Педагогические науки
УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 1
А. А. Костригин, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Н.Новгород, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждается состояние высшего образования сегодня. Современный этап развития общества оказывает сильное влияние на высшую школу. Присутствует множество факторов, которые изменяют систему высшего образования: глобализация, коммерциализация, интернационализация, академический капитализм, европеизация. Указываются нововведения в организации образовательного процесса: образование как "услуга", рыночные формы оплаты профессорско-преподавательского труда, транснациональное образование, зачетные единицы, мобильность студентов и преподавателей. Проводится анализ факторов и выделение проблемных точек основных тенденций современного образования. В качестве методов данного исследования выступает теоретический анализ научной литературы и классификация нововведений современной образовательной системы в Европе. Новизна исследования заключается в систематизации особенностей и факторов реализации высшего образования сегодня. Показаны отличительные характеристики классического и современного университета, освещена история реформирования образования в высшей школе через Болонский процесс, сформулированы последствия внедрения нововведений в образовательную систему в высшей школе. Политические и экономические черты современного общества влияют, в первую очередь, на снижение участия государства в реализации образования и увеличение коммерческого элемента в науке..
Ключевые слова: высшее образование, глобализация, интернационализация, академический капитализм, европеизация, транснациональное образование, Болон-ская процесс.
Введение
Процессы, происходящие сегодня в мировой культуре, экономике, обществе и политике, оказывают значительное влияние на всю систему образования в целом [4, 6, 7, 11, 12], и на высшее образование, в частности. Перестройка системы высшего образования началась в Западной Европе и постепенно охватывает и другие страны и континенты.
Преобразования в высшей школе столь обширны и неоднозначны, что до сих пор нет полного перечня факторов изменения образовательной системы в высшей школе и появляющихся под их влиянием новшеств.
1 Рецензент: Чупров Л. Ф., канд. психол. н., гл. редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия)..
В данной статье автор ставит задачу рассмотреть и проанализировать ключевые факторы изменения современного высшего образования и определить главные нововведения.
История формирования современного образовательной ситуации: Бо-лонский процесс, Сорбонская декларация, Берлинское коммюнике
Инновации в образовании начали формироваться с Болонского процесса. Нововведения были четко сформулированы в Лиссабоне (2000 г.). Ставилась задача преобразовать Европейский союз в успешный, конкурентоспособный, модернизированный и экономически эффективный регион мира, в основе деятельности которого, лежат научных знаниях и в котором, будут присутствовать перспективные рабочие места и социальная сплоченность.
Можно сказать, что Болонский процесс является кардинальной, затрагивающей всю структуру образовательной системы процесс, имеющий своей целью переход к обществу знаний, распространения глобализма и интеграцию европейского сообщества. Система реформ Болонского процесса призвана изменить положение дел на всех уровнях высшего образования: на общеевропейском уровне, на национальном уровне, на институциональном (вузовском) уровне.
В.И. Байденко считает, что основной идеей Болонских реформ является создание нового вуза, который смог бы отвечать интеллектуальным и общественным требованиям и потребностям [4]. Такой вуз должен быть готов к принятию вызовов «общества знания», способствовать аккумуляции духовного опыта и ресурсов в таком обществе, быть способным отвечать требования к знанию ключевых компетенций, понимать и осознавать новый спрос и знать, как его удовлетворить, открываться новому (новым требованиям, новым технологиям, новым задачам), быть конкурентоспособным и привлекать в Европу перспективные таланты, быть местом взаимодействия ученых и граждан как на национальном уровне, так и на международном.
Такой тип вуза может быть создан при реализации следующих нововведений:
• присвоение вузам статуса автономности, в частности, при стратегическом планировании, управлении персоналом, управлении финансовыми ресурсами, организации институционального самоуправления;
• создание так называемых рамочных документов, которые будут стимулировать и активировать конкуренцию между вузами в сфере обучения и науки;
• организация оптимальных для достижения требуемой эффективности систем управления и принятия решений внутри вуза;
• распространение в вузах предпринимательства;
• реализация принципов интернационализации в функционировании отечественных вузов в соответствии с условиями глобализации экономики и общества;
• создание новых подходов к формулировке, оценке и контролю качества образования в высшей школ;
• изменение принципов и порядка приема в вузы в сторону большей открытости и диверсифицированности;
• внедрение новых форм и систем трудового вознаграждения профессорско-преподавательской деятельности [4].
