, что разделить их очень трудно. Многие аспирантские программы европейских и американских вузов предусматривают период обучения, так называемый taught component. Кроме того, слушатели этих программ активно привлекаются к преподаванию на бакалаврском уровне. Поэтому программа мобильности аспирантов включает компоненты обучения, исследований и преподавания. Европейские вузы объединяются для поощрения мобильности аспирантов. В рамках Европейского института исследований в области менеджмента функционирует система школ бизнеса, предлагающих докторские программы. За ежегодный взнос в 4000 евро вуз, вступающий в эту организацию, получает доступ к сети, объединяющей более 20000 профессоров и исследователей; возможность участия во всех семинарах и конференциях; помощь в установлении академических и исследовательских контактов в Европе; консультации в управлении проектами, финансируемыми ЕС.

Интернационализация учебных планов

Введение изменений в вузовские программы всегда встречало сопротивление в академической среде. Вудро Вильсон, будучи президентом Принстонского университета, сказал, что «легче перенести кладбища, чем изменить программы обучения». Это высказывание афористично запечатлело основное противоречие в развитии высшего образования на современном этапе. С одной стороны, вузы стремятся совершенствовать свои образовательные программы, предлагать самые новейшие области знания. С другой - в образовании по-прежнему высоко ценятся традиции и неизменность некоторых атрибутов обучения служит определенным сигналом высокого качества предлагаемых программ. Недаром многие

вузы стараются по возможности связать свое возникновение с наиболее старыми учебными заведениями. Однако вуз не может в угоду сохранению традиций отказаться от развития, введения новых технологий обучения. Для вуза очень важно постоянно быть в курсе происходящих на рынке изменений. Но не стоит и слепо следовать только запросам рынка. При узкой рыночной ориентации есть опасность остаться в будущем без инженеров, врачей, ученых.

Быстрый рост международной торговли профессиональными услугами побудил представителей многих профессий организовать свою деятельность на международном уровне. Архитекторы, психологи, бухгалтеры и многие другие пытаются разработать международные стандарты, которые могли бы привести к большей согласованности учебных планов и критериев качества. Вопросы унификации требований к программам высшего образования нашли свое отражение в так называемом «Болон-ском процессе» - широком вузовском движении перехода на двухуровневую систему высшего образования.

Следует отметить, однако, что основная цель интернационализации - не в командировании за рубеж 100% студентов, а в доступности результатов интернационализации что называется дома. Не зря одна из специальных групп Европейской ассоциации международного образования (EAIE) так и называется «интернационализация дома» (Internationalisation at Home - IAH). Именно эта форма интернационализации делает результаты международного межвузовского сотрудничества доступными всем студентам без исключения.

Транснациональное образование

Вузы пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением предложения своих образовательных услуг на перспективных рынках, организуя зарубежные отделения и филиалы, полностью подчиняющиеся основному учебному заведению. Эта тенденция показывает сдвиг в процессе интернационализации от спроса к предложению. Если страна, в которой расположен филиал, юридически признает иностранный диплом, то студенты могут обучаться по программе иностранного вуза от начала до выпуска.

Многие учебные заведения заключают соглашения о сотрудничестве, которые касаются различных аспектов преподавания и обучения. Очень часто эти соглашения связаны с обменом студентами и/или преподавателями. В некоторых случаях эти связи перерастают в консорциумы и вузовские сети. Как правило, подобные объединения учебных заведений обладают весьма ограниченными правами.

Более глубокое взаимодействие между учебными заведениями предполагается при заключении ими различных соглашений о введении со-

гласованных образовательных программ. Глобальный альянс транснационального образования (GATE) - международное объединение, включающее бизнес-организации, высшие учебные заведения и правительственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения качества, аккредитации и сертификации вузовских программ, предлагаемых за пределами своей страны. Интересным примером является система «Двойного диплома» среди европейских вузов, предлагающих бакалаврские программы по международному бизнесу и деловому администрированию. Основана эта система на двусторонних договорах о сотрудничестве, но поскольку многие из ее участников связаны такими договорами друг с другом, она превратилась в целую партнерскую сеть. Сопоставив свои программы и учебные планы, вузы договорились выдавать свои дипломы студентам из вуза-партнера, если те проучились у них в течение года и выполнили ряд оговоренных требований. При этом плату за обучение студенты вносят только в свой родной вуз, что позволяет им экономить не только время, но и деньги. В результате по окончании своего вуза студенты дополнительно к его диплому могут получить еще и полновесный диплом вуза-партнера. Эта система включает вузы Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании и России. В программах этого типа вопрос контроля качества совместно решается вузами-партнерами.

Гармонизация систем высшего образования

Задачи гармонизации и международной интеграции национальных систем высшего образования вытекают из провозглашенного Римским договором принципа свободы передвижения лиц в рамках европейского экономического пространства. Специально созданный Европейский социальный фонд (ЕСФ) разработал меры по единой миграционной политике, координации стратегии в области занятости и особенно в области подготовки квалифицированной, обученной и легко адаптирующейся рабочей силы и рынков труда.