Нововведения и инновации в реформах Болонского процесса являются способом создания единого Европейского пространства высшего образования, в котором сохраняется и используется все богатство академической и духовной культуры, присутствует многообразие как национальных, так институциональных (внутривузовских) типов и видов Европейской культуры, ориентированной на сопоставимость и совместимость.
В Сорбонской декларации и далее на нескольких конференциях (в т.ч. на Берлинском коммюнике) были сформулированы основные ориентиры в дальнейшем функционировании высшего образования: создание двухцикловой структуры степеней; введение единых кредитных единиц (ECTS) для всего европейского образовательного пространства; реализация высшего образования «в течении всей жизни»; усиление мобильности как преподавателей, так и студентов, формирование модулей и курсов с единым европейским содержанием.
Контекст функционирования высшего образования сегодня
Происходящие изменения в высшем образовании позволяют провести сравнения классического образования, которое существовало до конца XX вв., и современного образования. А.Ю. Андреев перечисляет ключевые характеристики классического образования: воспитание и формирование личности студентов, поиск научной истины, обучение с помощью науки и научного исследования, свободное обучение (выбор студентов курсов, которые они хотят изучить) и свободное преподавание (преподаватель сам определяет, какие курсы он будет вести) [2].
К.А. Мызрова описывает современное образование в следующих терминах: глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликультурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция, непрерывное профессиональное образование [10].
Можно выделить несколько общемировых факторов, которые оказывают необратимое влияние на высшее образование. В.И. Байденко выделяет следующие факторы: глобализация, академический капитализм, европеизация, интернационализации и транснациональное образование [4].
Глобализация
А. Козмински определяет глобализацию как унификацию или универсализацию норм и стандартов, которые регулируют большинство аспектов жизни общества, в частности, экономическую и политическую деятельность, право, а также сферу потребления, способы досуга и искусство [4].
По мнению Г. Макбурни, существует четыре измерения такого явления, как глобализация: экономическое измерение, которые соответствует торговле и «эко-
номике знаний»; политическое измерение (увеличение числа организаций, которые выходят за пределы одного государства и становятся наднациональными); культурное измерение (смешение множества культур); технологическое (возрастание роли информационно-коммуникационных технологий) [9].
Существенное влияние на образование в высшей школе глобализация оказывает через информационно-коммуникационных технологий. Занимаясь подготовкой управленческих кадров, университеты и институты должны адаптироваться к следующим условиям: интернет-технологии и облачные технологии; учебно-методические материалы, которые совмещают и национальные нормы конкретной страны и элементы унифицированной (глобальной) культуры; курсы для студентов различных культурных сред; гибкие режимы обучения; многообразные организационные перемены и пересмотр миссии университетов.
Р. Мейсон отмечает, что сегодня зарождается новый тип университета. Ему присущи такие характеристики, как международное общение и сотрудничество студентов; сильная мотивация профессорско-преподавательских составов к их привлечению; ориентация образования на создание интернациональных составов обучающихся; создание служб поддержки по организационным и техническим; полипредметный характер образовательных программ [4].
С точки зрения культурного аспекта, когда глобализация выдвигает английский язык на роль универсального, что несет угрозу распада национальных языков и ослабления национальных идентичностей.
В сфере политической глобализация разрушает роль и функции национального государства.
В экономике глобализационные процессы подрывают модели национального экономического развития путем создание и продвижения таких образовательных программ, которые никогда не были свойственны национальной экономике [4].
Рассматривая проблему развития образовательной системы профессиональной подготовки управленческих кадров, необходимо различать «глобализацию» и «глобализацию высшего образования». Последняя рассматривается как развитие и усиление сотрудничества университетов во всемирном масштабе и как процесс укрупнения университетов и захват «мегауниверситетами» образовательных рынков [5].
Исследователи выделяют несколько форм глобализации высшего образования: интернет-программы, онлайн-курсы; 2) предоставление образовательные услуги, которые предоставляются под бренд-неймом какого-либо университета; 3) «ратификация» университета с привлекательным международным академическим имиджем местных университетских образовательных программ [5].
Процессы глобализации ведут ко многим противоречивым следствиям, которые выражаются в ограничении академической свобод и критического мышления, что обуславливается тем, что исследования финансируются корпорациями; трансформации университетов в неоднородные образовательные организации, с экономической точки зрения; трансформации просветительской роли профессора в роль предпринимателя; ослабление местной культуры университета по причине
доминирования англо-американской модели в высшей школе; увеличении доминирования английского языка [5].
Несмотря на многочисленные положительные нововведения, существуют и проблемные места глобализации высшего образования и профессиональной подготовки кадров, которые можно выразить следующими вопросами:
•каково будущее университета в условиях утраты государством культурной и национальной миссии?
• насколько эффективна будет смена модели классического университета на модель управляемой корпорации?
• сохранит ли высшее образование свою социальную миссию и социальную ответственность в условиях станет «производителем» образовательных услуг по заказу «потребителей»?
• какие последствия могут ожидать университеты при заимствовании методик управления из бизнеса?
• смогут ли университеты продолжать повышать эффективность функций критического осмысления (как к тому призывает Всемирная декларация о высшем образовании) при переходе к модели прибыльных корпоративных организаций?
• сохранит ли свой уникальный статус академическая деятельность или она превратится в вид предпринимательства?
• чем же все-таки выступает высшее образование: личным предметом потребления или и общественным благом?
Эти и многие другие вопросы ставят перед высшей школой вполне определенные задачи по адаптации к современным реалиям и оптимизации процесса образования и профессиональной подготовки кадров.
Академический капитализм
В.И. Байденко перечисляет основные черты «академического капитализма» [4]. В сфере академического персонала и академической культуры присутствует разрушение моделей и представлений об университетской профессиональной деятельности, внедрение новых схем материального вознаграждения некоторых аспектов карьеры академических сотрудников, изменение роли профессора, отношение к студенту как клиенту, внедрение принципов американской мотивации академического персонала, уменьшение числа постоянных работников, возрастание числа временных работников, использование схем и моделей временного найма работников, ослабление функции критического осмысления, появление такого явления, как «коммерческая тайна», подрыв понятия ответственности в научных исследованиях за «достоверность» результатов, по причине учета корпоративных интересов и возрастание роли предпринимательства.
С точки зрения организационной структуры и управления, можно отметить, возникает модель «университета-предприятия», которые расценивается как «супермаркет», где «приобретаются» знания, увеличение «приватизационных» ори-ентаций в управлении университетами, переход от модели «руководителя-
ученого» к «руководителю-предпринимателю», внедрение таких организационных схем, которые разрушают автономию образовательных учреждений и их подразделений, применение «принудительного контрактирования» вузов, уменьшение академических свобод [4].
В области исследовательской деятельности академический капитализм реализуется в перераспределении ресурсов и ориентация на прикладные и технические науки и уменьшение исследований в области фундаментальных исследований.
Говоря о взаимодействии государства и высшего образования, стоит указать на то, что возрастает роль частных и других отличных от государственных источников доходов университетов, ослабление роли и участия государства в деятельности высшей школы, акцентирование на эффективности, достигающейся за счет сокращения соков обучения и отсева студентов [4].
Очевидно, что «академический капитализм» - это феномен расшатывания и разрушения модели традиционного университета.
Транснациональное образование
Новая тенденция в образования определяется как «любая преподавательская деятельность, связанная с обучением, во время которой студенты находятся в другой стране (принимающая страна), отличной от той, в которой находится учебное заведение, предоставляющее образование (родная страна)» [4, с. 76].