Для унификации социальных прав и гарантий населения всех стран - членов ЕС нужно было ликвидировать и технические границы на пути движения рабочей силы: признать эквивалентность (переходность) дипломов, обеспечить равный доступ к различным системам образования. Различия в национальных системах высшего образования могут стать серьезной помехой экономической глобализации. Растущая автономия вузов, децентрализация и передача полномочий от центральных национальных правительств региональным органам власти привносят еще больше разнообразия в системы национального образования, затрудняя их гармонизацию. Легче всего поддаются международной стандартизации такие аспекты образования, как структура учебного года и системы оценки знаний. Наиболее радикальным шагом могло бы стать принятие еди-

ной системы дипломов о высшем образовании для всей Европы. Менее радикально, но более реально согласование единой системы оценки и признание полученного образования.

В каждой стране существуют вузы, отличающиеся друг от друга по своим целям, степени самостоятельности и автономии, правам присуждать квалификационные степени, т. е. по своему статусу. Эта разница затрудняет процесс признания дипломов и периодов обучения, а также универсальность единиц измерения трудоемкости обучения - так называемых «кредитов».

Важным аргументом привлечения абитуриентов и студентов для вуза является удовлетворение их потребностей и ожиданий. Идея пожизненного, непрерывного образования, появления новых сегментов потребителей образовательных услуг вуза требует своего осознания. Вузы должны оценить предшествующее образование и опыт абитуриентов и студентов, организовать обучение с учетом социального, семейного и профессионального положения своих клиентов; гарантировать учет конкретных периодов и результатов обучения для получения квалификационной степени о высшем образовании; разнообразить свое предложение программ обучения. Предусмотреть прозрачность и доступность информации об условиях, целях и продолжительности обучения, вариантах программ, системе кредитов и т. д.

Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова активно сотрудничает с зарубежными вузами с конца 1980-х гг. Уже обыденными стали программы мобильности студентов и преподавателей. РЭА участвует в европейской системе «Двойного диплома» и имеет двусторонние договоры с 11-тью зарубежными вузами. Ежегодно до 50 студентов МШБ-РЭА командируются для обучения по программе «Двойного диплома» в вузы Голландии, Швеции, Франции, Германии. Уже более 120 выпускников РЭА получили двойные дипломы. Это означает, что за один и тот же срок обучения (4 года для бакалавра и 5 лет для дипломированного специалиста) студенты получают два полновесных диплома государственного образца. Таким образом, диплом РЭА приравнивается к дипломам Германии, Франции, Голландии, Швеции.

Заключен первый договор о двойном дипломе для студентов магистратуры. Начиная с 2004 г. ежегодно 5 студентов магистратуры РЭА будут уезжать на один семестр в Дрезден (Германия) и проходить там обучение по программе магистра международного бизнеса в давнем партнере РЭА - Университете прикладных наук Дрездена.

В стадии разработки находится более масштабный международный проект - создание партнерской сети вузов, разрабатывающих совместные магистерские программы. Партнерская сеть включает вузы и образовательные организации Великобритании, Финляндии, Норвегии. Интерес проявляют и известные университеты Швеции. Цель этого проекта -дать доступ студентам всех вузов-партнеров к уникальным программам, существующим в конкретном вузе, а также разработать совместные модули, которые укрепили бы конкурентоспособность каждого вуза, участника сети.

Список литературы

1. Fullan Michael. Leading in a Culture of Change / San Francisco: JOSSEY-BASS, 2001.

2. Lorange P. New Vision for Management Education: Leadership Challenges. PERGAMON, 2002.

3. Rauhvargers A. Joint degrees in Europe // FORUM. Winter 2002. Vol. 4. № 3.

4. Robbins K. and Webster F. The Virtual University. OXFORD UNIVERSITY PRESS, 2002.

5. Rowley D. J., Lujan H. D. and Dolence M. G. Strategic Change in Colleges and Universities / San Francisco: JOSSEY-BASS, 1997.

6. Van Baalen P. J. and Moratis L. T. Management Education in the Network . Economy / KLUWER ACADEMIC PUBLISHERS. Boston, 2001.

7. www.Europa.eu.int/comm./ html.

8. www.unesco.org/education.

Канд. экон. наук Б. Н. Чернышев

ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ СЕРВИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Оцениваются перспективы менеджмента услуг в условиях усиления роли сервиса и сервисных компонентов в хозяйственной деятельности предприятий. Рассматриваются вопросы реализации современной концепции и методов сервисного менеджмента.

Сервис как императив развития постиндустриального общества

Современная экономическая история в какой-то мере подтверждает теоретическую концепцию Д. Белла о стадиях развития цивилизации как доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Считается, что экономически наиболее развитые страны Запада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.