В настоящее время появляются следующие нововведения в системе высшего образования:
• франчайзинговые соглашения, которые свидетельствуют о предоставлении одним «провайдером» образования (университетом) права и лицензии на использование образовательных технологий, в следствие чего происходит взаимное признание зачетных единиц;
• оффшорные структуры, где принимаются низкие подоходные налоги или налоги на имущество. В транснациональном образовании данные компании «оффшоры» создаются для комплексного продвижения своих образовательных услуг;
• твиннинги, являющиеся попарными объединениями провайдеров образования и одним из ведущих критериев при выборе университетов будущими студентами; твиннинги обуславливают факт признания научных или учебных разработки одного учебного заведения другим - иностранным - как таких, которые будут являтся зачетными единицами;
• университетские кампусы, которые являются «точками пересечения» образовательной сети; эти международные университетские городки становятся центрами постоянного образовательного и научного сообщества, как в реальном месте, так и в виртуальном пространстве. Кампусы содействуют научному и образовательному сотрудничеству и интеграции различных университетов внутри и за пределами конкретной страны. В отдельных же странах открываются филиалы-кампусы для продвижения образовательных услуг других государств;
6
• онлайновые и дистанционные программы образования (через Интернет и другие информационно-коммуникационные технологии), которые образуют сегодня основу для «киберобразования»;
• корпоративные программы, которые предлагают большие корпорации, с присвоением зачетных единиц, полученных в различных заведениях;
• «дочерние» учреждения крупных вузов.
Распространение транснационального образования достигается через ориентацию на глобализацию в промышленности и торговли, повышение доступности высшего образования, увеличение роли интернет-технологий, а также отсутствием у государства достаточных средств финансирования национальных образовательных систем [4].
Интернационализация
Под интернационализацией понимается «процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг» [4, с. 80].
С.Р. Яголковский, характеризуя инновационное образование, одной из главных черт считает его интернационализацию [13]. Характеристики интернационализации в образовании:
• мобильность студентов и сотрудников университетов и международное перемещение;
• унификация образовательных планов и программ в соответствии с едиными международными стандартами;
• установлению и поддержанию международного доступа к исследовательским и образовательным программам;
• признанию дипломов о высшем образовании на двустороннем, региональном и международном уровнях.
А.А. Лакомова и Т.М. Хусяинов отмечают, что сегодня многие студенты уезжают учиться в зарубежные высшие учебные заведения. Авторы называют такой феномен «образовательной миграцией» [8]. В современном обществе такое обучение становится не роскошью (как, например, 100-150 лет назад), а обыденной практикой и даже необходимостью.
Европеизация
Европеизация как феномен реализуется через следующие понятия - «европейское измерение», «европейское пространство», «европейский аспект» [4].
Европеизация представляет собой всеобъемлющий процесс, имеющий далеко идущие цели в изменении (обогащении, сдвигах) ментальности современного общественного сознания различных наций в направлении выработки определенных общеевропейских ценностей, норм, подходов, институтов и т.д., чувства принадлежности к единому социальному и культурному пространству.
Концепт «европейского пространства» означает строительство единого (общего) европейского образовательного пространства, общего исследовательского и инновационного пространства. Говоря о «европейском измерении», необходимо иметь ввиду европеизацию учебных материалов, педагогических технологий в условиях массового высшего образования, компетентностное приращение выпускников вузов для европейского рынка труда. «Европейским аспектом» образования является овладение студентами европейскими языками и усиление взаимного признания степеней.
Факторами европеизации выступают: создание единого для всей Европы рынка труда, для чего устраняются преграды для академического и профессионального признания; ориентация на глобализацию как лейтмотив всех направлений профессиональной подготовки; высокая доля «утечки мозгов»; слабая активность университетов Европе на международном уровне; расширение зоны Евросоюза.
Высшее образование как образовательная услуга
Данное нововведение регулируется Генеральным соглашением о торговле услугами (General Agreement on Trade Services - GATS)
GATS стремится к увеличению либерализации предоставления образовательных услуг, которое теперь приобрело статус «продажи». Выделяются 4 способа предоставления услуг образования, или 4 способа «доставки»: 1) реализация образовательных услуг за рубежом (через различные формы связи, в том числе, интернет); 2) получение образовательных услуг за границей; 3) коммерческое присутствие (совместные образовательные организации); 4) импорт преподавателей (с целью осуществления образовательной деятельности в иностранных государствах). Согласно концепции GATS, высшее образование интерпретируется как услуга, которая пригодна к продаже, как на национальном рынке, так и на международном.
На Болонском семинаре в Афинах были сформулированы принципы, которыми должны руководствоваться в переговорах о GATS [4]:
- сохранять условия финансирования государственного сектора высшего образования;
- поддерживать в каждой стране собственные механизмы и процедуры обеспечения качества;
- формировать новые структуры для обеспечения и развития интернациона-лизационного процесса в высшем образовании;
- предоставлять прозрачность переговоров вплоть до участия в них экспертов в области образования.
Заключение
Высшее образование сегодня находится в ситуации смены парадигм. Перед высшей школой стоят задачи адаптации к новым условиям и требованиям, разработки новых программ обучения и профессиональной подготовки кадров, а также
сохранения и повышения качества образования. Рассмотренные в работе факторы оказывает необратимое влияние на образовательную систему. По мнению автора статьи, участникам высшего образования остается только адаптироваться к нововведениям и делать акцент на сильных сторонах реформ.
Литература:
1. Алпатова А.Э. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2012. № 5-6. С. 35-46.
2. Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. №3. С.46-58.
3. Андреев А.Л. Университеты в контексте социальной истории: от «обучения культуре» к формированию креативных интеллектуальных сред // Высшее образование в России. 2013. №. 6. С. 116-127.
4. Байденко В.И. Болонский процесс. М.: Логос, 2004.
5. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. №. 11. С. 116-127.
6. Костригин А.А. Менеджмент в дошкольном образовании: перспективы исследования ценностный оснований // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 187-190.
7. Костригин А.А. Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении // Современное образование. 2015. № 1. С. 26-41. DOI: 10.7256/2409-8736.2015.1.13878.
8. Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом // Педагогика и просвещение. 2015. № 1. С.36-50. DOI: 10.7256/2306-434Х.2015.1.13890
9. Макбурни Г. Рычаги глобализации как политическая парадигма высшего образования //Высшее образование в Европе. 2000. № 1. С. 46-55.
10. Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования // Креативная экономика. 2011. № 9 (57). С. 48-52.
11. Хусяинов Т.М.. История развития и распространения дистанционного образования. // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41. DOI: 10.7256/2306-434Х.2014.4.14288
12. Хусяинов Т.М., Костригин А.А. Методология и теория онлайн-консультирования // Психология и Психотехника. 2014. № 9. С.996-1002. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.9.12713
13. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. 276 с.
¿Я Кс^г^т А. А. ОзоЬеппоз!! геаНгасп уу8з1^о оЬгагоуапуа па зоугетеппот ]е1аре
Ф гагукца оЬзЫ^уа / А. А. Ков^т // Майка. Мув!'. - № 2. - 2015.
© А. А. Костригин, 2015.
© «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The article discusses the state of higher education today. The current stage of development of society has a strong impact on higher education. There are many factors that modify the system of higher education: globalization, commercialization, internationalization, academic capitalism, europeanization. There are innovations in the organization of educational process: education as a "service", market forms of payment of higher-education teaching personnel, transnational education, credit units, the mobility of students and teachers. The author carries out the analysis of the factors and the allocation of the main problem spots and tendencies in the contemporary education. The methods of this research are the theoretical analysis of the scientific literature and classification of innovation of contemporary educational system in Europe. The novelty of the research is the systematization of the features and factors of the implementation of higher education today. The author shows the distinctive characteristics of classic and modern university, analyses the history of educational reforms in higher education through the Bologna Process, formulates the consequences of the introduction of innovations in the educational system in higher education. Political and economic features of contemporary society affect, first of all, the reducing of government's involvement in the implementation of education and the increasing of commercial element in science.
Keywords: higher education, globalization, internationalization, academic capitalism, europeanization, transnational education, Bologna Process
.— • — Сведения об авторе
Артем Андреевич Костригин, ассистент кафедры психологии управления ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского» (Нижний Новгород, Россия).
— • —
Подписано в печать 20.06.2015.
© Наука. Мысль, 2015.